Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7. Классовая стратификация общества




1. ЖЕСТКИЕ КРАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОТОКЛАССЫ

1. ЖЕСТКИЕ КРАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ

КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА

Первая вертикальная систематизация обозначает наличие реальной классовой структуры. Одновременно с появлением элементов современной классовой системы, основанной на рыночных отношениях, сохраняется противоречащая ей классовая структура, охватывающая взаимодействие двух жестких классов (кратических), лишь на уровне страны и передовых регионов постепенно теряющих прочность своих границ, закрытость и аскрипцию, но сохраняющих социальную дистанцию: это классы правящей видоизмененной номенклатуры и депривированного пролетариата, охватывающего остальное население. Из рядов общероссийской номенклатуры начинает выделяться слой политиков, борющихся за власть демократическими методами, однако большая часть политиков при авторитаризме остается вместе с разросшимся слоем чиновников в составе номенклатуры. Эти классы сохраняют кумулятивность статусов, групповую мобильность (связи), внезаконную регуляцию статуса и мобильности. Вместе с тем дуплексная система постепенно заменяется компаундной.

Данные классы включают ряд слоев. Властные полномочия уже не узурпированы узким кругом высших партаппаратчиков, а в известной степени диффундированы между разными уровнями и ветвями власти. Поэтому в составе номенклатуры по реальному доступу к власти вычленяются такие группы, как политическая элита (в ее рамках – правящая и контрэлита, а в рядах первой – три ветви власти, из которых реальной властью обладает исполнительная) и чиновники, подразделяющиеся на уровни власти. По наиболее общей социальной функции в структуре интеллигенции выделим профессионалов (чья основная функция – развитие общественных сфер) и параинтеллигенцию (ее функция – осуществление власти), становящуюся квазиинтеллигенцией при жестких режимах, где ни ее ротация, ни деятельность не контролируются народом. В итоге критерий набора объектов подчинения выделяет в обществе:

I. номенклатуру, объектом воздействия коей является власть в государстве, включая: 1) политических руководителей высшего звена (президенты, главы администраций, спикеры, председатели судов) в масштабах: федерации, ее субъектов, городов и районов, 2) специализированных чиновников: руководителей крупных общественных сфер (министры и им подобные в субъектах федерации), средних и низших госруководителей в сферах;

II. предпринимателей, т.е. управленцев высокого уровня, руководителей организаций (предприятий, совхозов, вузов и др.);

III. руководителей базового уровня, многие из которых совмещают функции управления и совершенствования. Это управленцы среднего (нач.цехов, зав.кафедрами) и низшего звена (цеховой персонал и т.п.);

IV. политико-инфраструктурных руководителей (руководителей партий, движений, групп интересов и давления);

V. " исполнителей " (специалистов, служащих-неспециалистов, рабочих, рядовых кооператоров, мелких собственников).

КЛАССОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Между названными стратами развиваются весьма серьезные коллизии:

А) Противоречие между компрадорской номенклатурой и остальным народом иногда затушевывается иными конфликтами (между интересами центра и регионов и т.д.), но тем не менее может вылиться в прямой конфликт.

Б) Более узкое противоречие между региональной номенклатурой, во многих республиках РФ наращивающей этнический, клановый и кастовый характер своих привилегий, социального закрытия и аскрипции, и отчужденным от влияния на власть народом часто сознательно смазывается параэтническими проблемами и раздуваемым противоречием между номенклатурами федеральной и региональной (выступающей от имени населения республики, но при нарушениях закона становящейся кликой).

В) Растут конфликты между управленцами разного уровня:

а) между политиками, избираемыми народом там, где проводятся свободные выборы, и номенклатурой, чиновниками, которых политики назначают, а также судьями в России в целом и главами администраций там, где последние назначаются, президентами и депутатами, избранными без альтернативы или без общественного контроля;

б) между руководителями центра и регионов (власти РФ и РТ);

в) между предпринимателями, распоряжающимися собственностью, и номенклатурой, привыкшей к администрированию.

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОТОКЛАССЫ

ПРОТОКЛАССОВАЯ СТРУКТУРА

Вторая вертикальная градация обнаруживает возрождение присущей рынку протоклассовой структуры. Отношения собственности и найма кардинально меняют классовую структуру, в которой вместо "двух классов" с условными различиями рождаются 4 социально-экономических классоида, потенциальных класса, носящих транзитный характер, находящихся в состоянии трансформации и становления: класс капиталистов, в котором образуется 3 слоя: национальная, иностранная и компрадорская (из отечественных бизнесменов, занятых импортом-экспортом товаров и услуг или в СП) буржуазия; мелкая буржуазия, классоид частных собственников-тружеников, состоящий из середняков (фермеров, ремесленников, ремонтников, торговцев), занятых в личном подсобном, семейном или индивидуальном производстве и обходящихся без систематического найма работников, и “кулаков”, эксплуатирующих наемный труд; в неразвитом классоиде кооператоров выделялись трудовые кооператоры, не использующие наемных работников и устранившие отчуждение, и кооператоры, нанимающие работников; рабочий класс, включающий рабочих-собственников, преодолевших отчуждение от собственности и эксплуатацию путем включения новых форм владения и распоряжения собственностью (акционерных и др.) и пролетариат, к которому относятся наемные рабочие госсектора, не перешедшие на новые формы распоряжения средствами производства, и работники, нанятые иными классами.

КЛАССОИДНЫЕ КОЛЛИЗИИ

Слабо артикулированы противоречия между интересами протоклассовых слоев:

А) Противоречие между "новыми" и "старыми русскими" оценивается последними лишь на уровне различий в доходах и уровне потребления. Рабочие, даже занятые в частном секторе, еще не формулируют свое отчуждение от собственности в классовых терминах, по-прежнему видя основного партнера-противника в лице государства.

Б) Противоречие между компрадорским и национальным капиталом – одно из самых наглядных. Часто компрадоров, нажившихся на вывозе природных ресурсов, военной техники и валюты, противопоставляют "националам" по социальному происхождению (говорится, что первые вышли из номенклатуры и "теневиков", а не из профессионалов, включающих директорат), источникам обогащения (торговля вместо производства), поведению и субкультуре. Очевидно, что национальная буржуазия, ориентированная на развитие отечественного производства, слаба экономически, но потенциально имеет большую мобилизационную базу среди населения.

В) Несколько иное противоречие между экономическими укладами по своим контрагентам (предыдущее противоречие характеризует один уклад), по природе и тенденциям развития. Растет лишь негосударственный сектор, произведший в 1994 г. 60% ВВП, в т.ч. частные предприятия – более 25%. Приватизированные путем выкупа предприятия чаще небольшие (до 200 работающих; в 1994 г. 7 млн.человек трудилось на малых предприятиях, а 285 тыс. – в ЛПХ и фермерских хозяйствах). Средние и крупные предприятия обычно акционируются, причем на 61% их контрольный пакет у коллектива, надеющегося на государство. В КНР в таких условиях учитывается двойственная природа большей части госсектора (как обслуживающего интересы всего общества и как монополизированного и потому способного диктовать условия) и свободные цены в нем не вводят. Свободу действий монополизированному сектору дают лишь неоколониальные олигархические режимы Латинской Америки, что ведет к вывозу капитала и социальной поляризации. В большинстве стран этот сектор регулируется, остальная экономика развивается по законам конкуренции. Отсутствие такой дифференциации позволяет монополиям наращивать прибыли за счет монопольных цен, ведущих к неэффективности производства. Неэффективен в этих условиях и частный сектор, паразитирующий на ресурсах государства и занятый лишь посредничеством. Производительность в частной торговле в 2,5-3 раза ниже, чем в госсекторе, ибо она использует примитивную организацию торговли, огромные торговые наценки, деквалифицирует занятых в нем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...