Анализ оборота общественного питания
Анализ динамики, состава и структуры оборота начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.4). В отчетном году оборот общественного питания в действующих ценах составил 20011 тыс. руб., а в сопоставимых (к базисному 2006 году) - 13104,8 тыс.руб. Отметим, что прирост оборота общественного питания по сравнению с 2006 г. наблюдался в течение всего анализируемого периода. В 2010 году по сравнению с базисным 2006 годом увеличение оборота общественного питания составило 5692,8 тыс. руб. Таблица 2.4 Анализ динамики оборота кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» за 2006-2010 гг.
Анализ оборота общественного питания по периодам года приведен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 Анализ оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» по кварталам в 2009 - 2010 гг.
Анализ оборота общественного питания по кварталам отчетного и прошлого года (табл.2.5) показал рост оборота общественного питания в действующих ценах по всем четырем кварталам отчетного года. Особенно значительное увеличение оборота общественного питания произошло во втором и четвертом кварталах (на 25,42 % и на 23,92%). Соответственно и доля продаж второго и четвертого квартала выросла и составила 24,21% и 26,5% соответственно (рис. 2.3).
Рис.2.3. Структура оборота общественного питания в разрезе кварталов 2010года, %
Наибольший удельный вес по продажам в отчетном году занимает четвертый квартал и это закономерно: именно на четвертый квартал приходится предновогодний рост посещений кафе.
Таблица 2.6 Данные для расчета равномерности развития оборота общественного питания в разрезе кварталов (%)
Для расчета равномерности развития оборота общественного питания найдем коэффициент равномерности.
Кравн = 100- V = 100-1,04 = +98,96 % V = (σ/x)*100 = 1,29/123,5 * 100=1,04% σ =
Кравн = 98,96% свидетельствует о равномерности развития оборота общественного питания в разрезе кварталов.
Таблица 2.7 Распределение оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» по кварталам за 2008-2010гг.
На основании таблицы 2.7 рассчитаем индексы сезонности оборота общественного питания ООО ПКФ ЗАВАМ кафе «МаТЭ» за анализируемый период для выявления влияния сезонности продаж на оборот общественного питания.
Таблица 2.8 Расчет индекса сезонности оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» за 2008-2010гг.
Таким образом, очевидна тенденция возрастания оборота общественного питания за анализируемые три года из квартала в квартал. Наибольший объем оборота общественного питания, как правило, достигается предприятием в четвертом квартале. Значительное влияние на изменение рентабельности от реализации продукции собственного производства и покупных товаров оказывает удельный вес собственной продукции. Так с ростом удельного веса собственной продукции в товарообороте общественного питания уровень доходов от реализации растет, а уровень расходов общественного питания также растет, и этот фактор оказывает разнонаправленное влияние на доходы и расходы. Удельный вес продукции собственного производства во всем товарообороте возрос с 85,4 до 85,8 или на 0,4%. Проведем анализ состава оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» в таблице 2.9. Таблица 2.9 Состав оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» за 2009-2010 гг.
Анализ данных таблицы 2.9 показывает, что предприятие проработало год удовлетворительно. Оборот общественного питания в 2010 г. вырос на 0,3%, а по сравнению с 2009 г. - на 23,5%. Оборот по продукции собственного производства за анализируемый период в действующих ценах увеличился на 24,1%, что в сумме составляет 3332 тыс. руб. при снижении удельного веса на 0,4% (85,8-85,4). По сравнению с планом оборот по производству собственной продукции увеличился на 0,5% или 92 тыс. руб. при увеличении удельного веса на 0,2% (85,8-85,6). Оборот по обеденной продукции увеличился на 0,4% (темп роста 100,4%) по сравнению с планом и на 6,4% (темп роста 106,4%) по сравнению с 2009 г. Проанализируем динамику физического объема оборота общественного питания по структуре, то есть оценим влияние каждого вида продукции на общий результат (табл.2.10). Сравнивая структуру оборота общественного питания в динамике, проследим структурные сдвиги в изменении явления. Наибольший удельный вес в обороте общественного питания занимает продукция «Холодные блюда и закуски» и доля этой продукции не изменилась (33,2% как в 2009 г., так и в 2010 г.). Также значительный удельный вес в общем объеме оборота общественного питания в 2010 г. занимают такие виды обеденной продукции как супы (20,9%) и вторые горячие блюда (8,8%). Основное снижение в структуре оборота общественного питания пришлось на следующие виды продукции: удельный вес вторых горячих блюд снизился на 0,7%, супов, а также алкогольных напитков на 0,3% соответственно. Далее на основе данных таблицы 2.10, рассчитаем и проанализируем коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте общественного питания в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Таблица 2.10 Анализ оборота кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» по видам продукции
Однако в 2010 г. произошли изменения в структуре обеденной продукции: удельный вес вторых горячих блюд снизился на 0,7%, а супов на 0,3%. Далее на основе данных таблицы 2.10 рассчитаем и проанализируем коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте общественного питания в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Расчет коэффициента структурных сдвигов в обороте общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» за 2009-2010 гг. представлен в таблице 2.11.
Таблица 2.11 Расчет коэффициента структурных сдвигов в обороте общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ»
К стр. сдв. = = 0,39 Таким образом, среднее колебание в удельных весах оборота общественного питания по отдельным видам продукции в общем объеме оборота общественного питания составляет всего 0,39%. На рост оборота общественного питания в действующих ценах в 2010г. повлияло три фактора: физический объем реализации и уровень цен и наценки (табл. 2.12). За счет увеличения физического объема оборота был достигнут наибольший прирост объема продаж - на 2162,7 тыс. руб. Рост цен и наценки также положительно повлиял на рост оборота общественного питания, благодаря данному фактору объем продаж вырос на 1645,3 тыс. руб., в том числе за счет роста наценки на 894 тыс.руб.
Таблица 2.12 Анализ влияния цен и физического объема продаж на изменение оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» в 2010 году, тыс.руб.
Таким образом, рост оборота общественного питания в отчетном периоде был достигнут в основном за счет увеличения физического объема продаж, что положительно характеризует деятельность предприятия. Рассчитаем и проанализируем влияние изменения трудовых факторов на изменение оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» (табл. 2.13). Следует отметить, что основное влияние на объем оборота общественного питания в сопоставимых ценах оказало увеличение производительности труда как в целом по предприятию, так и работников производства. Так, снижение производительности труда работников предприятия привело к недополучению торговой выручки на сумму 4264 тыс. руб. Аналогичная ситуация наблюдалась и со снижением выработки работников производства.
Таблица 2.13 Анализ влияния трудовых ресурсов на динамику оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ»
При использовании метода разниц для определения влияния изменения среднегодовой стоимости основных фондов и эффективности их использования на изменение оборота общественного питания применяется следующая методика: ) определяется влияние изменения среднегодовой стоимости основных фондов (DОФ) на изменение оборота общественного питания предприятия (DРDОФ): тыс. руб. ) определяется влияние изменения эффективности использования (DФ) на изменение оборота (DРDФ): тыс. руб. Совокупное влияние данных двух факторов равно изменению оборота общественного питания: ,1-1612,1 = 3808,0 тыс. руб. На основании расчетов, проведенных в таблице 2.3, рассчитаем влияние изменения среднегодовой стоимости оборотных средств (ΔРΔОБ) и эффективности их использования (ΔРΔС) на изменение оборота общественного питания методом разниц: тыс. руб. тыс. руб. В результате изменения среднегодовой стоимости оборотных средств на 254тыс.руб.оборот общественного питания вырос на 2537,46 тыс.руб. В результате ускорения обращения оборотных средств на 0,68%, эффективность их использования возросла и оказала влияние на изменение общественного питания на 1270,54 тыс.руб. В таблице 2.14 рассчитаем и проанализируем влияние товарного обеспечения предприятия.
Таблица 2.14 Анализ влияния товарного обеспечения кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» на изменение оборота общественного питания за 2009-2010 гг.
Рассчитаем влияние изменения средних товарных запасов и скорости обращения на изменение оборота общественного питания методом разниц. изменение оборота общественного питания за счет изменения среднего размера товарных запасов: тыс. руб. изменение оборота общественного питания за счет изменения скорости обращения товарных запасов: тыс. В результате изменения среднего размера товарных запасов на 254тыс.руб. оборот общественного питания вырос на 2708,7 тыс.руб. За счет изменения скорости обращения товарных запасов на 0,68 оборот общественного питания вырос на 1099,3 тыс.руб. Рассчитаем влияние изменения торгово-производственной площади и нагрузки на 1 кв. м. торгово-производственной площади на изменение оборота общественного питания методом разниц: При применении метода разниц в данном случае расчеты ведутся по следующим формулам: ) изменение оборота за счет изменения торгово-производственной площади (DРDS): ) изменение оборота за счет изменения нагрузки на 1 кв.м торгово-производственной площади (DРDРs): тыс. руб. В результате изменения торговой площади и нагрузки на 1 кв.м. торгово-производительной площади объем оборота общественного влияния вырос на 3808тыс.руб. Совокупное влияние рассмотренных двух факторов определяет общее изменение объема оборота общественного питания: 0+3808 = 3808 тыс. руб. Сведем влияние факторов в сводную таблицу 2.15. Положительное влияние на изменение объема оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» оказали следующие факторы: рост оборота общественного питания в отчетном периоде был достигнут в основном за счет увеличения физического объема продаж, что положительно характеризует деятельность предприятия рост поступления сырья способствовал увеличению оборота общественного питания на 4094 тыс. руб.
Таблица 2.15 Сводная таблица расчетов влияния факторов на изменение объема оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ»
Отрицательное влияние на изменение объема оборота общественного питания кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» оказали следующие факторы: основное влияние на объем оборота общественного питания в действующих ценах оказало уменьшение производительности труда как в целом по кафе, так и работников торгово-производственного персонала. Так снижение производительности труда всего коллектива привело к недополучению выручки на сумму 4264 тыс. руб. изменение средней стоимости оборотных средств привело к росту оборота общественного питания на 2537,46 тыс. руб., а изменение оборачиваемости увеличило оборот общественного питания всего на 1270,54 тыс. руб. Это свидетельствует об экстенсивном направлении развития предприятия и подтверждается также анализом влияния товарных запасов и товарооборачиваемости на оборот общественного питания негативное влияние на изменение оборота общественного питания оказало изменение фондоотдачи.
2.3
Для того, чтобы оценить порядок формирования и распределения прибыли на данном предприятии торговли целесообразно составить аналитическую таблицу 2.16.
Таблица 2.16 Анализ динамики валовой прибыли кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» за 2006-2010 гг.
В абсолютном выражении сумма валовой прибыли растет и в 2010 г. достигает 6079 тыс.руб., что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г. Проведем анализ доходов от реализации продукции собственного производства и покупных товаров, который производится по их сумме и по уровню. я изучения и оценки динамики дохода от реализации за последние два Для изучения и оценки динамики дохода от реализации за последние два года составляем таблицу 2.17. Таблица 2.17 Анализ доходов от реализации продукции собственного производства и покупных товаров кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» за 2009-2010гг.
Из таблицы 2.17 видно, что по сравнению с 2009г. сумма валовой прибыли растет. Важным направлением анализа доходов и прибыли предприятия является их факторный анализ. Как видно из таблицы 2.18, на изменение (рост) суммы валовой прибыли положительное влияние оказало лишь увеличение оборота общественного питания, в результате увеличения товарооборота предприятие дополнительно получило 1218,56 тыс.руб. В результате снижения среднего уровня наценок общественного питания предприятие недополучило 324,56 тыс.руб. Совокупное влияние на сумму валовой прибыли составило 894 тыс. руб. Таблица 2.18 Анализ влияния изменения отдельных факторов на сумму валовой прибыли в отчетном году по сравнению с 2009г.(методом абсолютных разниц)
Существенное влияние на величину валового дохода оказали такие факторы, как состав товарооборота и уровень валового дохода от реализации собственной продукции и покупных товаров (табл.2.19). Как видно из данных таблицы 2.19, рост доли продукции собственного производства по сравнению с предыдущим годом привел к увеличению уровня валового дохода на 0,04% (37,55 - 37,51), снижение уровней валового дохода от реализации продукции собственного производства и продажи покупных товаров привело к уменьшению реализованных наценок на 7,13% (30,38 - 37,51). Для расчета влияния изменения состава товарооборота рассчитаем поправочный коэффициент, который показывает, как изменяется уровень издержек при изменении состава товарооборота на 1%.
Таблица 2.19 Расчет влияния изменения состава товарооборота и уровней валового дохода по реализации собственной продукции и покупных товаров на средний уровень валового дохода по кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ», тыс.руб.
Таким образом, при изменении состава товарооборота на 1% уровень издержек производства и обращения изменяется на 0,189%. Рассчитаем влияние изменения состава оборота на уровень издержек производства и обращения предприятия общественного питания:
%
Рассчитаем влияние изменения состава оборота на сумму издержек производства и обращения предприятия общественного питания: тыс.руб. Также необходимо рассчитать влияние на изменение суммы прибыли от продаж изменения объема оборота общественного питания.
ΔПП = (∆ООТ*Рп0)/100 = 3808*5,41/100 = 206,01 тыс.руб.
Таким образом, рост оборота общественного питания на 3803 тыс.руб. увеличил прибыль от продаж на 206,01 тыс.руб. Проведенный анализ динамики развития оборота общественного питания кафе «МаТЭ» за 2009-2010 гг. позволяет сделать следующие выводы: оборот общественного питания предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие; прирост оборота в 2010 г. был достигнут за счет увеличения физического объема продаж, что положительно характеризует деятельность предприятия. Основным и самым важным недостатком в развитии оборота на предприятии является то, что предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2010 г. Так, оборот мог бы возрасти, прежде всего, за счет: улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов, роста производительности труда. После проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия кафе «МаТЭ» ООО ПКФ «ЗАВАМ» следует перейти к разделу планирования показателей деятельности на 2011г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|