Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория государства и права в системе юридических наук.




 

Юридические науки можно классифицировать следующим образом:

1. Теория государства и права как гуманитарная, юридическая, фундаментальная, общетеоретическая, методологическая наука (см. 1.3). С точки зрения преподавания, это еще и вводная, ведущая и объединяющая наука для остальных юридических наук.

2. Историко-правовые науки: история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений.

3. Отраслевые правовые науки: государственное право, уголовное право, семейное право и др.

4. Технико-прикладные юридические науки: криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.

5. Международное право: международное публичное и международное частное право.

6. Юридические науки, имеющие предмет близкий, но не совпадающий с отраслевыми: правоохранительные органы, криминология и др.

7. Науки, изучающие иностранное право: например, конституционное право зарубежных стран.

8. Науки, находящиеся на стыке правовых и иных гуманитарных наук: философия права, социология права, правовая психология и др.

Место теории государства и права в системе юридических наук.

1. Это исходная теоретическая и методологическая основа для всех юридических наук.

2. При этом, теория государства и права может успешно развиваться только опираясь на материалы отраслевых наук, а также других юридических наук.

3. Теория государства и права тесно взаимодействует с другими гуманитарными науками, прежде всего с историей, политологией, социологией, экономической теорией и др. По мнению ряда исследователей, теория государства является не столько правовой, сколько политико-правовой и даже преимущественно политической (политологической) наукой.


Тема 2. Происхождения государства и права .

 

2.1. Версии происхождения государства

2.2. Возникновение государства

2.3. Возникновение права

2.1. Версии происхождения государства

Существует множество версий (теорий) возникновения государства. Все они с различной полнотой отражают те или иные стороны данного процесса. Основными из них являются:

1. Теологическая (от греч.-«теос»-Бог, «логос»- учение, т.е. учение о Боге, богословие). Зародилось еще в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. На Западе ее сформулировал Фома Аквинский (1225-1274 гг.), автор современной католической доктрины. Суть теории: государство возникло по воле Бога, является результатом воплощения божественной воли («все от Бога»). Следовательно, государство, его институ­ты, власть существовали изначально, незыблемы, святы; их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли чело­века. Религиозное обоснование существования государства предполагает, что последнее должно защищать религиозные устои.

Достоинства данной теории:

- очевидно, что становление первых государств было поддержано авторитетом религии, а многие монархические династии выводили свое родословные непосредственно от божеств (египетские фараоны, императоры Китая и Японии и др.).

- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усиле­нию духовности;

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Главный недостаток теории в том, что она основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, относится к сфере верований, а не знаний. Для верующего человека эта теория незыблема, а для атеиста- антинаучна.

2. Патриальхальная. Ее основоположниками являются древнекитайский философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.), древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает из разросшейся семьи (то есть государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей, где старшие обязаны заботиться о младших, а младшие обязаны подчиняться старшим). Следовательно, власть правителя (короля, императора и др.) является продолжением отцовской власти в семье.

Достоинства данной теории:

- способствует сплочению общества; уважению, почитанию к носителям государ­ственной власти;

- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов обще­ства (как членов семьи).

Главным недостатком является прямое отождествление государ­ства и семьи, власти монарха и отца. Между тем, государственная власть основана на приоритете территориальных связей и гражданства над кровно –родовыми связями.

 

3. Договорная. Ее истоки восходят к трудам древнегреческих философов (Эпикур (341-270 гг. до н.э.) и др.), но в современной трактовке у ее основания стояли: голландский ученый Г. Гроций (1583-1645 гг.), англичане Т. Гоббс (1588-1679 гг.), Д. Локк (1632-1704 гг.), француз Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), наш соотечественник А.Н. Радищев (1749-1802 гг.). Суть договорной (естественно-правовой относительно возникновения права) теории в том, что в основе государства лежит так называемый "общественный договор".Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

- первоначально люди находились в до государственном (естественном, первобытном) состоянии;

- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интереса­ми других, что приводило к "войне всех против всех"; (по Т.Гоббсу), либо, по другой версии, люди жили в состояние естественной свободы и равенства (по Ж.Ж. Руссо);

- в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя, но даже при естественной свободе она не была обеспечена, а права человека не гарантировались и могли быть нарушены;

- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от всех (Т.Гоббс), либо части своих прав и интересов (Ж.Ж. Руссо, Д. Локк) в пользу создаваемого государства ради взаимного выживания и гарантированности естественных прав;

- в результате был создан институт согласования интересов, совмест­ной жизни, взаимной защиты прав - государство.

Достоинство теории:

- сделан шаг к признанию гражданского общества, первичного по отношению к государству;

- фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу, а правители только уполномочены народом управлять государством;

- государственные структуры, властные органы существуют не сами по себе, а дол­жны выражать интересы народа, быть у него на службе;

Недостатки:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы-классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и в отдельные периоды даже враждебные друг другу.

4. Теория насилия. Основоположники австрийский юрист и социолог Л. Гумплович (1838-1909 гг.), немцы К. Каутский (1854-1938 гг.), Е.Дюринг (1833-1921 гг.) и др. Суть теории: государство возникло путем акта насилия, завоевания одним более сильным народом (как правило, кочевым) другого (как правило, оседлого) более слабого народа. Для удержания в повиновение завоеванных народов завоеватели создают государство, а сами образуют политически господствующее сословие (класс).

В пользу теории насилия говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается госу­дарство, а история изобилует примерами, когда основание государств происходило параллельно с актом завоевания.

Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным, а только одним из факторов, повлиявших на возникновение го­сударства. Предпосылки возникновения государственности- это внутренний процесс, а внешнее насилие может его только ускорить или замедлить.

 

5. Марксистская теория. Основоположники –немецкие ученые К. Маркс (1818-1883 гг.), Ф. Энгельс (1820-1895 гг.), развивал ее В.И. Ленин (1870-1924 гг.). Суть теории: государство возникло на классово-экономичес­кой основе:

- произошло разделение труда (земледелие и скотоводство, ремесло и тор­говля);

- возник прибавочный продукт;

- в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло расслоение общества на классы - эксплуатируемых и эксп­луататоров;

- появились частная собственность и публичная власть. Для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми был создан специальный аппарат принуждения - государство. Соответственно, государство- «машина для подавления одного класса другим» (Ф.Энгельс), «для поддержания господства одного класса над другим» (В.И. Ленин).

Достоинства: теория имеет рациональное зерно - экономические предпосылки возникновения государств, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.

Недостатки: вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних (экономически сильных) классов над други­ми. Очевидно также, что помимо экономических предпосылок, существенное влияние на возникновение государств оказывали духовные факторы, религия и др.

 

6. Патримониальная. Основоположник – немецкий исследователь А. Галлер (1708-1777 гг.). Суть теории: государство возникло из права собственности на землю (патримониум), а политическая власть – из власти землевладельца. Право владения землей распространялось и на проживающее на ней население.

Достоинства теории: теория имеет рациональное зерно – как одна из причин появления государства было выделение фактического класса владельцев земельных угодий и возможное их объединение.

Недостатки теории: вряд ли правильно рассматривать само понятие землевладения (тем более, право собственности) до появления государства, без существования которого оно невозможно.

 

7. Психологическая. Истоки теории восходят к ученым Древнего Рима (Цицерон (106-43 гг. до н.э.) и др.). Основоположники современной интерпретации- россиянин Л. И. Петражицкий (1867-1931 гг.), австрийский врач 3. Фрейд (1856-1939 гг.), французский криминалист Г. Тард (1843-1904 гг.) и др. Суть теории: государство воз­никло благодаря особым свойствам психики человека, потребности одних во властвовании над другими людьми и в стремление других подчиняться, подражать.

Достоинства теории: отчасти она обоснована. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человечес­кой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благо­даря которым возникло государство, - социальные, экономические, политические и др. Психологические факторы не были решающими в процессе формирования государств.

 

8. Ирригационная (гидравлическая). Основоположник немец К. Виттфогель (1896-1988 гг.), частично к ней склонялся К. Маркс ("азиатский способ производства"). Суть теории: государство возникло в целях коллектив­ного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их водных ресурсов (ирригация). Объективно существующая потребность организовывать массы людей на строительство ирригационных сооружений (каналы, дамбы и др.) инициировала создание государств.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государ­ства действительно возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы, Вавилон, Шумер и Аккад - в долинах Тигра и Евфрата) и имели в своем появлении определенную ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степ­ных и т. д.).

 

9. Органическая. Основоположники англичанин Г. Спенсер (1820-1903 гг.), немец Р. Вормс и др. Суть теории: государ­ство возникает и развивается подобно биологическому организму, является результатом действия сил природы:

- люди образуют государство, как клетки - живой организм;

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кро­веносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, ра­бочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

- между государствами, как и в живой среде, идет конкуренция, и в ре­зультате естественного отбора выживают наиболее приспособленные (то есть самые разумно организованные). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа цер­ковь и т. д.). Сильные народы завоевывают и растворяют в себе слабые (определенные аналогии с теорией насилия).

Достоинствами теории является следующее:

- восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвя­занного организма;

- признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внут­реннего механизма;

Недостатками данной теории является следующее:

- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества, необоснованная биологизация и вульгаризация общественной жизни;

- отсюда отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

 

10. Теория инцесты (кровосмешения). Основоположник- французский антрополог и философ К. Леви-Строс (1908-?). Суть теории: государ­ство возникает после появления в обществе запрета на инцест (кровосмешение), которое вело к рождению неполноценных детей. Внутри общины выделились специальные органы для контроля за соблюдением данного запрета, которые стали прообразом государственных органов.

Достоинством теории является то, что она подчеркивает социальный аспект появления государства, его примат над биологическими причинами.

Недостатками данной теории является то, что в первобытном обществе запрет на инцест соблюдался, как правило, добровольно и специального аппарата для этого не создавалось.

11. Расовая. Ее основатель- француз Ж. Габино (1816-1882 гг.).Эта теория основана на том, что существуют высшие расы, физически и психически полноценные (прежде всего, белая раса), и низшие, неполноценные расы (прежде всего, негроидная и монголоидная). Высшая раса создает государства, а представителям низших рас уготовлена участь подчиняться представителям высшей расы. Следовательно, появление государства связано с необходимостью обеспечения господства высших рас над низшими. Очевидно, что это недемократическая, негуманная теория.

 

Существуют и другие теории возникновения государства (космогоническая (государство, как и сам человек «занесены из космоса»), волюнтаристская (создание государств- проявление воли сильных личностей), историческая (появление государства- проявление «духа народа») и др.).

Ни одна из этих теорий (версий) в полном объеме не объясняет происхождение государства, как планетарного явления, но объясняет разные стороны этого процесса или возникновение отдельных государств. Этому способствует сложность и многогранность самого процесса возникновения государств, а также конъюнктурные искажения осмысления данного процесса в угода вождям, мнению «прогрессивной общественности». При этом часто допускается смешение проблем возникновения государств с обоснованностью подчинения государственной власти и др. Вероятно, создать теорию, объясняющую возникновение не конкретного, а любого государства, в силу многослойности и разнообразия этого процесса невозможно. Но это не исключает необходимости выделения наиболее общих предпосылок их возникновения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...