Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Конституционные принципы государственной  власти в РФ




Разновидность республиканской формы правления: анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4–7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика.

В дополнение ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др.

Ст. 14 Конституции РФ, провозглашает Россию светским государством. Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. Конституционные принципы государственной  власти в РФ

Основными принципами формирования системы государственного управления в РФ являются:

- Принцип единства власти

- принцип разделения властей;

- принцип комплиментарности;

- принцип субсидиарности;

- принцип суверенности;

- принцип демократизма;

- принцип гомогенности.

- Принцип законности

Принцип единства власти – ( ст. 1, 5 п. 3, 18, 77 п. 2) реализуется через:

1) принадлежность власти народу. С. 3 Конституции – народ – единственный источник власти в РФ.

2) Организационное единство власти – реализуя собственные полномочия, они составляют целостный механизм государственного управления

3) Единые цели и задачи органов государства – ст. 2 – признание, соблюдение и защита прав и свобод; с. 4 – обеспечение целостности и неприкосновенности территории государства и т. д.

Принцип разделения властей (ст. 10, гл 4, 5, 6, 7): разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.  

Принцип комплиментарности (ст. 11 п. 1, ст. 11 п. 2, ст. 77, 78, ст. 12). характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций во всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок не оставляет места для появления нелегальных центров управления.

Принцип субсидиарности (ст. 5, 11, 12, 71, 72, 73, 78, 132 п. 2) определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Этот принцип имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местной уровнях. Идея субсидиарности реализуется в следующем:

- полномочия передаются на тот уровень публичной власти, где существуют наилучшие возможности для их реализации наиболее эффективно.

- ветви власти, их органы оказывают содействие друг другу при осуществлении функций государства, если это не противоречит Конституции и полномочиям органов государственной власти.

Принцип суверенности (ст. 3, 4, 5 п. 3, 67) предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.

Принцип проявляется в двух признаках:

1. верховенство государства внутри страны

2. независимость государства в мировом сообществе

Принцип демократизма (ст. 1, 3, 32) нацеливает на необходимость активного участия населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муниципальных органов власти, разработке программ территориального развития и т. д. Связан с концепцией разделения властей.

Принцип гомогенности (ст. 15, ст. 72 п. 1, ст. 76 п. 5, ст. 90 п. 3) отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.

Принцип законности  (ст. 15) - означает, что государственные органы должны осуществлять свои полномочия только в рамках Конституции и законов, должны осуществлять только ту деятельность, которая соответствует их полномочиям, установленными законами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...