Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация научных организаций




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Е. В. Рожкова

 

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России
по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия
по специальности «Менеджмент организации»

 

Ульяновск 2011

ББК 65.050(9)2

Р63

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Т. П. Николаева

кандидат технических наук, доцент В. И. Приходько

 

 

Рожкова Е. В.

Р63 Инновационный менеджмент: учебное пособие / Е. В. Рожкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ульяновск: УлГУ, 2011. – 234 с.

ISBN 978-5-88866-443-8

 

В пособии излагаются теоретические основы инновационного менеджмента, анализируются особенности организаций, выступающих на различных этапах инновационного процесса, выявляются новые формы организации и финансирования инновационной деятельности, исследуются проблемы формирования государственной инновационной политики, раскрываются основные аспекты инновационной деятельности предприятия.

Пособие предназначено для студентов и слушателей, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», а также для самостоятельного освоения студентами основных вопросов инновационного менеджмента.

ББК 65.050(9)2

 

ISBN 978-5-88866-443-8 ã Рожкова Е. В., 2007

ã Рожкова Е. В., переизд., 2011

ã Ульяновский государственный университет, 2011

 
 


Оглавление

Введение. 5

Глава 1. Управление развитием:
основные положения инновационного менеджмента. 7

1.1. Возникновение, становление и основные черты
инновационного менеджмента. 7

1.2. Цель и задачи инновационного менеджмента........................................................ 10

1.3. Нововведение как объект инновационного управления....................................... 12

1.4. Характеристика инновационного процесса............................................................ 17

Глава 2. Научные организации – участники инновационного процесса. 24

2.1. Научные организации и их роль в инновационном процессе. 24

2.2. Российская академия наук – высшее научное учреждение России. 26

2.3. Научные организации сферы образования. 32

Глава 3. Инкубирование инновационного бизнеса. 37

3.1. Инкубаторы бизнеса – понятие, ключевые факторы успеха. 37

3.2. Жизненный цикл инкубатора бизнеса. 40

3.3. Доходы бизнес-инкубатора. 47

3.4. Обзор исследований,
посвященных деятельности инкубаторов бизнеса. 48

Глава 4. Коммерциализация инновационных идей: технопарки.................................... 52

4.1. Технопарк – предназначение, ключевые факторы успеха. 52

4.2. Работа с клиентами технопарка. 56

4.3. Зарубежный и отечественный опыт создания технопарков. 61

Глава 5. Технополис как основа регионального
инновационного развития. 66

5.1. Технополис: понятие, элементы.. 66

5.2. Ключевые факторы успеха технополисов............................................................... 69

5.3. Обзор опыта организации зарубежных технополисов. 72

5.4. Наукограды как российский вариант технополиса. 77

Глава 6. Научные фонды как новая форма финансирования
инновационной деятельности. 84

6.1. Предназначение научных фондов. 84

6.2. Российские научные фонды.. 85

6.3. Научные фонды зарубежного капитала. 91

Глава 7. Венчурный бизнес как новая форма
организации инновационного менеджмента. 98

7.1. Венчурные фирмы и венчурные фонды.. 98

7.2. История появления и развития венчурного бизнеса. 104

7.3. Зарубежный опыт работы венчурных фондов. 107

7.4. Венчурный бизнес в России. 111

Глава 8. Финансово-промышленная группа
как новая форма организации инновационного менеджмента. 119

8.1. Крупный и малый бизнес в сфере инноваций. 119

8.2. Финансово-промышленные группы:
понятие, виды, способы создания. 122

8.3. Международный опыт организации финансово-промышленных групп
(на примерах США, Японии, ФРГ) 126

8.4. Особенности становления и функционирования
финансово-промышленных групп в России. 130

Глава 9. Государственная инновационная политика (ГИП):
создание благоприятных условий для нововведений. 137

9.1. ГИП: понятие и особенности на современном этапе. 137

9.2. Приоритеты ГИП и методы их реализации в России. 140

9.3. Органы государственного регулирования научной
и инновационной сферы в России. 147

9.4. Зарубежный опыт государственной инновационной политики
(японская, американская и европейская модели) 151

Глава 10. Инновационный менеджмент и стратегическое управление. 162

10.1. Проблемы стратегического планирования предприятий. 162

10.2. Инновационные стратегии организаций. 166

10.3. Выбор инновационной стратегии. 171

Глава 11. Разработка программ и проектов нововведений:
оценка эффективности и риски. 175

11.1. Финансово-экономические критерии оценки
эффективности инновационной деятельности. 175

11.2. Многофакторные модели оценки
эффективности инновационной деятельности. 181

11.3. Риски в инновационной деятельности. 184

Глава 12. Инновационные игры и прогнозирование
в инновационном менеджменте. 190

12.1. Прогнозирование и отсев неприемлемых новых идей. 190

12.2. Игровые методы выработки новых идей. 196

Библиографический список. 203

Приложения. 206


Введение

Формирование рыночной модели экономического развития России предполагает поиск новых форм хозяйствования, основанных на активной инновационной деятельности предприятий и организаций. Действительно, ускорение темпов научно-технического прогресса в последние десятилетия, интернационализация и глобализация процессов в мировой экономике обусловили значительное повышение динамичности и изменчивости хозяйственной деятельности, в которой, исходя из теории конкуренции, именно инновационный потенциал развития науки и внедрения новой технологии создает конкурентные преимущества высшего порядка.

Вместе с тем, в России, обладающей несомненно высоким научным и образовательным потенциалом, пока не наблюдается существенного роста объемов выпуска наукоемкой инновационной продукции. Удельный вес ее на сегодня – всего 4% ВВП. Во многом такая ситуация – следствие острого дефицита государственного финансирования науки в 90-е гг. В 2000 г. размер средств государственного бюджета России, выделенных на поддержку науки, составил 1,12 млрд руб. В США в тот же год аналогичный показатель составил 53,6 млрд дол.

Проблема не ограничивается недостаточностью бюджетного финансирования. Существуют просчеты и в управлении инновациями на предприятиях. Зачастую инновационная деятельность предприятий стратегически не обоснована, поиск и расчет эффективности инновационных решений ведется устаревшими методами, не учитываются в полной мере риски, присущие инновационным проектам. Крайне слабо развиты инновационные коммуникации, в результате чего многие предприятия занимаются созданием инноваций в условиях «информационного вакуума», рассчитывая на свои силы в части поиска новых идей и обеспечения финансирования инновационных процессов. В результате России принадлежит лишь 0,3% мирового рынка гражданской наукоемкой продукции, в то время как доля Японии составляет 30%, а США – 36%.

Однако сегодня в мире работает множество организаций – научных и венчурных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.п., относящихся к инфраструктуре инновационного процесса и призванных содействовать различными методами активизации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Существуют они и в России, но относительно недавно и пока в малом количестве, поэтому важнейшая задача осуществляемых в настоящее время реформ – обеспечить резкое сокращение длительности инновационного цикла и, соответственно, повысить эффективность инновационных процессов за счет содействия развитию инфраструктурных элементов и инновационных коммуникаций в целом.

В данном учебном пособии раскрываются указанные проблемные вопросы инновационного менеджмента. Обозначаются сущность и задачи инновационного менеджмента, характеризуются и классифицируются инновации как объекты инновационного управления, рассматриваются этапы жизненного цикла инновации. Показана специфика научных организаций, выступающих на первых этапах инновационного процесса.

Особое внимание уделено характеристике сущности и особенностей инфраструктурных составляющих инновационного процесса: бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов. Рассмотрена такая форма финансирования инноваций, как научные фонды. Показаны относительно новые для России формы организации инновационного менеджмента – венчурный бизнес, финансово-промышленные группы. Раскрыты вопросы содержания и методов государственной инновационной политики, призванной создавать благоприятные условия для нововведений.

Кроме того, в пособии излагаются проблемы и направления стратегического планирования инноваций, приведены различные модели оценки эффективности инновационных проектов, классифицированы риски, характерные для инновационной деятельности. Раскрываются вопросы прогнозирования и приводятся различные игровые методы выработки новых идей. В приложении приведены блок-схемы по основным темам курса.

Учебное пособие написано на основе и в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 06.11.00 «Менеджмент организации» по дисциплине «Инновационный менеджмент».


Глава 1. Управление развитием:
основные положения инновационного менеджмента

1.1. Возникновение, становление и основные черты
инновационного менеджмента

Одной из важнейших особенностей современных предприятий рыночной экономики является переход от управления функционированием, главной задачей которого являлось обеспечение стабильной работы предприятия, к управлению развитием.

Действительно, сегодня термины «стабильность» и «устойчивость» приобретают абсолютно разные значения и окраску. Стабильность предполагает обеспечение неизменного функционирования, когда предприятие, подобно механизму, работает по раз и навсегда установленному алгоритму. Отклонения от заданной схемы крайне нежелательны. Именно такой подход превалировал в классических учениях менеджмента, и именно обеспечение стабильности было (и является) одной из важнейших задач предприятия, функционирующего в среде, характеризующейся низкой скоростью изменений.

Устойчивость же предполагает постоянные изменения, означает успешную (прибыльную) работу предприятия в долговременной перспективе. При таком подходе речь идет не о функционировании, а о развитии предприятия, то есть о непрекращающемся во времени процессе, обусловливающем качественные преобразования, переход из одного состояния в другое.

Анализ тенденций развития показывает, что существуют две основных разновидности развития: экстенсивный и интенсивный экономический рост. При этом не вызывает сомнений то, что время неограниченных ресурсов, экстенсивного их использования прошло. Вовлекаемые в производство труд и капитал должны менять свое качество и производительность на базе новых интеллектуальных продуктов. Более того, системное улучшение качества производственных факторов, дополненное их новым сочетанием, приводит к резкому росту экономической эффективности.

Таким образом, прикладной областью менеджмента сегодня является управление развитием производства в реальном секторе современной экономики. Данный факт обусловил возникновение инновационного менеджмента как самостоятельной области экономической науки и профессиональной деятельности.

Для инновационного менеджмента, как и вообще для менеджмента, характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить четыре относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.

Для факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники как одних из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Научные исследования и разработки рассматривались как постоянные и существенные факторы развития производственных мощностей промышленных предприятий. Кадры науки, материально-техническая база, научное оборудование и информационные фонды оценивались как составляющие факторы научно-технического потенциала предприятия. Факторный подход предполагал разработку оценочных критериев для каждой составляющей и использование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением научно-технической сферы. Для этого периода характерно появление фундаментальных исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки и прогнозирования развития. В области моделирования для управления инновационными процессами преобладали статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей. В практике управления инновационными процессами получили распространение нормативные методы планирования и организации, основанные на тщательно обоснованных нормативах трудоемкости, материало- и фондоемкости НИОКР, нормативах численности и соотношений различных категорий работников.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разнообразных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс – планирование, организацию и контроль инноваций, а также прогнозирование. Функциональная концепция базируется на рациональном разделении труда в управлении инновациями, специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения. Для функциональной концепции характерно тщательное регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, делегирования полномочий и обязанностей. В рамках функциональной концепции наиболее активное развитие получило экономико-математическое моделирование процессов принятия решений в каждой из функций управления. В практике управления НИОКР широко использовались оптимизационные модели формирования тематических планов инновационных процессов, календарного планирования работ, в том числе сетевые методы планирования, модели оптимизации организационной структуры предприятия. Чаще всего эти модели не носили системного характера и позволяли находить локальные оптимизационные решения для отдельной функции управления инновациями.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение предприятия как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов развития. Системный подход обеспечивает динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. Современная ситуация в инновационной сфере требует существенной трансформации традиционных взглядов на инновационный менеджмент, так как значительные изменения претерпевает сам объект управления. Инновационные процессы приобретают прерывный характер, повышается комплексность решаемых проблем и их зависимость от быстро изменяющихся внешних факторов.

Трансформация представлений о проблемах инноваций в современных условиях обеспечила развитие ситуационного подхода к инновационному менеджменту. Такой подход синтезирует достижения каждой из перечисленных концепций для конкретных инновационных ситуаций. Под ситуацией понимается совокупность значений факторов, влияющих на функционирование предприятия или развитие определенного инновационного проекта в конкретный период времени. Ситуационный подход предполагает возможность анализа внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематизации возможных вариантов поведения и синтеза оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений. Значительным вкладом этой управленческой концепции в теорию инновационного менеджмента является то, что она содержит рекомендации по применению конкретных методов для принятия решений в определенных ситуациях. Для менеджера ситуационный подход открывает значительные возможности творческого использования разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, накладывая при этом большую ответственность за выбор адекватных ситуации приемов управления.

Деятельность менеджера в инновационной сфере в современном мире требует творчества, глубокой профессиональной подготовки и интуиции, что позволяет сравнивать ее с искусством.

1.2. Цель и задачи инновационного менеджмента

 

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении устойчивого развития предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции. Критериями эффективности организации инновационных процессов в фирме в современных условиях выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов инновационного предприятия. Такое состояние инновационной системы принято называть гармонией. Именно гармонизация, т.е. достижение гармонии в развитии инновационного предприятия, составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента.

Задача гармонизации по отношению к инновационному предприятию имеет эндогенный и экзогенный аспекты. Эндогенная гармонизация означает согласование всех внутренних структурных элементов инновационного предприятия, его субсистем. Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационного предприятия с суперсистемами окружающей среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений внешней среды.

По своему содержанию и в зависимости от времени гармонизация инновационного предприятия имеет стратегическую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию инновационного предприятия и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента на инновационном предприятии.

В последнее время стало очевидным, что программа экономических реформ в России нуждается в изменениях. Возникла необходимость в новых ориентирах, новых механизмах, стимулирующих ускорение преобразований. Типовая программа реформы предприятия свидетельствует о начале качественно нового этапа в перестройке российской экономики. Предприятия многих отраслей все сильнее «запутываются» в собственных проблемах, в силу различных причин не могут провести реструктуризацию производства и собственных финансовых обязательств перед кредиторами, упорядочить бизнес-процессы, привлечь инвесторов. И хотя уровень доходности большинства финансовых рынков снизился, и кажется, что денежным потокам уже некуда «вливаться», кроме как в реальный сектор экономики, они туда не направляются или направляются в недостаточном объеме.

Многие российские предприятия не готовы эффективно проводить инновационную политику и осваивать средства инвесторов. Как показывает опыт, к числу ключевых проблем предприятий следует отнести неэффективность системы управления – в деятельности предприятий отсутствует инновационная стратегия, и многие обеспокоены только тем, как выжить сегодня. И если принять во внимание слабое знание рынка, неэффективность финансового управления, плохое управление издержками, то становится ясно, что только изменением внешней макроэкономической среды инвесторов нельзя побудить вкладывать средства в такие предприятия. Еще более их «отпугивает» отсутствие реальной ответственности руководителей предприятий перед акционерами за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества. Таким образом, реформирование должно происходить не только на макроуровне, но и на уровне конкретного предприятия. Предприятиям необходимо провести реструктуризацию, реинжиниринг бизнес-процессов и научиться жить в условиях рынка при создании соответствующих предпосылок и поддержки со стороны государства. При этом важнейшим фактором как коммерческого успеха предприятия, так и экономического развития страны становится формирование системы инновационного менеджмента.

1.3. Нововведение как объект инновационного управления

 

В настоящее время, в «эпоху нововведенческого бума», инновационные процессы не могут не являться сферой исследований экономической теории. Но при большом числе авторов и работ не выработано единого, общепринятого содержания понятия «инновация». Приведём для иллюстрации несколько определений.

Впервые сам термин «инновация» был введен и широко использован Йозефом Шумпетером в работах «Теория экономического развития»
(1911 г.) и «Деловые циклы. Теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса» (1939 г.). Под понятием «инновация» Й. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Однако за столетие количество мнений по поводу содержания данного понятия колоссальным образом увеличилось. Так, некоторые авторы, активно публикующиеся по вопросам инноватики, определяют инновации как результат (Завлин П., Ковалев Г., Фатхутдинов Р. и др.), многие – как процесс (Глазьев С., Лапин В., Медынский В., Морозов Ю. и др.), часть источников представляют одновременно оба подхода (Большой экономический словарь).

На наш взгляд, данное противоречие – далеко не самое острое в определении инновации. Оно вполне снимается уточнением подходов к определениям: в первом случае используется результативный подход, а во втором – процессный. На данную особенность, в частности, обращают внимание исследователи О.С. Москвина и В.В. Митенев.

Однако в существующих вариантах определений присутствуют и более значимые противоречия, тесно связанные между собой:

- Остается неясным, какого масштаба является упоминаемая новизна процессов/результатов: либо новизна в отношении «принимающей стороны», т.е. для самого субъекта инновационной деятельности (как, например, в определении И. Гуркова), либо – для всего общества (такая позиция прослеживается в определениях, связывающих инновации с достижениями науки – как у Н. Завлина, В. Медынского, М. и В. Прищипенко).

- Не всегда инновация связывается с достижениями науки, с использованием результатов НИОКР. Часть определений указывает исключительно на рыночную востребованность новых решений – как у Н. Лапина, А. Сурина и О. Молчановой и др.

- Не ясно, воплощается ли инновация исключительно в новые виды техники и технологий (как следует из определений П. Завлина и А. Казанцева, В. Медынского и Л. Шаршуковой), или речь должна идти о всех сферах деятельности, где реализуются новые виды и способы решений
(Ю. Яковец, Ю. Морозов). Соответственно, имеются ли в виду сугубо экономические отношения или же отношения во всех сферах деятельности общества?

Таким образом, на сегодня в отношении инноваций можно наблюдать наличие двух «полюсов» мнений. Одно из них (назовем его широким подходом) гласит, что инновацией следует считать любые изменения, которые ведут к повышению эффективности деятельности организации. Изменения эти могут касаться производственной, технологической, управленческой, маркетинговой и прочих сфер деятельности организации. Другая же точка зрения (условно – узкий подход) утверждает, что инновацией необходимо считать только те продукты, услуги и технологии, которые обладают мировой новизной.

Любого из этих подходов придерживаться весьма сложно. Так, если следовать широкому подходу, то получается, что практически любые изменения в компании свидетельствуют о ее инновационности. Учитывая динамику процессов, происходящих сегодня во внешней и во внутренней среде организаций, сложно найти пример неинновационной компании. Однако утверждать, что бизнес-сообщество нашей (и практически любой другой) страны исключительно инновационно, по крайней мере, опрометчиво.

С другой стороны, при узком подходе получается, что даже самые креативные и эффективные решения в области управления бизнесом нельзя считать инновациями (а это, кстати, означает, что некоторые специальности вузов не могут нести в себе инновационность изначально: менеджмент, маркетинг и т.п.). Однако именно этот подход, по нашему мнению, наиболее точно отражает истинное содержание инноваций.

Для обоснования этой точки зрения предлагаем ввести разграничение понятий «инновации» и «нововведения». Как известно, во многих работах авторы разграничивают понятия «новшества» («новации») и «нововведения» («инновации») – как, например, А. Сурин и О. Молчанова. Такое разделение вполне очевидно: приставка «in» в слове innovation, так же как и второй корень в слове «новоВВЕДЕНИЕ» указывают на то, что некое новшество – новое знание, идея – должно быть введено в коммерческий оборот, должно приносить прибыль. Таким образом, инновации (нововведения) – это коммерциализированные новшества.

Иначе дело обстоит с отношением к понятиям «инновация» и «нововведение». Во всех известных нам работах, в случае наличия такого рода комментариев, упоминается, что это абсолютно идентичные термины. Действительно, с семантических позиций данные термины являются скорее синонимами. Однако есть смысл начать использовать их в разном контексте. Для разграничения предлагаем применять критерий мировой (объективной) новизны.

В таком варианте инновациями следует считать исключительно те продукты и процессы, которые являются новыми в мировых масштабах, даже если степень новизны и невелика (улучшающие инновации). Именно эту составляющую фиксируют в Гражданском кодексе РФ критерии «новизна», «оригинальность» и «изобретательский уровень» (ГК РФ, часть 4, гл. 72, ст. 1350, 1351, 1352). Нововведениями же следует считать все эффективные изменения, которые целенаправленно осуществляются в организациях, но не являются пионерными на мировой арене.

Аргументы данного разделения следующие.

Общество всегда заинтересовано в постоянном совершенствовании процесса удовлетворения человеческих потребностей, а значит – в активной работе по получению и распространению новых знаний. Инновации, воплощенные в продукции, услугах, технологиях, не могут не передаваться (в основном путем продажи). Знания отделяются от носителя, и общество признает права на эти знания в рамках законодательства по защите интеллектуальной собственности.

Однако те инновации, которые разработаны с целью повышения эффективности внутренних процессов в организации, подпадают под строгий контроль бизнеса. Контролируя такие знания, бизнес препятствует получению аналогичных выгод иными лицами. Интересы общества и бизнеса в данном случае вступают в противоречие. Получается, что в интересах общества – стимулировать развитие инноваций в узком смысле термина, т.е. воплощаемыми в виде объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных патентным правом.

Соответственно, вполне логичным представляется отнесение к категории «инновационных» лишь тех хозяйствующих субъектов, которые разрабатывают и коммерциализируют (выводят на рынок) продукты и технологии, обладающие мировой новизной. Безусловно, такие компании заинтересованы в обеспечении защиты интеллектуальной собственности, поскольку процесс разработки инноваций сопряжен с НИОКР, характеризуется дополнительными факторами риска. Но инновационные компании только тогда таковыми являются, когда выдают инновационную продукцию во внешнюю среду.

Иное дело – компании, осуществляющие нововведенческую деятельность (возможное название для них – самообучающиеся или саморазвивающиеся, Learning Organization). Разрабатываемые ими нововведения, относящиеся к сферам менеджмента, маркетинга и пр., воплощаются в виде внутреннего интеллектуального капитала компании.

Возникновение новых решений возможно двумя путями:

1) новые решения «подсказываются» внешней средой (использование технологий бенчмаркинга и т.п.);

2) новые решения разрабатываются самой фирмой, но не выдаются во внешнюю среду, оставаясь разработками «для внутреннего пользования».

В первом варианте нововведения в принципе не могут считаться инновациями, поскольку другими экономическими субъектами они уже осваивались (например, конкретные направления диверсификации, использование новых источников инвестиций и т.п.).

Второй вариант поведения компаний также вполне оправдан и законен. Действительно, в ряде случаев нововведения, разработанные и реализованные в компании, уникальны. Таковыми могут, например, являться новые методы и формы менеджмента, организации маркетинговой деятельности и т.д. Однако считать их инновациями невозможно, поскольку организации не выдают подобную информацию во внешнюю среду, сохраняя нововведения в виде коммерческой тайны. Соответственно, доказать первенство в подобных разработках невозможно.

Многообразие инноваций обусловливает необходимость остановиться на проблеме их классификации. В специальной литературе можно встретить разнообразные способы такой классификации. Ю. Яковец, например, предлагает классифицировать инновации на 3 основных вида:
1) базисные инновации, открывающие дорогу новым направлениям и поколениям техники; 2) улучшающие нововведения, лежащие в основе новых или модифицированных моделей уже освоенной техники; 3) псевдоинновации, т.е. частичное улучшение устаревших изделий, что, по мнению
Ю. Яковца, «играет негативную роль, снижает конкурентоспособность продукции». Мы считаем, что такое утверждение нуждается в уточнении, поскольку этот тип инноваций при относительно небольших затратах позволит предприятию на некоторое время повысить величину (либо сократить падение) спроса на данный вид продукции, а значит – препятствовать падению массы прибыли. Это поможет предприятию менее «болезненно» перейти к производству нового вида продукции. Однако нужно учитывать, что применение псевдоинноваций должно быть обоснованным и соизмеренным с имеющимися возможностями. В противном случае псевдоинновация действительно будет «играть негативную роль и снижать конкурентоспособность продукции».

Если же классифицировать все нововведения (часть которых может быть инновациями), то можно выделить следующие виды:

- продуктовые нововведения, направленные на создание новой продукции, совершенствование качественных характеристик выпускаемых видов продукции;

- технологические нововведения: освоение новых технологий, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и т.д.;

- производственные нововведения, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства;

- экономические нововведения: изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, экономическое стимулирование, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат и т.д.;

- нововведения в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений;

- информационные нововведения, связанные с оптимизацией информационных потоков, повышением достоверности и оперативности получения информации, использованием новых средств обработки информации и документации и т.д.;

- торгово-сбытовые нововведения, направленные на целевые изменения в торговой деятельности и системе сбыта;

- социальные нововведения: улучшение условий и характера труда, психологического климата, социального обеспечения и т.д.

Все виды нововведений находятся в непрерывной взаимосвязи. Так, технологические нововведения, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для появления экономических и управленческих нововведений, поскольку вносят изменения в организацию производства. В свою очередь, управленческие нововведения могут проявляться в изменениях информационных потоков и, соответственно, в совершенствовании методов обработки различной информации (информационные нововведения). Кроме того, управленческие и технологические нововведения, изменяя условия труда, объективно формируют предпосылки для социальных нововведений, последние же обусловливают необходимость появления технологических нововведений и т.д.

 

1.4. Характеристика инновационного процесса

При всём разнообразии инноваций любое нововведение проходит ряд стадий (этапов) – от момента зарождения идеи, создания и распространения новшества до его использования. Период времени, охватывающий эти стадии, принято называть жизненным циклом инновации.

В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл инновации разделён на следующие этапы:

− маркетинг, поиск и изучение рынка;

− проектирование и (или) разработка технологических требований;

− разработка продукции;

− материально-техническое снабжение;

− подготовка и разработка производственных процессов;

− производство;

− контроль, проведение испытаний и обследований;

− упаковка и хранение;

− реализация и распределение продукции;

− монтаж и эксплуатация;

− техническая помощь и обслуживание;

− утилизация продукции после использования.

Инновационный процесс – понятие более широкое, нежели жизненный цикл инновации. Конечно, его можно рассматривать (что происходит достаточно часто) как ряд временных этапов жизненного цикла нововведения – от возникновения идеи до её разработки и распространения. В то же время инновационный процесс может быть рассмотрен как параллельное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Кроме того, его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко известного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

На перв

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...