Складская логистика (грузооборот склада)
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех участках цепочки поставок, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов. Виды складов Размеры складов варьируются в широком диапазоне: от небольших помещении, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более. Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах. В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например температура, влажность. Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель). Различаются склады и по степени механизации складских операций: · немеханизированные; · комплексно-механизированные;
· автоматизированные; · автоматические. Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом. В зависимости от широты ассортимента хранимой продукции выделяют: · специализированные склады; · склады со смешанным или универсальным ассортиментом. Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции: · временное размещение и хранение материальных запасов; · преобразования материальных потоков; · обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. Размещение товаров на складе. Использование метода Парето (20/80) и ABC анализа для принятия решения о размещении товаров на складе Склад является наиболее общим элементом логистических цепей. Рационализация материальных потоков на нем — резерв повышения эффективности функционирования любого предприятия. Задача определения приемлемого варианта размещения товаров на складе не является новой для торговли и системы материально-технического снабжения. Разработаны различные алгоритмы, предлагающие решать эту задачу с помощью ЭВМ. Решение заключается в определении оптимальных мест хранения для каждой товарной группы. Несмотря на очевидное достоинство, применение этих методов сдерживается необходимостью наличия на складах соответствующего программного обеспечения и вычислительной техники, а также специально подготовленного персонала.
Названные ограничения могут быть преодолены в результате применения метода Парето (20/80), согласно которому 20% объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дают, как правило, 80%-ный результат. На складе применение метода Парето позволяет минимизировать количество передвижений посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко. Как правило, часто отпускаемые товары составляют лишь небольшую часть ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» линий. Товары, требующиеся реже, отодвигают на «второй план» и размещают вдоль «холодных» линий. Вдоль «горячих» линий могут рас располагаться также крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без тары, так как их перемещение связано со значительными трудностями. Рассмотрим в качестве примера склад, ассортимент которого включает 27 позиций (табл. 1, позиции а, б, в,..., я). Предположим, что груз хранится в стеллажном оборудовании на поддонах в пакетированном виде, отпускается целыми грузовыми пакетами, и все операции с ним полностью механизированы. Всего за предшествующий период (например, за прошлый месяц) было отпущено 945 грузовых пакетов. Таблица 1 Реализация за предшествующий период
В этом примере более 80% заказанных грузовых пакетов пришлось на 6 позиций ассортимента (позиции н, д, г, к, у, ю). Очевидно, что запасы по этим позициям следует разместить на «горячих» линиях. Моделирование, выполненное для условий данного примера, показало, что при размещении запаса на складе без учета скорости оборота разных позиций суммарный пробег техники при укладке на хранение и отборке возрастает в 2—3 раза.
Финансовые потоки Повышение эффективности движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания, что обуславливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных ценностей и нематериальных активов. Финансовый поток - это любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде. Финансовые потоки существовали всегда при любом способе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсам. Это обусловило появление новой экономической категории – логистический финансовый поток. Финансовый поток в логистике – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.. Основные признаки логистических финансовых потоков: · Отношение к логистической системе, виды потоков: o Внешние: входящие и выходящие o Внутренние · Направленное движение · Назначение, виды потоков: o При закупке товаров; o Инвестиционные; o По воспроизводству рабочей силы; o Связанные сформированием затрат в процессе производственной деятельности предприятия; o Возникающие в процессе продажи товаров; · Способ переноса авансированной стоимости на товары, виды потоков: o Сопутствующие движению основных средств; o Сопутствующие движению оборотных активов; · Форма расчета; виды потоков: o денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств: по рублевым счетам; по валютным счетам; o информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств: расчеты платежными поручениями; расчеты платежными требованиями; расчеты инкассо; платежи по аккредитиву; расчеты чеками; учетно-финансовые потоки;
· Вид хозяйственной связи, виды потоков: o горизонтальные финансовые потоки (между равноправными хозяйствующими объектами); o вертикальные финансовые потоки (между дочерними и материнскими предприятиями); Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в цепочке поставок является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток. 1. Движение продукции 2. Движение платежных документов 3. Движение денег При использовании какой-либо формы безналичных расчетов схема движения финансового потока между продавцом и покупателем товаров претерпевает определенные изменения. Поток информации о движении платежных документов имеет одинаковую направленность с товарным потоком и один и тот же источник возникновения, в то время как финансовый поток осуществляется между уполномоченными отделениями банков покупателя и продавца и имеет обратную направленность по отношению к товарному потоку. Выбор формы безналичных платежей зависит от эффективности их применения в различных условиях и необходимости воздействия на неаккуратных покупателей. Анализ финансового механизма обслуживания товарных потоков показал, что: · наличие финансового потока обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока; · направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависит от формы расчетов в договоре купли- продажи и условий платежа; · использование ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцом и покупателем усложнило механизм финансового обслуживания товарных потоков, однако, повысило его эффективность. Информационные потоки Для приведение в действие гибкой, ориентированной на потребителя цепочки поставок, необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе. Именно революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими информационными потоками. Информационные потоки формируются в результате событий изменяющих состояние какого-либо объекта цепочки поставок. Для управления информационным потоком цепочки поставок можно выделить точки логистического отслеживания, которые соответствуют принимаемым во внимание событиям. Существует два типа точек логистического отслеживания (ТЛО):
· точки логистического отслеживания, соответствующие физическим операциям, например, погрузка, прибытие по назначению, приемка по количеству; · точки логистического отслеживания, соответствующие административным операциям, не связанные с собственно транспортировкой груза, например, бронирование, таможенное оформление товаров. Под точкой логистического отслеживания понимается контрольная точка, где должно произойти событие при реализации выбранной схемы транспортировки и наступление которого должно контролироваться. Приведем некоторые примеры ТЛО: вывоз груза со склада, доставка груза получателю. Контроль над цепочкой поставок покрывает как формирование и отслеживание (tracking - трекинг) последовательности физических событий, обусловленных географическим перемещением груза, так и контроль (tracing – тресинг) над осуществлением последовательности событий, преимущественно носящий административный характер (наличие товаров для отгрузки, бронирование, осуществление упаковок, получение импортных лицензий). Данные о выполнении отдельных операций сопоставляются с профилями трекинга и тресинга, соответствующими данной поставке (отгрузке), для отслеживания хода исполнения и принятия мер по регулированию при необходимости. Анализ “инцидентов” позволяет произвести оценку качества транспортно-логистического обслуживания потребителей. Например, рассматриваются две контрольные точки логистического отслеживания: · ТЛО1 - отгрузка (вывоз) с завода; · ТЛО2 - подтверждение погрузки на автомобильное транспортное средство. Сигнал тревоги будет выдан, если ТЛО2 не будет утверждено через заданное время после утверждения ТЛО1. Сигналы тревоги, основанные на анализе логической последовательности событий, предназначены для привлечения внимания в случае обнаружения некорректной последовательности подтверждения контрольных точек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|