Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1Важность системы менеджмента качества для управления предприятием




1. 1Важность системы менеджмента качества для управления предприятием

В условиях рынка и конкуренции предприятия воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив. Качество во многом служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. На его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.  Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных производственных затрат.

Согласно определению, качество – степень соответствия характеристики продукции требования потребителя этой продукции. С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставление льгот [1]. Основным инструментом, позволяющим управлять качеством продукции и услуг является Система Менеджмента Качества. Система менеджмента качества управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон.

Существует несколько причин, которые влекут за собой необходимость присутствия функциональной СМК:

1. основательное увеличение производительности продукции;

2. повышение доверия потребителя к выпускаемой продукции;

В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы ХХ в. требования к качеству стали определяющими. По некоторым исследованиям, более 80% покупателей, приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество.

3. выход на рынки международного уровня, путем возрастания сферы влияния.

Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации – ИСО, другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.

СМК предлагает не унификацию процессов или документации, но единый подход к достижению целей в области качества. Подход базируется на семи принципах, указанных в стандарте ISO 9001[6]:

1. Ориентация на потребителя;

2. Лидерство руководства;

3. Процессный подход;

4. Взаимодействие работников;

5. Менеджмент взаимоотношений;

6. Принятие решений на основании свидетельств;

7. Постоянное улучшение

Главным руководящим принципом СМК является – ориентация на потребителя, что означает выделение приоритетной целью любого процесса и всей системы процессов предприятия – удовлетворение требований потребителя. Удовлетворенность потребителя  - определяющий внешний фактор конкурентоспособности продукции и успеха предприятия в целом.

Причин, определяющих необходимость постоянного повышения и обеспечения качества, довольно много. Среди них отметим:

-  непрерывное возрастание производственных и  потребностей;

- возрастание роли научно-технического прогресса в развитии производства

- усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;

- увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг  возможный рост стоимости брака и рекламаций;

- неприятие потребителями продукции и услуг с  невысоким уровнем качества;

- ужесточение требований к интенсификации производства

1. 2 Значение процессного подхода при управлении качеством

Одним из принципов менеджмента качества выступает процессный подход к управлению. Согласно ему, организация рассматривается как комплекс уникальных процессов, которыми следует управлять. «Процесс – это совокупность связанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы и создающих ценность для потребителя».

Процессы существуют ради потребителя и служат ему. Поэтому главное назначение любого процесса – генерация ценности, судить о которой будет заказчик. Ценность, созданная в результате деятельности, воспринимается покупателем, соотносится с его ожиданиями и выявляется степень удовлетворенности заказчика [5].

Стандарты ISO серии 9000 требуют выделять бизнес-процессы на всех уровнях иерархии и организовывать управление ими. В качестве примера можно привести процесс технического обслуживания клиентов. В осуществлении этого процесса задействованы несколько подразделений организации: отдел по работе с клиентами, цех приемки, цех ремонта, магазин деталей, бухгалтерия.

Основные принципы процессного подхода и аргументы за его использование при управлении предприятием сводится к следующему:

-успех предприятия обусловлен процессами создания ценностей;

-деятельность предприятия, выполнение его миссии организуется через процессы;

-управление процессами ориентированно на удовлетворение потребителя каждого процессами (отсюда усиливается роль внутреннего потребителя на предприятии);

-резервы прогресса предприятия, его перспективы заключены в совершенствовании процессов.

Далее вполне уместно задаться вопросом – что же является ключевым звеном(элементом) предприятия, от которого непосредственно (не косвенно) зависит появление продукции с требуемыми показателями качества. Ответ достаточно очевиден – любая продукция с присущим ей качеством создается в результате выполнения на предприятие определенных процессов. Даже само предприятие, суть коммерческой деятельности которого заключается в создание дополнительной потребительской стоимости в виде продукции, потребляемой рынком, в целом можно представить в виде единого бизнес-процесса.

Бизнес-процесс – является совокупностью взаимосвязанных действий по преобразованию входов процесса в его выходы с использованием ресурсов, имеющей целью получение коммерческого результата.

На входе бизнес – процесса рассматриваются, материалы или компоненты, которые преобразуются в ходе процесса. Они же присутствуют и на выходе процесса, но в измененном виде.

Ресурсами процесса могут является: труд, оборудование, инструмент, информация, энергия, деньги, и т. п. – все, что необходимо для выполнения задачи процесса по преобразованию входов, но в явном виде не присутствует в конечном продукте на выходе. Ресурсы расходуется, определяя повышение ценности выхода относительно входа.    

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...