Карагай 2014. Пояснительная записка
Стр 1 из 8Следующая ⇒
Коррекционно-развивающая программа формирования и повышения учебной мотивации младших школьников Контингент детей: 2, 3, 4 классы Сроки реализации программы: в течение 8 недель учебного года Автор: педагог-психолог Русинова Наталья Сергеевна Карагай 2014 Пояснительная записка «Современные дети не хотят учиться», - в один голос заявляют взрослые: родители, педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом утверждении есть. Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами, психологами, родителями. Все понимают: нужно что-то менять в системе обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации. Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть его мотивацией. При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивов. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.
Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории: 1. Внешние мотивы (социальные). · Широкие социальные – долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями. · Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа. · Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников. 2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач. С первых же дней пребывания в школе, у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Всё, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придаёт новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Но такая широкая мотивация, как новая социальная позиция, как показывает практика, не может поддерживать учёбу в течение длительного времени и теряет постепенно своё значение. К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится школьник, не анализируют процесс обучения с этой точки зрения. Вместе с тем самые, казалось бы, мелочи методики обучения, как, например, подбор и последовательность примеров и задач, имеют прямое, непосредственное отношение к формированию учебной мотивации. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.
Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, то есть мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, мотивы собственного совершенствования. Таким образом, важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах: 1. Способности, задатки ребёнка. Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка. В зависимости от уровня способностей, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями: –высокий уровень развития интеллекта и + мотивация, Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неуспевающих. Но, если ребёнок не успевает, значит нужно вести работу по изменению, то есть коррекции через мотивационный компонент. Коррекционная работа в младшем школьном возрасте основана на изменении познавательной сферы.
Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Задачи: · сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию; · сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии; · дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;
· предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями). Такие условия создаются за счет целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, тренинговых и развивающих занятий. Временные характеристики: программа рассчитана на 8 занятий по 40 минут 1 раз в неделю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|