Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Запоминание на основе логического объединения




2. Запоминание на основе логического объединения

Детям рассказывают о том, что есть еще один интересный способ запоминания — объединять отдельные слова, которые надо запомнить, в предложения или словосочетания. Например, детям предлагается построить словосочетание или предложение со словами: яблоко, земля.

   Можно запомнить эти слова, связав их словосочетание: яблоко на земле; или в предложение: Спелое яблоко упало на землю.

Далее детям объединить в предложения или словосочетания пары слов, типа: пуговица – зима, печка – доска, цветок – стул, дом – книга.

3. Запоминание текста по опорным словам

Детям зачитывается текст, который надо запомнить. Для более точного запоминания он просит детей записывать главные (“опорные”) слова в каждом предложении.

Текст: Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по - галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже прогнали.   (Опорные слова лучше написать на отдельном листе и при проверке запоминаемого открыть эти записи).

Опорные слова:

· Галка, голубей, кормят.

· Выбелилась, в голубятню.

· Как свою, накормили.

· Закаркала по-галочьи.

· Голуби прогнали.

· Вернулась к галкам.

· Тоже прогнали.

Во время чтения интонационно выделяются эти слова и замедляется темп чтения, упрощая детям задачу обнаружения и выписывания опорных слов. Один из ребят (по желанию) может выписывать слова на доску. После чтения дети по своим записям восстанавливают предложения (возможны дополнения и уточнения).

IV. Практическая работа по группам

Класс делится на 4 группы. Детям даётся следующая инструкция: “Сейчас каждой группе будет предложен текст, который нужно будет запомнить, используя один из способов запоминания. После выполнения этого задания каждая группа представит свою презентацию запоминания текста”.

 

1группа – способ “пиктограмма”.

Кит

Это огромное морское животное очень похоже на рыбу. Но на самом деле - это млекопитающее. Но на протяжении всей своей жизни киты живут в воде. Они могут задержать дыхание на целых два часа.

Китята родятся хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения. Морская свинья, дельфин, кашалот и кит – все эти животные относятся к китообразным млекопитающим. Кормят они своих детенышей молоком.

На голове у кита есть круглое отверстие – дыхало. Кит всплывает. Тогда из отверстия выбрасывается фонтан воздуха и водяных паров.

Самым большим китом считается голубой кит. Он достигает в длину тридцати метров и весит до ста тонн. Кит пытается креветками и может съедать четыре тонны в день.

 

2 группа – способ запоминания на основе логического объединения.

Пираньи

Пираньи – небольшие в длину хищные рыбки. Они населяют реки и озера Америки. Пираньи часто ссорятся между собой. Эти рыбки очень прожорливы.

Пасть хищниц с выступающей нижней челюстью очень похожа на бульдожью. Своими зубами пиранья может легко перекусить палку или палец. Хищницы нападают на любое живое существо. Только бы оно оказалось близко от них. Стая пираний способна за несколько минут обглодать быка. Животное размером с крупную собаку будет объедено за минуту. А ведь средняя длина рыбок – тридцать сантиметров.

 

3 группа – способ запоминание текста по опорным словам.

Растения – хищники

Среди хищных растений наиболее известны саррацении из Америки. В Канаде их зовут солдатской кружкой, охотничьим рогом, растением – кувшином. По виду они похожи на кувшинчики вокруг голого стебля. Стебель увенчан большим красным цветком. Яркий цветок привлекает насекомых. Они подлетают к нему и спускаются к кувшинчикам. Число насекомых у больших цветов достигает сорока штук. Вокруг горлышка кувшинчика есть сладкий нектар. Насекомые цепляются за мягкие волоски стен кувшинчика и заползают внутрь. Насекомое попадает в кувшинчик, а волоски выпрямляются. На свободу уже не выйдешь. Скоро бедняги попадают на дно с особой жидкостью. С её помощью растения – хищники очень быстро переваривают свою добычу.

 

4 группа придумает и предложит свой способ запоминания текста.

Хризантема

Трон императора Японии зовется хризантемным. Золотистая хризантема – символ солнца. А от солнца произошел японский народ. Так говорится в легенде. Хризантема украшает герб и печать Японии. Только для императора изготовляли ткань для одежды с изображением этого цветка. Никто другой не смел носить такую одежду. Ослушнику грозила смерть.

В сентябре в Японии отмечается праздник осеннего цветения хризантем. Люди украшают этими цветками жилища и храмы, слушают на улицах певцов и музыкантов. Поэты сравнивали хризантемы с ежами, ананасами, потоками масла и молока, дождем из серы и огня, градом трепещущих искр.

Каждая группа представляет выступление, восстанавливая текст, используя свой способ запоминания.

V. Рефлексия. Дети рассаживаются в круг, и каждый делится впечатлениями.

· Что было интересного на занятии?

· Что нового ты узнал?

· Какой способ больше понравился? Почему?

VI. Ритуал прощания. Упражнение “ДА! ”    Этой процедурой хорошо закончить занятие. Она выполняет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом завершения занятия, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятии новые знания со старыми, уже имеющимися. Все ученики класса становятся в круг лицом друг к другу. Они держат перед собой руки ладонями вверх. “Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового — в правую. И когда я скажу: “Готово, давай! ”, ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: " Да! " ”

Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...