Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда семейная РЭПТ наиболее эффективна




Все формы терапии особенно эффективны с молодыми, умными, хорошо владеющими речью клиентами с небольшими проблемами, и РЭПТ также наилучшим образом работает в случае клиентов та­кого типа. Однако РЭПТ является одной из форм терапии, которые также эффективны и со сложными клиентами, то есть с теми, про­блемы которых можно отнести к категории психических, погранич­ных, органических или дефицитарных расстройств. Естественно, она не настолько эффективна со сложными клиентами, как с менее про­блемными. Но она особенно помогает таким клиентам принять себя со своим расстройством и прекратить принижать себя за эмоцио­нальную неадекватность. После этого, будучи реалистичной и учи­тывающей ограниченные возможности отдельных индивидов, РЭПТ помогает членам семьи с тяжелыми личностными расстройствами научиться вести себя менее неадекватно и не делает вид, что «изле­чила» их (Ellis, 1994b, 1994c, 1994d, 1996a, 1996b).

Более того, рационально-эмоциональная поведенческая семей­ная терапия особенно эффективна для менее проблемных членов семьи, помогая им полностью принять близких с тяжелыми нару­шениями и более терпимо относиться к ним. Если дети страдают — как часто случается — дислексией, гиперимпульсивностью, антисоциальностью или психическими расстройствами, РЭПТ показывает их родителям, что хотя они могли сыграть большую роль в возник­новении данных нарушений у детей, они не являются их непосредственной причиной. Она объясняет таким родителям, что существуют, практически неизбежно, сильные биологические факторы гипо-и гиперэмоциональности их детей, за которые они, родители, вряд ли могут винить себя. РЭПТ также учит родителей полностью при­нимать своих физически или психически больных детей и стараться помогать им быть менее проблемными (и необязательно совсем беспроблемными) (Ellis, 1957,1995b, Ellis et al.,1966).

В то же время РЭПТ учит детей — старшего возраста и подрост­ков — принимать своих родителей, страдающих алкогольными, пси­хопатическими, пограничными и психическими расстройствами, вместе с их проблемой и прекратить критиковать и ругать их за то, что они такие, какие есть на данный момент. Так, подростки четыр­надцати и двенадцати лет, которые были в ярости от безответствен­ности отца-алкоголика и пренебрежения ими матери ради любов­ника ненамного старше них, через несколько сеансов семейной РЭПТ смогли понять, что оба их родителя вели себя крайне безответственно — поскольку у них был выбор, пить или нет, пренебрег гать детьми или нет, а они выбрали это неподобающее родителям поведение — но что они, как и все люди, имели право ошибаться, были несовершенны и имели проблемы, и что их, несмотря на их несемейное поведение, можно простить и принять. Научившись, благодаря терапии, принимать своих родителей и их безответствейное поведение, эти подростки смогли поддерживать хорошие отно­шения с родителями и спокойнее воспринимать неудовлетворитель­ную ситуацию в семье. После этого заметно улучшились их успехи в школе и отношения с друзьями, они даже смогли, в определенной мере, помочь своим родителям посмотреть в лицо своим пробле­мам и вести себя более ответственно. Это то, что часто происходит в рационально-эмоциональной поведенческой терапии: принимая «плохое» или «неудовлетворительное» поведение своих родных, люди; становятся в состоянии помочь своим близким улучшить свое пове­дение и вести себя более ответственно.

 

 

Юнг К.Г.

АНИМА И АНИМУС [24]

Среди возможных духов родительские духи – практически самые важные, отсюда повсеместно распространенный культ предков, изначально служивший умиротворению “revenants”, а на более вы­сокой ступени развития ставший существенным мо­ральным и воспитательным установлением (Китай!). Родители – самые близкие и влиятельные для ребенка родственники. Но у взрослых это влияние ограничива­ется, поэтому imagines[25] родителей в максимальной сте­пени оттесняются от сознания и в силу своего продол­жающегося, может быть, даже угнетающего влияния легко приобретают, негативный признак. Таким путем imagines родителей остаются чужеродными на “поверх­ности” психической жизни. А то, что для взрослого че­ловека теперь занимает место родителей в качестве не­посредственного влияния среды, есть женщина. Она со­провождает мужчину, она с ним связана, поскольку идет вместе с ним по жизни и принадлежит к более или менее одинаковой с ним возрастной ступени; она не стоит выше его – ни возрастом, ни авторитетом, ни психической силой. Но она – весьма влиятельный фактор, который, как и родители, производит imago относительно автономной природы, но не ту imago, ко­торую, как родительскую, следует ограничить, а ту, ко­торую сознанию следует, скорее, ассоциировать. Женщина со своей столь непохожей на мужскую психоло­гией есть источник информации (и всегда им была) о вещах, недоступных мужчине. Она может означать для него инспирацию; ее часто превосходящая мужскую интуиция может предостеречь его в нужный момент, а ее чувство, ориентированное на личностное начало, способно указать ему пути, которые он не нашел бы своим чувством, слабо соотнесенным с личностным на­чалом. То, что Тацит сказал о германских женщинах, оказалось в этом отношении как нельзя более кстати.

Здесь, без сомнения, один из главных источников женственного качества души. Но это, видимо, не един­ственный источник. Нет мужчины, который был бы настолько мужественным, чтобы не иметь в себе ниче­го женского. На деле скорее как раз очень мужествен­ным мужчинам (хотя втайне и замаскированно) свой-ственна весьма нежная (часто не по праву называемая “женственной”) жизнь чувств. Мужчине вменяется в добродетель в максимальной степени вытеснять жен­ственные черты, так же как для женщины, по крайней мере до сих пор, считалось неприличным быть мужепо­добной. Вытеснение женственных черт и склонностей ведет, естественно, к скоплению этих притязаний в бессознательном. Imago женщины (душа) столь же ес­тественно становится вместилищем этих притязаний, из-за чего мужчина в выборе любимой частенько под­вергается искушению желать ту женщину, которая луч­ше всего соответствовала бы особому типу его соб­ственной бессознательной женственности, т. е. женщи­ну, которая могла бы по возможности безоговорочно принять проекцию его души. Хотя такой выбор чаще всего воспринимается и ощущается как идеальный слу­чай, но с таким же успехом этот выбор может оказать­ся воплощением его собственной сильнейшей слабости, с которой мужчина заключает на такой манер брачный союз у всех на глазах. (Вот чем объясняются некоторые столь странные браки!)

Поэтому мне и кажется, что женственность этого душевного комплекса объясняется не только влиянием женщины, но и собственной женственностью мужчины. При этом и речи быть не может о простой лингвисти­ческой “случайности”, вроде того, что “солнце” по-не­мецки женского рода, а на других языках – мужского; нет, у нас есть в пользу этого свидетельства искусства всех времен – а сверх того, знаменитый вопрос: habet mulier animam?[26] Пожалуй, большинство мужчин, в принципе обладающих психологической проницатель­ностью, знают, что имеет в виду Райдер Хаггард, гово­ря о “She-who-must-be-obeyed”[27]. или о том, какие струны в них звучат, когда они читают об Антинее в изображении Бенуа. И они обыкновенно без труда узнают, какой тип женщин лучше всего воплощает в себе этот таинственный, но часто тем более интуитив­но ясный факт.

Поистине широкое признание, которое находят эти произведения, указывает на то, что в этом образе жен­ственной анимы заключается нечто сверхиндивидуаль­ное, нечто такое, что не просто обязано своим эфемер­ным бытием индивидуальной уникальности, а скорее является тем типичным, что имеет более глубокие кор­ни, нежели просто очевидные поверхностные связи, на которые я уже указал. Райдер Хаггард и Бенуа недву­смысленно выразили эту интуицию в историческом ас­пекте своих анима-персонажей.

Как известно, нет и не может быть никакого чело­веческого опыта без наличия субъективной готовности. Но в чем состоит эта субъективная готовность? Она в конечном счете состоит во врожденной психической структуре, позволяющей человеку вообще иметь такой опыт. Так, все существо мужчины предполагает жен­щину – как телесно, так и духовно. Его система апри­ори настроена на женщину, как и подготовлена к со­вершенно определенному миру, где есть вода, свет, воздух, соль, углеводы и т. д. Форма этого мира, в ко­торый он рожден, уже врождена ему как виртуальный образ. И таким образом родители, жена, дети, рожде­ние и смерть врождены ему как виртуальные образы, как психические готовности. Эти априорные категории имеют, разумеется, коллективную природу, это "образы" родителей, жены и детей вообще, а вовсе не индивидуальные предрасположенности. Итак, и эти образы следует мыслить как бессодержательные, а потому бессознательные. Они дорастают до содержания, влияния и, наконец, осознанности лишь тогда, когда натыкаются на эмпирические факты затрагивающие и пробуждаю­щие к жизни бессознательную готовность. Они в из­вестном смысле являются осадками всего опыта ряда поколений предков, но не самим этим опытом. Так это по крайней мере видится нам при нашем нынешнем ограниченном знании. (Должен признаться, что еще не встречал неопровержимых доказательств наследования образов памяти, но не считаю абсолютно исключен­ным, что наряду с этими коллективными осадками, не содержащими в себе ничего индивидуально определен­ного, могут иметь место и индивидуально определен­ные факты наследования памяти.)

Итак, в бессознательном мужчины существует уна­следованный коллективный образ женщины, с помо­щью которого он постигает природу женщины. Этот унаследованный образ есть третий важный источник женственности души.

Как уже успел убедиться читатель, речь идет совсем не о философском и тем более не о религиозном поня­тии души, а о психологическом признании существова­ния полусознательного психического комплекса, обла­дающего отчасти автономной функцией. Само собой понятно, что такая констатация имеет ровно столько (много или мало) общего с философским или религи­озным понятием “души”, сколько психология – с фи­лософией и религией. Я не хотел бы вдаваться здесь в “спор факультетов” и пытаться доказывать философу или теологу, чем является на самом деле то, что он понимает под “душой”. Но я должен отказать обоим в праве предписывать психологу, что ему следует пони­мать под “душой”. Свойство личного бессмертия, кото­рым религиозное миропонимание так любит наделять душу, наука может признать лишь в качестве психоло­гического феномена, заключающегося для науки в по­нятии автономии. Свойство личного бессмертия, со­гласно первобытным представлениям, никоим образом не присуще душе, а уж бессмертие само по себе – и подавно. Однако, вопреки этому недоступному науке представлению, можно сказать, что “бессмертие” озна­чает прежде всего просто психическую деятельность, перешагивающую границы сознания. Выражение “по ту сторону могилы или смерти” с точки зрения психоло­гии означает “по ту сторону сознания” и даже не мо­жет означать ничего другого, поскольку высказывания о бессмертии исходят всегда только от живого челове­ка, который в качестве такового все равно не в таком положении, чтобы говорить, будучи “по ту сторону мо­гилы”.

Автономия душевного комплекса, естественно, под­держивает представление о невидимом, личностном су­ществе, которое живет якобы в одном из наших раз­личных миров. Поскольку, таким образом, деятельность души воспринимается как деятельность самостоятель­ного существа, которое якобы не привязано к нашей бренной телесности, легко может возникнуть впечатле­ние, что это существо вообще живет само по себе – может быть, в каком-нибудь мире невидимых вещей. Безусловно, нельзя упускать из виду, что раз некое са­мостоятельное существо невидимо, это одновременно должно означать и его бессмертие. Свойство бессмер­тия, пожалуй, должно быть обязано своим существова­нием другому, уже упомянутому факту, а именно – своеобразному историческому аспекту души. Райдер Хаггард дал, пожалуй, одно из лучших изображений этого характера в “She”! Когда буддисты утверждают, что по мере самосовершенствования на пути интроекции (Verinnerlichung) у человека начинают возникать воспоминания о предыдущих инкарнациях, то они со­относят себя, видимо, с тем же самым психологиче­ским фактом, хотя с той разницей, что они приписы­вают исторический фактор не душе, а самости. Это це­ликом соответствует прежней, совершенно экстравертной духовной установке Запада – эмоционально (и традиционно) приписывать бессмертие душе, которую более или менее отличают от своего Я и которая при­том разведена с Я своими женскими качествами. Было бы совершенно логично, если бы у нас благодаря углублению интровертной духовной культуры, до сих пор бывшей в небрежении, произошло преображение, приближающееся к восточной духовности, когда свой­ство бессмертия переместится от двусмысленной фигу­ры души (anima) к самости. Ведь главным образом эта переоценка внешнего, материального объекта констеллирует в глубинах духовную и бессмертную фигуру (ес­тественно, в целях компенсации и саморегуляции). В сущности, исторический фактор присущ не просто ар­хетипу женского начала, но всем архетипам вообще, т. е. всем наследственным единствам, духовным и те­лесным. Ведь наша жизнь – то же самое, чем она была от века. Во всяком случае, в наших чувствах нет ничего бренного, ибо те же самые физиологические и психологические процессы, которые были свойственны людям и сотни тысяч лет назад, все еще действуют и дают внутреннему чувству глубинную интуицию “вечно длящейся” непрерывности живущего. Наша самость как средоточие нашей жизненной системы, однако, не только содержит осадок и сумму всей прожитой жизни, но и является исходным пунктом, материнской землей, чреватой всей будущей жизнью, предощущение кото­рой так же ясно дано внутреннему чувству, как истори­ческий аспект. Из этих психологических оснований легитимным образом исходит идея бессмертия.

В восточных воззрениях отсутствует понятие анимы, каким мы установили его здесь, равно как и логиче­ское понятие персоны. Это, конечно же, не может быть случайным, ибо, как я уже дал понять выше, между персоной и анимой существует компенсаторное отношение.

Персона есть сложная система отношений между индивидуальным сознанием и социальностью, удобный вид маски, рассчитанной на то, чтобы, с одной сторо­ны, производить на других определенное впечатление, а с другой – скрывать истинную природу индивиду­ума. Что последнее излишне, может утверждать лишь тот, кто до того идентичен своей персоне, что уже не знает самого себя, а что не нужно первое, может вооб­разить лишь тот, кто и понятия не имеет об истинной природе своего ближнего. Социум ожидает и даже обя­зан ожидать от каждого индивидуума, что тот как мож­но лучше будет играть отведенную ему роль; что тот, например, кто является священником, будет не только объективно выполнять свои должностные обязанности, но и в любое время и при любых обстоятельствах будет беспрекословно играть роль священника. Социум требует этого как своего рода гарантии; каждый должен быть на своем месте: один – сапожника, другой – по­эта. Не предусмотрено, чтобы он был тем и другим. Быть тем и другим нежелательно также потому, что в этом есть что-то жуткое. Ведь такой человек был бы “другим”, чем остальные люди, – не совсем надежным. В академическом мире он был бы “дилетантом”, в по­литике – “непредсказуемой” фигурой, в религии – “свободомыслящим”; короче, на него пало бы подозре­ние в ненадежности и дефектности, ибо социум убеж­ден, что только тот сапожник, который не занимается поэзией, производит фирменную, хорошую обувь. Определенность личностной наружности – практиче­ски важная вещь, ибо средний человек, только и из­вестный социуму, должен с головой уйти в одно дело, чтобы добиться чего-нибудь стоящего, а два дела за­раз – это было бы для него уж чересчур. Без сомне­ния, наш социум настроен именно на такие идеалы. Поэтому неудивительно, что любой, кто хочет чего-то добиться, обязан учитывать эти ожидания. Естественно, невозможно, будучи индивидуальностью, без остатка раствориться в этих ожиданиях, поэтому построение искусственной личности становится настоятельной не­обходимостью. Требования приличий и добрых нравов довершают мотивацию удобной маски. Тогда под этой маской возникает то, что называется “частной жиз­нью”. Этот уже набивший оскомину разрыв сознания на две частенько до смешного различные фигуры – радикальная психологическая операция, которая не мо­жет пройти бесследно для бессознательного.

Построение коллективно пригодной персоны означа­ет сильную уступку внешнему миру, истинное само­пожертвование, которое прямо-таки принуждает Я к идентификации с персоной, так что на самом деле есть люди, которые думают, будто являются тем, что собою представляют. Однако “бездушность” такой установ­ки – лишь видимость, ибо бессознательное ни при ка­ких условиях не переносит это смещение центра тяже­сти. Критически взглянув на такие случаи, мы обнару­жим, что обладание превосходной маской внутренне компенсируется “частной жизнью”. Благочестивый Драммонд как-то посетовал на то, что “плохое настроение есть бремя благочестивого”. Естественно, тот, кто выстраивает себе слишком хорошую персону, расплачи­вается за это возбужденностью чувств. У Бисмарка были припадки истеричного плача, у Вагнера – пере­писка по поводу шелковой завязки шлафрока, Ницше писал письма “милой Ламе”, Гёте вел беседы с Эккерманом и т. д. Но есть вещи более тонкие, чем баналь­ные “lapsus”ы героев. Я однажды свел знакомство с че­ловеком, достойным глубокого уважения, – его без тру­да можно было назвать святым – я три дня ходил во­круг него и никак не мог обнаружить в нем хотя бы некоторые слабости, присущие смертным. Мое чувство неполноценности угрожающе возросло, и я уже начал было всерьез подумывать о том, чтобы исправиться. Но на четвертый день меня консультировала его жена... С тех пор со мной больше ничего подобного не случа­лось. Из этого я извлек урок: каждый, кто идентифи­цируется с персоной, может предоставить своей жене воплощать собой все неудобное, причем жена этого не заметит, но расплатится за свое самопожертвование тя­желым неврозом.

Эта идентификация с социальной ролью – щедрый источник неврозов вообще. Человек не может безнака­занно отделаться от самого себя в пользу искусствен­ной личности. Уже только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, аффек­ты, фобии, навязчивые представления, слабости, поро­ки и т. д. Социально “сильный мужчина” в “частной жизни” – чаще всего дитя по отношению к состоянию собственных чувств, его общественная дисциплиниро­ванность (которой он так настойчиво требует от дру­гих) в частной жизни жалко буксует. Его “любовь к своей профессии” дома обращается в меланхолию; его “безупречная” публичная мораль под маской выглядит поразительно – мы уже говорим не о поступках, а только о фантазиях; впрочем, жены таких мужей могли бы рассказать об этом кое-что; его самозабвенный аль­труизм... его дети смотрят на это иначе.

В той мере, в какой мир побуждает индивидуума к идентификации с маской, индивидуум подвержен воз­действию изнутри. “Высокое стоит на низком”, – гово­рит Лаоцзы. Изнутри навязывается противоположное, выходит даже так, как будто бессознательное подавляет Я с той самой силой, с какой последнее притягивается персоной. Непротивление воздействию снаружи, т. е. по отношению к искусу персоны, означает аналогич­ную слабость внутри – по отношению к влияниям бессознательного. Внешне играется эффектная и силь­ная роль, внутри развивается женоподобная слабость по отношению ко всем влияниям бессознательного; на­строение и расположение духа, боязливость, даже фе­минизированная сексуальность (кульминирующаяся в импотенции) постепенно берут верх.

Персона, идеальный образ мужчины, каким он дол­жен быть, компенсируется внутри женской слабостью, и как внешне индивидуум играет роль сильного мужчи­ны, так внутри он становится бабой, анимой, ибо именно анима противостоит персоне. Но поскольку для экстравертного сознания внутреннее темно и непро­глядно, и, кроме того, о своих слабостях думают тем меньше, чем больше идентичность с персоной, то и противоположность персоны, анима, целиком остается во мраке и потому сразу проецируется, благодаря чему герой оказывается под каблуком жены. Если прирост власти анимы значителен, то жена плохо переносит мужа. Она становится неполноценной и тем самым дает мужу желанное доказательство того, что не он, ге­рой, неполноценен в “частной жизни”, а его жена. У жены зато есть столь притягательная для многих иллю­зия, что она вышла замуж по меньшей мере за героя, не думая о своей собственной никчемности. Эту игру иллюзии часто называют “содержанием жизни”.

Для достижения индивидуации, самоосуществления человеку необходимо уметь различать, чем он кажется себе и другим, и точно так же для той же самой цели человек должен отдавать себе отчет в том, что он нахо­дится в невидимой системе отношений к бессознатель­ному, т. е. к аниме, чтобы уметь отличать себя от нее. От бессознательного вообще отличить себя невозмож­но. Когда дело касается персоны, естественно, легко объяснить кому-либо, что он и его служба – две разные вещи. Зато от анимы можно отличить себя лишь с трудом, и именно потому, что она невидима. Ведь пре­жде всего у людей появляется даже предрассудок, будто все то, что происходит изнутри, коренится в крови. “Сильный мужчина”, может быть, согласится с нами, что на самом деле в своей “частной жизни” он угрожайюще недисциплинирован, но это именно его слабость, с которой он в определенной мере объявляет себя солиидарным. Этой тенденции, конечно, подвержена на­следственная часть культуры, которой не следует пре­небрегать. Если же он признает, что его идеальная персона ответственна за совсем не идеальную аниму, то его идеалы будут поколеблены, мир станет двусмыс­ленным. Им овладеет сомнение в чистоте добрых дел, хуже того, сомнение в собственных добрых намерени­ях. Если поразмыслить о том, с какими мощными ис­торическими предпосылками связана наша сокровен­нейшая идея добрых намерений, то станет ясно, что в свете нашего прежнего мировоззрения приятнее упре­кать себя в личной слабости, чем колебать идеалы.

Но поскольку бессознательные факторы – столь же детерминирующие явления, как и величины, регулиру­ющие жизнь социума, и первые столь же коллективны, как последние, то я могу с тем же успехом научиться различать, чего хочу я и что мне навязывается бессо­знательным, с каким могу понимать, чего требует от меня служба и чего желаю я. Поначалу, конечно, ощу­щаются лишь несовместимые требования снаружи и из­нутри, а Я стоит между ними, как между молотом и наковальней. Перед этим Я, которое по большей части не более чем просто игрушка внешних и внутренних требований, стоит, однако, некая трудноуловимая ин­станция, которую я ни под каким предлогом не хочу называть двусмысленным именем “совесть”, несмотря на то что само слово в лучшем его понимании, навер­ное, превосходно могло бы обозначать эту инстанцию. Что у нас сделалось с “совестью”, с непревзойденным юмором изобразил Шпиттелер. Поэтому надо бы по возможности избегать соседства этого понятия” Наверное лучше постараться представить себе, что эта тра­гическая игра противоположностей между внутренним и внешним (изображенная в Иове и Фаусте как спор с Богом), в сущности, есть энергетизм процесса жизнеде­ятельности, то напряжение между противоположностя­ми которое необходимо для саморегуляции. Как бы ни были различны в исполнении и намерении эти проти­воположные силы, они, в сущности, означают жизнь индивидуума и на нее нацелены; они колеблются во­круг этой жизни, как вокруг оси весов. Именно пото­му, что они соотнесены друг с другом, они и объеди­няются в некоем центральном чувстве, которое, так сказать, необходимым образом, вольно или невольно рождается в самом индивидууме, а потому и предощу­щается им. У человека есть ощущение того, чем нужно быть и чем быть можно. Отклонение от этой интуиции означает заблуждение, ошибку или болезнь.

Видимо, это не случайность, что от слова “персона” происходят наши современные понятия “личностный” (persönlich) и “личность” (Persönlichkeit). Насколько я могу утверждать о своем Я, что оно личностно или яв­ляется личностью, настолько же я и о своей персоне могу сказать, что она – личность, с которой я себя более или менее идентифицирую. Тот факт, что в та­ком случае у меня будет, собственно, две личности, вовсе не удивителен, поскольку любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, т. е. персонифицированно. Легче всего, пожалуй, это можно за­метить в так называемых спиритических явлениях авто­матического письма и тому подобном. Получившиеся предложения всегда являются личностными высказыва­ниями и излагаются от первого лица, как если бы за каждой записанной частью предложения тоже стояла личность. Поэтому наивный рассудок тотчас непремен­но подумает о духах. Подобное, как известно, можно наблюдать и в галлюцинациях душевнобольных, хотя эти галлюцинации часто еще более явно, чем записи спиритов, суть просто мысли или фрагменты мыслей, связь которых с сознательной личностью часто сразу очевидна.

Склонность относительно автономных комплексов непосредственно персонифицироваться и есть та при­чина, по которой персона выступает “личностно” в та­кой степени, что Я без особого труда может начать со­мневаться в том, какова его “настоящая” личность.

То, что относится к персоне и вообще ко всем авто­номным комплексам, относится и к аниме – она тоже личность и по этой причине с такой легкостью может быть проецирована на женщину, т. е., покуда она бес­сознательна, она проецируется всегда, ибо все бессозна­тельное проецируется. Первой носительницей этого ду­шевного образа, очевидно, всегда выступает мать, позд­нее это те женщины, которые возбуждают чувства муж­чины, все равно, в позитивном или негативном смысле. Поскольку мать – первая носительница этого душев­ного образа, то отделение от нее – сколь деликатное, столь же и важное дело высочайшего воспитательного значения. Поэтому уже у дикарей мы находим множе­ство обычаев, организующих это отделение. Простого взросления и внешнего отделения недостаточно, нужны еще совершенно особое посвящение в мужчины и це­ремонии второго рождения, чтобы по-настоящему реа­лизовать отделение от матери (а тем самым от детства).

Как отец выступает в качестве защиты от опасно­стей внешнего мира и тем самым становится для сына образчиком персоны, так и мать для него – защита от опасностей, угрожающих его душе из мрака. Поэтому при посвящении в мужчины проходящий инициацию получает наставления относительно потусторонних ве­щей, благодаря чему оказывается в состоянии отказать­ся от материнской защиты.

Современный культурный человек оказался лишен­ным этой, несмотря на всю первобытность, в сущно­сти, превосходной воспитательной меры. Следствием этого является то, что анима в форме материнского imago переносится на женщину – с тем результатом, что, едва женившись, мужчина становится ребячливым, сентиментальным, зависимым, послушным, а в против­ном случае – вспыльчивым, деспотичным и обидчи­вым, постоянно раздумывающим о престиже своей пре­восходной мужественности. Последнее, естественно, есть просто обратная сторона первого. Защита от бес­сознательного, которую означала мать, у современного человека осталась ничем не замененной, в результате чего он бессознательно так формирует свой идеал бра­ка, что жене приходится максимально брать на себя магическую материнскую роль. Под покровом такого идеально замкнутого брака он, собственно, ищет у ма­тери защиту и, таким образом, соблазненный, идет на­встречу женскому инстинкту обладания. Страх мужчи­ны перед темной непредсказуемостью бессознательного предоставляет женщине иллегитимную власть и делает брак столь “интимной общностью”, что он постоянно грозит взорваться от внутреннего напряжения – или с тем же успехом делает из чувства протеста противопо­ложное.

Мне кажется, некоторым современным людям сле­довало бы понять свое отличие не только от персоны, но также и от анимы. Поскольку наше сознание – в соответствии с западной традицией – обращено глав­ным образом наружу, то внутренние вещи остаются во мраке. Но эту сложность легко преодолеть следующим путем: попытаться однажды столь же концентрирован­но и критически посмотреть на тот психический мате­риал, который проявляется не снаружи, а в частной жизни. Поскольку люди привыкли стыдливо замалчи­вать эту другую сторону (возможно, даже трепеща пе­ред своей женой, ибо она может предать все огласке), а если уж она разоблачена, покаянно признаваться в своих “слабостях”, то обыкновенно в качестве един­ственного воспитательного метода признается следую­щий: эти слабости по возможности подавляют или вы­тесняют или хотя бы скрывают от публики. Но ведь это совсем не выход из положения.

Что нам, в сущности, следует делать, я, пожалуй, разъяснил лучше всего на примере персоны. Там все ясно и четко, в то время как с анимой для нас, запад­ных людей, все темно.) Когда анима в значительной степени перечеркивает добрые намерения сознания, выступая в качестве мотива такой частной жизни, ко­торая плохо сочетается с блистательной персоной, то здесь происходит то же самое, что делает наивный че­ловек, не имеющий представления о персоне и потому наталкивающийся на мучительные сложности жизни. Есть такие люди с неразвитой персоной – “канадцы, то не знают показной вежливости Европы”, – которые из одной публичной “gaffe”[28] сами того не ведая, попа­дают в другую, совершенно бесхитростно и невинно, душевные надоедалы, или трогательные дети, или, если это женщины, внушающие страх своей бестактностью тени Кассандры, вечно не так понимающие, не ведаю­щие, что творят, и потому всегда рассчитывающие на прощение; они не видят мир, а только грезят его. Вот примеры, на которых мы можем видеть, как действует оставшаяся в небрежении персона и что нужно делать, чтобы преодолеть эту беду. Такие люди могут избежать разочарований и страданий всякого рода, сцен и актов насилия, лишь когда они научатся понимать, как сле­дует вести себя в обществе. Им надо научиться пони­мать, чего ожидает от них социум; они должны уви­деть, что в мире есть обстоятельства и лица, которые намного их превосходят; они должны знать, что озна­чают их поступки для другого, и т. д. Это, конечно, учебный план для младших классов, для тех, кто соот­ветствующим образом сформировал свою персону. Если же мы теперь повернем дело другой стороной и поста­вим лицом к аниме обладателя блистательной персоны, сравнив его с человеком без персоны, то увидим, что первый так же хорошо осведомлен в отношении анимы и ее проблем, как второй – в отношении мира. Упо­требление, какое оба дают своим знаниям, естественно, может быть злоупотреблением, даже в высшей степени вероятно, что оно им будет.

Человека с персоной, естественно, ни в малейшей степени не убедит точка зрения, признающая суще­ствование внутренних реальностей, так же как иного – реальность мира, имеющая для него только ценность забавной или фантастической игры. Но факт внутрен­них реальностей и его безусловное признание являют­ся, конечно, conditio sine qua nоn[29] для серьезного подхода к проблеме анимы. Если внешний мир для ме­ня – только фантом, то как же мне тогда всерьез пы­таться построить сложную систему отношений и при­способлений к нему? Равным образом позиция: внутреннее – “это только фантазия” – никогда не послу­жит для меня поводом воспринимать манифестации моей анимы как что-то иное, нежели дурацкие слабо­сти. Но если я встану на ту точку зрения, что мир есть снаружи и внутри, что реальность подобает как внеш­нему, так и внутреннему, то я, будучи последователь­ным, должен буду рассматривать и те расстройства и неблагоприятные влияния, которые идут ко мне изнут­ри, как симптом недостаточной адаптации к условиям внутреннего мира. Как синяки, полученные простаком на улице, не исчезают от морального вытеснения, так же мало толку от того, чтобы с резиньяцией записы­вать на свой счет слабости как таковые. Здесь есть причины, намерения и следствия, в которые могут вме­шаться воля и понимание. Возьмем, например, того “незапятнанного” человека чести и радетеля за обще­ственное благо, перед которым жена и дети трепещут из-за его вспышек гнева и вспыльчивого своенравия. Что делает анима в этом случае?

Мы это тотчас заметим, если предоставим событиям идти своим естественным ходом: жена и дети становят­ся ему чужими; вокруг него образуется вакуум. Понача­лу он станет жаловаться на бездушие своей семьи и по возможности будет вести себя еще хуже, чем раньше. Это сделает отчуждение абсолютным. Если теперь еще не все добрые гении покинули его, то через некоторое время он заметит свою изоляцию и в своем одиноче­стве начнет понимать, каким образом он произвел этот разрыв. Возможно, он удивленно спросит себя: “Что за демон в меня вселился?” – естественно, не заметив смысла этой метафоры. За этим последуют покаяния, примирение, забвение, вытеснение, а потом – новая вспышка. Анима очевидным образом пытается форси­ровать разрыв. Такая тенденция, разумеется, не отвеча­ет ничьим интересам. Анима протискивается в середи­ну, как ревнивая любовница, стремящаяся отбить муж­чину у его семьи. Служба или иная выгодная социаль­ная позиция могут делать то же самое; но там-то мы понимаем, в чем сила соблазна. Но где анима берет такую власть, чтобы пользоваться такой сильной при­тягательностью? По аналогии с персоной за этим долж­ны скрываться ценности или иные важные и влиятельные вещи, такие, как соблазнительные посулы. В эти моменты нужно остерегаться рационализации. Так и подмывает думать, что наш человек чести высматривает себе другую женщину. Это вполне возможно, даже мо­жет быть подстроено анимой как эффективное средство достижения цели. Можно ошибиться, принимая такую подстроенность за самоцель, ибо незапятнанный чело­век чести, женившийся корректно и законно, так же корректно и законно может развестись, что ни на грош не изменит его основную установку. Старый портрет будет просто заново обрамлен.

Фактически такая подстроенность – весьма частый способ осуществить разрыв и затруднить окончательное разрешение. Поэтому, видимо, разумнее было бы не считать, что столь естественная возможность имеет ко­нечной целью разрыв. Отсюда представляется более уместным расследовать подоплеку тенденций анимы. Первый шаг к этому – то, что я назвал бы объектива­цией анимы, а именно – категорический отказ от тен­денции к разрыву как к проявлению собственной сла­бости. Как только это произошло, можно в некотором смысле поставить перед анимой вопрос: “Почему ты хочешь этого разрыва”? Ставить вопрос столь личностно – большое преимущество: ведь благодаря этому познается личность анимы и становится возможным отношение к ней. Чем более личностно к ней подойти, тем лучше.

Тому, кто привык подходить ко всему чисто интел­лектуально и рационалистически, это может показаться прямо-таки смехотворным. Конечно, было бы более чем абсурдным, если бы кто-то захотел в некотором смысле вступить в диалог со своей персоной, которую он признает лишь как способ психологического отно­шения. Но это абсурдно только для того, у кого есть персона. У кого же ее нет, тот в этом пункте не более чем дикарь, который, как известно, лишь одной ногой стоит в том, что мы обыкновенно обозначаем как ре­альность; другой ногой он стоит в мире духов, который для него по-настоящему реален. В обыкновенном мире наш образцовый случай – современный европеец, в мире же духов – дитя палеолита. Поэтому европейцу придется примириться со своего рода доисторической школой для младших классов, п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...