Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционально-смысловые типы речи-способы изложения.




Под языком лингвисты понимают систему фонетических, лексических и грамматических средств языка. Использование людьми этих средств для общения называют речью. Таким образом, речь – это язык в действии, язык в работе. Сам процесс общения людей называют речевой деятельностью. Речевая деятельность реализуется в четырёх своих видах: говорении, слушании, письме, чтении.

Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. По способу изложения информации выделяют три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – это рассказ о развивающихся, происходящих последовательно действиях или событиях. Отличительная особенность повествования – его динамичность.

Формальные признаки повествования: 1) глаголы совершенного вида для последовательно происходящих действий; 2) обстоятельственные слова со значением временной последовательности: затем, далее, после этого, в дальнейшем, впоследствии и т.д.; 3) союзы лишь только, как только.

В научных текстах повествование обычно встречается:

а) в биографических справках о выдающихся ученых; б) в рассказах об истории научных открытий; в) в описании истории страны и др.

Описание – это рассказ, в котором перечисляются одновременные или постоянные признаки предмета (в широком значении этого слова). Отличительная особенность повествования – его статичность.

Формальные признаки описания: глаголы несовершенного вида. Описание может быть научным, деловым и художественным.

Текст-описание обычно встречается: а) при описании химической реакции, физического (технологического) процесса, состава (свойства) вещества; прибора (установки, машины); схемы рисунка; б) при характеристике (описании) научного закона, предмета, научного открытия; в) при описании (характеристике) человека, предмета или явления, страны, города, района, вуза, какого-нибудь события и др.

Рассуждение – это рассказ, в котором говорится о причинах явлений, событий, свойств или явлений. В рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис или утверждение, которое надо доказать; 2) обоснование высказанной мысли сначала в общей форме (аргумент), затем в виде примеров; 3) вывод.

Формальные признаки рассуждения: 1) причинно-следственные конструкции; 2) союзы потому что, так как; 3) вводные слова таким образом, следовательно, итак, и вот и др.

Существует несколько видов рассуждений. Рассуждение-доказательство представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиия (подведение к вопросу) - вопрос - ответ (тезис) - доказательство тезиса - выводы. В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача - раскрыть содержание тезиса. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов, содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.

В повествовании обычно говорится о действиях (что было сначала, потом, затем… и наконец). В описании изображаются предметы, люди, животные, природа и т.п. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.

Типы речи можно различать по вопросам:

к повествованию ставится вопрос что произошло?

к описанию – какой?

к рассуждению – почему?

 

Задание 1: Прочитайте варианты мини-текстов по типам: повествование, описание, рассуждение, определить их соответствие. Составьте свои варианты текстов по тематике занятий.

1. Альберта Эйнштейна по праву можно назвать ученым с большой буквы. Будучи студентом начал увлекаться наукой всерьез, и это стало его жизненным кредо. Он внес большой вклад в изучение молекулярной и квантовой физики, математики и др. Но самой выдающейся его работой стала теория относительности, которую используют и по сей день. Исследования ученого внесли большую лепту в дальнейшее изучение науки, дали толчок для новых открытий. Нам повезло, что на нашей планете существовали такие гении, как Альберт Эйнштейн и др.

2. Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в городке Ульме (Германия), вскоре его семья переехала в Мюнхен.

В Мюнхене Альберт поступил в начальную школу, затем в гимназию. Закончив шесть классов, он переехал в Милан, где жил и учился самостоятельно. Осенью 1895 года А.Эйнштейн поехал в Щвейцарию, чтобы поступить в Высшее техническое училище в Цюрихе. В октябре 1896 года Аль­берт был принят в политехникум. Летом 1900 года он получил диплом учителя физики и математики.

В июле 1902 года Эйнштейну удалось устроиться на должность эксперта третьего класса в федеральное бюро патентов в Берне, где он проработал по октябрь 1909 года. Именно в эти годы идет становление его как крупнейшего физика-теоретика. Опубликованы статьи, посвященные изучению вопросов статистической механики и молекулярной теории теплоты.

Весной 1909 года А. Эйнштейна назначили экстраординарным профессором теоретической физики Цюрихского университета, а в начале 1911 года пригласили открыть самостоятельную кафедру в немецком университете в Праге. Летом следующего года Эйнштейн возвратился в Цюрих и занял место профессора в политехникуме. В 1914 году А.Эйнштейна пригласили в Германию на должность профессора Берлинского университета.

С 1933 по 1955 год ученый работал в институте фундаментальных физических исследований в Принстоне (США).

3. Физик-теоретик Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике за 1921 год, хорошо известен всему миру.

Эйнштейн - первый ученый, внесший объяснение и математическое описание явлению фотоэффекта.

Он описал броуновское движение молекул и вывел формулу для определения массы и плотности заполнения объема молекулами, вызывающими это движение, по их воздействию на пробную частицу (формула Эйнштей­на - Смолуховского).

Не каждый человек способен, приняв уже доказанное постоянство скорости света как всеобщий закон ограничения скорости, создать специальную (частную) теорию относительности. Альберт Эйнштейн действительно был гением своего дела. (По материалам СРС Умбетовой М.)

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные типы речи

2. Что включает в себя схема рассуждения?

3. Что собой представляет описание текста?

4. Какие языковые особенности свойственны повествованию?

 

Литература: 1.Зуева Н.Ю., Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. – Алматы, 2007.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...