Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением




1. Изменение глаголов в прошедшем времени по ро­дам.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: что делала девочка? Что делал мальчик?»

женский род мужской род

девочка мыла мальчик мыл

пела пел

играла играл

поливала поливал

писала писал

2. Изменение числа глагола.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?»

Единственное число Множественное число
Человек... стоит Люди... стоят
Певец... поет Певцы... поют

Птица... летит Птицы... летают (летят)

Ученик... читает Ученики... читают

Ребенок... рисует Дети... рисуют

3. Согласование глагола и местоимения в настоящем
времени.

Инструкция: «Ответь: что делаю? что делают? Я, ты, он, она, они, мы, вы».

Я — рисую самолет — леплю снеговика

Ты

Он

Она

Они

Мы

Вы

V. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ

1. Составление словосочетаний: имя существительное с притяжательным местоимением.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: о каких из нарисованных предметов можно ска­зать — мой, моя, моё, мои?»

Мой Моя Моё Мои

Самолёт Книга Полотенце Очки

Нос Рука Пальто Сапоги

Шарф Шапка Зеркало Трусы

Трактор Машина Ружьё Кубики

Критерии оценки — см. V этап обследования.

3. Составление предложений на согласование имени существительного с притяжательным местоимением.

4. Инструкция: «Составь предложение с местоимения­ми (словами) «мой», «моя», «моё», «мои» с опорой на предметные картинки».

Кубики (мои) - — мои кубики лежат на полу.

Пальто (моё) —... —...

Кружка (моя) —... —...

Рисунок (мой) —...-...

Лыжи (мои) -... -....

VI. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

1. Именительный падеж. "

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови коли­чество предметов на картинке».

1 2 3 4 5

Стул Стула...... Стульев

Диван......... Диванов

Ручка......... Ручек

Дерево......... Деревьев

Зеркало......... Зеркал

Книга......... Книг

Кукла......... Кукол

2. Родительный падеж.

Инструкция: «Посчитай на столе карандаши. Сколь­ко их? Пять. Логопед будет прятать карандаши, а ты от­веть: сколько карандашей не хватает?»

1 — Одного карандаша.

2— Двух карандашей.

3 — Трех карандашей.

4 — Четырех карандашей.

5 — Пяти карандашей.

Для иллюстрации использования системы обследо­вания, предложенной в учебном Пособии, приводим, график № 6 профиля развития грамматического строя речи ребенка со стертой дизартрией. На графике про­слеживается структура дефекта. Отражены минималь­ным баллом несформированные языковые навыки, а наивысшими баллами — наиболее сформированные. См. график № 6.

Профиль грамматического строя речи ребенка
со стертой дизартрией и ОНР у

График № 7

I 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II 12 13 14 IS 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 2728 29 303132

Параметры исследования

Параметры исследования

Обследование синтаксического оформления выска­зывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

1. Повторение предложений.

2. Составление простой модели предложений по картинам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)

3. Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами.

4. Составление предложений повышенной сложнос­ти с прямым и косвенным дополнением.

5. Составление предложений из слов в начальной форме.

6. Верификация предложений.

7. Дополнение предложения предлогами.

8. Завершение союзного предложения словосочетанием.

9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)

10.Именительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных.

11.Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

12.Родительный падеж с предлогами для обозначе­ния места.

13.Дательный падеж с предлогами для обозначения
лица, к которому направлено движение, и места движе­ния.

14.Дательный падеж. Единственное и множественное число имен, существительных для обозначения лица.

15.Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.

16.Винительный падеж с предлогами для обозначения места.

17. Творительный падеж для обозначения орудийности.

18. Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности.

19.Предложный падеж для обозначения места и объекта. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

20.Именительный падеж.

21.Родительный падеж.

22.Дательный падеж.

23.Винительный падеж.

24.Творительный падеж.

25.Предложный падеж. Согласование глагола с име­нем существительным, с местоимением.

26.Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам.

27.Изменение числа глагола.

28.Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением.

29.Составление словосочетаний.

30.Составление "предложений.

31.Согласование имени существительного и числительного.

32.Именительный падеж.

33.Родительный падеж.

Выводы

1. Формирование грамматического строя речи (сло­воизменения, синтаксическая структура предложения) осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

2. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. А.Н. Гвоздев выделяет три периода формирования
грамматического строя речи.

3. Первый период развития грамматического строя речи характеризуется появлением однословного предложения, а затем и предложений из нескольких слов-корней.

4. Второй период развития грамматического строя речи характеризуется появлением первых форм слов, началом использования флексий, а также появлением служебных слов для выражения синтаксических связей и отношений.

5. Третий период в развитии грамматического строя речи характеризуется усвоением морфологической сис­темы языка.

6. У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы.

7. Наличие ошибок, выражающихся в замене окончаний любого падежа нулевой формой (т.е. формой именительного падежа), является признаком полной несформированности грамматической категории падежа.

8. Ошибки, выявленные при построении простого
предложения, выражающиеся в нарушении согласова­ния, имени: существительного и глагола, говорят о недостаточной сформированности грамматического, синтаксического оформления высказывания, характерного для детей с ОНР II уровня.

9. Согласно онтогенезу, такие грамматические категории, как категория числа существительных и глаголов, а затем чуть позднее и категория рода, появляются достаточно рано. Наличие ошибок, связанных с категорией числа и рода, свидетельствуют о грубых аграмматизмах.

10.У детей со стертой дизартрией аморфное, неполное оформление окончаний (флексий) у прилагательных является неблагоприятным фактором, свидетельст­вующим о выраженных аграмматизмах, который в школьном возрасте могут отразиться на письме.

11.Поскольку у детей со стертой дизартрией, соответствующих по степени сформированности языковых средств третьему уровню, предполагается развернутая
фразовая речь, то задача при обследовании заключается не только в констатации ошибок в грамматическом строе, но и в определении правильно сформированных
грамматических средств языка. Предлагаемый график отчетливо демонстрирует, что сформировано в грамматическом строе, а что пока недоступно ребенку.

12.Наиболее распространенными являются у детей с ОНР ошибки, связанные с заменой родовых окончаний. Основные трудности у дошкольников со стертой
дизартрией возникают в употреблении словосочетаний среднего рода единственного числа. Лучше всего дети усваивают словосочетания имен прилагательных с именами существительными женского рода. Большое разнообразие ошибок имеется при употреблении суффиксов имен прилагательных, что говорит о больших трудностях в усвоении морфологической структуры слова.

13.Одним из прогностических признаков при обследовании возможности словоизменения существительных по всем падежам является обследование предложного управления. Образование неправильной падежной формы существительного свидетельствует об общем недоразвитии речи.

14. При обследовании синтаксического уровня сформированности грамматического строя речи выясняют, какие виды предложений доступны ребенку, ка­кие синтаксические конструкции сформированы. При этом анализируется характер связи слов в предложении. П ри обследовании словоизменения существи­тельных по всем падежам выявленные ошибки, связан­ны с неумением пользоваться падежными окончания­ми единственного числа, говорят о низком уровне раз­вития грамматических средств языка.

Учебные вопросы и задания

1. Какие периоды выделены АН. Гвоздевым в раз­витии грамматического строя речи ребенка в онтогенезе?

2. Как называется первый период развития грамматического строя речи? В какой возрасте появляется в норме этап однословного предложения?

3. Как называется второй период развития грамматического строя речи в онтогенезе? В каком возрасте появляются первые формы слов в норме?

4. Когда наступает в норме этап использования флективной системы языка (окончаний) для выражения синтаксических связей слов?

5. Когда ребенок в норме усваивает служебные слова для выражения синтаксических отношений?

6. Как называется третий период развития грамматического строя речи? Когда в норме ребенок усваивает морфологическую систему языка?

7. У детей со стертой дизартрией отмечается как морфемные, так и структурные аграмматизмы. В чем они выражаются?

8. Обследуйте грамматический строй речи ребенка —синтаксическое оформление высказывания.

9. Проведите обследование по выявлению морфем­ных аграмматизмов.

10.Обследуйте согласование прилагательного с существительным в, роде, числе, падеже.

11.Постройте график — профиль грамматического строя речи ребенка-дошкольника.


ГЛАВА VII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...