Лексическая тема: Моя Родина – Казахстан.
Предтекстовые задания: 1. Расскажите о символах Казахстана (флаг, герб). 2. Найдите в словаре значение слов флора, фауна, эндемик. 3. Прочитайте текст. Моя родина – Казахстан. Это страна, которая находится в центре континента Евразии. Казахстан – удивительно красивая земля. Здесь есть и величавые горы Заилийского Алатау, и крупнейшие реки: Иртыш, Сырдарья и Амударья, Или, Ишим, Тобол, и бескрайние степи … Казахстан – это земля, на которой мирно сосуществуют много разных народов. На просторах нашей республики есть несметные богатства – это и редкие красивые животные, и растения, и полезные ископаемые. В Казахстане есть такие прекрасные города, которые по красоте не уступают городам Азии и Европы: это Астана, Алматы, Павлодар, Кокшетау и др. История казахстанской земли начинается с момента появления на ней первых людей каменного века. В 1-м тысячелетии до н.э.казахскую степь населяли племена кочевников-скотоводов, известных под собирательным именем «саки». Они отличались высоким уровнем материальной культуры, развитыми ремеслами, производством железного и бронзового оружия и развитым изобразительным искусством («звериный стиль»). Другим крупным племенным союзом того периода были усуни (хунны). Эти два этноса оказали наибольшее влияние на формирование тюрских кочевых племен более позднего времени. В VI-IX вв. нашей эры на территории Казахстана появились ранние тюрские государства – ханства. В X веке, когда тюркские кочевые племена захватили столицу Карлукского ханства Баласагун, возникло государство Караханидов (940-1212) – первое тюркское исламское государство. В этот период на территории Казахстана было большое количество процветающих городов (Отрар, Сузак, Сауран, Джент и др.) с высоким уровнем культуры, развитой торговлей и ремеслами.
Монгольское вторжение в Центральную Азию под руководством Чингизхана началось в начале XIII в. В 1218 г. Чингизхан покорил Семиречье и начал осаду Отрара, жители которого отказались сдаться. Спустя 6 месяцев обороны Отрар пал и Чингизхан отдал приказ уничтожить все население города. Наконец, в 40-х годах XIII века казахские земли были включены в состав Золотой Орды. Восстановление хозяйства и городов происходит в XIII-XIV веках. К XV веку складываются предпосылки к формированию казахской народности на основе различных тюркских племен. В конце XV века возникает Казахское Ханство. Оно состояло из трех жузов: старшего, среднего и младшего. В XVIII веке казахский народ, возглавляемый великими ханами и батырами (Абылай, Кабанбай, Абулхаир и др.), одержал окончательную победу над Джунгарским ханством. В XVIII – начале XIX вв. происходит постепенное включение казахских жузов в состав Российской Империи. После октябрьской революции 1917 г. Казахстан стал именоваться КазАССР, а с 1936г. вошел в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в качестве КазССР. Советский период (1922-1991) в истории Казахстана был неоднозначным. Существенный промышленный и образовательный рост сочетался с репрессиями против народа и утратой культурной самобытности. В 1991г. с распадом Советского Союза и обретением независимости началась новая страница в истории Казахстана как демократического, правового государства. Климат Казахстана отличается разнообразием ввиду значительности его территории. Наиболее общими характеристиками для всей территории являются засушливость и континентальность. Крупнейшей вершиной Казахстана является пик Хан Тенгри (6995 м.) в горах Тянь-Шаня на юго-востоке республики. В Казахстане встречаются 158 видов млекопитающих, 485 видов птиц, около 15-ти видов рыб и множество животных-эндемиков (тушкан, сайгак и т.д.). Флора Казахстана богата и разнообразна. Например, одних лекарственных растений у нас произрастает около 150.
В Казахстане существует 6 государственных заповедников. Многие животные и растения находятся под защитой государства. Среди них снежный барс, ставший символом города Алматы, беркут, символ которого начертан на республиканском знамени и обозначает гордую устремленность Казахстана к солнечному будущему. Казахстан по своим природным ископаемым и человеческим ресурсам является одной из богатейших стран мира. С обретением независимости казахстанская экономика ориентирована на создание свободного рынка в условиях демократического общества. С 1992 года в стране проходит приватизация государственных предприятий. В условиях рынка частный сектор Казахстана переживает небывалый подъем, создавая базу будущей экономической стабильности страны. Казахстан открыт для иностранных инвестиций в экономику. Несмотря на трудности переходного периода, президентская программа «Казахстан 2030» гарантирует создание демократического общества с развитой экономической системой, делающей нашу страну одной из самых процветающих в мире. С политической независимостью Казахстан стал демократической республикой с президентской формой правления. Властные структуры представляют две ветви власти: законодательная власть – Парламент, исполнительская власть – Президент и Правительство. Парламент состоит из двух палат: нижняя – Мажилис, верхняя – Сенат. Правительство возглавляет Премьер- министр. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет.
Послетекстовые задания: 1.Ответьте на вопросы: а) Когда начинается история Казахстана? б) Какие племена населяли Казахстан? в) Когда возникло казахское ханство? г) Назовите великих казахских ханов. д) Когда Казахстан вошел в состав СССР? е) В какой год Казахстан обрел независимость? ж) Какова природа Казахстана? з) Каков Казахстан в наши дни? Расскажите о нем. 2. Составьте хронологию истории Казахстана.
Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства желания. Язык тесно связан с мышлением, сознанием людей. Речь существует в двух формах: устной (от слова уста – губы) и письменной (от слова письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной формой речи, когда пишем и читаем – письменной. Речевая деятельность может быть диалогической (от греч. диалогос – беседа), монологической (от греч. монос – одини логос – речь) и полилогической (от греч. поли – многои логос – речь). Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Монолог – речь одного лица. Полилог – речь нескольких лиц. Основные единицы языка. Язык – это система, а всякая система состоит из отдельных элементов связанных между собой. Язык состоит из «единиц языка». 1. Фонема – это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение. 2. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут. 3. Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно. 4. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более сов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. 5. Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений.
Мельчайшие единицы языка складываются в более крупные, но единицы языка отличаются друг от друга не только размерами. Главное их отличие не количественное, а качественное (различие в их функции, назначении).
Вопросы для самоконтроля 1. Что является основным средством общения между людьми? 2. В каких форма существует речь? 3. При каких условиях может возникнуть речевое общение? 4. Назовите основные постулаты речевого общения.
Литература: 1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетом (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К, Жаркынбековой Ш.К., Мухамедиева Х.С. –Алматы, Қазақ университеті, 2012. 2.Жаналина Л.К., Килевая Л.Т., Касымова Р.Т., Маймакова А.Д., Абаева М.К. Язык современной науки: языковые портреты. Учимся искусству научной речи: учебное пособие, - Алматы, 2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|