Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Декабрь. 4 неделя. Занятие 1 Новый год у ворот. Сравнительное описание лисы и зайца. Содержание организованной деятельности детей




ДЕКАБРЬ

4 неделя.

Занятие 1 НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Цели: формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; формировать умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях; соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни; расширять представления детей о культуре своего народа; обогащать словарный запас; развивать звуковой анализ; пересказывать рассказ по плану; обучать ведению диалога; развивать целостное восприятие.

Целевые ориентиры дошкольного образования: может поддерживать беседу о новогоднем празднике, о лесных жителях, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений П. И. Чайковского и В. Герчик.

Материалы и оборудован: П. И. Чайковский «Щелкунчик»; картинки с изображением зайца и лисы, разрезанные на части; иллюстрации с изображением новогодней елки; новогодние игрушки.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Любой из нас, конечно, ждет

Веселый праздник Новый год!

Но больше всех на свете

Ждут этот праздник … (дети).

– Сегодня вы узнаете, как праздновали Новый год на Руси, какие обряды выполняли и какие из обычаев этого древнего праздника дошли до наших дней.

2. Беседа об истории праздника.

– Ребята, а что вам известно об этом празднике?

– Новый год – это один из самых любимых народом праздников. Но он не всегда праздновался 1 января. В древности русичи отмечали начало Нового года 1 марта, в конце XV века праздник был перенесен на 1 сентября. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престоле, окруженные боярами и именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой водой, давал целовать крест и поздравлял с Новым годом. В 1699 г. Новый год последний раз праздновался по древнему обычаю – 1 сентября. В декабре этого же года Петр I издал указ, в котором велел вести начало года с 1 января. В этом же указе повелевалось у домов зажиточных горожан, перед воротами, сделать украшения из хвойных деревьев. Вскоре ёлки и хвойные ветки стали украшать дома.

– Как красива наша ёлка! А вы знаете, что украшение елочки – очень древний обычай? Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже бессмертие. К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки оставляли на ветках елей угощения и всякие дары. Этот древний обряд поклонения ёлке был заимствован немцами.

– Как вы думаете, обязательно ли на Новый год ставить живую ёлку?

– Начиная с 1 января 1700 г. Новый год в городах стал праздноваться пышно и торжественно. Так, в Москве еще накануне все были заняты уборкой улиц и домов. Всюду расставлялись хвойные деревья и развешивались зеленые ветви. Утром 1 января Москва оглашалась торжественным колокольным звоном всех церквей. По улицам шло войско со знаменами, барабанным боем и музыкой. По окончании молебствования вместе с колокольным звоном раздавался гром пушечных и ружейных выстрелов. Император принимал поздравления, а потом угощал всех знатных особ, с женами и дочерьми, пышным обедом под музыку и пение, а для народа перед дворцом и у трех триумфальных ворот были расставлены различные яства. Вечером все улицы и дома ярко освещались, а перед дворцом зажигали фейерверк со множеством потешных огней, гремели пушечные выстрелы. Заканчивалось торжество балом. Такие же торжества устраивались и в других городах.

Воспитатель проводит игру «Я золото хороню».

– Набрав достаточно еды и угощений, молодежь шла в посиделочную избу. Её откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому приглянулся. Стол в посиделочной избе ставили посредине, все садились по кругу, взявшись за руки: круг замыкался, очищая и освещая еду. А вот после ужина начинались игры. В одну из них предлагаю вам поиграть.

– Выходи-ка, детвора! Ждет вас русская игра!

Дети выходят и становятся в ряд. Кто-нибудь из них рассказывает считалку. Горящий становится на некотором расстоянии от игроков. Задача горящего – узнать, кому из ребят ведущий положил в ладони пуговицу. Если горящий угадывает, у кого пуговица, то становится на место игрока, а ведущий – водит. Если не угадывает, опять водит, а ведущий раскладывает. Ведущий делает вид, что кладет пуговицу в сложенные лодочкой руки играющих, приговаривая:

Я золото хороню

У батюшки в терему.

Кому золото попало,

Там метелкой распахало.

Игра проводится несколько раз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...