Глава VII обезьяны или люди?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Вопрос о происхождении становится самым насущным, поскольку он имеет дело с вопросом о происхождении человека. Является ли человек просто продуктом естественного эволюционного процесса или он — особое создание, подготовленное Создателем для осуществления руководства над всем творением? Эволюционная модель изображает человека, медленно превращающимся из нечеловекоподобного предка. Согласно же креационнистской модели человек с самого начала создан непосредственно как человек, с полностью человеческим телом и мозгом. Эволюционная история, преподаваемая сейчас в школах, предполагает, что и человек, и обезьяны произошли от неизвестного общего предка, который существовал примерно пять-двадцать миллионов лет назад. Линия, ведущая к человеку, шла через различные эволюционные стадии, достигнув наивысшей точки при появлении настоящего человека примерно один-три миллиона лет назад. С того времени физическая эволюция человека уступила место культурной и социальной эволюции. В поддержку этой идеи, эволюционисты указывают на определенное количество ископаемых остатках гоминоидов (термин, который обозначает и обезьян, и людей) и гоминидов (термин, относящийся к индивидуумам в линии, ведущей к человеку, но все же еще не человекообразным), которые, как считают, являют собой различные стадии эволюции до появления на земле человека. Креационисты, с другой стороны, настаивают на том, что эти ископаемые остатки принадлежат обезьянам или людям, а не животным, занимающим промежуточное положение между обезьянами и людьми. Ученые считают, что это наиболее уязвимая область в преподавании учения о происхождения человека. «Пещерные люди» для большинства людей ассоциируются с общей идеей эволюции. Детям почти что с первого класса говорят об очень древних людях, которые жили в пещерах. И о том, как давным давно некий неизвестный примитивный индивидуум, наконец, открыл огонь или изобрел колесо. Даже если такие идеи, когда им обучают, и не называются «эволюцией», то конечный эффект, производимый на ребенка, обусловливает готовность, даже на такой ранней стадии, к принятию позже полной истории эволюции человека.
Истинно честные ученные, однако, захотят познакомить своих студентов с обоими рядами доказательств, особенно в том, что касается самого насущного вопроса — происхождения человека и его цели. Для того, чтобы дать креационистскую интерпретацию этих выводов мы кратко обсудим каждый из наиболее важных типов ископаемых остатков, по порядку их предполагаемой эволюционной последовательности. 1. Общий предок человека и обезьяны Это животное не имеет названия, поскольку ни одно из них никогда не было найдено и существует только под влиянием эволюционного учения. Креационисты предсказывают, что именно это «отсутствующее звено» так и останется отсутствующим. 2. Рамапитек Суффикс «питек» означает «обезьяна» и о большей части ископаемых остатков, было сообщено как о вымерших животных — «питеках», некоторые из которых рассматривались в качестве возможных предков человека. Сюда относятся дриопитеки, оропитеки, лимнопитеки, кениа-питеки и другие, существование которых датируется приблизительно 14 миллионов лет тому назад. Многие антропологи-эволюционисты считают, что рамапитек наиболее важен в этой группе. Его останки были найдены в Индии в 1932 году и состоят из нескольких фрагментов зубов и челюсти. Из-за того, что резцы и клыки этого существа, тоже обезьяноподобные, меньше чем у современных обезьян, некоторые эволюционисты считают, что это гоминидная форма. Однако, д-р Роберт Эккард из Пенсильванского Государственного Университета при тщательном изучении всей группы этих остатков сказал:
«На основе расчетов размеров зубов, по крайней мере, не возникает явного свидетельства для предположения, что несколько разных гоми-нидных видов представлены среди доисторических остатков дриопитека позднего миоценового и раннего плиоценового времени. Нет также и неоспоримого свидетельства о существовании каких-то определенных гоминидных видов во время этого интервала, если только определение «гоминид» означает просто любую отдельную обезьяну, которой посчастливилось иметь небольшие зубы и соответственно небольшое лицо. Ископаемые гоминиды такие, как рамапитеки, вполне могут быть предшественниками гоминидной линии в том смысле, что они были отдельными членами развивающейся филогенетической линии, из которой позже образовались гоминиды. Они сами, тем не менее, по-видимому были обезьянами — морфологически, экологически и поведенчески».1 Все эти разные ископаемые остатки поэтому, вероятно, являются просто отдельными индивидуумами в одном и том же основном виде ископаемых останков обезьян. Они конечно же не могут рассматривать- ся как предшественники человека. Их особенные зубы, вероятно, следствие их особой диеты, а не родства с человеком. 3. Австралопитеки Это название (означающее «южная обезьяна») было дано значительному количеству различных ископаемых останков, найденных преимущественно в Восточной Африке Льюисом Лики и другими. В дополнение к именующимся австралопитеками, к этой группе отнесены цинь-янтроп, парантроп, плесиантроп, телантроп и гомо габилис. Австралопитек, считается, жил примерно два-три миллиона лет назад, ходил прямо и пользовался грубыми орудиями труда. Однако он имел объем мозга всего около 500 куб. см., как и некоторые обезьяны. Зубы были схожи с зубами рамапитека. Многие годы, антропологи были в замешательстве и разделялись во мнении об австралопитеке. Некоторые были убеждены, что он был предком человека, другие были убеждены, что он был эволюционным тупиком. Некоторое время вопрос казалось был решен позднейшими находками Ричарда Лики, сына Льюиса Лики, который продолжил труд своего отца. Несколько новых и почти что полных образцов останков австралопитека потребовали несколько значительных изменений в интерпретации.
«Остатки костей конечностей австралопитека были раньше редкими находками, но теперь у Лики есть большой образец. Австралопитека изображают длинноруким и коротконогим. Он, возможно, ходил на суставах, а не прямо, как полагают сейчас многие археологи».2 Позже Лики опять изменил свое мнение, решив вместе с Д. С. Йохансоном (тем, кто обнаружил «Люси»), что австралопитек мог ходить прямо. Другие специалисты (Окснард, Цукерман и др.) тем не менее оспаривают это. Причина появления у него особых зубов, как и в случае с рамапи-теком, вероятно была в среде его обитания и пище. В этой связи в Эфиопии в настоящее время живет один вид высокогорных бабуинов, теропитек-галада, который имеет особенности зубов и челюсти очень схожие с рамапитеком и австралопитеком. «Человекоподобные» характеристики зубов и челюсти этого бабуина вероятно относятся к среде его обитания, к пище и явно не обозначают что он вскоре станет человеком! 4. Гомо эректус Некоторое количество ископаемых остатков людей собраны в группу под общим названием Гомо эректус, включающую общеизвестных питекантропа, пекинского человека, хейдельбергского человека и меган-тропа. Считается, что они жили примерно 500 000 лет назад, ходили прямо, имели мозг примерно 1000 куб. см. и развивали исходную культуру с простыми орудиями и оружием. Свидетельство об этом сомнительно, если не сказать более. От питекантропа позже отказался его открыватель, а останки пекинского человека исчезли во время Второй Мировой войны и стали недоступны для исследования. Хилдебергский человек состоял только из большой челюсти, а мегантроп был представлен двумя костями нижней челюсти и четырьмя зубами, и многие приписывали его к австралопитекам. Однако, другие ископаемые остатки этого общего вида вероятно были найдены в различных местах по всему миру. Вполне может быть, что гомо эректус действительно был человеком, но в каком-то смысле выродившимся, как по размеру, так и по уровню культуры, возможно из-за родственного спаривания, бедной пищи и враждебного окружения.
В 1984 году в Кении из земли были извлечены остатки 12-летнего мальчика относящегося к гомо эректус, возраст его примерно 1,6 миллионов лет. Его скелет почти что не отличался от нашего, его череп и челюсть были очень похожи на неандертальские, за исключением того, что объем черепа был только 800 куб. см. Этот скелет, определенный Аланом Уолкером и Ричардом Лики, считается наиболее полным скелетом раннего человеческого «предка», когда-либо обнаруженного.3 Некоторые могут поставить под вопрос истинность человекоподо-бия гомо эректуса, основываясь на малом объеме мозга (900-1000 куб. см.). Однако, это определенно в пределах объема мозга современного человека, хотя и на самом нижнем уровне. Более того, нет обязательной взаимосвязи между объемом мозга и умом: «Фактически, растущий объем мозга мало о чем говорит нам, поскольку он просто отражает изменения во внутреннем устройстве при разнообразии уровней».4 5. Неандерталец Самый известный из всех так называемых «недостающих звеньев» — гомо неандерталенсис, в течение более ста лет изображаемый ссутулившимся, со звериным характером, тяжелыми складками бровей и грубыми привычками. Однако, найдены уже многие скелетные останки этих людей, и уже нет сомнения в том, что неандертальский человек был настоящим человеком, гомо сапиенс, не более отличавшийся от современного человека, чем различные племена современных людей отличаются друг от друга. Объем его мозга был конечно человеческим, как отметил Добжанский: «Мозговые возможности неандертальской расы гомо сапиенс, были, в среднем, равны или даже больше, чем у современного человека. Возможности мозга и объем мозга, однако, не являются решающими критериями ума или интеллектуальных возможностей какого-либо рода».5 Что касается ссутулившейся скелетной структуры неандертальца, многие антропологи теперь считают, что это было по причине болезни, возможно артрита или рахита. «Неандерталец, возможно, выглядел именно так не потому, что он был близко связан с большими обезьянами, но потому что у него был рахит, предполагает статья в Британском издании «NATURE». «В пита- нии неандертальца определено не хватало витамина D в течение 35 000 лет, которые он провел на земле».6 Известно, что неадерталец выращивал цветы', изобрел утонченные орудия труда, рисовал и исповедовал некий род религии, погребая своих усопших. Теперь есть даже свидетельство о том, что неандерталец или кто-то из его предшественников имел некую форму письменности.
«Общение с помощью начертанных символов может насчитывать не менее 135 000 лет в человеческой истории, еще до неандертальского человека, которому 50 000 лет. Александр Маршак из Гарвардского музея «Пибоди» недавно выразил такое мнение после тщательного микроскопического анализа кости быка, возраст которой 135 000 лет и которая была покрыта символической резьбой. Результаты его находок в том, что это — образец «протописьма». Есть определенное сходство в познавательном стиле этой резьбы и той, что появилась позже на 75 000 лет, и... это устанавливает традицию резьбы, которая протянулась на тысячи лет».7 6. Современный человек В противоположность общепринятому мнению, есть много свидетельств того, что современный человек существовал одновременно со всеми этими гипотетическими и, что весьма сомнительно, обезьяноподобными предками. «В прошлом году Лики и его коллеги нашли три челюстные кости, кости ноги и более 400 сделанных человеком каменных орудий. Образцы были отнесены к роду Homo и были датированы 2,6 миллионов лет». «Далее Лики описал общие очертания мозга, необыкновенно напоминающие современного человека, с отсутствием тяжелых и выступающих вперед бровных дуг и толстых костей, характерных для гомо эрек-тус». «В дополнение к все еще безымянному черепу, экспедиция выкопала части костей ноги еще двух особей. Эти ископаемые остатки показывают, что уникальное передвижение человека на двух ногах развилось по крайней мере 2,5 миллиона лет назад».8 Здесь содержится явно хорошее свидетельство того, что современный человек — современный по крайней мере анатомически — жил еще до неандертальца, еще до гомо эректуса и даже до австралопитека! Это могло бы свидетельствовать о существовании человека уже в плиоценовую эпоху и для всех практических целей полностью исключило бы его воображаемого эволюционного предка». В недавней популярной обзорной статье, Рональд Шиллер обратил внимание на замешательство среди антропологов: «Происхождение человека уже не рассматривается как цепочка с некоторыми пропущенными звеньями, но как спутанная лоза, чьи усы переплетаются вперед и назад, когда виды скрещиваются, чтобы создать новые разнообразия, многие из которых вымерли... Может быть, мы не развились от какого-либо ранее известного типа человека, но произошли по своей собственной прямой линии».9 Теперь, когда постепенно начинают признавать, что происхождение человека состоялось намного раньше {геологически выражаясь, в терминах временной системы традиционной геологии), чем считали до того, возможно, антропологи серьезно взглянут на многие другие ископаемые остатки современного человека, о которых сообщали, как о более ранних формациях, но при этом не обращали внимания или отделывались поверхностным объяснением. Например, были найдены черепа в Кастендоло и Олмо в Италии соответственно в 1860 и 1863 годах. Оба были определены как современные, хотя и были обнаружены в нетронутом плиоценовом пласте. Кала-верасский череп был найден в Калифорнии в 1886 году, также в плиоценовых отложениях, и тоже оказался полностью развитым современным черепом. Все они были хорошо документально обоснованы в свое время, но позднее о них более или менее забыли. Были сообщения и о многих других находках, но сейчас трудно найти документацию, подтверждающую это. В любом случае, как кажется, весь предмет следует рассмотреть заново. В вышеприведенной дискуссии мы принимали за чистую монету разные данные, приписываемые различным ископаемым остаткам гоми-нидов и людей. Они были получены, в основном, с помощью калиево-аргонового анализа и другими общепринятыми методами, характерными для стандартного геологического подхода. Из критики этих методов в предыдущих главах ясно, что креаци-онная модель интерпретировала бы все их в контексте последствий катаклизма в период за последние примерно 10 000 лет. Как бы там ни было, наша цель в том, чтобы показать, что не существует свидетельств, подтверждающих так называемое эволюционное происхождение человека от обезьяноподобного предка. Даже в терминах стандартной хронологии, приняв за чистую монету свидетельство ископаемых остатков, мы показали, что нет очевидного свидетельства того, что человек произошел от обезьяны или от какого-то другого предка-животного. Что касается действительного свидетельства ископаемых остатков, то человек всегда был человеком, а обезьяна всегда была обезьяной. Нет промежуточных или переходных форм, ведущих к человеку. Нет и каких-либо переходных форм между любыми другими основными видами животных в зафиксированных данных об ископаемых остатках. Это, конечно, ясно указывает на креационную модель происхождения человека. ЯЗЫКИ И РАСЫ Эволюционисты применяют эволюционную теорию не только к происхождению человека, но и к его дальнейшей истории, интерпретируя общество, культуру и даже его политические и экономические системы в смысле натуралистического развития из одной формы в другую. Фактически именно в сфере социальных наук проявляется самая большая разница между эволюционной и креационной философией, поскольку это непосредственно касается поступков человека и его ежедневной деятельности. То есть, если человек — просто продукт произвольного естественного процесса и по сути своей — животное с отсутствием -какой-то определенной цели или смысла в жизни, тогда его поступки и действия совершенно другие, чем у человека, который считает, что его специально создал его личный Творец, имевший особую цель при его сотворении. Социальные науки, пытающиеся изучать человека и его поведение (как на уровне личность, так и в социальных организациях), склонны совершенно иначе подходить к человеческим проблемам, полагаясь на свою философию в вопросе о происхождении человека. Следовательно, в этих предметах особо важно, чтобы преподаватель давал своим студентам сбалансированное представление об обоих точках зрения. Иначе процесс обучения становится процессом внушения и заучивания, а школа превращается в инкубатор для попугаев. В оставшихся разделах этой книги, мы сравним эволюционную и креационную модели в смысле понятий о происхождении и свойствах человеческой природы, которые наиболее ярко отличают его от всего другого творения, то есть, о языке, культуре и религии. Имея дело с человеком только как с биологическим организмом в «великой цепи бытия* наряду со всеми другими организмами, человеческий «вид» (гомо сапиенс) был разделен биологами-эволюционистами на различные «подвиды» или расы, также как другие виды. В эволюционной терминологии раса — это зарождающийся вид. Если расовое развитие прогрессивно и полезно в «борьбе за существование», тогда такая раса сохранится, а другие могут отмереть. Так что она, в конце концов, становится новым и лучшим видом. Гомо эректус мог развиться в гомо-сапиенс и однажды, теоретически, некая конкретная сильная раса внутри последнего может развиться, скажем, в гомо-супремус (сверхчеловека). Эта концепция особенно преобладала среди эволюционистов 19-го века и выражена в нескольких ложных философских системах, таких, как так называемый социальный дарвинизм, милитаристический империализм и ницшеанский расизм. Примечательно, что Чарльз Дарвин дал своей книге «Происхождение видов путем естественного отбора» вызывающий подзаголовок «Сохранение избранных рас в борьбе за жизнь». Хотя в этой книге дискуссия сконцентрирована на расах растений и животных, было ясно, что он считает различные расы людей тем же самым понятием. Между прочим, он высказался по этому вопросу очень ясно в хорошо известном отрывке в одном из его опубликованных писем, в котором он писал: «Более цивилизованные, так называемые кавказские расы, полностью победили турецкие в борьбе за существование. Смотря на недавнее прошлое, мы видим какое же нескончаемое число низших рас было уничтожено более цивилизованными расами во всем мире».10 Также и Томас Хаксли, ведущий защитник эволюционной теории в прошлом столетии, говорил: «Ни один здравомыслящий человек, знающий факт, не верит, что обычный негр равен, белому человеку, хотя и менее совершенен, чем он»." Тоже самое мнение разделяли практически все ученые-эволюционисты того времени: «Ab initio, афро-американцы рассматривались этими учеными как в любом случае безнадежно, неизменно, безвозвратно низшие».12 Современные эволюционисты, в большинстве своем, не рассматривают какую-либо человеческую расу как действительно высшую или низшую по отношению к другим. Тем не менее, само понятие «расы» неизменно является категорией эволюционной биологии, и ведущие современные эволюционисты признают это. Джордж Гайлорд Симпсон говорит: «Человеческие расы имеют, или, возможно, лучше сказать «имели», совершенно одинаковое биологическое значение, такое же, какое имеют подвиды других видов млекопитающих».13 Креационная модель, с другой стороны, признает только вид, как основополагающее созданное целое, особенно, в случае человечества. Большое разнообразие собак развилось из одного «вида» предка собаки, и все же они способны к взаимному скрещиванию и в состоянии возвращаться к исходной форме. Также и различные племенные группы среди людей развились из первоначально сотворенных мужчины и женщины, и до сих пор, в основе своей, это одно биологическое целое. Один из наиболее спорных вопросов сегодня среди биологов-эволюционистов и антропологов — вопрос о происхождении рас. Если, действительно, все человечество имеет одних и тех же предков, и ни одна не превосходит другую, как утверждает большинство современных эволюционистов, тогда почему же они стали такими разными по своему внешнему виду? Могло бы показаться, что каждая определенная раса должна иметь свою собственную особую историю сегрегации, мутации, отбора и адаптации, иначе она бы не приобрела столько различий по сравнению с другими расами. Но, если это так, то почему бы разнице в интеллекте и физических способностях не развиваться в той же мере? Они наверняка имели бы большую «ценность выживания»' в естественном отборе, чем такие безобидные различия, как цвет кожи. Подобные мысли, однако, ведут к расизму, и эволюционисты сегодня достаточно справедливо отвергают расизм из этических соображений, хотя это и оставляет им нерешенную научную проблему. Креационисты сталкиваются с такой же проблемой при объяснении происхождения различных физических характеристик от одной общей популяции предков. Очевидно, в этой модели необходимо предположить изоляцию в малых группах, чтобы могли возникнуть и стабилизиро- ваться отличительные характеристики каждой группы. Один из ведущих антропологов современности Ральф Линтон, работающий в Йеле, изложил это следующими словами: «Наблюдения за многими разными видами показали, что положение малых, высокородственных групп идеально для закрепления мутаций и соответственного ускорения эволюционного процесса. В общем, чем меньше узкородственная группа, тем более значимыми становятся любые мутации создания новой разновидности».14 Проблема, однако, в том, что мутации вредны, а не полезны! Мутации, распространяющиеся среди малой, узкородственной популяции скорее всего разрушат популяцию задолго до того, как смогут произойти мнимые благотворные мутации. С другой стороны, креационисты полностью согласились бы с утверждением Линтона (конечно же, основной феномен быстрых физиологических изменений в малых узкородственных популяциях вполне установлен наблюдением), если бы термин «рецессивные менделевские характеристики» был заменен на термин «мутации». Пока существует большая популяция со свободным генетическим потоком, она будет иметь тенденцию к проявлению только достаточно постоянного набора доминирующих характеристик. Вариационный потенциал каждого вида, на уровне организма присутствующий в его молекулярной структуре ДНК, чрезвычайно различен, но для того, чтобы любые «рецессивные» генетические особенности когда-либо смогли стать типичными, малая суб-популяция должна быть каким-то образом изолирована от основной популяции, так чтобы она смогла размножаться только узкородственным спариванием. Трудно, если вообще возможно, доказать, что новая характерная черта, выраженная в популяции, была истинной мутацией, а не просто рецессивной особенностью. Разница в том, что рецессивная особенность уже неявно присутствует в выстроенной генетической программе этого организма, но до какого-то времени в скрытой форме. Мутация, с другой стороны, представляет собой ошибку или случайный сбой в выполнении этой организованной программы. Мутации почти всегда вредны, поэтому развитие новых подвигов мутационным путем заняло бы неимоверно долгое время — если бы действительно это было выполнимо. Задуманная генетическая структура, однако, несмотря даже на рецессивность, могла бы сразу же получить преимущества в данной окружающей среде. Поэтому, понятие о быстро развивающихся физических особенностях в малых, узкородственных популяциях идеально подходит к креа-ционной модели. Фактически, его можно рассматривать в качестве реальных прогностических возможностей креационной модели, вовлекающей творческую предусмотрительность Создателя, Который снабдил каждый организм большим разнообразием потенциальных структур, чтобы он мог быстро адаптироваться к широкому разнообразию потенциального окружения для сохранения и сбережения своего основного вида. Чтобы достичь таких результатов мутацией, понадобился бы чрезвычайно долгий период изоляции каждой расы и, как отмечалось выше, это естественно и почти неизменно ведет к расизму — концепции, согласно которой каждая раса имеет свою собственную долгую эволюционную историю. Теперь встает вопрос, каким образом предок современного человека разделился на малые, узкородственные группы для того, чтобы процесс изменения, какой бы он ни был, смог осуществиться? Возникнув вместе, группа, как единое целое, должна была счесть за благо оставаться вместе, по крайней мере для общения и торговли друг с другом, поскольку это бы разрушило и свело до минимума узкородственность. Кажется вероятным, что эффективная изоляция могла быть достигнута, только если общение, по каким-то причинам, стало невозможным. Упоминание об общении тут же ставит вопрос о языке. Действительной основной разницей между одной группой людей и другой являются не расовые различия, а язык. Если две группы не могут разговаривать друг с другом, для них нет возможности эффективно трудиться вместе или вступить в брак. Разные языки эффективнее всего (за исключением насилия) обеспечивают изоляцию. Основной причиной расовых и племенных различий, следовательно, должны быть различия в языке. Но тогда каким же образом мы можем объяснить происхождение разных языков? Если все племена и расы произошли от одной общей популяции предков, то все они должны говорить когда-то на одном и том же языке. Пока они имели один и тот же язык, они никогда не могли бы разделиться настолько, чтобы развить характерные расовые особенности. Но факт, однако, состоит в том, что каким-то образом такие особенности развились. Это значит, что племена были каким-то образом изолированы. Это значит, что языки каким-то образом стали разными. Что же было раньше: изоляция или язык, курица или яйцо? Что касается эволюционной теории, вопрос о языке ставит ее в тупик. Креационная модель, однако, предполагает Создателя и целевое создание человека, что позволяет нам рассмотреть в таком контексте и эту проблему. Во-первых, нам следует рассмотреть происхождение самого языка. Способность абстрактно и персонализированно мыслить, а также способность говорить и передавать эту мысль символическими звуками другим людям, без всякого сомнения, самая очевидная разница между человеком и животными. Разница между животными инстинктами и человеческим разумом, между хрюканьем, лаем животных и разумной речью человека практически — бесконечна. Даже такой убежденный эволюционист, как Симпсон, говорит: «Человеческий язык совершенно отличен от любой системы общения у других животных. Это наиболее ясно из сравнения с другими животными звуками, которые очень близко напоминают человеческую речь и чаще всего называются «речью». Но у животных эти звуки являются всего лишь возгласами. Они отражают индивидуальное физическое или чаще эмоциональное состояние. Не являясь истинным языком, они не называют, не абстрагируют и не символизируют».1;1 Как могли животные звуки развиться в человеческий язык? Это действительно одна из главных эволюционных загадок. Многие ученые изучали звуки, издаваемые человекообразными обезьянами и мартышками, широко популяризируя полученные данные и обычно переоценивая лингвистический потенциал подобного рода вещей. Однако, один из ведущих исследователей в этой сфере сделал такое заключение: «Чем больше известно об этом, тем менее эти системы, как кажется, могут помочь в понимании человеческого языка».16 Эволюционная модель по-видимому совершенно не в состоянии объяснить происхождение человеческого языка. И все же это, вероятно, самое важное эволюционное расхождение между человеком и животными. Антрополог Ральф Линтон сказал, например: «Использование языка тесно связано с высшей мыслительной способностью людей. В своей способности общаться человек еще больше отличается от других животных, чем в сфере обучения или мышления... Однако, человек — единственный вид, который развил общение до того уровня, когда он может передавать абстрактные идеи... Любопытно то, что среди млекопитающих только человек подражает звукам... В этом отношении, люди действительно уникальны... Мы абсолютно ничего не знаем о ранних стадиях в развитии языка...*17 Креационная модель, конечно, ясно утверждает, что человек абсолютно четко отличается от животных, и это особенно верно в отношении наиболее важной сферы мышления и речи. Предположив существование общего языка, мы не решили, однако, вопрос о том, как первоначальный язык породил все разные языки, чтобы смогли развиться определенные племенные физические особенности? Это наверняка не было медленным эволюционным развитием по той ясной причине, что самые «примитивные» племена имеют самые сложные языки, «Так называемые примитивные языки не могут пролить свет на происхождение языка, поскольку в своем большинстве они в действительности более трудные по грамматике, чем языки на которых говорят цивилизованные люди».18 Что касается древних языков, Симптон утверждает: «Самый старый язык, который можно как-то реконструировать, является уже современным, сложным и полным с эволюционной точки зрения».19 Кажется, что в эволюционной теории нет ключа к происхождению разных языков, поскольку весьма разные и высокосложные языки существовали настолько же давно, насколько давно существуют исторические свидетельства. Существуют тысячи различных языков, и человеку достаточно трудно учить другой язык, чужой для него. Однако доказано, что все языки могут быть проанализированы в терминах лингвистической науки, и их могут выучить люди, говорящие на других языках. Это показывает, что все языки как-то связаны, как и все разные племена людей. Кажется, нет способа объяснить существование разных языков, если только это не было специальной целью Творца. Эволюция не может объяснить ни язык в целом, ни отдельные языки. Когда и как Создатель разделил первозданный язык первой человеческой популяции на разнообразные языки различных племен и наций (не «рас»!) и вынудил их разбиться на разные группы, возможно совершенно точно определить при тщательном изучении записей предыстории. Но эта проблема не поддается научной оценке. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Типичный эволюционный подход к изучению древнего человека это изображение его, жестоким и невежественным, существовавшим за счет охоты на зверей и сбора диких фруктов и орехов, часто живущего в пещерах. Затем мы видим, как медленно развивается грубая форма земледелия и происходит одомашнивание животных. Тут он живет уже в поселках, имея некую социальную организацию, открывает, наконец, как пользоваться металлами, и в завершении развивается в «цивилизованного» человека. Поэтому считается, что биологическая эволюция, ведущая к человеку, в некоторых отношениях уступила место социальной и культурной эволюции человеческого общества. Многие опираются на это предполагаемое основание, защищая дальнейшую бесконтрольную эволюцию («вседозволенность» капитализм, экономический или милитаристический империализм или даже анархизм). Другие защищают некую форму контролируемой эволюции (социализм, коммунизм, т.д., возможно вовлекая даже генетическую инженерию или детерминистский контроль социальной структуры). Креационистский подход, напротив, предполагает, что человек был создан как полностью сформировавшийся, снабженный высокими умственными способностями и возможностями с самого начала. Конечно, ему не были предоставлены уже готовые города и технологическое оборудование. Но Создатель дал ему возможность и ответственность развиваться и пользоваться землей и ее ресурсами так, чтобы это соответствовало Его творческим целям. Очевидный прогресс в человеческом технологическом развитии на протяжении тысячелетий, как может поверхностно показаться, представляет форму эволюционного прогресса, но, напротив, это — свидетельство против эволюции. То есть такой прогресс относится к способностям человека, что полностью отделяет его от животных. Имеется в виду способность приобретать знания и умения в одном поколении и затем передавать их следующему поколению. Таким образом прогресс в цивилизации за этот период человеческой истории представляет собой совсем не эволюцию, а уникальную способность человека передавать знания. Некоторые животные (например, муравьи, пчелы, луговые собаки), как может показаться, имеют довольно сложные социальные системы, но это — инстинкты, и они остаются неизменными поколение за поколением. Некоторые животные могут показаться достаточно разумными, и их можно научить делать удивительные вещи, но это приобретенное знание ни в коей мере не передается их потомству. Только человек обладает данной способностью, и его развивающиеся цивилизации свидетельствуют об этом факте. Только модель особого творения с самого начала соответствует, вероятно, объяснению такой выдающейся силы. Недавно принятые данные эволюционной модели ранней истории человека можно приблизительно выразить такой таблицей.
Для эволюционистов указанные даты были общепринятыми до недавнего времени. Как мы увидим, они, вероятнее всего, будут нуждаться в радикальном пересмотре. Креационисты, конечно, признают, что были люди, жившие в пещерах. Они пользовались каменными орудиями и жили за счет охоты и сбора растительной пищи. Они, однако, отрицают, что эти явления представляют ступени эволюции. Есть, например, много людей которые имеют культуру «каменного века»20 в сегодняшнем мире науки и технологии. Если такие люди живут сегодня, то очевидно, что такие же люди могли жить в этом мире в любом веке. Тем не менее, все они — типичные люди, с соответствующими побудительными мотивами и возможностями. Эти люди имеют такой же диапазон потенциальных навыков, как и те, которые родились в более цивилизованных обществах. Креационная модель объясняет эти же данные, конечно, в совершенно другом контексте. Но данные подходят к креационной модели по крайней мере на столько же хорошо, как и к эволюционной модели. В креационной модели различные племена и языки имеют в основе одну популяцию предков, которая произошла из остатка, выжившего после всемирного потопа, который является неотъемлемой частью креационной модели катаклизма в земной истории. Они были вынуждены разделиться на определенное число субкультур из-за прямого преобразования Создателем их общего языка во многие различные языки. Каждому племени пришлось мигрировать из центра распространения до тех пор, пока оно смогло осесть в подходящей местности и развивать свою собственную социальную систему. Переселяясь в новый неизве<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|