Страдающие христиане и их окружение
Апостол Пётр говорит о христианах как о “странниках и пришельцах”, пытаясь перевести взгляд с положения вещей в настоящее время на славное будущее. Он говорит о славном наследии, которое хранится для них на небесах Самим Богом (1Пет.1:4). Апостол хочет не только ободрить и утешить страдающих детей Божих, он желает поменять их взгляд на само страдание, происходящее с ними. Его целью является не только поддержка и ободрение верующих, но и перемена их мышления. Христиане, переносящие гонение, испытывали страх. Они были напуганы отношением окружающих людей к их новому образу жизни. Они боялись того, что стали изгоями среди своих ближних (1Пет.3:14). Верующие испытывали чувство стыда и смущения за то, что стали называться христианами (1Пет.4:16). Они были подавлены и напуганы. Окружающее общество оказывало на них сильное давление, стараясь вернуть их к старому образу жизни (1Пет.4:4). Христиане самостоятельно пытались противостоять этому давлению, но при этом поступали неправильно (1Пет.2:18; 3:1). Послание написано к церквам пяти римских провинций. Эти провинции были только слегка урбанизированы, а сельские районы не были густонаселёнными. Это даёт повод считать, что Пётр писал к общинам, находящимся в небольших поселениях.40 Находясь в таких условиях, обращенные ко Христу сразу оказывались в центре внимания своих соседей. Живущие рядом люди, сразу замечали перемену в их поведении. Новообращенные прекращали участвовать в языческих ритуалах и пьяных оргиях, чем неизбежно навлекали на себя отрицательное отношение общества. Страдания приходят со стороны их ближних, с которыми они раньше проводили время в “увеселительных меропориятиях”.41 Христиан злословили, оскорбляли, высмеивали и обвиняли во всякого рода нечестивом поведении, приписывая им те грехи, которыми изобиловало общество. Верующие вызывали негодование окружающих тем, что их поведение стало отличаться от того образа жизни, который они вели до своего обращения.
После покаяния, новообращённые стали “странниками и пришельцами” среди своего народа. Они стали “чужими” среди “своих”. Они были одиноки и непоняты. “Природа их странничества не объясняется какой-либо социальной причиной; при этом духовный характер странничества очевиден: удалятся от плотских похотей восстающих на душу (1Пет.2:11). Они так же призваны проводить своё странничество со страхом (1Пет.1:7), а не как это было до уверования (1Пет.1:14). Причина их странничества в теологическом статусе. Они избраны (1Пет.1:1) Богом к неувядаемому наследству на небесах (1Пет.1:4)”.42 По всей вероятности, верующие пытались как-то противостоять давлению общества. Они не хотели подчиняться своим господам, оправдывая своё поведение тем, что у господ тяжёлый характер (1Пет.2:18). Апостол призывает их к безусловному подчинению. Так же и жёны должны были слушаться своих мужей, не ища себе оправдания в неповиновении последним тем, что они не являются христианами (1Пет.3:1). Возможно, верующие искали выход из своего трудного положения путём поиска компромисса, пытаясь совместить следование за Христом и языческие традиции. Зная подобные ситуации, Апостол указывает на пример Христа, как эталон поведения в страданиях.
Пример Христа послание апостол христианин страдание Чтобы изменить отношение обращенных к своим страданиям, Пётр использует пример Самого Господа. Прежде всего, необходимо сказать о том, что Апостол Пётр лично был свидетелем того, как Иисус Христос жил на Земле. Около трех лет он имел возможность близко общаться с Ним. Пётр не только слушал учение Христа, но и мог наблюдать как поступал Учитель в повседневной жизни. Пётр приводит Его пример для того, чтобы читатели поняли, что Иисус оставил им не только Своё учение, но и Свой пример поведения в страданиях.
Жизнь Христа была наполнена скорбями и трудностями. В нескольких коротких предложениях, Пётр даёт описание Его поведения в них (1Пет.2:21-24). Мы имеем немного информации о том, как протекала жизнь Христа до того момента, когда Он принял крещение от Иоанна Крестителя и вышел на “общественное служение”, но годы Его служения подробно описаны евангелистами. Из их повествований мы узнаём, что Иисус не только не был принят многими людьми как Мессия, но часто самые близкие Ему люди (ученики) не до конца понимали Его. Он был одинок среди людей, но не оставлен Отцом. Иисус часто уходил от человеческого общества для того, чтобы иметь общение с Богом. В этом общении, Он получал руководство и силу для дальнейшего служения. Это общение помогало Ему преодолевать все трудности и страдания, которые Он встречал на Своём пути. Христос часто сталкивался с открытой оппозицией. Его злословили (Мф.12:30; Лк.12:10), на Него клеветали (Мф.26:61; Мк.14:58), Его близкие говорили, что “Он не в Себе”, Он был обвинён в богохульстве и непочтении религиозных традиций (Лк.6:2;7; Ин.9:16), против Него устроили заговор с целью погубить, потому что Он подрывал авторитет религиозных вождей (Ин.5:18). Наконец, Он был предан одним из учеников и распят. Пётр хочет показать, что в опыте страданий христиан нет ничего нового. Их Господь и Учитель испытал такие же скорби в Своей жизни. Иисус Христос предстаёт перед нами как “ истинный человек, знающий о том, что такое неприятие, как в разной степени об этом знают все представители рода человеческого”.43 Хотя жизнь Спасителя изобиловала скорбями, Он всегда мужественно преодолевал их силой Божией. Он всегда поступал так, как учил Своих последователей. Христос не пошёл на компромисс с миром, для того чтобы быть им принятым, или менее гонимым. Он никогда не отвечал злословием на злословие, никогда и никому не льстил (Лк.20:21), не угрожал Своим гонителям, а молился о них (Лк.23:34). И хотя Его поносили и смеялись над Ним, Он продолжал делать добро до последнего вздоха.
Христос четко понимал Своё предназначение. Он знал цель Своего прихода в мир. Он открыто говорил Своим ученикам о том, что не только ему, но и им предстоит испытать страдания в этом мире. Он говорил им об этом для того, чтобы они были готовы заплатить высокую цену ученичества. Христос предупреждал всех, кто хотел идти за Ним о том, что им придётся взять свой крест и пронести его до конца (Лк.14:27). Он не скрывал от Своих последователей того, что они будут страдать в этом мире за Его имя (Мф.24:9). Своим примером, Господь показал, что значит быть верным своему предназначению. Христос знал, что Его осудят и казнят по ложному обвинению. Он знал, что люди сделают это из-за своих нечестивых мотивов, и Он не стремился избежать их несправедливого приговора. Он понимал, что пророчества, сказанные о Нём исполняются. Апостол Пётр, используя пример Христа, напоминает христианам, что следование за Христом подразумевает готовность страдать. Он призывает их не удивляться тем скорбям, которые происходят с ними. Христиане должны пройти через все трудности, как через тест, сохранив верность Господу, и прославив Его своим поведением. Христос показал нам пример. “Петр не имеет ввиду, что Христос страдал только как пример, но Он оставил нам Свой пример поведения в страданиях. Мы призваны страдать без содрогания, если это понадобиться”.44 Кроме этого, пример Христа - это пример святой жизни. В Нём отражены черты характера, которые хочет видеть Бог в каждом христианине. “Самым могучим побуждением к святости является не наставление, а пример, особенно пример того, с кем мы тесно сопряжены”.45 Петр дает образную картину, когда впереди прошел человек и оставил свои следы на земле. Другим, остается только идти по этим следам, чтобы не сбиться с дороги и не заблудиться. Иисус прошел свой путь до конца. Христиане призваны пройти по тому же пути, по следам Своего Учителя. В своей жизни они должны мужественно пережить всё то, что испытал Христос, а именно: поношение и злословие от мира, непонимание самых близких людей, насмешки и недоверие, если понадобиться, даже мучительную смерть. Поддержкой для уверовавших во Христа будет осознание того, что Бог готов помочь им в трудную минуту.
Апостол напоминает о кресте Христа для того, чтобы страдающие христиане ещё раз задумались о высокой цене их искупления.
Крест Христа
Пиком страданий Христа является крест. Апостол желает, чтобы получатели Послания посмотрели на свои страдания через призму креста. Уже в начале Послания, Пётр говорит читателям о том, что страдания Христа были предсказаны пророками задолго до их исполнения на земле. Он напоминает, что эти страдания не были случайным стечением обстоятельств: Бог заранее предначертал им случиться, это было проявление Его воли. Иисус знал об этом. Он пришёл в наш мир как смиренный Раб, чтобы совершить искупление человеческого рода, избавив нас от уз греха и смерти. Апостол Пётр был свидетелем страданий Господа. Крестные мучения Христа начались уже в Гефсиманском саду. Иисус молился Отцу, прося о том, чтобы Его миновала “сия чаша” (Мф.26:39). В этом борении ярко высвечивается человеческая природа Мессии. Евангелист Марк подчёркивает, что Господь начал “ужасаться и тосковать” (Мк.14:33-36). Мы видим портрет не совершенного супергероя, который идёт на смерть с улыбкой на лице, перед нами предстаёт страдающий Спаситель, Который понимает весь ужас того, что должно произойти с Ним. На взгляд автора работы, Иисуса Христа ужасали не столько крестные мучения, сколько Его осознание того, что Он потеряет единение с Отцом и будет оставлен Им (Мк.15:29). “Крест был презрен и проклят не только во мнении людей, но и Законе (Втор.21:23). Когда Христос был повешен на дереве, Он стал объектом проклятия. И это было совершенно необходимо: проклятие, полагающееся и приготовленное нам за наши беззакония, было перенесено на Него, дабы избавить от проклятия нас”.47 Пётр особо подчёркивает факт, что Христос пострадал вместо нас. Он пострадал вместо нас, взяв на Себя грехи всего мира и наше наказание (Ис.53:12б). Страдания, которые претерпел Господь, были несправедливыми и незаслуженными. Он заменил Собою каждого из нас. Наказание, постигшее Христа, по справедливости полагалось каждому грешнику, всему человечеству. Распятие было величайшей милостью со стороны Бога, и величайшим преступлением со стороны отпадшего человечества. Апостол напоминает получателям Послания, что они избавлены Христом от греха, и как следствие этого - освобождены от вечного осуждения и проклятия. Приводя пример Господа, Пётр хорошо помнил, что претерпел Иисус от охраны Храма и римских воинов. Над Ним издевалась вся претория. Его били, оскорбляли, высмеивали, Его бичевали, плевали в лицо и открыто глумились. Спаситель приносил Себя в жертву за грехи людей, а они потешались над Ним.
“Это - великое свидетельство несравненной любви, которую питал к нам Иисус Христос. Он вынес страшные смертные муки и в этих муках не заботился о Себе, желая лишь добиться блага для нас”.48 Он пришёл в наш мир как смиренный Раб, чтобы искупить человеческий род от уз греха и смерти (Мк.10:45). Он до конца исполнил Своё предназначение. “Распятие являлось средством искупления человечества”.49 Пётр говорит о том, что верующие “были искуплены от суетной вашей жизни” не золотом, а драгоценною кровью Агнца, предназначенного прежде основания мира (1Пет.1:7). Апостол утверждает, что Иисус был предназначен. Это слово можно перевести в форме пассивного причастия как “предназначавшегося”, что нам даст более яркую картину того, что Бог предусмотрел страдания Христа до их свершения на земле. У Бога был план по спасению падшего человека. Орудие казни послужило средством спасения. “Казнь на кресте люди считали позором и унижением, но по Божьему промыслу распятие Христа имело другой смысл: Тот, Кто был отвержен людьми, был Избранным, Драгоценным, в Нем мы обрели спасение. Об этом писал Петр, чтобы ободрить тех, кто страдал за веру. Он подчеркивал разницу между тем, что думали их гонители, и какое значение имели их мучения по замыслу Божию. 50 Imitatio Christi
Подражание Христу не должно быть слепым копированием всех событий Его жизни. Если бы Пётр призывал к этому, то он призывал бы своих читателей искать мученической смерти, чтобы во всём уподобиться Христу. Но мы можем наблюдать определённое сходство страданий Христа и Его последователей. Его учеников ждёт всё то, что происходило с Господом. Христиан всегда будут сопровождать враждебность и страдание, пока они находятся в этом грешном мире. Пётр даёт им славную надежду - их страдания обернутся радостью и славой на небесах. Судьба Христа - судьба всех истинных христиан.51
Новый взгляд на страдания Необходимость смирения Как уже было сказано, Пётр стремился не только ободрить гонимых христиан, но и дать им новый взгляд на страдания. Петр призывает слуг к подчинению, которое не зависит от внешних обстоятельств. Он говорит о необходимости подчиняться злым и неправедным хозяевам точно так же, как они могли подчиняться господам с мягким характером. Противопоставлением добрых и снисходительных господ, суровым и неправедным, Петр подчеркивает мысль о том, что поведение христиан не должно зависеть от того, какой характер у их хозяев. Они должны повиноваться и делать свою работу не из страха наказания, а из желания быть похожими на своего Господа, уподобляясь Ему в смирении и кротости. Рабы Христовы могут с одинаковым успехом служить человеку с любыми чертами характера, хотя подчинение неправедным господам обходится намного дороже, но тем более оно ценно в глазах Господа. Петр призывает христиан не просто безропотно терпеть негативное поведение их господ, но осознать, что за всем этим стоит Бог, Который внимательно наблюдает за происходящим. Только такое отношение к несправедливым страданиям может принести благодать верующему. Сами по себе скорби не являются благословением, или благодатью, но осознание того факта, что они допущены Всемогущим и Всеведущим Богом помогает верующему не только смиренно переносить несправедливые страдания, но и отразить в них характер Христа.52 Пётр подчеркивает, что не мы пришли к Богу, а Он призвал нас из язычников в Свою вечную славу. Более близкая цель Бога - наша святость на земле. Бог будет вести нас к совершенству во Христе, чтобы развить в нас черты Его характера, для того чтобы мы могли получить славу на небесах. Путь к ней лежит через скорби и страдания. Осознание этого момента, должно побудить верующих в кротости и смирении переносить все невзгоды, которые происходят в их жизни. Иисус претерпел страдания в грешном мире. Он испытал не только моральную, но и физическую боль. Его распяли на кресте, но Бог воскресил Своего Сына из мёртвых и прославил на небесах (1:21; 3:21). Этот же путь ждёт всех, кто решится последовать по пути Спасителя. Они будут страдать в падшем мире за Его имя, но Бог приготовил для них славное нетленное наследие на небе (1:4). Христиане только тогда имеют идентичность своих страданий со страданиями Христа, когда претерпевают гонения за веру в Него. Они не могут избежать своей судьбы. Их дом на небе, они стремятся туда, там их ждёт любящий Отец. По этой причине они являются участниками страданий Христовых. Их страдания носят духовный характер, но они должны быть готовы, если понадобится, принять мученическую смерть за имя Спасителя.53
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|