Декабрь. 4 неделя. Занятие 1 Новый год у ворот. Сравнительное описание лисы и зайца. Содержание организованной деятельности детей
ДЕКАБРЬ 4 неделя. Занятие 1 НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная. Цели: формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; формировать умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях; соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни; расширять представления детей о культуре своего народа; обогащать словарный запас; развивать звуковой анализ; пересказывать рассказ по плану; обучать ведению диалога; развивать целостное восприятие. Целевые ориентиры дошкольного образования: может поддерживать беседу о новогоднем празднике, о лесных жителях, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений П. И. Чайковского и В. Герчик. Материалы и оборудован: П. И. Чайковский «Щелкунчик»; картинки с изображением зайца и лисы, разрезанные на части; иллюстрации с изображением новогодней елки; новогодние игрушки. Содержание организованной деятельности детей 1. Организационный момент. Любой из нас, конечно, ждет Веселый праздник Новый год! Но больше всех на свете Ждут этот праздник … (дети). – Сегодня вы узнаете, как праздновали Новый год на Руси, какие обряды выполняли и какие из обычаев этого древнего праздника дошли до наших дней. 2. Беседа об истории праздника. – Ребята, а что вам известно об этом празднике? – Новый год – это один из самых любимых народом праздников. Но он не всегда праздновался 1 января. В древности русичи отмечали начало Нового года 1 марта, в конце XV века праздник был перенесен на 1 сентября. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престоле, окруженные боярами и именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой водой, давал целовать крест и поздравлял с Новым годом. В 1699 г. Новый год последний раз праздновался по древнему обычаю – 1 сентября. В декабре этого же года Петр I издал указ, в котором велел вести начало года с 1 января. В этом же указе повелевалось у домов зажиточных горожан, перед воротами, сделать украшения из хвойных деревьев. Вскоре ёлки и хвойные ветки стали украшать дома.
– Как красива наша ёлка! А вы знаете, что украшение елочки – очень древний обычай? Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже бессмертие. К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки оставляли на ветках елей угощения и всякие дары. Этот древний обряд поклонения ёлке был заимствован немцами. – Как вы думаете, обязательно ли на Новый год ставить живую ёлку? – Начиная с 1 января 1700 г. Новый год в городах стал праздноваться пышно и торжественно. Так, в Москве еще накануне все были заняты уборкой улиц и домов. Всюду расставлялись хвойные деревья и развешивались зеленые ветви. Утром 1 января Москва оглашалась торжественным колокольным звоном всех церквей. По улицам шло войско со знаменами, барабанным боем и музыкой. По окончании молебствования вместе с колокольным звоном раздавался гром пушечных и ружейных выстрелов. Император принимал поздравления, а потом угощал всех знатных особ, с женами и дочерьми, пышным обедом под музыку и пение, а для народа перед дворцом и у трех триумфальных ворот были расставлены различные яства. Вечером все улицы и дома ярко освещались, а перед дворцом зажигали фейерверк со множеством потешных огней, гремели пушечные выстрелы. Заканчивалось торжество балом. Такие же торжества устраивались и в других городах.
Воспитатель проводит игру «Я золото хороню». – Набрав достаточно еды и угощений, молодежь шла в посиделочную избу. Её откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому приглянулся. Стол в посиделочной избе ставили посредине, все садились по кругу, взявшись за руки: круг замыкался, очищая и освещая еду. А вот после ужина начинались игры. В одну из них предлагаю вам поиграть. – Выходи-ка, детвора! Ждет вас русская игра! Дети выходят и становятся в ряд. Кто-нибудь из них рассказывает считалку. Горящий становится на некотором расстоянии от игроков. Задача горящего – узнать, кому из ребят ведущий положил в ладони пуговицу. Если горящий угадывает, у кого пуговица, то становится на место игрока, а ведущий – водит. Если не угадывает, опять водит, а ведущий раскладывает. Ведущий делает вид, что кладет пуговицу в сложенные лодочкой руки играющих, приговаривая: Я золото хороню У батюшки в терему. Кому золото попало, Там метелкой распахало. Игра проводится несколько раз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|