Вожди и другие жители Аляски
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Летом 1959 года у меня появилась возможность отправиться в Северную Америку. Некоторые финские политики решили принять участие в конференции, которую Бухман организовал на одном из островов (Мейкинек) на Великих Озерах. Я поехал туда как переводчик, а потом задержался там на некоторое время. Путешествие, запланированное на несколько недель, в конце концов растянулось на целых два года. Это был нелегкий, но полезный опыт. Как и у многих жителей Северной Европы, бессознательно у меня сложилось высокомерное отношение к американцам. Я считал их поверхностными и хвастливыми и не любил их проповедников, которые больше похожи на кинозвезд, борющихся за наши души. Известно, что они мало интересуются литературой, кроме того, у них бывают конфликты на расовой почве. Не составляло никакого труда каждый день по-новому убеждаться в этом. Однако через несколько месяцев мне пришло в голову, что я просто глупец. Я приехал в великую страну и неспособен узнать о ней ничего нового, потому что уверен, что уже знаю о ней все. Я решил отбросить то, что думал и чувствовал раньше по отношению к Соединенным Штатам, и попытаться на самом деле использовать все те возможности, которые мне представились, - от самого лучшего и до самого худшего. Да, здесь были расовые проблемы, нищета, культ доллара, - но здесь же была готовность к риску, которой могли поучиться мы, представители скандинавских стран, придающие слишком большое значение фактору безопасности. Я рассказал одному шведу об американце, который вложил все свои деньги в одно деловое предприятие, поставив на карту свою репутацию и все свое будущее, - и достиг успеха. "С теми ресурсами, которые есть у этих американцев, это все ничего не значит", - отрезал швед. "Да, но на первом этапе у него не было столько денег, сколько у вас", - ответил ему я.
Здесь были также коренные жители Америки, которые к тому времени стали головной болью для белой администрации. Белые пытались загладить ошибки, совершенные по отношению к ним в прошлом, при помощи доллара, но проблема была намного глубже. Сами по себе деньги не могут избавить от чувства безнадежности, возникшего у местных жителей после их изгнания из родных мест. Широкое распространение среди них полу-чил алкоголизм. Многие племена были представлены на конференции на острове Мейкинек. Я подружился с одной семьей. Жена беспокоилась, что ее муж день за днем сидит совер-шенно неподвижно на берегу большого озера и смотрит вдаль. Разумеется в работе конференции он не участвовал. Она спросила, не мог бы я как-то отвлечь его от этого бесцельного созерцания. Однажды мы завтракали вместе. Я спросил, чего бы он больше всего желал своему сыну. "Войны", - кратко ответил он. Пытаясь оживить разговор, я поинтересовался, не имеет ли он в виду войну против всего, что есть несправедливого в этом мире, или того, что привело к вырождению его народа. Он покачал головой, не меняя выражения лица. "Я участвовал во второй мировой войне. Я участвовал в войне в Корее. Война, - это было здорово". Итак, он имел в виду, что война по-настоящему испытывает человека. Для него величие народа было в прошлом. Но встречались и коренные американцы, преодолевшие эти чувства. В течение примерно десяти лет вождь индейского племени "Бродячие Бизоны" в Канаде принимал участие в некоторых акциях MRА и в Северной Америке, и в Европе; я тоже был вовлечен в эту работу. Частью парадной одежды вождя был головной убор с двумя гигантскими рогами бизона. В свои 96 лет он все еще ездил верхом, и без очков мог настрелять много дичи.
Пол Гундерсен. Этот неисправимый индивидуалист | 69
За несколько лет до его смерти я провел с ним вечер в Дортмунде, в Германии; с нами было еще несколько человек. Он хотел поделиться с собравшимися тем, что ему удалось узнать за свою жизнь. "Я не хотел бы оскорбить кого-нибудь, - сказал он,- но белые заве-ли мир в темноту и навязали всем народам свои законы и правила". Он никого не упрекал и не испытывал жалости к самому себе, но верил, что его народ должен жить иначе. "Во время своих путешествий я понял, сколь много у меня грехов, - сказал он. - Я думал раньше, что являюсь хорошим примером, но постепенно начал понимать, что лицемерил. Ведь Бог дал мне понимание, что такое сила духа. У нас, людей, этой силы явно не хватает. Мы никогда на самом деле ее не используем. Где бы мы ни были, с какими бы из Его творений мы ни встречались, - всегда мы должны следовать Богу. И когда мы поступаем так, всякий страх, замешательство, тревога - все исчезает из нашего сознания. Вот что я хотел бы оставить вам в завещание". Такая вера - пример самого лучшего, что я увидел в Северной Америке. Поздней осенью 1959 года я сидел рядом с Микко Асунтой, - фермером, поэтом и членом парламента от центральной Финляндии, - в маленьком, рассчитанном на трех пассажиров самолете, летевшем с острова Мейкинек в Вашингтон. Буря помешала полетам рейсовых самолетов, поэтому мы приняли предложение одного местного пилота. Самолет летел очень низко над землей, то поднимаясь над холмами, то снова снижаясь, при этом его очень сильно болтало. Мое лицо скоро стало пепельно-серого цвета, и я без конца пользовался специальными мешочками. Асунта, казалось, ничего подобного не испытывал. Он с большим энтузиазмом подсчитывал количество коров на фермах, над которыми мы пролетали. Когда стало тем-но, пилот сбился с курса, запас топлива начал подходить к концу. К этому времени Асунта также понял, что ситуация довольно рискованная. Мощным басом он начал петь финский гимн: "Капитан, буря очень сильна, волны огромны, небо темно, - может ли что-нибудь спасти нас?". "Я обычно пел эту песню во время Зимней войны, когда дела шли совсем уж плохо", - сказал он.
Асунта был настоящий финский фермер, упрямый и упорный, заслуживающий полного доверия в любых обстоятельствах. Во время войны вместе со своим другом он спас свой батальон в самый критический момент. Его сразу же произвели тогда в офицеры. Паули Снеллман и я встретились с Асунтой в финском парламенте несколько лет назад и пригласили его приехать в Ко. Асунта окончил только три класса начальной школы и испытывал чувство неполноценности, особенно в присутствии людей с высшим образо-ванием и самоуверенных иностранцев. В Ко он осознал, что истинная мудрость в политической жизни основывается вовсе не на IQ или хорошо сданных экзаменах. Он начал понимать, что может помочь кое в чем там, где этого не мог бы сделать кто-либо другой. Результатом этой повой уверенности в себе стало то, что, будучи всего лишь "необразованным" членом консервативной группы в парламенте, в конце концов он стал председателем парламента. Был ли Асунта мудрым в дипломатических отношениях, это, видимо, совершенно иной вопрос. Когда он выступил против визита Хрущева в северные страны, в финской прессе поднялся большой шум, и крупнейшая коммунистическая газета напечатала на первой странице карикатуру, на которой Асунта был изображен в виде огромного быка, извергающего пар. Асунта был патриотом своей страны. После конференции на Мейкинеке мы вместе с ним путешествовали много недель но разным городам восточного побережья. И повсюду нам задавали вопрос: "А что, Финляндия все еще свободная страна?" Во время этой конференции один из ее английских участников, Роджер Хикс, написал "манифест", озаглавленный "Идеология и сосуществование". В нем он попытался объяснить американцам проблемы, связанные с холодной войной. Основное внимание в манифесте было уделено моральным ценностям; в нем подвергались критике самодо-вольный материализм и политическая и нравственная слепота Северной Америки и всего свободного мира. Окончательный выбор, настаивал Хикс, должен быть сделан не между
Часть II. Я не одинок | 70
политическими силами, а между отдельными людьми внутри каждого общества, - теми, кто живет во имя Бога, и теми, кто выступает против Него. Люди, которые живут только ради себя и собственного успеха, всегда могут быть использованы воинствующими политиканами в самых разных целях. Это был период, когда Хрущев швырнул свой ботинок на стол в зале ООН в Нью-Йорке, когда он угрожал, что в один прекрасный день Советы похоронят американцев. Картина мира, широко распространенная в то время среди американцев, выглядела крайне схематично: с одной стороны, зло и пороки коммунизма, с другой - американская свобода. К тому же, они не всегда были безупречны в выборе средств, призванных способствовать успеху демократии. Манифест Хикса был опубликован, и группа американцев решила попытаться донести его до каждого дома Северной Америки. Группы в Европе, Японии и Австралии после-довали их примеру, то же было и в Финляндии. В течение года 88 миллионов семей получили буклет с этим манифестом. В Соединенных Штатах этот проект помог привлечь внимание людей к тому факту, что подлинную опасность представляет собой не столько коммунизм, сколько материализм. Но в Европе и не в меньшей степени в Финляндии постепенно стало очевидным, что послание такого рода должно быть написано другими словами. Поскольку я прибыл из страны, которая имела некоторый опыт "контактов" с коммунизмом, американцы просили меня принять участие в распространении этого бук-лета. Сначала я вместе с несколькими сотнями других людей отправился в центр стале-литейной промышленности - Питтсбург. Мы показали здесь представление на индус-триальную тему и доставили буклет в каждый дом этого региона. Затем я поехал на остров Ньюфаундленд, чтобы, продвигаясь с востока на запад, способствовать коорди-нации наших действий в Канаде. Наша деятельность широко освещалась в прессе, однако у нее нашлись и яростные оппоненты. Идеологический климат в Канаде был более жестким, чем в США, и во многих промышленных районах классовая борьба была весьма ожесточенной. Следующим летом я вернулся на остров Мейкинек с несколькими канадскими администраторами и рабочими. Там я подружился с Стэном Алленом, бизнесменом из Лос-Анджелеса, который долгое время работал в компании "Боинг" в Сиэтле, но затем поссорился с руководством. Однажды он признался мне, что действовал неправильно, особенно по отношению к одному из главных администраторов. "Не хотите ли вы поехать со мной и помочь разобраться в той путанице, которую я породил? – спросил он. - Я оплачу ваш билет. Я хотел бы начать все сначала". Моя работа в Канаде была закончена, и я согласился.
Через несколько дней мы пришли в контору администратора главного управления компании "Боинг" в Сиэтле. Стэн сглотнул слюну, а затем просто попросил прощения за те неприятности, которые он доставил. Когда мы ушли из конторы, он чувствовал себя легко, был почти счастлив. Он понял, что начался новый этап его жизни и что теперь он может со всем энтузиазмом заняться выращиванием лимонов на ферме, которую купил в Калифорнии. Я остановился в Сиэтле - очень динамичном городе с ярко выраженным нордическим и, прежде всего, норвежским колоритом. На рыболовецких судах в порту повсюду была слышна норвежская речь. Среди моих хозяев был Арне Гелотте, инженер компании "Боинг", предками которого были шведы. Я жил вместе с Херби Алленом, до выхода на пенсию работавшим в страховой компании, и его маленькой жизнерадостной женой Дот в несколько обветшалом домике, выделенном нам для работы. Однажды Арне пришел к нам. "Мы должны донести манифест до каждого дома в Орегоне, штате Вашингтон и на Аляске, - сказал он. - Не хотите ли вы участвовать в этом деле?". И добавил: "Я не знаю, как мы будем все это финансировать. Но я отдал месячную зарплату, чтобы запустить этот процесс". Хотя мы жили и работали в США, среди людей, помогавших нам, было мало богатых. Учитель музыки в Портленде, штат Орегон, отдал нам полученное им наследство, агент по продаже автомобилей - подержанную машину. Пол Гундерсен. Этот неисправимый индивидуалист | 71
Херби пожертвовал все свои сбережения. Помогла и вдова первого после войны американского посла в Финляндии.
Реакция на наш буклет в штате Вашингтон была значительной. Несколько тысяч людей написали нам, что они хотели бы получить дополнительную информацию. Среди них был Джон Сейр, мастер по гребле, получивший золотую медаль на Олимпийских играх в Риме. Он был кумиром в спорте, образцом преуспевающего американца, он вызывал всеобщее восхищение. Но, хотя внешне все выглядело замечательно, в семейной жизни он был несчастен. Я встречался с Джоном почти каждый день. Однажды он рассказал о своих мучениях, о том, чем он занимался во время "неофициальной" части Олимпийских игр и обо всем, что он скрывал, надеясь, что его жена ничего не узнает. Но, разумеется, у нее были подозрения: никто ни в Америке, ни в любой другой стране не может одурачить женщину в таких вещах. Однажды мы были вместе в спокойной обстановке. У Джона возникло сильное желание рассказать жене обо всем, ничего не утаивая, и попросить у нее прощение. Это был только первый шаг, а в результате они вместе до сих пор. Джон пришел к убеждению, что он и три других члена его команды, завоевавшей золотую медаль, должны предложить американской молодежи новый стиль жизни. Расти, Дэн и Тед тоже были достаточно яркими личностями. Мой норвежский коллега и я встречались с ними по несколько раз в неделю, и вместе мы предпринимали длительные вылазки на природу. В течение полугода они близко сошлись друг с другом, создав команду нового типа. Я поехал с ними на собрание в огромном театре компании "XX век Фокс" в Сан-Франциско. Гул поднялся в зале, когда в конце вечера на трибуну вышли четыре рослых человека и стали говорить о своих убеждениях. Сенсацией стало то, что Джон и Расти вместе с женами позже решили закончить свою спортивную карьеру и посвятить все свое время работе в MRA. Наконец, был назначен день рассылки буклетов по Аляске. В этом штате у нас не было ни группы поддержки, ни каких-либо значительных контактов. У Арне был брат в одном из маленьких городков этого штата, поэтому координационная группа в Нью-Йорке предло-жила нам отправиться туда. Арне удалось найти денег на билет, у меня же денег почти не было. Мы пытались найти контактного человека, который помог бы нам начать работу в крупнейшем городе штата – Анкоридже. Один друг вспомнил о банкире, который был на приеме, устроенном MRA много лет назад. Если бы нам удалось его найти, это было бы неплохим стартом. Мы решили заказать билеты в Анкоридж и молились каждый день, чтобы Бог помог нам найти деньги, в которых мы так нуждались. Вечером, накануне нашего отлета, я косил траву на лужайке; внезапно в наш двор въехала машина, в которой сидела незнакомая старая леди. "Я была по соседству от вас, - сказала она, - и мне очень интересно узнать, чем вы. сейчас занимаетесь". Я сообщил ей некоторые новости, а также то, что мы с Арне собираемся на следующий день на Аляску, однако я ничего не сказал о нашем трудном финансовом положении. "А есть ли у вас деньги на эту поездку?" - неожиданно спросила она. "Пока что только для одного из нас", - ответил я. "Позвольте же мне заплатить за другого!" - предложила она. На следующий день мы летели над величественным Юконом, о котором я читал в детстве у Джека Лондона. В тот же вечер мы открыли телефонную книгу в нашей дешевой гостинице и нашли там имя человека, о котором мы слышали когда-то. "Я сейчас зайду к вам", - сказал он. Это был вице-президент банка "Матануска Вэлли". Он ни разу не перебил нас, пока мы рассказывали, почему мы оказались здесь, а затем, помолчав немного, спросил: "Когда же мы начнем? Что вы думаете о восьми утра?" Наш новый друг сразу же повел нас к главным редакторам двух крупнейших газет, на телевидение и к руководителям нескольких компаний. На улице мы встретили одного чело-века. У него было открытое лицо, он был одет в клетчатую фланелевую рубашку и тяжелые ботинки и прогуливался явно в свое удовольствие. Живи он лет сто назад, он вполне мог бы сойти за золотоискателя. "Расскажите моему другу, почему вы оказались здесь", - предложил нам банкир. "Кто же это был?" - спросили мы, когда пошли дальше. "Разве я забыл вам сказать? Это был президент Верховного суда Аляски". Часть II. Я не одинок | 72
Потом банкир попросил нас отправиться в Фэрбэнкс в центральной части Аляски и продолжить работу там. Этот город построен на вечной мерзлоте, недалеко от самой высокой горы в Америке - величественного пика Мак-Кинли. Банкир сам организовал для нас все необходимые встречи. Ежедневная газета взяла у нас интервью и напечатала на первой странице наши фотографии. Статья заканчивалась словами, о том, что я, "видный политический деятель ", возвращаюсь в Финляндию, "за железный занавес". Очевидно, что я так и не смог убедить редактора в том, что Финляндия – демократическая страна. Президент университета в Фэрбэнксе пригласил нас на ланч. Он ужасно гордился тем, что возглавляет "самый северный университет в мире". Я заметил, что Финляндия могла бы побить этот рекорд. "Это невозможно, - сказал он. - Давайте посмотрим на карту". Когда я показал ему, где находится университет Улу, на его лице отразилось ужасное разочаро-вание. И зачем только я настаивал на этой детали, чтобы доказать свою правоту? Позже я ужасно ругал себя за это. Банкир устроил нам также посещение маленькой столицы края, Юно, расположенной в совершенно глухом месте. Туда не было никакой дороги. Прямо на краю города начи-нался могучий ледник. Повсюду можно было видеть следы закрытых шахт для добычи золота. Нас тепло принял губернатор Аляски Вильям Эган. Он рассказал, что 150 лет назад, в те времена, когда и Аляска, и Финляндия входили в состав Российской империи, два губернатора Аляски были финнами. В 1793 г. группа монахов под руководством архимандрита Иоасафа Болотова пришла из Валаамского и Коневского монастырей, расположенных на Ладожском озере, и основала на Аляске церковь. В течение одного только года на острове Кадьяк приняли крещение 7000 человек. Десятая часть населения Аляски в наше время принадлежит к православной церкви, большинство из них - инуиты. Один финн построил на Аляске первую лютеранскую часовню. Через несколько дней мы отправились самолетом обратно на юг и летели ночью над Юконом. Погода была ясной, но внизу под нами царила полная темнота: за час полета мы только один раз увидели небольшую полоску света. Жизнь здесь почти не изменилась со времен Джека Лондона.
Я носился по своим делам между Квебеком и Майами, Фэрбэнксом и Сан-Диего. Однажды Дот позвонила мне в южный Орегон из своего дома в Сиэтле. Оказалось, что Херби скончался внезапно от сердечного приступа. Их сын был в Италии, поэтому она спрашивала, не мог бы я приехать и помочь с похоронами? Перед похоронами пришла телеграмма от двух старых леди из Лос-Анджелеса, в которой они просили меня купить цветов на такую сумму, которая показалась мне чрез-мерной. Но я подумал, что нахожусь в Америке, где люди думают по-другому. Я заметил, что хозяйка магазина, видимо, тоже была несколько удивлена той суммой, которую я назвал, но обещала прислать цветы прямо в ритуальный зал. В день похорон у подножья гроба возвышался гигантский букет в человеческий рост. Через несколько недель леди прислали деньги за цветы, и это была ровно одна десятая часть той суммы, которая была указана в телеграмме. Очевидно, эта щедрость была проявлена служащими телеграфной компании, которые добавили к указанной сумме еще один ноль. После того как церемония похорон осталась позади, в доме Дот появилась весьма колоритная группа гостей. Я подумал, что Дот захочет, чтобы после кофе мы исполнили методистские гимны. Но оказалось, что это совсем не так. "Я думаю, что сегодня вечером мы споем народные песни, которые Херби любил больше всего", - сказала она. И все начали петь американские народные песни под мой убогий аккомпанемент. Херби был хорошим слушателем и очень любил людей; многие гости рассказывали, что встреча с ним побудила их к упорным поискам веры, и они сумели впоследствии сохранить ее. Конечно, такие поминки шокировали бы многих в моей стране, но мне редко приходилось бывать в такой удивительной атмосфере, как той ночью.
| 73
Обановка накляется. В конце 50-х годов ситуация в Финляндии была сложной. Советский Союз пытался влиять на нашу внутреннюю и внешнюю политику, тогда как мы всячески старались сохранять нейтралитет. После войны мы подписали с СССР договор о дружбе и взаимопомощи, и в нем был пункт о военных отношениях, который можно было толковать по-разному, в том числе и в опасном для нас смысле. Неудивительно, что на Западе часто высказывались сомнения в том, что Финляндия истинно независима. И Паасикиви, и Кекконен, ставший президентом после него, основывали свою политику на реальности нашей общей 1500-километровой границы с Советским Союзом и на том факте, что в случае конфликта нам не придется рассчитывать на поддержку Запада. В 1944 г., когда Паасикиви подписал в Москве перемирие, он встретился с маршалом Тимошенко, командующим Карельской армией. Тимошенко заметил, что во время войны финская армия была лучшей в мире. Паасикиви остроумно ответил, что это просто замечательно, раз оба они имеют одно и то же мнение. "Но у нее был один недостаток, -добавил Тимошенко, - она была слишком маленькой!". Кекконен ловко маневрировал, проводя Финляндию через опасные ловушки, и балансировал на грани, пытаясь поддерживать хорошие отношения с Советским Союзом и в то же время сохранить нашу независимость и приверженность демократическим идеалам. Непримиримая, бескомпромиссная политика была бы для нас катастрофой. В то же время президент сильно злоупотреблял своей властью, и это способствовало развитию раболепия в его окружении. Контраст между стилем правления Кекконена и Паасикиви был просто поразителен. В этой сложной ситуации решение присоединиться к единой инициативе северных стран и разослать в каждый финский дом манифест "Идеология и сосуществование" было весьма дерзким. Поступая таким образом, мы показывали, что не являемся частью Советского блока. Неудивительно, что наша деятельность вызвала в то время много шума. Сам факт, что буклет был распространен столь быстро, - в один день он появился во всех странах Северной Европы, - крайне удивил Москву. Очевидно, что там были сильно обеспокоены любой идеологической инициативой, исходящей от Запада. Эхо этой акции вскоре достигло и меня, хотя я был за границей. Реакция советского посольства в Хельсинки была бурной. Оно заявило, что распространение буклета является "недружественным" актом, направленным против Советского Союза. Это издание обсуждалось кабинетом министров. На пресс-фото премьер-министр Сукселайнен сидел у лакированного столика, на котором лежала "Идеология и сосуществование", а рядом с мрачными лицами стояли члены общества финско-советской дружбы. Предполагалось даже начать официальное судебное разбирательство деятельности MRA в Финляндии, но Сукселайнену, который сам однажды побывал в Ко, удалось предотвратить эту опасность. Вейно Таннер, старейшина финского кооперативного движения, помог группе, проводившей эту кампанию, и буклет был изготовлен на печатных станках, которые принадлежали этому движению. Во время войны Таннер входил в кабинет министров Финляндии, а после ее завершения ему пришлось заниматься очень сложными проб-лемами, поэтому на него не действовали никакие крики и протесты. Художник Леннарт Сегерстрале, специалист по фресковой живописи, который возгла-влял финский филиал, и раньше высказывал серьезные сомнения в отношении этой акции, поскольку Финляндия оставалась изолированной в политическом отношении. Он понимал также, что этот памфлет довольно поверхностен, - в нем материализм, присущий коммунистической идеологии, подчеркивался гораздо сильнее, чем материализм "госу-дарства всеобщего благосостояния"; кроме юго, слишком большое значение придавалось в нем политическому, а недуховному выбору. Он видел, что манифест продиктован не Пол Гундерсен. Этот неисправимый индивидуалист | 74
столько стремлением дать отпор материализму во всех его формах, сколько страхом перед коммунизмом. Сегодня очевидно, что опасения Сегерстрале были оправданны. Так, в буклете при-водилось заявление одного американского адмирала: "Америка должна сделать выбор между нравственным перевооружением и коммунизмом". Это не означало, что речь идет о выборе между двумя организациями - MRA и коммунистической партией, - под-разумевался выбор между двумя образами жизни. Однако это можно было не понять, и особенно потому, что в буклете слишком много внимания уделялось стратегии и тактике коммунизма. В то же время Сегерстрале осознавал, что мы в Финляндии легко можем утратить понимание четкой границы между существующим добром и злом, если будем думать только о том, чтобы нас оставил в покое могучий восточный сосед. Некоторые вообще не видели разницы между западной демократией и восточным тоталитаризмом. Они настаивали на том, что именно США представляют собой самую большую угрозу для мира во всем мире. Поэтому после некоторых колебаний Сегерстрале все же решил не противодействовать публикации в Финляндии манифеста "Идеология и сосуществование". Когда разразился скандал, он взял на себя ответственность перед обществом и стал защищать эту акцию. После этого президент отказался от решения вручить художнику награду, которую он вот-вот должен был получить за свои достижения в области изобразительного искусства. Вскоре я вернулся в Финляндию и начал тесно сотрудничать с Леннартом Сегерстрале. Для него это были тяжелые годы. Он вынужден был пережить непонимание, его намерения часто толковались превратно. Он научил меня ставить на первое место интересы страны и других людей, а не собственную репутацию и безопасность. Я знал Леннарта еще со студенческих времен и часто наблюдал, как он работает над своими огромными церковными фресками. Однажды я пришел в церковь в Варкаусе, в Восточной Финляндии, которая была разрушена во время войны и находилась в стадии реконструкции. Леннарт работал над фресками для алтаря площадью 240 квадратных метров, высотой с четырехэтажный дом. Чтобы перемещаться вдоль стены, он поль-зовался лесами, передвигающимися по железнодорожным рельсам. Он только что приостановил на время свою работу под потолком и разговаривал с женщиной, пришедшей попросить его о помощи. Обычно, когда художник работает в церкви, дверь закрывают, но Леннарт хотел, чтобы его работа стала частью городской жизни, как это было в старые времена в Италии. Если роспись фрески прервать хотя бы на несколько часов, приходится переделывать заново весь фрагмент, но он все равно был готов к тому, что может понадобиться кому-нибудь, как, например, этой женщине. Через сорок лет старые люди в Варкаусе все еще расска-зывали о том, как работа Леннарта благотворно повлияла на духовную жизнь города и помогла преодолеть недоразумения в отношениях между людьми разных классов. Можно понять, почему некоторые люди, близкие к Леннарту, считали, что его христианские обязанности отнимают у него слишком много времени: "Представьте себе, сколько он мог бы сделать, если бы целиком посвятил себя искусству!". Леннарт как-то сказал мне, что эти люди не могут уловить, что же является самым главным источником его вдохновения. В Леннарте сочетались самоотверженность и бескорыстие, качества, весьма отличные от стремления к самореализации; именно поэтому многие хотели работать вместе с ним. Леннарт и его сын Улф участвовали в работе конференции "Оксфордской группы" в Ауланко в январе 1939 года. Это оказалось поворотным пунктом для них обоих. Улф, который был, по-видимому, еще более талантлив, чем Леннарт, погиб на Карельском перешейке в тот же день, когда меня с травмой забрали на пункт скорой помощи. Короткая, но яркая жизнь сына и его вера побудили Леннарта никогда не вступать в компромисс с своими убеждениями. Ему пришлось пережить очень много горя, поскольку второй его сын также трагически погиб в мирное время (утонул). В Ауланко произошло примирение многих людей, враждовавших друг с другом со времен гражданской войны. Эта конференция послужила толчком к объединению страны Часть II. Я не одинок | 75
перед предстоящей катастрофой. Когда Сегерстрале закончил свою фреску для столовой в Ко, он сказал, что это его благодарность за то, что сделали для Финляндии "Оксфордская группа" и MRA. Сегерстрале проявлял большую щедрость в отношении различных инициатив MRA. Например, в конце 50-х годов он отдал весь гонорар за большую работу в Лапландии (это была примерно половина его годового дохода) группе кенийцев, собиравших деньги для дублирования на суахили фильма "Свобода". Этот фильм, сценарий которого был написан африканцами и роли в котором исполняли также артисты из Африки, был посвящен борьбе за независимость от колониального владычества, а также освобождению от чувства ненависти и мести. По инициативе Джомо Кениатта, впоследствии ставшего первым президентом Кении, накануне провозглашения независимости этот фильм был показан по всей стране. Когда я в 1991 году посетил Кению, бывший партизан Мау-Мау, который участвовал в работе над дублированием фильма, попросил меня передать семье Сегерстрале письмо с благодарностью за тот вклад, который он внес в "прекращение волны насилия" в его стране. В конце лета 1961 года, вскоре после моего возвращения в Европу, в маленьком городке Фройденштадт в Шварцвальде умер Фрэнк Бухман. Именно здесь в 1938 году к нему пришло озарение: он понял, что единственной реальной альтернативой вооружению, которое вскоре привело ко второй мировой войне, является всеобщая мобилизация нравственных и духовных ресурсов человечества с целью реформирования общества. Смерть Фрэнка Бухмана не была неожиданной. Он был очень слаб, ему было 83 года. Но все равно это был тяжелый удар. Хотя никто из нас не собирался возводить его на пьедестал, тем не менее, именно он был инициатором и центральной фигурой огромного и все расширявшегося дела. В Бухмане было что-то от настоящего художника. Он редко выступал на митингах, но умел глубоко чувствовать, чего можно ждать от того или ино-го человека, сколь бы он ни был сложен. Он ощущал преобразующую силу Бога, и это позволяло ему предвидеть, что может случиться с другими людьми, когда та же сила пробудится в них самих. Он умел рисковать, и это привлекало к нему людей. Никогда он не пытался манипулировать кем-то или привязывать людей к себе. После второй мировой войны, когда Фрэнк Бухман работал над задачей объединения немцев и французов, он указывал, что основывает свою деятельность на "полном послании Иисуса Христа". Христос для него был даром всему человечеству. Христос пришел в мир не для того, чтобы его организация пополнилась новыми членами. Призыв, который получил Фрэнк Бухман, - "переделать мир", - это было задачей для людей разных вероисповеданий, а не только для христиан. Бухман надеялся, что после его смерти кто-нибудь возьмет на себя руководство MRA. Но наше движение было все же относительно молодым, и до сих пор не нашлось такой группы, которая могла бы взять на себя всю полноту ответственности за него. К счастью, Питер Говард оказался способным взвалить это на свои плечи на некоторое время, однако и он неожиданно умер через четыре года в Перу. Все это создало огромные трудности для работы MRA во всем мире. Перед смертью Фрэнк Бухман договорился с тайваньским генералом Хо Йинг-Чином, бывшим премьер-министром Китая и главнокомандующим армии Чан Кай-ши, принять для обучения навыкам совместной работы несколько сотен китайских студентов. Идея состояла в том, чтобы китайцы путешествовали по Европе со своим спектаклем "Дракон" и учились на собственном опыте. Когда молодые китайцы переезжали из города в город, им приходилось встречаться с значительным противостоянием, особенно в Дании и Норвегии. Политический климат того времени был таков, что многие европейские политики смотрели на Тайвань как на некую обузу. Они боялись проявлять дружеские чувства к этому маленькому государству, отколовшемуся от метрополии, и навлечь на себя тем самым гнев со стороны Пекина. Само по себе представление было, прежде всего, выражением национальных чувств самих актеров, а не их реакцией На материалистическую идеологию, и молодые китайцы были, по-видимому, больше заинтересованы в том, чтобы приобрести союзников для Пол Гундерсен. Этот неисправимый индивидуалист | 76
Тайваня, чем в том, чтобы самим научиться чему-то новому. Стало ясно, что неразумно приглашать китайцев в Финляндию, учитывая существовавшую в то время ситуацию. Паули и я имели столкновение в Бонне с одним из британских "хозяев", принимавших китайцев; он хотел заставить нас пригласить в Финляндию всю китайскую делегацию. Вероятно, он был очень озабочен тем, чтобы помочь им выполнить свою программу. Он решительно осуждал наши сомнения, считая, что они продиктованы лишь желанием умиротворить русских, и успокоился только тогда, когда британский министр иностранных дел также высказался против этого мероприятия. В порядке компромисса Паули и я заказали четыре чартерных авиарейса, чтобы позволить финнам попасть на представления в Стокгольмской ратуше, и многие члены нашего пар-ламента воспользовались этой возможностью. Ретроспективно боннский эпизод можно рассматривать как знак того, что отношения, сложившиеся между членами кружка Бухмана, не всегда были такими, какими они должны были быть. Когда верх берет неуверенность, человек утрачивает контроль над собой. Когда "Дракон" достиг Дании, последнего пункта своего турне по Северной Европе, весь актерский состав прошел парадом по центру Копенгагена. Один из ветеранов социал-демократической партии шел впереди в сопровождении знаменосцев. Я нес финский флаг. Далее следовал гигантский пластмассовый дракон ядовитого зеленого цвета, извивавшийся во все стороны во время движения по улицам. В то время, если вы стремились с наименьшими усилиями осуществить свои духовные и нравственные цели, было разумно общаться с людьми в церковных стенах. Едва представление прибыло в Данию, хорошо организованные группы начали саботировать его показы, взрывая бомбы со зловонным газом и запуская в зал мышей. Полиция проявила при этом полную беспомощность. Информация о китайцах оказалась среди новостей о сенсациях и скандалах. В конце концов, чтобы защитить их, пришлось однажды утром потихоньку выслать их из страны, а остальные представления просто отменить. Вскоре я опять был в Дании, и атмосфера здесь была тягостной. Наша акция не удалась, потерпела фиаско, и мы должны были подумать, что же делать дальше. Тем временем группа молодых скандинавов летом 1962 года организовала встречу представителей северноевро-пейских стран в Швеции. В ней принял участие Бенгт Джонзон, бывший епископ шведской Лапландии. "Никогда я не был на конференции, где так много людей посвятили свою жизнь Богу и решили отказаться от своей карьеры, чтобы пойти в бой против хаоса современной жизни", - говорил он впоследствии. Во время конференции один молодой швед закончил пьесу под названием "Ветер перемен", в которой проповедовалась твердая позиция в отношении моральных ценностей, - в отличие от той, что была характерна для многих церковных людей в 60-е годы. Драматург проводил мысль о том, что абсолютные моральные ценности служат источником жизненной силы общества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|