Критерии соответствия факторам успеха
Любой инновационный проект (как любая сфера бизнеса вообще) связан с определенной степенью риска. Проект может завершиться неудачей, т.е. оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным, чем намечалось. Причины неудачи проекта могут носить внешний характер (неадекватная реакция рынка, успешные действия конкурентов и т.д.) или иметь внутреннюю природу (ошибки при определении исходных характеристик проекта в ходе его оценки, отбора или в процессе реализации). Многочисленные зарубежные исследования позволили выявить разнообразные характеристики, свойственные проектам, завершившимся успехом или неудачей. Конечно, само по себе воспроизведение в организации условий и факторов, характерных для успешно завершенных инновационных проектов, не гарантирует благоприятного результата в каждом последующем проекте, однако, несомненно, будет способствовать повышению вероятности успеха. В частности, для успеха инновационного проекта важное значение могут иметь следующие факторы: соответствие проекта стратегическим задачам фирмы; четкая рыночная ориентация проекта; преодоление информационных барьеров, существующих в сферах НИОКР и нововведений; тщательная оценка и отбор проектов; достаточность средств для проведения НИОКР; тип инновационного проекта; эффективное руководство проектом; поощрение творческих устремлений персонала. Стратегические критерии Среди стратегических критериев, которые должны особо учитываться при оценке инновационных проектов, можно назвать соответствие проекта инновационной стратегии фирмы, адекватность степени риска принятым в фирме представлениям, признание сроков достижения поставленных целей приемлемыми для фирмы, соответствие политическим и социальным условиям.
Несоответствие проекта хотя бы одному из стратегических критериев, как правило, делает проект неприемлемым для фирмы. В этом случае возможны два решения: − отказ от проекта; − изменение исходных параметров проекта (т.е. его качественных, временных и стоимостных характеристик). а) Соответствие стратегии предприятия Успех нововведения в значительной степени зависит от того, насколько содержание проекта соответствует общим стратегическим корпоративным целям, формируемому образу фирмы как системе ее ценностей на протяжении длительного периода, культивируемому в фирме отношению к инновационной деятельности вообще и т.п. б) Соответствие научно-технической политике Б. Твисс, например, научно-техническую деятельность предприятия делит на основную, т.е. лежащую в русле специализации предприятия, и на неосновную, результатом которой являются нововведения, возможно, имеющие коммерческую ценность, но не связанные с целями фирмы (концепция «двойного бизнеса»). Перспективы коммерциализации результатов неосновной инновационной деятельности оцениваются отдельно. Например, могут использоваться следующие возможности: − продажа самой техники; − завершение разработки продукта и организация его отдельного производства и маркетинга (диверсификация, о которой шла речь в предыдущем параграфе). в) Приемлемость риска На стратегию фирмы оказывает влияние склонность (или несклонность) к риску руководства фирмы. Обычно говорят о риске отдельного научно-технического проекта либо всей инновационной деятельности. Во втором случае руководитель НИОКР и руководитель предприятия должны оценивать степень риска формируемого портфеля проектов. Успешность инновационной деятельности зависит от многих факторов – типа нововведения, отрасли, страны и т.п. Обоснованная оценка проекта предполагает тщательный учет факторов успеха и рисков, которые затем сопоставляются с приемлемым уровнем риска, характерным для данного предприятия.
г) Временной горизонт Направления инновационной деятельности и отдельные проекты оцениваются также с позиций приемлемости прогнозируемых сроков достижения тех или иных результатов (завершение разработки, выход на рынок, достижение прибыльности производства и реализации продукта, достижение окупаемости капиталовложений и др.). Большое значение для выбора проекта имеет «долговечность» научной идеи, технического принципа, на которых строится производство инновационного продукта, так как именно этот фактор предопределяет длительность периода устойчивого спроса на продукцию или услуги предприятия и их эффективной реализации. д) Результаты политических и социальных исследований Каждый потенциальный проект оценивается с точки зрения его соответствия политическим и социальным условиям в стране или регионе с учетом их возможных изменений. Таким образом, оценка и отбор инновационных проектов может базироваться на различных методиках и ориентироваться на различные критерии. Выбор методики и критериев зависит от специфики нововведения, типа отрасли и ряда других факторов. Окончательное решение принимается предпринимателем и согласовывается с инвесторами, партнерами, контрагентами. Специфика инновационной деятельности предполагает активное использование как методов финансово-экономической оценки, так и многофакторных методов, учет самых различных критериев, любой из которых может оказаться решающим в процессе принятия решения относительно проекта.
11.3. Риски в инновационной деятельности Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных, малые предприятия более подвержены риску, поэтому обычно их называют «рисковыми» предприятиями. Такое положение обусловливается, помимо особенностей инновационной деятельности, высокой зависимостью малых предприятий от изменений внешней среды.
Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Однако высокий риск сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуществлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел, риск минимизируется, и вероятность успеха инновационного предпринимательства возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам. Риск в инновационном предпринимательстве – это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спросанарынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые, возможно, не принесут ожидаемого эффекта. В целом риск, возникающий в инновационном предпринимательстве, включает в себя следующие основные виды рисков: − риски ошибочного выбора инновационного проекта; − риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования; − маркетинговые риски текущего снабжения и сбыта продукции; − риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов); − риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
− риски усиления конкуренции; − риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения; − риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др. Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, поскольку инновации и риск – две взаимосвязанные категории. Тем не менее, можно выделить ряд методов управления рисками. Первый метод – уход от риска: отказ от рисковых проектов, поиск гарантов, страхование определенных видов риска. Страхование – система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. В страховании обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей созданием и использованием соответствующего фонда, и юридических и физических лиц, вносящих в фонд установленные платежи, взаимные обязательства которых регламентируются договором страхования в соответствии с условиями страхования. Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, то есть определена вероятность убытка. Отметим, что с помощью страхования инновационная предпринимательская фирма может минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров – задержка платежей, неоплата продукции и т.п. Второй метод – передача, «трансфер» риска. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту и величина риска неприемлемы для инновационного предприятия, оно может передать эти риски другой организации. Передача риска инновационной деятельности, как правило, производится путем заключения таких типов контрактов, как строительные контракты, лизинг, контракты на хранение и перевозку грузов, контракты продажи, обслуживания, снабжения, договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования), биржевые сделки, снижающие риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок. Третий метод – диверсификацияинновационной предпринимательской деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Предпринимательскую фирму это спасет от банкротства и даст возможность продолжать свою деятельность. Однако на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средства в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены.
Четвертый метод – уменьшение неблагоприятного воздействия на результаты производства, предпринимательской деятельности. В некоторых случаях наиболее эффективной возможностью избежания негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на управляемые факторы риска: анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту; планирование и прогнозирование инновационной деятельности; подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности, и др. Одним из возможных путей избежания ошибок при выборе партнера является создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих партнерах. Важнейшим фактором снижения риска является планирование и прогнозирование инновационной деятельности предпринимательской фирмы. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предпринимателю предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям конъюнктуры рынка, снизив таким образом уровень риска. Любая предпринимательская структура более устойчива, когда внутренний порядок позволяет ей сопротивляться внешним негативным воздействиям. Одним из внутренних источников снижения предпринимательского риска является тщательный подбор персонала фирмы. Чем больше людей работает в предпринимательской фирме, тем больше риск от принятого каждым из них решения, поэтому руководителю организации следует постоянно уделять внимание кадровым вопросам. Не имеет значения, каким видом предпринимательской деятельности занимается фирма, – в любом деле необходим хороший персонал. Следует подбирать компетентных способных работников, иначе фирма будет ненадежна, неэффективна. Подбор команды – это искусство, необходимое руководителю для того чтобы деятельность его фирмы была эффективна. Штат сотрудников должен формироваться по принципу компетентности и заинтересованности в работе. В большей степени это касается инновационных фирм, так как почти 50% всех ошибок при реализации инновационного проекта происходят из-за небрежности, невнимательности, низкой квалификации исполнителей проекта. Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, так как в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме инновационном проекте может «подтолкнуть» конкурентов к параллельным разработкам. Если у конкурентов более выгодные позиции в данной области, они могут обогнать предприятие-новатора и тем самым поставить под вопрос целесообразность дальнейших разработок. В таком случае предприятие понесет убытки в размере уже произведенных по проекту затрат. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации, и организационно-распорядительных документов, действующих в организации. Эффективная защита предпринимательской тайны возможна при обязательном выполнении ряда условий: единство в решении производственных, коммерческих, финансовых вопросов; персональная ответственность руководителей всех уровней за обеспечение сохранности конфиденциальной информации; организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны; оптимальное ограничение числа лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну; выполнение требований о сохранении коммерческой тайны при проектировании новых изделий в процессе НИОКР, испытаний и производства продукции, подписания контрактов, при проведении важных деловых совещаний; наличие надежной охраны и пропускного режима на территорию организации; плановость разработки и осуществления мер по защите коммерческой тайны, систематический контроль эффективности принимаемых мер; создание системы обучения исполнителей правилам сохранения коммерческой тайны. Как правило, фирмы комбинируют несколько методов снижения рисков, поскольку только научно обоснованное управление предпринимательским риском дает возможность избежать потерь и получать предпринимательский доход.
Контрольные вопросы и задания 1. В чем сущность однофакторных моделей оценки экономической эффективности инновационных проектов? Какие критерии в них используются? 2. Перечислите показатели эффективности, приведенные в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования 1994 г., и поясните принципы их расчета. 3. Что предполагает дисконтирование? Существуют ли проекты, где дисконтирование не требуется? Поясните. 4. Охарактеризуйте особенности методик оценки экономической эффективности инноваций, применявшихся в нашей стране во второй половине XX в. Возможно ли их применение в современных условиях? 5. Каковы особенности и ограничения в применении сравнительной оценки эффективности инновационных проектов? 6. Какие критерии, помимо финансово-экономических, используются в многофакторных моделях оценки экономической эффективности инновационных проектов? Почему они зачастую слабоформализуемы? 7. Какие риски наиболее характерны для инновационной деятельности и почему? Приведите примеры. 8. Обязательно ли уход от риска предполагает отказ от рисковых проектов? 9. Почему диверсификация, процесс сам по себе весьма рисковый, считается способом снижения риска? 10.Как организация защиты коммерческой тайны на предприятии влияет на степень инновационного риска? Приведите примеры. Глава 12. Инновационные игры и прогнозирование 12.1. Прогнозирование и отсев неприемлемых новых идей Известно, что прогнозирование – это оценка будущего или, точнее, оценка того, что может случиться в будущем и оказать существенное влияние на ту или иную деятельность человека или фирмы. Известно также, что прогнозирование – это неотъемлемая часть планирования. На любом этапе планирования необходимо оценивать будущие последствия того или иного шага. При оценке новых идей это особенно важно. Под прогнозированием понимается предплановая стадия работы. Если план отвечает на вопрос, что надо сделать для достижения поставленной цели, то прогнозирование главное внимание уделяет вопросу, какие последствия будет иметь то или иное решение? Прогнозы различаются по времени действия и по масштабу действия. По времени действия принято различать краткосрочные (до года), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные прогнозы. По масштабу действия прогнозы делятся на глобальные, государственные, региональные и по видам техники. Глобальные, региональные и государственные прогнозы на соответствующие периоды выступают объектом деятельности научно-исследовательских институтов. В частности, в составе РАН существует институт прогнозирования. Прогнозы развития техники – объект работы организаций, занятых проектированием и созданием новой техники. Так что же надо прогнозировать и по каким критериям оценивать и отсеивать новые идеи? Во-первых, надо проанализировать объем и стабильность рынка и составить прогноз его развития на ближайшие годы. При этом должны учитываться следующие параметры, по которым оцениваются и отсеиваются идеи: − масштаб рынка, − стадия жизненного цикла товара, − конкуренция, − устойчивость спроса, − ценность с точки зрения социальной ответственности фирмы. Во-вторых, надо оценить и спрогнозировать конкурентоспособность фирмы. При этом учитываются следующие параметры, по которым отсеиваются идеи: − возможности в области исследований и разработок, − поддержание высокого технологического уровня, − издержки производства, − маркетинговые возможности. В-третьих, прогнозируются возможности производства и сбыта. При этом учитываются следующие параметры, в соответствии с которыми отсеиваются идеи: − возможность получения технологии, − величина расходов на исследования и маркетинг, − величина капиталовложений (инвестиций), − возможность получения ресурсов. В-четвертых, оценивается и прогнозируется влияние новой продукции на производство существующих и будущих новых изделий. При этом учитываются следующие параметры, в соответствии с которыми отсеиваются идеи: − вклад в развитие рынка, − укрепление существующей системы маркетинга, − расширение научно-исследовательского потенциала, − совершенствование технологии производства, − выравнивание сезонного и воспроизводственного циклов выпускаемых изделий, − диверсификация потребителей (расширение номенклатуры выпускаемой продукции). В-пятых, прогнозируется прибыльность разработок и производства новой продукции. При этом учитываются следующие параметры, в соответствии с которыми отсеиваются идеи: − прогноз объемов продаж, − уменьшение или увеличение объемов продаж других товаров, − норма прибыли (к объему продаж), − норма прибыли на капиталовложения (инвестиции), − количество лет, необходимых для достижения рентабельности производства нового изделия (срок окупаемости затрат), − вероятные потери в худшем случае (после осуществления инвестиций). После такой оценки выбирают две-три идеи и оценивают их уже более детально с точки зрения реализации. Для этого надо рассмотреть несколько методов реализации каждой идеи и выбрать ту идею, метод реализации которой является наилучшей. Эти проблемы (выбор методов реализации и их оценка) лучше всего решать специальными методами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|