Материалы для самостоятельной работы
Дайте определение следующим ключевым понятиям:номинальная и книжная стоимость акции, рыночный курс акции, расчетная цена привилегированных и обыкновенных акций, требуемая норма прибыли на акцию, дивиденды на акцию, темп прироста дивидендов, прирост курсовой стоимости акции, доходность акции, реинвестирование дивидендов. Вопросы и задания для обсуждения 1.Каков общий принцип определения стоимости любой ценной бумаги? 2.Дайте определение номинальной и книжной стоимости акции. 3.Как определяется цена привилегированной акции? 4.Выведите формулу для определения цены обыкновенной акции. 5.В чем специфика определения цены акции, когда вся прибыль компании идет на развитие компании, а дивиденды не выплачиваются? 6.Как определяется цена акции, если темп прироста дивидендов остается постоянным? 7.На основании, каких данных можно спрогнозировать темп прироста дивидендов? 8.Какое влияние оказывает политика выплаты дивидендов на курсовую цену акции? 9.Рассчитайте на конкретном примере доходность от вложения в акцию за период владения акцией. Литература Буренин А.И. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учеб. пособие. М.: 1ФКК, 1998. Бреши Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов /Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ, под ред. В.В. Ковалева. СПб: Экономическая школа, 2000. Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования / Пер. с англ. М.: Дело, 1997. Инвестиции: Учеб. / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М.: ООО «ТКП Велби», 2003. Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002.
Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа: Учеб. пособие. СПб.: Бйзйес-пресса, 2002. Тъюлз R, Брэдли Э., Тъюлз Т. Фондовый рынок / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М., 1997. Шарп У., Александер Г., БэйлиДж. Инвестиции / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. Brigham E. F. Fundamentals of Financial Management: Sixth Edition. NY: Dryden Press, 1992. Глава 6. ОБЛИГАЦИИ После изучения этой главы вы сможете получить представление: • о сущности облигации как долговой ценной бумаги; • о видах облигаций, встречающихся в отечественной и мировой практике; • о государственных краткосрочных и долгосрочных облигациях РФ; • о разновидностях корпоративных облигаций; • о международных облигациях. Классификация облигаций Долговые ценные бумаги, как было отмечено выше, выражают отношение займа между кредитором (инвестором) и заемщиком (эмитентом). Во всех долговых инструментах выражено фиксированное требование к эмитенту: эмитент долговой ценной бумаги обязуется выплачивать определенную процентную плату в течение срока действия инструмента и (или) возвратить определенную сумму денег по окончании срока действия ценной бумаги. Несмотря на имеющуюся общность долговых инструментов — облигаций, депозитных сертификатов, векселей — они имеют свои характерные особенности и различаются как по целям, характеру и процедуре выпуска, так и по способам выплаты дохода. В данной главе рассматривается наиболее распространенный вид долговых ценных бумаг — облигации. «Облигация, — отмечается в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в нем процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации».
Подобное определение облигации дается и в Федеральном законе «Об акционерных обществах». «Облигация, — отмечается здесь, — удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплату номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки». Облигации являются инструментом займа и не дают право на участие в управлении делами эмитента. Однако по статусу облигации имеют право старшинства перед акциями как при выплате процентов (по сравнению с выплатой дивидендов), так и в требованиях на активы в случае ликвидации эмитента. По форме выпуска облигации могут быть в виде обособленных документов (документарные) и в виде записей на счетах уполномоченных организаций (бездокументарные). При этом документарные облигации могут быть с централизованным депозитарным хранением и без централизованного хранения. Если предусматривается обязательное централизованное хранение, то сертификаты не выдаются на руки владельцам. В этом случае учет прав осуществляется в депозитариях, которые выступают номинальными держателями в реестре. По способу учета и реализации, прав владельца облигации могут быть именными и на предъявителя. В случае выпуска именных облигаций имена владельцев учитываются в специальном реестре. Бумаги на предъявителя могут быть только документарными; осуществление владельцами прав по облигациям осуществляется путем предъявления сертификата облигации; учет владельцев таких облигаций как таковой не производится. Облигация на предъявителя должна содержать следующие реквизиты: наименование «облигация», наименование эмитента, порядковый номер, общую сумму займа, номинал, процентную ставку, условия и порядок выплаты процентов, и порядок погашения. Именная облигация помимо этого должна содержать дополнительный реквизит — наименование (имя) держателя. По форме выплаты заимствованной суммы могут быть выпущены облигации, которые предусматривают выплаты в денежной форме или в неденежной форме (в форме товаров или услуг, предоставляемых эмитентом). Так, в соответствии с Указом Президента РФ № 31 от 11 января 1995 г. в некоторых субъектах РФ были выпущены так называемые облигации «телефонных займов», погашение которых предусматривало оказание эмитентом услуг по установке телефона и подключение к телефонной сети.
В некоторых случаях неденежный способ выплаты дохода предусматривает выплату дохода только товаром и услугами. В других случаях — возможность выбора между денежным или имущественным эквивалентом (золотые сертификаты, облигационные жилищные займы). По форме выплаты процентного дохода можно выделить купонные и бескупонные облигации. Купонные облигации предусматривают серию платежей в течение срока действия облигации. При получении очередного процентного дохода происходит погашение соответствующего купона. Купонными облигациями могут быть, строго говоря, только облигации на предъявителя. Если выпускаются облигации именные с регулярными процентными платежами, то необходимость наличия купонов на таких облигациях отпадает, а выплаты процентного дохода осуществляются в связи с данными реестра владельцев облигаций. Хотя формально такие облигации не имеют купонов, но по своим основным характеристикам не отличаются от купонных облигаций, поэтому могут быть причислены к классу купонных облигаций. К собственно бескупонным облигациям (облигациям с нулевым купоном) относятся дисконтные облигации, которые продаются по цене ниже номинала, а погашаются по номиналу. До погашения облигаций никаких выплат по таким облигациям не производится. Разновидностью бескупонных облигаций являются облигации выигрышных займов. Доход по таким облигациям выплачивается в виде выигрыша по облигациям, попавшим в тираж розыгрыша до срока погашения, либо в виде номинальной суммы облигации при погашении. В зависимости оттого, в какой валюте выражены номиналы облигаций, можно выделить облигации, выраженные в валюте стран нахождения эмитента (местной валюте), и облигации, выраженные в иностранной валюте. С точки зрения стабильности приносимого дохода облигации можно подразделить на облигации с твердой процентной ставкой и с плавающей ставкой. Большинство облигаций приносят их держателям твердый доход, величина которого остается неизменной в течение всего срока жизни облигации. Однако в условиях нестабильности процентных ставок такие облигации могут противоречить интересам инвесторов, поэтому эмитенты прибегают к выпуску облигаций с плавающей процентной ставкой. Например, облигация номиналом 1 000 долл. выпущена 1 марта 2000 г. Срок погашения — 1 марта 2010 г. Сроки выплаты процентов — 1 сентября и 1 марта. На первый год установлена процентная ставка из расчета 12 % годовых. Начиная со второго года (т.е. с 1 марта 2001 г.), процентная ставка «прикрепляется» к процентной ставке по государственным шестимесячным облигациям, превышая эту ставку на 0,75 %. Однако процентная ставка по данной облигации не может быть ниже 7,5 %.
Процентный доход по облигациям может корректироваться также с учетом изменения уровня инфляции или соотношения курсов национальной и иностранной валюты. В этом случае могут быть выпущены инфляционно или валютно-индексируемые облигации. Если, например, доходность по новым выпускам российских облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) привязывается к темпам инфляции, то многие выпуски российских корпоративных облигаций выпускаются на условиях, когда их доходность устанавливается с учетом изменения курса рубля к доллару. В качестве примера выпуска таких облигаций можно привести выпуски облигаций Тюменской нефтяной компании и ОАО «Интерурал», а также трехлетние облигации РАО «ЕЭС России». По способу размещения облигации могут быть как свободно размещаемыми, когда инвесторы приобретают облигации по-своему усмотрению, так и принудительно размещаемые, когда инвестор вынужден приобрести или принять облигацию. Последнее обычно относится к государственным облигациям. Примером могут служить облигации внутреннего валютного займа РФ выпуска 1993 г. и последующих лет. По способу обращения можно выделить облигации свободно обращающиеся (рыночные), которые свободно продаются и покупаются без ограничений во все времена обращения (таких облигаций большинство), и облигации нерыночных займов или с ограниченным кругом обращения. К этой же категории можно отнести облигации для юридических лиц. В зависимости от правового статуса эмитента можно выделить: • государственные облигации (выпускаемые государством и государственными органами управления — министерствами и ведомствами). Сюда же можно отнести облигации, гарантированные государством; • муниципальные облигации, выпускаемые местными органами власти (республиканскими, краевыми, областными, городскими);
• корпоративные облигации, выпускаемые предприятиями различных организационно-правовых форм (ОАО, ЗАО, ООО). В зависимости от принадлежности эмитента к стране размещения и номинации валюты облигации подразделяются на: • облигации внутреннего рынка, которые выпускаются резидентами страны и могут быть номинированы как в местной, так и иностранной валюте; • международные облигации, которые размещаются эмитентом за пределами страны принадлежности эмитента и могут номинироваться в разных валютах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|