Стимулирующее представление задачи
Большинство бизнес-задач не являются формализованными и четко структурированными. Особенно это касается задач, связанных с поиском новых направлений инновационной деятельности. Нечетко поставленные задачи требуют больших усилий по их выполнению. Зачастую правильное представление неформализованной задачи дает возможность ее решения. Весьма полезными способами подачи материала являются рисунки, карты, графики и диаграммы. Графическое решение задачи может свести сложную задачу к очевидной, тем самым упрощая поиск новых идей по решению поставленной проблемы. Не менее эффективный способ отображения информации – представление задачи в виде классификации. Понимание типа задачи дает понимание способов ее решения, причем в зависимости от целей при исследовании одного и того же объекта могут быть полезны различные классификации. Частным случаем классификации может являться построение иерархического древа. Создание матрицы проблемы – еще один из методов систематизации поиска новых идей. При этом методе строится матрица, которая подобна таблице, но заполняется специфическим образом. Например, столбцы матрицы могут соответствовать обсуждаемым вариантам товаров, а строки – рыночным атрибутам этих товаров, записанным в виде вопросов. Вопросы могут быть, например, такими: − Какое применение может найти данный товар? − Где его можно использовать? − На какой круг потребителей он рассчитан? − Для чего его можно использовать? − Где? Когда? Каким образом? Кто может его использовать? Ответы по каждому товару записываются в соответствующих клетках матрицы. После нахождения нескольких идей надо их всесторонне оценить и отсеять неприемлемые. Отсев осуществляется по определенным критериям с помощью прогнозирования.
Метод вопросника заключается в том, что используется заранее составленный список вопросов или предложений, имеющих отношение к поставленной проблеме. Этот метод применим как для выработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее определенной области. Вопросник составляется в произвольной форме. Например: − Другое применение. Можно ли найти для этого товара какой-либо иной способ применения, использования, хотя бы с учетом изменений, доработки? − Адаптация. Можно ли это адаптировать, приспособить? Есть ли где-то что-то похожее? Не наводит ли это на какие-то другие идеи? Может, что-то такое уже было в прошлом? Что можно скопировать? Кого можно попытаться превзойти? − Модификация. Можно ли это как-то модифицировать? Представить по-новому? Изменить смысл, цвет, запах, форму, силуэт, движение? Что еще можно изменить? − Увеличение. Можно ли это увеличить? Если да, то что именно: время? частоту? мощность? размер? плотность? Можно ли придать этому новую ценность, добавив новое свойство? Включить в состав еще какие-то компоненты? Продавать в нескольких экземплярах? Преувеличить? − Уменьшение. Можно ли это уменьшить? Если да, то, как это сделать: уменьшить размеры? повысить концентрацию? Сделать миниатюрный вариант? Сделать ниже? Короче? Легче? Убрать какой-то компонент? Убрать все лишнее? Разбить на части? Преуменьшить? − Замена. Можно ли это заменить? Если да, то чем или как? Заменить какую-то одну часть или компонент? Использовать другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Найти другое место? Другой подход? Придать звуку другой тон? − Можно ли это перекомпоновать? Поменять местами элементы? Использовать другую схему? Другую структуру? Другой порядок? Поменять местами причину и следствие? Изменить ритм? Изменить график?
− Смена мест. Можно ли вообще все поменять местами? Заменить плюс на минус? Делать не это, а прямо противоположное? Двигаться не вперед, а назад? Переставить с ног на голову? Поменять местами роли? Левый ботинок одеть на правую ногу, а правый – на левую? Переставить столы? Подставить другую щеку? − Объединение. Можно ли это скомбинировать? Сделать смесь, сплав, набор, комплект? Объединить силы? Цели? Преимущества? Идеи? − Сделать наоборот. Можно ли пойти в противоположную сторону? Поменять начало и конец, левое и правое? − Ликвидация. От чего можно отказаться? Возможно, если что-то убрать, работа пойдет лучше? Метод случайных ассоциаций очень полезен при необходимости выработать совершенно новый взгляд на проблему. Он состоит в том, что на листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая (или даже не имеющая!) отношение к обдумываемой проблеме, затем добавляется к ней другое слово или фраза с новым оттенком значений, потом еще одно и т.д. Постепенно возникает непрерывная цепочка идей, которые можно применить для решения обдумываемой проблемы. Возможный вариант применения метода – идентификация проблемы с проблемами в других областях (в других профессиях). Перенесение и адаптация подходов, использующихся в других сферах, может дать весьма нестандартные решения проблемы. Эвристический метод Эвристический метод заключается в построении догадок, прогнозировании и выборе возможных решений на основе интуиции, логических рассуждений и прошлого опыта. Предприниматели, менеджеры (особенно высших уровней) часто прибегают к эвристическому методу, так как большинство решений им приходится принимать в условиях недостаточной информации, в том числе и о последствиях принимаемых решений, поэтому приходится пользоваться или интуицией, или логическими рассуждениями с использованием прошлого опыта. «Мечты о невозможном» Мечтать о невозможном, несбыточном бывает очень полезно, особенно при поисках новых идей и наиболее рациональных методов их реализации, т.к. такие мечты могут натолкнуть на совершенно новые, оригинальные мысли. При этом не нужно стесняться и ограничивать себя в своих мечтах. Надо смело ставить высокие цели и придумывать всевозможные оригинальные пути их реализации. Все приходящие в голову мысли, идеи, возможности надо записывать, а потом тщательно изучать и анализировать, снова мечтать и записывать, пока не будет выработана какая-то приемлемая идея.
После выявления с помощью одного или нескольких перечисленных методов наиболее перспективной и реализуемой идеи необходимо приступить к ее воплощению. Если речь идет о модернизации продукции или разработке новой на базе известных принципов и технических решений, то сразу можно приступать к экспериментальным работам, то есть к опытно-конструкторской разработке (ОКР). При совершенно новой идее потребуется проведение комплекса научно-исследовательских работ. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое прогноз и какие виды прогноза Вы можете выделить? 2. Охарактеризуйте направления прогнозов, которые необходимо составить для планирования инновационной деятельности фирмы. 3. Каковы основные требования при подборе экспертов, осуществляющих прогнозирование? 4. В чем сущность метода Дельфи и его отличие от метода «мозгового штурма»? 5. Дайте характеристику описательным (дескриптивным) методам прогнозирования. Приведите примеры их использования. 6. Какого рода показатели используются в статистических методах прогнозирования? 7. Почему при выработке новых идей рекомендуется использовать игровые методы? 8. В чем отличие метода «мозговой атаки» от «мозговой атаки наоборот»? Приведите примеры. 9. Каких условий требует проведение метода «мозгового штурма»? Почему? 10.Используйте метод вопросника для выработки новых идей в определенной области (например, совершенствование методики проведения семинарских занятий по инновационному менеджменту). Библиографический список 1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – 2. Аньшин В. Инновационная стратегия фирмы / В. Аньшин. – М.: РЭА им. Г. Плеханова, 1995. 3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. –
4. Водачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии / Л. Водачек, О. Водачкова. – М.: Экономика, 1989. 5. Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Глазьев. – М.: ВлаДар, 1993. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть четвертая) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/10164072-069.htm#par8430 7. Гурков И. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий / И. Гурков. – М.: ТЕИС, 2003. 8. Дагаев А. Рычаги инновационного роста / А. Дагаев // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – №5. 9. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: учеб. пособие: пер. с англ. / П. Друкер. – М.: ИД «Вильямс», 2001. 10. Друкер П. Инновации и предпринимательство / П. Друкер. – М., 1992. 11. Евланов Л. Экспертные оценки в управлении / Л. Евланов, В. Кутузов. – М.: Экономика, 1978. 12. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: учеб. пособие / под ред. Ю. Яковца. – М.: РАГС, 2000. 13. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П. Завлина, А. Казанцева, Л. Миндели. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЦИСН, 1998. 14. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. В. Аньшина, А. Дагаева. – М.: Дело, 2003. 15. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В. Швандара, В. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. 16. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. С. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 17. Ковалев Г. Инновационные коммуникации: учеб. пособие / Г. Ковалев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 18. Ковалев Г. Основы инновационного менеджмента: учеб. для вузов / Г. Ковалев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 19. Кондратьев Н. Большие циклы конъюнктуры / Н. Кондратьев // Вопросы конъюнктуры. – 1925. – №1. – Вып. 1. 20. Медынский В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: учеб. пособие / В. Медынский, С. Ильдеменов. – М.: ЮНИТИ, 1999. 21. Медынский В. Инновационное предпринимательство: учеб. пособие / В. Медынский, Л. Шаршукова. – М.: ИНФРА-М, 1997. 22. Менеджмент организации: учеб. пособие / З. Румянцева и др. – М.: ИНФРА-М, 1996. 23. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. – М.: Экономика, 2000. 24. Морозов Ю. Инновационно-инвестиционный менеджмент: учеб. пособие / Ю. Морозов. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского коммерческого института, 1999. 25. Морозов Ю. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Ю. Морозов. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 26. Москвина О. С. Моделирование инновационных процессов в машиностроении [Электронный ресурс] / О. С. Москвина, В. В. Митенев. – URL: http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/29/art29_05.php 27. «Невидимая рука» и государственное регулирование экономики: диалектика взаимодействия / И. Кац и др. – М.: ООО «Юрайт», 1999.
28. Осипова Л. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Л. Осипова, Ю. Швецов. – Самара: Самарский институт управления, 2004. 29. Популярный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 30. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / 31. Рожкова Е. В. Разработка инновационных услуг: методология подхода / Е. В. Рожкова. – Ульяновск: УлГУ, 2011. 32. Рожкова Е. Инновационный менеджмент: учебно-практическое пособие / Е. Рожкова. – Ульяновск: УлГУ, 2001. 33. Российская экономика на современном этапе: стратегия развития, инновационная политика: монография / под ред. И. Каца. – Улья-новск: УлГУ, 2000. 34. Рысев Н. Правильные управленческие решения. Поиск и принятие / Н. Рысев. – СПб.: Питер, 2004. 35. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. – М.: Прогресс, 1990. 36. Стратегия научно-технологического прорыва / под ред. Ю. Яковца, О. Юня. – М.: МФК, 2001. 37. Сурин А. В. Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. – М.: Инфра-М, 2008. 38. Тацуно Ш. Стратегия – технополисы / Ш. Тацуно. – М.: Прогресс, 1989. 39. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс. – М.: Экономика, 1989. 40. Трансформация внутрифирменного управления на предприятиях региона: монография / под ред. И. Каца. – Ульяновск: УлГУ, 2002. 41. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами: учеб. пособие / под ред. С. Валдайцева. – СПб.: Изд-во 42. Уткин Э. Инновационный менеджмент / Э. Уткин, Н. Морозова, Г. Морозова. – М.: АКАЛИС, 1996. 43. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями от 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 44. Фостер Р. Обновление производства – атакующие выигрывают / Р. Фостер. – М.: Прогресс, 1987. 45. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. 46. http://www.azipi.ru 47. http://www.extech.ru 48. http://www.fasie.ru 49. http://www.government.gov.ru 50. http://www.innovbuziness.ru 51. http://www.mon.gov.ru 52. http://www.pretechnology.ru 53. http://www.ras.ru 54. http://www.rftr.ru 55. http://www.rsci.ru 56. http://www.rvca.ru 57. http://www.technopark.al.ru 58. http://www.vak.ed.gov.ru
Приложения Приложение 1 Правовые основы В данном приложении представлены выдержки из Гражданского кодекса РФ, регулирующего инновационную деятельность в России в части интеллектуальной собственности.
Гражданский кодекс регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Согласно Кодексу автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: − письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); − устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); − звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); − изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); − объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); − в других формах. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет данным требованиям и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных ГК. Объектами авторского права являются: − литературные произведения (включая программы для ЭВМ); − драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; − хореографические произведения и пантомимы; − музыкальные произведения с текстом или без текста; − аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); − произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; − произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; − произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; − фотографические произведения и произведения, полученные способами аналогичными фотографии; − географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; − другие произведения. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. К объектам авторского права также относятся: − производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); − сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Не являются объектами авторского права: − официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; − государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); − произведения народного творчества; − сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: − латинской буквы "С" в окружности: Ó; − имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; − года первого опубликования произведения. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Кодексом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Авторское право переходит по наследству.
ГК РФ регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации. При этом обязанность доказывания данного факта лежит на заявителе. Не считаются изобретениями в смысле положений настоящего Кодекса, в частности: − открытия, а также научные теории и математические методы; − решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; − правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; − программы для электронных вычислительных машин; − решения, заключающиеся только в представлении информации. В соответствии с настоящим пунктом исключается возможность отнесения указанных объектов к изобретениям только в случае, если заявка на выдачу патента на изобретение касается указанных объектов как таковых. Не признаются патентоспособными в смысле положений настоящего Кодекса: − сорта растений, породы животных; − топологии интегральных микросхем; − решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Уровень техники включает ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении в Российской Федерации. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. В качестве полезных моделей правовая охрана не предоставляется: − решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей; − топологиям интегральных микросхем; − решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов. Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения: − обусловленные исключительно технической функцией изделия; − объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; − объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; − изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Если в создании изобретения, полезной модели или промышленного образца участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними. Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются соответственно патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец. Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Патент на изобретение действует до истечения двадцати лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Патент на полезную модель действует до истечения пяти лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия патента на полезную модель может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три года. Патент на промышленный образец действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия патента на промышленный образец может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет. Порядок продления срока действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При исчислении указанных в настоящем пункте сроков действия патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, выданных по выделенным заявкам, датой подачи заявки считается дата подачи первоначальной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на изобретение или полезную модель, определяется их формулами. Для толкования формулы изобретения и формулы полезной модели могут использоваться описание и чертежи. Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на промышленный образец, определяется совокупностью его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца. Положения распространяются на секретные изобретения (изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну) с особенностями их правовой охраны и использования. Правовая охрана в соответствии с настоящим Законом не предоставляется полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну. Патент выдается: − автору изобретения, полезной модели или промышленного образца; − работодателю в случаях, предусмотренных ниже; − правопреемникам указанных лиц. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец), принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное. В случае, если работодатель в течение четырех месяцев с даты уведомления его работником (автором) о полученном им результате, способном к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца, не подаст заявку на выдачу патента на эти изобретение, полезную модель или промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу и не сообщит работнику (автору) о сохранении информации о соответствующем результате в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику (автору). В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право на использование служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца в собственном производстве с выплатой патентообладателю компенсации, определяемой на основе договора. В случае, если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец либо примет решение о сохранении информации о таком изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник (автор), которому не принадлежит право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец, имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения и порядок его выплаты определяются договором между работником (автором) и работодателем. В случае недостижения между сторонами соглашения об условиях договора в течение трех месяцев после того, как одна из сторон сделает другой стороне предложение в письменной форме об этих условиях, спор о вознаграждении может быть разрешен в судебном порядке. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. В случае, если запатентованные изобретение или промышленный образец не используются либо недостаточно используются патентообладателем и лицами, которым переданы права на них, в течение четырех лет с даты выдачи патента, а запатентованная полезная модель в течение трех лет с даты выдачи патента, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров или услуг на товарном рынке или рынке услуг, любое лицо, желающее и готовое использовать запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец, при отказе патентообладателя от заключения с этим лицом лицензионного договора на условиях, соответствующих установившейся практике, имеет право обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной неисключительной лицензии на использование на территории Российской Федерации таких изобретения, полезной модели или промышленного образца, указав в исковых требованиях предлагаемые им условия предоставления такой лицензии, в том числе объем использования, размер, порядок и сроки платежей. В случае, если патентообладатель не докажет, что неиспользование или недостаточное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца обусловлено уважительными причинами, суд принимает решение о предоставлении указанной лицензии и об условиях ее предоставления. Суммарный размер платежей должен быть установлен не ниже чем цена лицензии, обычно определяемая при сравнимых обстоятельствах. Действие принудительной неисключительной лицензии может быть прекращено в судебном порядке в соответствии с иском патентообладателя, если обстоятельства, обусловившие предоставление такой лицензии, перестанут существовать и их возникновение маловероятно. В этом случае суд устанавливает срок и порядок прекращения пользования лицом, получившим принудительную неисключительную лицензию, возникшими в связи с получением такой лицензии правами. В случае, если патентообладатель не может использовать изобретение, на которое он имеет исключительное право, не нарушая при этом прав обладателя другого патента на изобретение или полезную модель, отказавшегося от заключения лицензионного договора на условиях, соответствующих установившейся практике, патентообладатель имеет право обратиться в суд с иском к обладателю другого патента о предоставлении принудительной неисключительной лицензии на использование на территории Российской Федерации изобретения или полезной модели обладателя другого патента. При этом в исковых требованиях указываются предлагаемые им условия предоставления такой лицензии, в том числе объем использования, размер, порядок и сроки платежей, если изобретение, на которое он имеет исключительное право, представляет собой важное техническое достижение, имеющее существенные экономические преимущества перед изобретением или полезной моделью обладателя другого патента. Патентообладатель может передать исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец (уступить патент) любому физическому или юридическому лицу. Договор о передаче исключительного права (уступке патента) подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и без такой регистрации считается недействительным. Патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на его получение переходят по наследству. ГК РФ регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее – товары) юридических или физических лиц. Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: − на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; − при выполнении работ, оказании услуг; − на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; − в предложениях к продаже товаров; − в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Виды товарных знаков: 1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. 2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|