Рассмотрение стихов 1Пет.3:14; 17
Рассматривая стихи 3:14 и 3:17, можно увидеть параллелизм, который использует Пётр в отношении темы страданий. В 3:13 звучит риторический вопрос: “И кто причинит вам зло, если вы будете ревнителями добра”? Поставленный вопрос подразумевает ответ - никто. Но даже, если несправедливое отношение к христианам и повлечёт наказание за то добро, которое они делают, - это будет блаженным страданием за правду (1Пет.3:14). Апостол утверждает, что такое страдание всегда приводит к блаженству тех, кто переносит эти притеснения. Это высказывание напоминает нам то, что говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф.5:10). Пётр, бывший свидетелем этих слов, приводит их для того, чтобы ободрить христиан, переносящих скорби за истину Евангелия. Слово maka,rioi является характерной особенностью Первого Послания Петра. Апостол часто использует его, обращаясь к мысли о блаженстве в несправедливых страданиях. Рассмотрение стиха 1Пет.4:1 В 4:1 Петр призывает верующих вооружиться мыслью о страдании Христа во плоти. o`pli,sasqe verb imperative aor. middle 2nd person plural снаряжать, вооружать; ср.з. вооружаться. Верующим необходимо быть готовыми к страданиям до того, как эти страдания придут. В этом им должно помочь осознание факта, что их Господь пострадал прежде них. Петр как бы возвращается к мысли, которую он высказывал ранее в 2:21: “Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его”. Он также говорит о том, что, находясь в страданиях, человек перестает грешить. В греческом тексте стоит pe,pautai verb indicative perfect middle 3rd person singular удерживать, обуздывать; ср.з. переставать, прекращаться, умолкать, останавливаться. Мы можем перевести глагол совершенным временем, тогда у нас получиться следующий вариант перевода: “…пострадавший плотью перестал грешить” (4:1). Петр подчеркивает пользу страданий в том, что они способствуют нашему освящению. В страданиях человек глубже осознает свою зависимость от Господа, глубже понимает всю бренность своего существования, больше полагается на Бога нежели на себя. Он перестает своевольничать, расстаётся с греховными желаниями (evpiqumi,a желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение). Теперь же полностью положился на волю Божью (qe,lhmaволя, хотение, желание). Автор послания показывает разницу в воплощении воли человека и воли Бога, показывая, что жизнь по человеческим желаниям ведет ко греху, а жизнь в соответствии с желаниями Бога ведет к святости (4:3-4; 4:7-11).
Вывод: Страдания способствуют нашему освящению. Рассмотрение отрывка 4:12-19 Стихи 4:12-16 Далее следует отрывок, который опять возвращает нас к теме страданий (4:12-19). Петр призывает страдающих христиан не удивляться тому, что с ними происходит. “Петр даёт резкое риторическое резюме ситуации относительно себя и его читателей в Римском обществе, оно начинается с отрицательных и положительных команд, выделенных mh (4:12) и avlla. (4:13). Отрицательно, они не должны быть “удивленными” (то есть, потрясенными или шокированными). Положительно, они должны “быть довольными”, поскольку они “благословенны” (4:13-14)” (перевод мой. - С.И.). 27 “Огненное испытание” относится к ситуации, в которой оказались получатели послания. Подобный образ мы можем найти в Пр.17:3; 27:21. В них говориться о том, что человек подвергается различным испытаниям, подобно тому, как золото подвергается очищению в огненной печи. Возможно, Пётр использовал историю друзей Даниила, как образ испытания верности христиан. Причина, по которой получатели послания не должны удивляться происходящим с ними страданиям, теперь становиться ясной: они участвуют в “страданиях Христовых” (4:13)./te verb indicative present active 2nd person plural (koinwne,w) участвовать, принимать участие, становиться участником, оказывать участие, разделять. Это не мистическое участие (со распятие с Иисусом Христом), а подражание Ему своим поведением при перенесении гонений. Петр говорит о том, что страдания в жизни христианина не есть что-то чуждое для него, скорее наоборот. Он говорит об их страданиях за имя Христа, как о “страданиях Христовых”, он хочет сказать, что Сам Христос прошел через подобные ситуации, и хотя был подвергнут злословию и отвергнут людьми, но ныне прославлен Богом на небесах.
Петр призывает верующих не просто переносить злословие и страдание, а радоваться (cai,reteverb imperative present active 2nd person plural). Глагол стоит в императивной форме, этой грамматической формой слова автор хочет особо подчеркнуть мысль о радости. Петр повторяет мысль, которую он высказал в начале послания (1:6). В данном отрывке он расширяет эту мысль, говоря о том, что истинная радость и ликование ждут верующих в откровении славы Христа (4:13). Возможно, это связано с (4:7), где Петр говорит о скором конце всего. Верующие должны укрепиться в осознании того, что скоро придет конец их страданиям. Христос явиться в славе и воздаст им за перенесенные оскорбления и мучения радостью и славой. Петр говорит о блаженстве, которое должны испытывать верующие за поношение во имя Христа. Он утверждает, что в такие моменты, хотя они и переносят злословия и оскорбления от людей, Дух Божий, Дух славы почивает на них (4:14). Дух Божий свидетельствует христианину и церкви, что Бог на их стороне, и что они получат благословение от Него. 28 Мы можем увидеть параллель с тем, что сказал Сам Господь: “Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах” (Лк.6:21-23). Пётр уже упоминал о радости в послании 1:6; 8, но тогда он говорил о будущей радости, которая ждёт верующих после перенесения страданий. В 4:14 он говорит о радости в происходящих страданиях. К этой радости приглашены не все, а только те, кто в страданиях сохранили верность Богу и показали себя настоящими последователями Господа (2:19 - страдающие несправедливо; 2:20 - делающие добро; 3:14 - страдающие за правду; 4:14 - страдающие за имя Христа). Их Пётр призывает радоваться в настоящем, т.к. они последовали примеру Христа на земле, и перенесли страдания за Его имя, поэтому Бог даст им разделит славу с Иисусом на небесах. Тогда их радость перерастёт в ликование, потому что они увидят всю славу Христа. Страдание и слава - это две вещи которые мы призваны разделить со Христом.29
Если верующие злословимы за имя Христа или над ними смеются, то они блаженны. Апостол утверждает, что они блаженны, “потому что с ними пребывает Дух Божий, чтобы укреплять и утешать их; а Дух Божий есть также и Дух славы Который проведёт их через все испытания, чудесно выведет из них и подготовит и запечатлит для вечной славы”.30 Эта мысль близка к тому, что говорил Христос, предупреждая о гонениях Своих учеников (Мф.5:11-12; Лк.6:22-23а). Глагол “злословимы” стоит в пассивной форме, что ещё раз косвенно показывает нам, что ученик Господа не должен отвечать злословием на злословие. Христиан поносили их ближние и сограждане, причём, совершенно необоснованно и несправедливо. Они переносили насмешки за свою верность Господу. Это один из конкретных случаев “страдания за правду”, о которых говорилось в 1Пет.3:14. Далее, Пётр предостерегает верующих от того, чтобы кто из них не пострадал как вор, или убийца, если же кто-либо страдает, потому что он носит имя - христианин, то пусть не стыдиться, а прославляет Бога. doxaze,tw verb imperative present active 3rd person singular славить, прославлять (4:16). Слово стоит в императивной форме, побуждающей читателей обратить внимание на требование прославлять Бога за такую честь. Христианин должен благодарить Бога за то, что Бог избрал его и удостоил чести пострадать за имя Христа. Во всем новом Завете слово Cristiano,j (христианин) встречается всего три раза (Деян.11:26; 26:28; 1Пет.4:14). Петр особо подчеркивает, что если кто-либо носит звание христианина, то это обязывает человека своей стойкостью в страданиях прославлять Христа. “Жизнь и поведение христиан должны быть лучшим доказательством того, что они не заслужили выпавших на их долю страданий, а их отношение к страданиям должно показать людям, что значит быть учеником Христа”.31
Стих 4:15 интересен тем, что частица ga,r обычно представляет пояснение, но в этом месте она представляет команду. Если христиане хотят удостовериться в том, что Дух Божий почивает на них, они должны удостовериться, что страдают по правильной причине. Чтобы указать на неё, Пётр начинает с неправильных причин. Перечисляя преступления, Пётр не собирался сказать, что получатели послания могли захотеть сделать что-то подобное. Он даёт этот перечень преступлений с целью показать, что наказание за них полагается строгое и суровое. Христиане могли быть причислены к таким преступникам. Их могли наказать с такой же суровостью. Вся разница была в том, что христиане подвергались позору и переносили страдания незаслуженно.32 У христианина, стоящего пред человеческим судом, есть всего две альтернативы: позор и прославление Бога. Позор отречения и прославление Бога в верности Ему. Пётр хочет убедить читателей, что прославление Бога - это та же цель, к которой он направлял их в служении друг другу (4:11), “чтобы во всём был прославлен Бог через Иисуса Христа”. Данную мысль было бы уместно связать с отрывком 3:15-16. Апостол желает, чтобы христиане подтвердили их веру в Иисуса Христа открыто и без страха, независимо от последствий этого исповедания.33 Вывод: Страдания очищают духовную жизнь человека. Путь к славе лежит через страдания. Христиане не должны стыдиться своего положения. Стихи 4:17-19 Петр призывает Христиан к праведной жизни, потому что грядет суд Божий, и этот суд начнется с “дома Божьего”(4:17-18). Дом Божий - это Церковь. Апостол говорит о том, что святость Бога такова, что даже праведный человек едва спасается, не говоря уже о грешнике, который обречен на погибель из-за своих грехов. Риторический вопрос, поставленный Петром в 4:17 берёт идею из Пр.11:31, где говориться о воздаянии праведнику и грешнику. Он связывает один риторический вопрос с другим вопросом, сформулированным почти дословной цитатой из Пр.11:31. Спасение, дарованное нам Богом, вовсе не означает, что это лёгкая и бесплатная вещь. Верующие должны прожить праведную жизнь на земле, для того чтобы попасть на небеса.34 Апостол призывает верующих, “страждущих (pa,scontej verb participle present active nom. masculine plural) по воле Божией”, предать Создателю свои души, делая добро (4:19).
В данном стихе, на взгляд автора работы, лучше был бы перевод “страдающих”, т.к. слово “страждущие” скорее несет оттенок желания выполнить волю Божью, нежели выражает страдания. Тем более что этот перевод больше соответствует словарному значению слова, и контексту всего Послания.,sqwsanverb imperative present middle 3rd person plural 1. класть возле, ставить перед, подавать (на стол); 2. вверять, передавать; 3. предлагать, преподносить, представлять. Это слово переводится как “предают”. Если использовать предложенные значения слов, то перевод данного стиха будет звучать так: “Итак, страдающие по воле Божией да предают верному Создателю души свои, делая добро”. В древности это слово означало специальный термин, который значил “отдать деньги на сохранение другому”. В то время не было банков, и не было мест, где бы человек мог надежно хранить свои деньги, поэтому, перед тем как отправиться в путешествие, человек отдавал свои деньги на сохранение другу. Древние почитали такое доверие за самое святое в жизни: они своею честью и своими богами обязывались вернуть взятые на сохранение деньги.35 Этот момент может нам показать, что Петр имел в виду, что верующие могут вполне доверить Богу самое дорогое, что у них есть - свои души. У верного Создателя они будут в безопасности. Пётр говорит эту фразу в связи с незаслуженным страданием (2:19-20), потому что незаслуженное страдание обычно не воспринимается как проявление Божьей воли. Он говорил уже ранее, что лучше пострадать несправедливо, чем понести заслуженное наказание за грех. Бог, как праведный Судья всё расставит по своим местам. Каждый получит то, что заслужил: праведник - славу и бессмертие, грешник - вечное осуждение. Идея, высказанная Петром, очень похожа на сказанное в Пс.30:6а: “В Твою руку предаю дух мой”. Иисус на кресте сказал те же слова (Лк.23:46). Апостол желает, чтобы христиане доверили Господу всю свою жизнь, полностью, без остатка. Он призывает их сделать две вещи: довериться Богу и постоянно делать добро. Вывод: Наиболее поразительная особенность этой секции - ее смелый акцент на владычестве и инициативе Бога, даже в страдании его собственных людей. Страдания, допущенные Богом, не есть наказание за прошлые грехи, они являются средством очищения и совершенствования тех, кто решил последовать за Христом.36
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|