Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патхама самадхи сутта: Сосредоточение (I)




АН 11.18

И тогда группа монахов подошла к Благословенному, они поклонились ему, сели рядом и сказали:

Учитель, может ли монах обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет воспринимать:

 

* (1) землю в отношении земли;

* (2) воду в отношении воды;

* (3) огонь в отношении огня;

* (4) воздух в отношении воздуха;

* (5) сферу безграничного пространства в отношении сферы безграничного пространства;

* (6) сферу безграничного сознания в отношении сферы безграничного сознания;

* (7) сферу отсутствия всего в отношении сферы отсутствия всего;

* (8) сферу ни восприятия ни не-восприятия в отношении сферы ни восприятия ни не-восприятия;

* (9) этот мир в отношении этого мира;

* (10) иной мир в отношении иного мира;

* (11) что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом,

 

но чтобы, [при этом], он всё равно [что-то] бы воспринимал?

Может, монахи.

Но как, Учитель, он может обрести такое состояние сосредоточения?

Вот, монахи, монах воспринимает так: Это покой, это наивысшее: прекращение всех формаций, оставление всех обретений, уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана. Вот так, монахи, этот монах может обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет воспринимать землю в отношении земли, что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом, но, [при этом], всё равно [что-то] будет воспринимать.

 

Дутия самадхи сутта: Сосредоточение (II)

АН 11.19

Там Благословенный обратился к монахам: Монахи!

Да, Учитель! - отвечали те монахи. Благословенный сказал:

Монахи, может ли монах обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет воспринимать: (1) землю в отношении земли 1, (11) что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом, но чтобы, [при этом], он всё равно [что-то] бы воспринимал?

Учитель, наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным, находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав это из его уст, монахи запомнят это.

Тогда, монахи, слушайте внимательно. Я буду говорить.

Да, Учитель! - ответили монахи. Благословенный сказал:

Монахи, монах может обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет воспринимать: землю в отношении земли, что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом, но чтобы, [при этом], он всё равно [что-то] бы воспринимал.

Но как, Учитель, он может обрести такое состояние сосредоточения?

Вот, монахи, монах воспринимает так: Это покой, это наивысшее: прекращение всех формаций, оставление всех обретений, уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана. Вот так, монахи, этот монах может обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет воспринимать землю в отношении земли, что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом, но, [при этом], всё равно [что-то] будет воспринимать.

 

Как в предыдущей сутте, АН 11.18

 

Татия самадхи сутта: Сосредоточение (III)

АН 11.20

(сутта идентична АН 11.18, но здесь чуть иное вступление, и группа монахов беседует не с Буддой, а с Достопочтенным Сарипуттой):

 

И тогда группа монахов подошла к Достопочтенному Сарипутте и обменялась с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями, они сели рядом и сказали Достопочтенному Сарипутте: Друг Сарипутта, может ли монах обрести такое состояние сосредоточения...

 

Чаттутха самадхи сутта: Сосредоточение (IV)

АН 11.21

Там Достопочтенный Сарипутта обратился к монахам: Монахи, может ли монах обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет воспринимать: (1) землю в отношении земли 1, (11) что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом, но чтобы, [при этом], он всё равно [что-то] бы воспринимал?

Мы пришли сюда издалека, друг, чтобы получить разъяснение смысла этого утверждения у Достопочтенного Сарипутты. В самом деле, было бы хорошо, если бы Достопочтенный Сарипутта прояснил бы значение этого утверждения. Услышав это из уст Достопочтенного Сарипутты, монахи запомнят это.

В таком случае, друзья, слушайте внимательно. Я буду говорить.

Да, друг! - ответили те монахи. Достопочтенный Сарипутта сказал:

Монахи, монах может обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет воспринимать: землю в отношении земли, что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом, но чтобы, [при этом], он всё равно [что-то] бы воспринимал.

Но как, друг, он может обрести такое состояние сосредоточения?

Вот, монахи, монах воспринимает так: Это покой, это наивысшее: прекращение всех формаций, оставление всех обретений, уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана. Вот так, монахи, этот монах может обрести такое состояние сосредоточения, что он не будет воспринимать землю в отношении земли, что-либо видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, достигаемое, измышляемое и изучаемое умом, но, [при этом], всё равно [что-то] будет воспринимать.

 

Как в АН 11.18

 

 

III.

Схожесть

Сутты

АН 11.22-29

(сутты идентичны АН 11.17, но вместо фразы "монах неспособен к росту, совершенствованию, исполнению в этой Дхамме и Винае" идут другие):

… неспособен к пребыванию созерцания непостоянства в глазе… (АН 11.22)

… неспособен к пребыванию созерцания страдательности в глазе… (АН 11.23) … неспособен к пребыванию созерцания безличностности в глазе… (АН 11.24)

… неспособен к пребыванию созерцания уничтожения в глазе… (АН 11.25)

… неспособен к пребыванию созерцания исчезновения в глазе… (АН 11.26)

… неспособен к пребыванию созерцания угасания в глазе… (АН 11.27)

… неспособен к пребыванию созерцания прекращения в глазе… (АН 11.28)

… неспособен к пребыванию созерцания оставления в глазе… (АН 11.29)

 

Сутты

АН 11.30-501

(сутты идентичны суттам АН 11.22-29, но вместо глаза идут иные категории):

ухо

нос

язык

тело

ум

 

(группа сутт АН 11.30-69)

 

формы

звуки

запахи

вкусы

тактильные ощущения

ментальные феномены

(группа сутт АН 11.70-117)

 

сознание глаза

сознание уха

сознание носа

сознание языка

сознание тела

сознание ума

(группа сутт АН 11.118-165)

 

контакт глаза

контакт уха

контакт носа

контакт языка

контакт тела

контакт ума

(группа сутт АН 11.166-213)

 

чувство, рождённое контактом глаза

чувство, рождённое контактом уха

чувство, рождённое контактом носа

чувство, рождённое контактом языка

чувство, рождённое контактом тела

чувство, рождённое контактом ума

(группа сутт АН 11.214-261)

 

восприятие форм

восприятие звуков

восприятие запахов

восприятие вкусов

восприятие тактильных ощущений

восприятие ментальных феноменов

(группа сутт АН 11.262-309)

 

намерение к формам

намерение к звукам

намерение к запахам

намерение к вкусам

намерение к тактильным ощущениям

намерение к ментальным феноменам

(группа сутт АН 11.310-367)

 

жажда к формам

жажда к звукам

жажда к запахам

жажда к вкусам

жажда к тактильным ощущениям

жажда к ментальным феноменам

(группа сутт АН 11.368-405)

 

направление ума на формы

направление ума на звуки

направление ума на запахи

направление ума на вкусы

направление ума на тактильные ощущения

направление ума на ментальные феномены

(группа сутт АН 11.406-453)

 

удержание ума на формах

удержание ума на звуках

удержание ума на запахах

удержание ума на вкусах

удержание ума на тактильных ощущениях

удержание ума на ментальных феноменах

(группа сутт АН 11.454-501)

 

Сутты

АН 11.502-981

(сутты идентичны суттам АН 11.22-501, но здесь речь идёт о том, что монах способен, а не неспособен, то есть, цитируется только вторая часть АН 11.17. В бирманской редакции Канона этих сутт нет. Дост. Бодхи предполагает, что их не включили, так как они, как подразумевалось бирманскими редакторами, уже входят в предыдущие серии повторений)

 

IV.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...