Дисциплина «Руский язык» входит в число общеобязательных дисциплин для всех специальностей. Трудоемкость - 135 часов. Из них: лекций – 30 часов; практических занятий - 15; СРО - 90 часов. Всего аудиторных часов – 45.
Посещение занятий и активное участие в учебном процессе являются обязательными. Опоздания на занятия не допускаются. Сотовые телефоны на время занятия следует отключать. Качественное и своевременное выполнение заданий СРС, участие во всех видах контроля (текущий контроль, контроль СРС, рубежный контроль, итоговый контроль) обязательны. Нормы поведения и этики должны соответствовать требованиям устава университета. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.
№
| Тема занятия
| Задания СРС
| Цель и содержание задания
| Рекомендуемая лит-ра
| Форма контроля
| Срок сдачи
|
1.
| Язык и его основные функции. Речь: виды и формы. Языковые единицы разных уровней.
Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: ее основные признаки.
Языковые единицы разных уровней. Речь как реализация языка. Виды речи: устная и письменная.
| Подбор и запись фразеологизмов, пословиц и поговорок о языке.
Расширение стилистического диапазона употребления фразеологизмов, пословиц и поговорок в русской речи.
| Экспресс-опрос пословиц, поговорок и фразеологизмов о языке
| Казахское устное народное творчество. "Старинные русские пословицы и поговорки" Москва, "Детская литература", 1984 г.
|
1-2 недели
| min 50
max 100
|
2.
| Функционально-смысловые типы речи-способы изложения. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения. Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.
| Составление текста-рассуж-дения, описания, повествования на материале произведений казахских писателей: Абая "Слова назидания", отрывки из произведений М.Ауэзова "Путь Абая", "Выстрел на перевале", А.Алимжанова "Гонец", "Стрела Махамбета"
| Составление текста-рассуждения, описания, повествования о достижениях в области изучаемой науки
| Жаналина Л.К., Крыкбаева Т.М.Практический курс русского языка.- Алма-Ата,1992
|
3 неделя
| min 50
max 100
|
4.
| Общее понятие о научном стиле, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля. Условия функционирования научной речи: научная сфера общения, преобладание письменной формы над устной, монологической речи над диалогической. Характерные черты научного стиля: логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, насышенность терминами.
| Определение темы текста. Обозначение темы в тексте существительным, местоимением или синонимичным выражением. Письменное составление научного текста по специальности с учетом изученных признаков текста. Анализ текстов Ч.Айтматова, А.Алимжанова, М.Ауэзова, С.Санбаева с выделением основной мысли и четкой композиционной структуры
| Письменное составление научного текста по специальности с учетом изученных признаков текста.
Подбор текстов по спец-ти с выделением основной мысли и четкой композиционной структуры Подбор текстов по специальности. Выделение темы и основной мысли.
| Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А.,. Русский язык для студентов-нефилологов.- М.: Флинта: Наука, 2000
|
4 неделя
|
min 50
max 100
|
5.
| Структурно-смысловые членение текста. Конструкция для выражения характеристики, признаки лица, предмета, явления. Анализ научного текста: чтение, выделение средств, с помощью которых определяются характерные черты научного стиля (логичность, точность, обобщенность, отвлеченность). Знакомство с жанрами научной стили. Деление текста на смысловые части, беседа по содержанию текста. Монологи и беседы-полилоги о научном стиле
| Анализ микротем текста по произведению. А.Нурпеисова "Кровь и пот" Выделение в ССЦ связующих предложений и сцепляющих слов. Нахождение СПП с разными видами придаточных и однородных членов предложений в текстах научного стиля.
| Выделение в ССЦ связующих предложений и сцепляющих слов. Нахождение СПП с разными видами придаточных и однородных членов предложений в текстах научного стиля. Работа над текстами научного стиля, выделение предложений с обобщением.
| Жаналина Л.К., Сарбаева Т.М. Практический курс русского языка. - Алма-Ата: Рауан, 1992
Русский язык. Практический курс для национальных групп неязыковых вузов под ред. Н. Ершовой: М., "Высшая школа", 1986 г.
|
5-6
недели
| min 50
max 100
|
6.
| Тема тескта. Структура и смысл текста. Коммуникативные задачи текста (КЗТ). Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста.
Тема как предмет или явление, которая рассматривается в тексте. Обозначение темы в тексте существительным, встречающимя в различных падежах. Замена темы в тексте местоимением или синонимичным выражением. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы в тексте.
| Анализ способов развития информации на материале произведений А.Кекильбаева.
Выделение видов связи предложений (параллельный, цепной способы).
| Письменное составление научного текста по специальности с учетом изученных признаков текста. Анализ текста с выделением смысла. Выделение видов связи предложений.
| Произведения А.Кекильбаева
В.И. Капинос. Развитие речи.- М: Просвещение, 1991 г.
|
неделя
|
min 50
max 100
|
7.
| Роль предложения в тексте. Микротема как часть общей темы: одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста. Новая информация как главная коммуникативная цель высказывания. Понятие актуального членения предложения. Тема – предмет сообщения. Рема (предикат) – основное содержание сообщения или коммуникативный центр предложения. Данная и новая информация как элементы развития мысли и связанности текста.
| Работа над текстами произведений казахских писателей, газетно-журнального материала: чтение, анализ, выделение основной мысли - устное собеседование.
| Работа над текстами раличных стилей: чтение, анализ, выделение основной мысли - устное собеседование.
| Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г.
|
8-9
недели
|
min 50
max 100
|
8.
| Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста – первоисточника. Основные правила компрессии текста. Ключевые слова текста.
| Составление текстов официально-делового стиля: автобиографии, характеристики, резюме Обучение анализу текстов официально-делового стиля.
| Контроль над сос-тавлениием кон-струкций официально - делового стиля
| Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г.
|
10-11
недели
| min 50
max 100
|
9.
| План и его составление в научной сфере. Виды планов. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи: вопросный и назывной, тезисный планы. Тезирование научного текста. Виды тезисов в сфере науки: первичные и вторичные тезисы.
| Подбор и составление текстов публицистического стиля. Выделение характерных особенностей средств массовой информации. Формирование навыков стилистического анализа текстов публицистического стиля.
| Работа над текстами публицистического стиля, анализ, выделение основной мысли – устное собеседование.
| Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г.
|
12-13
недели
| min 50
max 100
|
10.
| Композиционно-смысловая структура научного текста. План развернутого содержания. План свернутого, сжатого содержания. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс.
| Составление научных текстов по специальности с использованием сложных предложений. Умение отличать научный стиль речи от других функциональных стилей
| Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений.
Подготовка краткого сообщения в форме монолога с использованием языковых средств, свойственных научному стилю.
| Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г.
|
неделя
|
min 50
max 100
|
11.
| Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей. Справочно-библиографическое описание. Структура библиографического описания.
| Составление научных текстов по специальности с использованием сложных предложений. Умение отличать научный стиль речи от других функциональных стилей
| Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений.
Подготовка краткого сообщения в форме монолога с использованием языковых средств, свойственных научному стилю.
| Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г.
|
неделя
|
min 50
max 100
|
| Реферирование научных текстов. Виды рефератов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов. Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат
| Составление научных текстов по опорным словам.
Анализ текста с выделением лексики научной речи. Определение заимствованных слов и их запись в словари. Умение находить общеупотребительные слова, слова с обобщённым и отвлечённым значением, слова иноязычного происхождения. Составление словарей по специальности. Чтение текстов по специальности. Разграничение терминологических нетерминологических значений слов.
| Проведение дискуссии с использованием научной лексики. Контроль за составлением терминологических словарей. Выявление словообра-зовательных элементов, интернациональных терминов.
| Туксаитова Р.О., Альбекова А.Ш., Гончарова Н.Н., Омарова Г.Т., Емец Л.И. Русский язык, Астана, 2009 г.
|
неделя
|
min 50
max 100
|
| Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии. Отзыв. Резюме-выводы. Структура научной рецензии. Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва. Резюме – выводы – как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов.
| Составление и анализ текстов науч. стиля с использованием материалов из авторефератов диссертаций казахских учёных с выделением сложных предложений, осложн. прич. и деепричастными оборотами, вводными словами, однородными членами
| Аудирование текста с выделением ключевых слов.
Нахождение в научном тексте полных и кратких прилагательных и причастий. Анализ текстов науч. стиля с выделением сложных предлож., осложн. прич. и дееприч. оборотами, вводными словами, однородными членами.
| Миронова ВТ., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи. - Алматы, 1993.
|
неделя
| min 50
max 100
|
| Культура устной речи. Критерии культуры речи. Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умение правильно говорить и писать); 2) речевое мастерство (умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).
| Умение выделять морф. признаки научного текста, использование кр. прилагательных и кр. страдательных причастий в научной речи. Умение выделять морфологические средства, характерные для научной речи. Транспозиция как средство связи предложений в тексте.
| Составление викторины "Что я знаю о своей науке?"
| А.Ш. Альбекова. Русский язык.- Астана, 2005 г.
|
неделя
|
min 50
max 100
|
| Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Устная речь как показать образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном. Культура ведения дискуссий на заданную тему, диалогов в профессмональных коммуникативных ситуациях.
| Анализ научных текстов по специальности с учетом разных смысло-речевых ситуаций с привлечением материалов казахских учёных
| Нахождение в тексте конструкции со значением предметов и их характеристика.
| О.Д. Митрофанова. Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985 г.
|
19-20
недели
| min 50
max 100
|