1.1Важность системы менеджмента качества для управления предприятием
1. 1Важность системы менеджмента качества для управления предприятием В условиях рынка и конкуренции предприятия воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив. Качество во многом служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. На его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных производственных затрат. Согласно определению, качество – степень соответствия характеристики продукции требования потребителя этой продукции. С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставление льгот [1]. Основным инструментом, позволяющим управлять качеством продукции и услуг является Система Менеджмента Качества. Система менеджмента качества управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон. Существует несколько причин, которые влекут за собой необходимость присутствия функциональной СМК: 1. основательное увеличение производительности продукции; 2. повышение доверия потребителя к выпускаемой продукции; В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы ХХ в. требования к качеству стали определяющими. По некоторым исследованиям, более 80% покупателей, приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество.
3. выход на рынки международного уровня, путем возрастания сферы влияния. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации – ИСО, другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле. СМК предлагает не унификацию процессов или документации, но единый подход к достижению целей в области качества. Подход базируется на семи принципах, указанных в стандарте ISO 9001[6]: 1. Ориентация на потребителя; 2. Лидерство руководства; 3. Процессный подход; 4. Взаимодействие работников; 5. Менеджмент взаимоотношений; 6. Принятие решений на основании свидетельств; 7. Постоянное улучшение Главным руководящим принципом СМК является – ориентация на потребителя, что означает выделение приоритетной целью любого процесса и всей системы процессов предприятия – удовлетворение требований потребителя. Удовлетворенность потребителя - определяющий внешний фактор конкурентоспособности продукции и успеха предприятия в целом. Причин, определяющих необходимость постоянного повышения и обеспечения качества, довольно много. Среди них отметим: - непрерывное возрастание производственных и потребностей; - возрастание роли научно-технического прогресса в развитии производства - усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций; - увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг возможный рост стоимости брака и рекламаций; - неприятие потребителями продукции и услуг с невысоким уровнем качества; - ужесточение требований к интенсификации производства 1. 2 Значение процессного подхода при управлении качеством
Одним из принципов менеджмента качества выступает процессный подход к управлению. Согласно ему, организация рассматривается как комплекс уникальных процессов, которыми следует управлять. «Процесс – это совокупность связанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы и создающих ценность для потребителя». Процессы существуют ради потребителя и служат ему. Поэтому главное назначение любого процесса – генерация ценности, судить о которой будет заказчик. Ценность, созданная в результате деятельности, воспринимается покупателем, соотносится с его ожиданиями и выявляется степень удовлетворенности заказчика [5]. Стандарты ISO серии 9000 требуют выделять бизнес-процессы на всех уровнях иерархии и организовывать управление ими. В качестве примера можно привести процесс технического обслуживания клиентов. В осуществлении этого процесса задействованы несколько подразделений организации: отдел по работе с клиентами, цех приемки, цех ремонта, магазин деталей, бухгалтерия. Основные принципы процессного подхода и аргументы за его использование при управлении предприятием сводится к следующему: -успех предприятия обусловлен процессами создания ценностей; -деятельность предприятия, выполнение его миссии организуется через процессы; -управление процессами ориентированно на удовлетворение потребителя каждого процессами (отсюда усиливается роль внутреннего потребителя на предприятии); -резервы прогресса предприятия, его перспективы заключены в совершенствовании процессов. Далее вполне уместно задаться вопросом – что же является ключевым звеном(элементом) предприятия, от которого непосредственно (не косвенно) зависит появление продукции с требуемыми показателями качества. Ответ достаточно очевиден – любая продукция с присущим ей качеством создается в результате выполнения на предприятие определенных процессов. Даже само предприятие, суть коммерческой деятельности которого заключается в создание дополнительной потребительской стоимости в виде продукции, потребляемой рынком, в целом можно представить в виде единого бизнес-процесса. Бизнес-процесс – является совокупностью взаимосвязанных действий по преобразованию входов процесса в его выходы с использованием ресурсов, имеющей целью получение коммерческого результата.
На входе бизнес – процесса рассматриваются, материалы или компоненты, которые преобразуются в ходе процесса. Они же присутствуют и на выходе процесса, но в измененном виде. Ресурсами процесса могут является: труд, оборудование, инструмент, информация, энергия, деньги, и т. п. – все, что необходимо для выполнения задачи процесса по преобразованию входов, но в явном виде не присутствует в конечном продукте на выходе. Ресурсы расходуется, определяя повышение ценности выхода относительно входа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|