Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка стратегии развития предприятия




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра «Экономика»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине

"Планирование на предприятии"

на тему:

«Организация планирования и стратегия развития

предприятия. Бизнес-план инвестиционного проекта»

Гомель 2009


I Планирование и прогнозирование на предприятии

1.1 Сущность и задачи планирования и прогнозирования в современных условиях

Слова план и планирование происходят от латинского planum, что значит плоскость.

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов.

В рамках планирования можно выделить следующие функции:

- прогнозирование – предвидение будущих событий;

- целеполагание – постановка целей;

- ресурсное обеспечение – расчет потребности в ресурсах;

- доведение заданий до исполнителей;

- целереализация – наблюдение и регулирование хода выполнения заданий;

- корректировка плана и заданий с учетом уровня исполнения и изменения внешней среды.

Методология планирования и прогнозирования развития экономики определяет основные принципы, подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив).

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплектности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и региональных аспектов планирования.

Планирование на предприятии должно выполнять ряд основных функций:

1 Выявление потребных предприятию, его подразделениям и службам трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства продукции (работ, услуг);

2 Постановка перед трудовым коллективом конкретных производственных задач на определенный период времени и выявление путей их решения;

3 Четкая взаимная увязка функционирования отдельных производственных подразделений и служб предприятия, согласование действий между ними по количественным показателям и во времени, а также деятельности предприятия с поставщиками и потребителями;

4 Обеспечение постоянного технического прогресса и максимального использования производственных факторов, роста производительности труда, высокой доходности и рентабельности.

В современных условиях одним из ключевых моментов, оказывающих существенное влияние на результаты деятельности предприятия, его устойчивое положение на рынке, является постоянное совершенствование системы планирования, включающее определенные методы составления планов (прогнозов), их структуру, организацию выполнения и др. Ни одна из ее составляющих не является бесспорной, раз и навсегда данной, их совершенствование должно оптимизировать систему в целом, повышать ее эффективность и надежность функционирования в условиях рынка. Созданию возможностей для включения всех ее составляющих в единый процесс, развитию творчества и инициативы, обеспечению условий для обновления всех сфер деятельности предприятия, повышению его конкурентоспособности могут способствовать методы и способы планирования.

В рамках каждого предприятия система планирования должна наиболее оптимально сочетать элементы централизации и самостоятельности. При ярко выраженной децентрализованной системе все вопросы планирования могут передаваться отдельным структурным подразделениям предприятия. Однако в этом случае может теряться единый подход и общая цель, поскольку решение основной стратегической задачи превращается в сумму решений отдельных подразделений. Излишняя же централизация планирования, как и управления, оставляют линейным руководителям ограниченные возможности для маневра, не заинтересовывают их в нахождении и использовании внутренних резервов. В результате те, кто лучше всего знают конкретные условия производства, не принимают участие в разработке мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность и успех возглавляемого ими подразделения или предприятия в целом.

 

1.2 Риски и неопределенность при разработке и реализации планов предприятия

непростой политической и экономической обстановке, в условиях усиления конкуренции, нарастания риска и неопределенности, что выдвигает в число важнейших не только задачу предвидеть (прогнозировать) возможные ситуации развития в будущем, но и разрабатывать стратегию устранения их негативных последствий. В этих случаях точно предвидеть результаты выполнения планов (прогнозов) весьма проблематично, а руководители в процессе своих действий должны выбрать такую стратегию, которая позволит уменьшить степень противодействия, снизить степень риска.

Риск – это возможная опасность потерь, ненадежность получения прибыли (дохода), вероятность возникновения убытков сравнительно с прогнозируемым вариантом. Это событие, которое может произойти или не произойдет, а в случае его свершения возможны три экономических результата: положительный – выигрыш, прибыль, доход; отрицательный – проигрыш, убытки, потери средств; нулевой – безубыточный и бесприбыльный.

Неопределенность – это неполнота или неточность имеющейся информации об условиях реализации плана (прогноза), связанной, например, с изменениями в технике и технологии, конкуренции, об инфляции, рынках сбыта и т.п. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации, тем значительнее и степень риска.

Различие между риском и неопределенностью в том, что риск имеет место, когда вероятность последствий оценивается на основе данных предшествующего периода, неопределенность – когда такую вероятность определяют субъективно из-за отсутствия или неполноты данных предпланового и последующих периодов. В любом случае прогнозы будущей экономической обстановки (инфляция, спрос и предложение, производительность, цены, кредиты и т.д.) могут быть лишь приблизительными вследствие неопределенности будущего, поскольку предполагают, что установленная тенденция развития данной системы в прошлом сохранится и в будущем.

Деятельность промышленного предприятия любой формы собственности вряд ли возможна без риска. По мере развития рыночных отношений усиливается конкуренция, все труднее становится осваивать рынки сбыта, когда не снижаются инфляционные процессы и приходится решаться на принятие смелых, нестандартных решений, что в свою очередь усиливает степень риска. Вместе с тем, чем выше уровень риска, тем значительнее могут быть успехи (как впрочем, и потери).

Рисками можно и нужно управлять.

Классификация рисков – это их распределение на конкретные группы по основным признакам с точки зрения достижения поставленной цели. Она позволяет определить место каждого из них в общей системе рисков и создает возможность для использования конкретных способов и методов управления ими.

Классификация рисков по следующим основополагающим факторам:

- внешне непредсказуемые и предсказуемые,

- внутренние нетехнические и технические,

- правовые,

- страховые.

К внешне непредсказуемым рискам относятся:

- неожиданные государственные меры регулирования в сферах материально-технического снабжения, охраны окружающей среды, проектных и производственных нормативов, землепользования, экспорта- импорта, ценообразования и налогообложения;

- природные катастрофы – наводнения, землетрясения и др.;

- преступления – намеренный срыв работы путем отказа или умышленно небрежного ее выполнения (саботаж), наличие преследования, угроз расправы, насилия, запугивания и т.п.;

- неожиданные внешние эффекты (экологические и социальные);

- срывы в создании необходимой инфраструктуры и др.

К внешне предсказуемым (но неопределенным) рискам относятся:

- рыночный риск в связи с ухудшением возможности получения сырья и материалов нужного качества и цены, изменением требований потребителей, усилением конкуренции и потерей позиций на рынке, нежеланием покупателя соблюдать установившиеся правила торговли;

- операционные риски – невозможность поддержания в рабочем состоянии всех элементов производственной системы, нарушение ее безопасности, отступление от целей деятельности;

- недопустимые экологические воздействия и отрицательные социальные последствия, изменение валютных курсов, инфляция и др.

Внутренние нетехнические риски представляют собой опасность потерь из-за недостатка в организации производства и труда, материально-технического снабжения, плохих погодных условий (например, для сельского и лесного хозяйства), ошибок в планировании, недостатков в координации работ производственных подразделений и др., а также из-за перерасхода средств в результате неритмичной работы, низкой квалификации персонала, всевозможных переплат и т.д.

Технические риски – это риски, связанные с убытками из-за недостатков в технологии, недостаточно обоснованного выбора системы машин и оборудования, их неудовлетворительной эксплуатации и обслуживания, изношенности основных производственных фондов и др.

Правовые риски связаны с возникновением чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, результатом которых является невыполнение условий договора, когда одна из его сторон невольно причиняет убытки другой (форс-мажор).

Отдельную группу рисков составляют страховые, образуемые страхованием, объектом которого является риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образование убытков. Возможны и такие виды страхования, как например, страхование на случай неплатежа по счетам поставщика продукции, на случай снижения заранее оговоренного уровня рентабельности, непредвиденных убытков, упущенной выгоды по неудавшимся сделкам, по случаю задержки или искажения информации, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле и др.

В рассмотренной классификации рисков могут выделяться более конкретизированные их группы такие, как политические, финансовые, коммерческие, производственно-технические, социальные, экологические.

Все риски находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, так, например, политические риски могут вызвать финансовые, а те, в свою очередь, коммерческие и производственные и т.д. Поэтому граница между ними весьма условна.

Все участники разработки планов предприятия заинтересованы в удачном их осуществлении. Однако ни у кого из них не возникает твердой уверенности в благополучном их завершении, поскольку риск в любом реальном деле, особенно в таком, как планирование бизнеса, общепризнан. При решении же вопросов относительно целесообразности тех или иных плановых мероприятий все элементы неопределенности, которые могут возникнуть при их выполнении, рекомендуется учитывать путем оценки, с одной стороны, любых предсказуемых рисков, которые могут оказать существенное влияние на реализацию плана, а с другой – возможных средств контроля.

Для того, чтобы предложить методы снижения потерь от рисков, уменьшить связанные с ними неблагоприятные последствия, прежде всего следует выявить факторы, способствующие их возникновению, и оценить их значимость, то есть выполнить работу, называемую анализом рисков.

Анализ рисков подразделяют на два взаимодополняющих вида

- качественный (его цель - определить факторы, области и виды рисков)

- количественный, (с его помощью рассчитывают размеры как отдельных рисков, так и плана в целом).

На предприятиях в настоящее время выбор степени риска или отказ от него в большей степени зависят от профессионализма, опыта, типа и характера руководителя (менеджера). Так, например, руководители консервативного типа, не склонные к нововведениям, стараются не рисковать. Другие, наоборот, ориентируются на более рискованные решения. Большинство же из них предпочитают малорискованные и достаточно обоснованные варианты действий. Готовность руководителя принимать рискованные плановые решения формируется под воздействием результатов практической реализации аналогичных решений в прошлом, принятых в условиях неопределенности, его профессионализма, интуиции и других факторов.

Разработка стратегии развития предприятия

а) Стратегическое планирование

Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия.

Принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента фирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвестора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей социально-экономической макросреды, показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развития целевых рынков, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.

При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат.

Комплексность данной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.

Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.

Таким образом, смысл стратегического планирования состоит в:

1) создании условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;

2) ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;

3) определении условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;

4) уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях./7/

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.

В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план./4/

Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее.

Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы.

Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.

Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

b) Миссия и цели организации

Миссия организации – это четко выраженная основная общая цель (причина) существования организации (предприятия). Все цели организации (предприятия) разрабатываются для осуществления ее миссии. Формулировка миссии должна содержать следующее:

1 Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий;

2 Внешняя среда по отношению к предприятию, которая определяет рабочие принципы предприятия;

3 Культура организации (предприятия). Какого типа людей привлекает этот климат? Некоторые руководители не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации (предприятия) или путают ее с целью получать прибыль. Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Предприятие может выжить только в том случае, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне его самого.

Общие цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации (предприятия) и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Цели должны иметь ряд характеристик:

- цели должны быть конкретными и измеримыми – выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работа;

- ориентация целей во времени (долговременные - 5 лет, среднесрочные - до 5 лет, краткосрочные - 1 год) позволяет обеспечить четкость в планировании;

- цель должна быть реальной и достижимой – установление цели, которая превышает возможности организации, приводит к катастрофическим последствиям, какими бы благими намерениями ни руководствовалось начальство;

- чтобы обеспечить эффективность множественных целей организации, они должны быть взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

c) Анализ внешней среды

Анализ внешней среды – это процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации (предприятию) факторы, чтобы определить благоприятные возможности, а также угрозы для предприятия.

С точки зрения оценки этих факторов в процессе стратегического планирования требуется дать ответы на три вопроса:

1 Где сейчас находится организация (предприятие)?

2 Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация (предприятие) в будущем?

3 Что должно сделать руководство, чтобы организация (предприятие) переместилась из положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

Угрозы и благоприятные возможности, с которыми сталкивается организация (предприятие), обычно подразделяют на семь областей:

- экономика,

- политика,

- рынок,

- технология,

- конкуренция,

- международное положение,

- социальное поведение.

Дается балльная оценка значимости каждого фактора и оценки возможного воздействия на организацию (предприятие).

d) Анализ сильных и слабых сторон организации (SWOT-анализ)

Стратегическое планирование на предприятии предназначено для определения положения предприятия в будущем. В экономическом понимании применяемая к планированию стратегическая совокупность генеральных общих целей предприятия и средств их достижения. Стратегическое планирование состоит из следующих этапов: определение основных ориентиров развития предприятия, исследование внешней и внутренней среды предприятия; определение возможных вариантов стратегий; выбор одного варианта и определение собственной стратегии предприятия; разработка окончательного стратегического плана исходя из проведенных разработок. Процессу стратегического планирования предшествует SWOT-анализ – определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможности и угрозы исходящие из его ближайшего окружения.

SWOT – состоит из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности, угрозы.

SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежание опасности и максимально эффективно использовать ресурсы.

Сопоставляя возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия позволяют определить какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.

Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с возможностями и внешними угрозами руководство готово к выбору соответствующей альтернативы.

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

SWOT-анализ – это промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

- использует ли предприятие внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если предприятие не имеет отличительных преимуществ, то какие из его потенциальных сильных сторон могут ими стать?

- являются ли слабости предприятия его уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

- какие благоприятные возможности дают предприятию реальные шансы на успех при использовании его квалификации и доступа к ресурсам?

- какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

Итак, SWOT-анализ позволяет более четко представлять себе преимущества и недостатки своего предприятия, также ситуацию на рынке, позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

e) Анализ альтернатив и выбор стратегии

После проведения SWOT-анализа, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы. Организация (предприятие), как правило, рассматривает четыре основные стратегические альтернативы:

- ограниченный рост,

- рост,

- сокращение,

- сочетание этих трех стратегий.

Стратегия ограниченного роста является стратегической альтернативой, которой придерживается большинство организаций (предприятий) в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация (предприятие) в основном удовлетворена своим положением. Если предприятие было прибыльным в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, оно будет следовать этим путем и вперед.

Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями. Необходима трезвая оценка ситуации для того, чтобы краткосрочный рост не привел к долгосрочному разорению.

Стратегия сокращения направлена на планомерное, с наименьшими убытками или без таковых сокращение производства под действием требований рынка и означает здравый путь рационализации и переориентации целей. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или даже для спасения предприятия.

Сочетание трех стратегий, как правило, используют крупные предприятия, работающие в нескольких отраслях и активно реагирующие на изменение спроса.

Выбор общей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшего руководства, т.к. он оказывает глубокое влияние на всю организацию (предприятие). На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют разнообразные факторы: риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев акций и учет фактора времени. Этот процесс является и ответственным, и весьма сложным. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних благоприятных возможностей и отрицательных воздействий, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все свои варианты.

f) Управление реализацией стратегии

Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением имеет большое значение. В настоящее время имеется ряд методов согласования планирования и процесса контроля. Двумя широко применяемыми для этого управленческими методами являются:

1 Бюджеты

Одной из основных задач планирования является как можно более эффективное использование ресурсов. Метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме для эффективного достижения целей, также представленных в количественном выражении, представляет собой бюджет (финансовый план). Первым планом в составлении финансового плана является выражение в числовой форме как ресурсов, так и формулируемых целей. Как бы ни было это трудно, присвоение числового значения всем ресурсам и целям представляет ценный и весьма существенный аспект планирования. Количественные показатели позволяют руководителю увидеть, сравнить и объединить различные элементы, которые используются в работе организации (предприятия).

Весь процесс составления бюджета можно разделить на четыре этапа:

- первый этап связан с объявлением высшим руководством общих целей предприятия.

- на втором этапе производится подготовка оперативных смет отделами и подразделениями предприятия.

- на третьем этапе высшее руководство проводит анализ и проверку предложений по бюджету, и затем отделы переделывают свои предложения с учетом замечаний и предложений высшего руководства. На этом этапе высшее руководство решает задачу распределения ресурсов внутри организации (предприятия).

- на четвертом этапе осуществляется подготовка итоговых бюджетов, где ведется постатейный учет ресурсов и непользования фондов. Окончательно эти подробные расчеты сопоставляются с производительностью труда конкретного работника или отдела, чтобы реально оценить возможности и выполнения контрольных показателей.

2 Концепция управления по целям – это метод повышения эффективности деятельности организации (предприятия), в котором каждый руководитель; от наивысшего до самого низшего уровня, должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне. Цели каждого руководителя должны обеспечивать достижение цели его непосредственного начальника. Этот метод дает возможность оценивать руководителей на основе достижения конкретных результатов, а не качеств личной преданности и т.д.

Управление по целям включает четыре этапа:

- первый этап – это выработка четких, кратких формулировок целей – независимо от степени участия в их выработке, цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его начальника;

- второй этап - разработка реалистичных плановых достижений – планирование действий связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для достижения данной цели;

- третий этап - систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов – проводятся с целью определения степени достижения целей, выявления проблем и помех, определения причин этих проблем, выявления личных потребностей и вознаграждения за эффективную работу;

- четвертый этап - корректирующие меры для достижения запланированных результатов – последний этап, направленный на корректировку отклонения на основе точного установления ее причины.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...