Манасикара сутта: Внимание
АН 11.8 И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему: Учитель, может ли монах обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет обращать внимание на глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и тактильные ощущения; [а также] не будет обращать внимание на
* (1) землю; * (2) воду; * (3) огонь; * (4) воздух; * (5) сферу безграничного пространства; * (6) сферу безграничного сознания; * (7) сферу отсутствия всего; * (8) сферу ни восприятия, ни не-восприятия; * (9) не будет обращать внимание на этот мир; * (10) не будет обращать внимание на иной мир; * (11) не будет обращать внимание на что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом,
но, [при этом], всё равно [на что-то] будет обращать внимание? Может, Ананда. Но как, Учитель, он может обрести такое состояние сосредоточения? Вот, Ананда, монах обращает внимание так: Это покой, это наивысшее: прекращение всех формаций, оставление всех обретений, уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана. Вот так, Ананда, этот монах может обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет обращать внимание на глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и тактильные ощущения; [а также] не будет обращать внимания на землю, видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом, но, [при этом], всё равно [на что-то] будет обращать внимание.
Сандха сутта: Сандха АН 11.9 Однажды Благословенный пребывал в Надике в кирпичной зале. И тогда Достопочтенный Сандха подошёл к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Благословенный сказал ему:
Медитируй подобно чистокровному скакуну, Сандха, а не подобно дикому жеребёнку. И как медитирует дикий жеребёнок? Когда дикий жеребёнок привязан возле кормушки, он медитирует так: Корм, корм. И почему? Потому что когда дикий жеребёнок привязан возле кормушки, он не задаётся вопросом: Какое задание даст мне сегодня дрессировщик? Что мне сделать, чтобы угодить ему? Привязанный возле кормушки, он лишь медитирует: Корм, корм. Точно также, Сандха, тот, кто подобен дикому жеребёнку, отправившись в лес, к подножью дерева, в пустое жилище, пребывает с умом, охваченным и угнетаемым чувственной жаждой, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшей чувственной жажды. Питая внутри [себя] чувственную жажду, он медитирует, размышляет, обдумывает и раздумывает. Он пребывает с умом, охваченным и угнетаемым недоброжелательностью, ленью и апатией, неугомонностью и сожалением? сомнением, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшего сомнения. Питая внутри [себя] сомнение, он медитирует, размышляет, обдумывает и раздумывает. Он медитирует (1) в зависимости от земли, (2) в зависимости от воды, (3) в зависимости от огня, (4) в зависимости от воздуха, (5) в зависимости от сферы безграничного пространства, (6) в зависимости от сферы безграничного сознания, (7) в зависимости от сферы отсутствия всего, (8) в зависимости от сферы ни восприятия, ни не-восприятия, (9) в зависимости от этого мира, (10) в зависимости от иного мира, (11) в зависимости от видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого, достигаемого, измышляемого и изучаемого умом. Такова медитация того, кто подобен дикому жеребёнку. И как, Сандха, медитирует чистокровный скакун? Когда отличный чистокровный скакун привязан возле кормушки, он не медитирует так: Корм, корм. И почему? Потому что когда отличный чистокровный скакун привязан возле кормушки, он задаётся вопросом: Какое задание даст мне сегодня дрессировщик? Что мне сделать, чтобы угодить ему? Привязанный возле кормушки, он не медитирует: Корм, корм, потому что этот отличный чистокровный конь считает применение заострённого прута [для подгонки] долгом, оковами, потерей, неудачей. Точно также, отличный безупречный человек, отправившись в лес, к подножью дерева, в пустое жилище, не пребывает с умом, охваченным и угнетаемым чувственной жаждой, и он понимает в соответствии с действительностью спасение от возникшей чувственной жажды. Он не пребывает с умом, охваченным и угнетаемым недоброжелательностью, ленью и апатией, неугомонностью и сожалением, сомнением, и он понимает в соответствии с действительностью спасение от возникшего сомнения.
Он не медитирует в зависимости от земли, в зависимости от видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого, достигаемого, измышляемого и изучаемого умом, но, всё же, медитирует. Когда он медитирует так, то дэвы вместе с Индрой, Брахмой, Паджапати, поклоняются отличному безупречному человеку издали, говоря так:
Слава тебе, безупречный! Слава тебе, высочайший! Сами мы понять не можем Медитируешь в зависимости от чего ты1.
Когда так было сказано, Достопочтенный Сандха сказал Благословенному: Но как, Учитель, медитирует отличный безупречный человек? Если он не медитирует в зависимости от земли??в зависимости от видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого, достигаемого, измышляемого и изучаемого умом, но, всё же, медитирует, то как так, что дэвы вместе с Индрой, Брахмой, Паджапати, поклоняются отличному безупречному человеку издали, говоря так:
Слава тебе, безупречный! Слава тебе, высочайший! Сами мы понять не можем Медитируешь в зависимости от чего ты?
Сандха, у отличного безупречного человека исчезло восприятие земли в отношении земли, исчезло восприятие воды, огня, воздуха, сферы безграничного пространства, сферы безграничного сознания, сферы отсутствия всего, сферы ни восприятия, ни не-восприятия, этого мира, иного мира, исчезло восприятие в отношении всего видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого, достигаемого, измышляемого и изучаемого умом. Медитируя так, Сандха, отличный безупречный человек не медитирует в зависимости от земли, в зависимости от видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого, достигаемого, измышляемого и изучаемого умом, но, всё же, он медитирует. И когда он медитирует так, то дэвы вместе с Индрой, Брахмой, Паджапати, поклоняются отличному безупречному человеку издали, говоря так:
Слава тебе, безупречный! Слава тебе, высочайший! Сами мы понять не можем Медитируешь в зависимости от чего ты.
В МН 22 сказано, что Индра, Брахма, Паджапати, и иные боги не видят, на что опирается сознание араханта, и поэтому "не могут найти его".
Моранивапа сутта: Павлинье святилище АН 11.10 Однажды Благословенный пребывал в Раджагахе в Парке Странников в Павлиньем Святилище. Там Благословенный обратился к монахам так: Монахи! Да, Учитель! - ответили те монахи. Благословенный сказал: Монахи, обладая тремя качествами, монах является лучшим среди богов и людей: тем, кто достиг окончательного завершения, получил окончательную защиту от подневольности, прожил окончательную святую жизнь, обрёл окончательное осуществление. Какими тремя?
* (1) совокупностью нравственности того, кто окончил тренировку; * (2) совокупностью сосредоточения того, кто окончил тренировку; * (3) совокупностью мудрости того, кто окончил тренировку.
Обладая этими тремя качествами, монах является лучшим среди богов и людей, обрёл окончательное осуществление. Монахи, обладая другими тремя качествами, монах является лучшим среди богов и людей, обрёл окончательное осуществление. Какими тремя?
* (4) чудом сверхъестественных сил; * (5) чудом чтения умов других; * (6) чудом наставления.
Обладая этими тремя качествами, монах является лучшим среди богов и людей, обрёл окончательное осуществление. Монахи, обладая другими тремя качествами, монах является лучшим среди богов и людей, обрёл окончательное осуществление. Какими тремя?
* (7) правильными воззрениями; * (8) правильным знанием; * (9) правильным освобождением.
Обладая этими тремя качествами, монах является лучшим среди богов и людей, обрёл окончательное осуществление. Монахи, обладая двумя качествами, монах является лучшим среди богов и людей, обрёл окончательное осуществление. Какими двумя?
* (10) истинным знанием и * (11) поведением.
Обладая этими двумя качествами, монах является лучшим среди богов и людей: тем, кто достиг окончательного завершения, получил окончательную защиту от подневольности, прожил окончательную святую жизнь, обрёл окончательное осуществление. И, [монахи], Брахма Сананкумара также произнёс эту строфу:
Член варны кхаттиев вот лучший из людей Для тех, кто меряет всё в рамках варн, Но тот, кто совершенства в знании и поведении достиг Тот величайший из богов и из людей.
Эта строфа, монахи, хорошо произнесена Брахмой Сананкумарой, а не плохо произнесена. Она хорошо сказана, а не плохо сказана. Она благотворна, а не вредоносна, и я её одобряю. Я тоже говорю так:
Член варны кхаттиев вот лучший из людей Для тех, кто меряет всё в рамках варн, Но тот, кто совершенства в знании и поведении достиг Тот величайший из богов и из людей 1.
См. СН 6.11, где этот брахма произносит данную строфу.
II. Памятование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|