Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная власть. 2. Счетная палата РФ. 3. Уполномоченный по правам человека в РФ




Контрольная власть

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно конституции РФ (п. 1. ст. 129) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор, его первый заместитель – председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ и его заместители назначаются на должности и освобождаются от должностей Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокурорский надзор представляет контрольную деятельность специализированных органов, целью которой является:

1) обеспечение соответствия законам издаваемых подзаконных актов

2)  соблюдение прав и свобод личности в принимаемых решениях и совершаемых действиях (бездействие) органов публичной власти, общественных объединений, организаций, судебных приставов, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание, органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера.

3) Координация работы в сфере борьбы с преступностью.

2. Счетная палата РФ

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

В соответствии со ст. 102 Конституции РФ, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

В соответствии со ст. 103 Конституции РФ, Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

3. Уполномоченный по правам человека в РФ

В соответствии со ст. 7 ФКЗ №1 от 26 февраля 1997 г. «Об уполномоченном…», предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации призван осуществлять на территории страны контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, международными соглашениями. Этот институт не входит в систему органов государственной власти, занимает свое особое место в правозащитном механизме.

Полномочия:

1. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

3. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

4. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Основные выводы:

1. Система органов государственной власти РФ строится на основе принципа разделения властей и иных принципов.

2. Президент как глава государства и гарант Конституции обладает полномочиями контроля и обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти.

3. Парламент реализует представительную, законодательную и контрольную функции как непосредственно, так и через создаваемые им органы (Счетная Палата)

4. Исполнительная власть в РФ строится на основе централизации и иерархичности. Президент имеет широкие полномочия в отношении Правительства РФ. Ряд федеральных органов исполнительной власти подчиняется Президенту РФ непосредственно.

5. Судебная власть независима от иных ветвей власти.

6. Контрольная власть обеспечивает соблюдение законодательства как органами власти, так и гражданами и их объединениями

7. Эффективное функционирование системы органов государственной власти РФ обеспечивается системой сдержек и противовесов.

Система сдержек и противовесов  – обеспечение равновесия между ветвями власти, недопущение возвышения одной из них. Равновесие достигается путем строгого разделения функций между органами государственной власти и за счет различия источников и способов формирования этих органов, что обеспечивает независимость их друг от друга.

1. В системе взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания РФ:

    В соответствии со ст. 107 Конституции РФ, Президент обладает правом вето на федеральные законы. Президент обладает правом отлагательного вето, а также правом возвращения закона в парламент без рассмотрения в силу его несоответствия конституции.

    Отлагательное вето (ст. 107 Конституции РФ). Президент в течение 14 дней после поступления к нему на подпись федерального закона может закон отклонить. В этом случае ГД и СФ вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции не менее 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

    Право возвращения закона в парламент без рассмотрения в силу его несоответствия Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного суда от 22 апреля 1996 г. №10-П, Президент вправе вернуть Федеральный закон без рассмотрения в случае нарушения порядка его принятия, если такие результаты ставят под сомнение результаты волеизъявления палат ФС и само принятие этого закона. Возвращение без рассмотрения не является отклонением закона.

2. В системе взаимодействия Федерального собрания РФ и Правительства РФ:

Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.

3. В системе взаимодействия Федерального собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ:

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ). Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...