Что получают от инкубатора его учредители?
Местные органы власти и управления – оживление деловой активности на территории, формирование альтернативного государственному сектора экономики. Появляются новые отрасли промышленности там, где их никогда не было и не могло быть. Постепенно решается проблема занятости, оттока с территории наиболее способной и активной части населения. Наконец, создается новая основа налоговых поступлений от многочисленных сильных фирм. Вузы, научно-исследовательские институты и пр. получают эффективный механизм передачи технологий из науки в промышленность. Инкубатор – место реализации идей ученых, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, инженеров и новаторов НИИ и КБ. Сотрудники научных организаций получают возможность дополнительного заработка за счет оказания консультаций предпринимателям. Меняется учебный процесс, он становится рыночно-ориентированным, направленным на подготовку не просто инженеров, но инженеров-предпринимателей, способных не только разработать новую технологию, но и реализовать её в рамках собственной фирмы. Промышленные предприятия – их руководители могут увидеть в инкубаторах бизнеса конкурентов, способных оттянуть на себя лучшие заводские кадры, не дав ничего взамен. Негативное отношение к идее инкубатора может быть вызвано и неверием в возможности малого бизнеса, якобы не имеющего достаточных возможностей для реализации крупных проектов. При этом можно предвидеть ссылки производственников на многотысячные коллективы НПО, мощные заводские и отраслевые НИИ и КБ. Но много ли принципиально новых товаров, технологий и услуг разработали эти мощные коллективы, ориентированные на выполнение крупных, но довольно узких задач? Интеллект одного новатора подчас превосходит интеллект целой отрасли. И превосходит, потому что в отличие от последней не ограничен рамками традиций, иерархии и субординации. И относится это не только к российскому крупному производству. Косность – удел практически всех крупных производств.
3.4. Обзор исследований, посвященных деятельности В США были проведены ряд исследований, касающихся инкубаторов бизнеса. Тематика их была посвящена, в основном, изучению следующих вопросов: − количество рабочих мест, созданных фирмами-клиентами и выпускниками инкубаторов бизнеса; − инновационная деятельность, направленная на создание новой продукции; − количество вновь созданных малых фирм; − степень успешности фирм инкубаторов; − влияние на местную экономику. Оценке названных параметров были присущи определенные трудности, связанные с тем, что инкубаторы бизнеса создавались как частными, так и общественными организациями и преследовали разные цели, например: − реализация программ профессиональной подготовки безработных и создание новых рабочих мест; − коммерциализация результатов университетских НИОКР, технологий, изобретений, обеспечение занятости студентов и специалистов; − поддержка фирм определенного тематического направления (программное обеспечение, биотехнологии и т.д.). Инкубаторы оценивались с точки зрения влияния на экономику в плане создания новых рабочих мест, успеха фирм, увеличения объемов продаж продукции и услуг, а также по такому критерию, как оседание покинувших инкубаторы фирм в данной местности. Так, одно из проведенных исследований, касавшееся инкубаторов, созданных в 1980-х гг., показало, что: − выживаемость фирм составила 2:1 (две успешные фирмы на одну, потерпевшую крах); − 84% фирм, вышедших из стен инкубаторов, осели в данной местности;
− в 1983-1984 гг. (по 12 инкубаторам и 56 фирмам) на каждый инкубатор пришлось по 7 новых рабочих мест. Иными словами, инкубаторы успешно помогали новым малым фирмам, однако их влияние в плане создания новых рабочих мест, по крайней мере в краткосрочном периоде, было едва заметно. Результатом экономической деятельности инкубаторов являлся экономический рост двух видов: − рост, прямо связанный с производственно-сбытовой деятельностью фирм инкубаторов; − рост от экономической деятельности людей, получающих доход, благодаря инкубаторам. Инкубаторы бизнеса оказывали на экономику прямое влияние через сбыт продукции своих фирм, доход, занятость и капиталовложения. За На каждое рабочее место, созданное инкубаторами в сфере услуг, приходилось 1,29 дополнительного рабочего места в местной экономике. Для производственного сектора этот показатель составил 1,57. Каждый доллар, затраченный фирмами сектора услуг инкубаторов на зарплату, порождал 1,29 доллара на заработную плату в местной экономике. Для производственного сектора этот показатель составил 1,43. Кроме того, за счет увеличения налоговых поступлений в среднем на 363 тыс. долларов в год возросли доходы штата. Инкубаторы оказывали новому бизнесу важные услуги и положительно воздействовали на финансово-экономическую ситуацию территории и штата.
Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение бизнес-инкубатора. Почему данный тип организаций относят к инфраструктуре инновационного процесса? 2. Почему первые бизнес-инкубаторы создавались как неприбыльные? Может ли это быть связано с преобладающими на тот момент стадиями жизненного цикла бизнес-инкубаторов? 3. Каковы основные виды услуг инкубаторов бизнеса? Приведите примеры.
4. Докажите, что важнейший фактор успеха бизнес-инкубатора – подбор его менеджера. 5. Как место расположения бизнес-инкубатора и физическая инфраструктура влияют на эффективность его деятельности? 6. Охарактеризуйте особенности деятельности бизнес-инкубатора на различных стадиях его жизненного цикла. 7. Каково значение «якорных фирм» для бизнес-инкубатора? В чем заключается выгода от сотрудничества? 8. Покажите прямые и косвенные результаты деятельности бизнес-инкубатора. 9. Каким образом бизнес-инкубатор обеспечивает выпуск фирм-клиентов? 10.Существуют ли инкубаторы бизнеса в Вашем регионе? Охарактеризуйте их деятельность.
Глава 4. Коммерциализация инновационных идей: 4.1. Технопарк – предназначение, ключевые факторы
Ускорение научно-технического прогресса вызывает заинтересованность в сотрудничестве науки и промышленных предприятий. В качестве условий сохранения и усиления конкурентоспособности университета сегодня выступают не только информация о достижениях и использование результатов проводимых научно-исследовательских работ (НИР), но и необходимость поиска дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований и наиболее благоприятных возможностей трудоустройства своих выпускников. Расширяется использование таких форм сотрудничества, как консультирование, обмен кадрами, субсидии и контракты на исследование, крупные многолетние контрактные соглашения с корпорациями о проведении университетом исследований в определенной области. Иногда от университета отделяются «мини-корпорации», цель которых «превратить» знания и научные исследования в деньги. Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленных предприятий осуществляется в рамках научных парков, или технопарков. Научный парк (технопарк) представляет собой группу производственных наукоемких фирм или исследовательских организаций, которые размещены неподалеку от ведущего исследовательского университета на участке земли с красивым, минимально измененным ландшафтом и пользуются выгодами от взаимодействия с ним. Научный парк есть средство формирования системы производств и прикладных исследований, соответствующих по профилю источнику научно-технического прогресса и расположенных рядом с ним.
За счёт расположения в непосредственной близости от вуза или НИИ технопарк обеспечивает неразрывность цепи научных исследований, разработок, консультирования, создания опытных образцов и кадрового сопровождения новой продукции. Механизм технопарка значительно повышает способности к совместной работе на равноправной партнёрской основе. Источниками доходов могут служить услуги, предоставляемые технопарком, его земля, здания и сооружения, сдаваемые в аренду. В случае продажи услуг парк создаёт особую атмосферу сотрудничества вуза с его малыми наукоёмкими фирмами и промышленными предприятиями. Реализация проекта технопарка требует использования различных ресурсов. Наиболее важными для успеха являются желание вуза и/или научно-исследовательского института/центра сотрудничать с клиентскими фирмами технопарка, а также моральный дух и мотивация команды менеджеров последнего. Эти ресурсы неосязаемы. Однако именно они в решающей степени определяют сам технопарк, отличают его от любой другой организации, сдающей в аренду высококачественную недвижимость. К ключевым факторам успеха реализации проекта технопарка относятся: месторасположение научного парка, недвижимость, клиенты, взаимодействие с высшими учебными заведениями, финансы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|