Организация деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат – это совокупность (систему) всех государственных органов, посредством которых осуществляется государственная власть, выполняют задачи и функции государства.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата, как наиболее важные, ключевые идеи, лежащие в основе его построения и функционирования ОбщиеЧастные Общие принципы распространяются на организацию и деятельность всего государственного аппарата в целом и закреплены в Конституции РФ (конституционные) и Федеральных законах (иные общие принципы). Основными из конституционных принципов являются: I. Народовластие (носителем суверенитета и единственным источником власти по Конституции РФ является ее многонациональный народ (ст.3), что предполагает представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата); II. Гуманизм (от. лат.- человечный), по Конституции РФ является социальным государством, где права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. III. Разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10 Конституции РФ)). Оно основано (прежде всего, в трудах англичанина Д. Локка и француза Ш. Монтескье (1689-1755 гг.)) на необходимости разделять 3 различных вида государственной деятельности: законотворчество, организация исполнения законов и правосудие. Соответственно, выделяются и три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные. Целью разделения властей является недопущение концентрации власти в одной из ее ветвей, создание системы «сдержек и противовесов». Разделение властей осуществляется в трех аспектах (по Ш. Монтескье):
1) функциональный, т.е. три государственные функции (принятие законов, их осуществление, правосудие) должны быть разделены между тремя ветвями государственной власти; 2) институциональный, т.е. функции законодательной, исполнительной и судебной власти не должны быть соединены в одном лице или учреждении (инстанции, обладающие принудительной силой, должны быть отделены от инстанций, принимающих решение о применении силы). Исполнительная власть не в праве принимать законы, а законодательная власть не может вмешиваться в действия исполнительной власти. Судебная власть независима и в рамках, определенных законом, может отменить решения законодательной и исполнительной власти; 3) персональный, т.е. в состав законодательного органа не могут входить функционеры исполнительной или судебной власти. Следовательно, депутатами (статус избранных в представительный орган лиц) легистратуры (от лат.- предлагающие законопроект, законодательные органы) не могут быть будущие исполнители закона, в исполнительных органах не могут работать законодатели и судьи. Осуществлять правосудие не могут не законотворцы, ни представители исполнительных органов. IV. Федерализм, в соответствие с тем, что Россия является федерацией. Это предполагает субординацию и четкое взаимодействие федеральных государственных органов и государственных органов субъектов федерации. Отсюда вытекает разделение компетенции государственных органов на 3 уровня: § исключительное ведение Федерации (ст. 71 Конституции РФ); § совместное ведение РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ); § исключительное ведение субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Ниже субъекта федерации начинается уровень местного самоуправления, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст.3, 12, 130 Конституции РФ). V. Законность (п.2 ст.15 Конституции РФ), т. е. органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, закон и подзаконные акты.
Основными из иных общих принципов организации деятельности государственного аппарата являются: VI. Верховенство Конституции и законов РФ над остальными источниками права, в т.ч. в регулирование деятельности государственного аппарата. VII. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. VIII. Равный доступ граждан к государственной службе, демократизм в формировании и деятельности государственных органов. IX. Обязательность решения вышестоящих государственных органов для нижестоящих органов (принцип иерархичности). X. Профессионализм и компетентность государственных служащих, гласность в их деятельности и ответственность за принимаемые решения. XI. Внепартийность государственной службы, отделение церкви от государства. XII. Сочетание единоначалия и коллегиальности при осуществлении полномочий государственных органов, сочетание выборности и назначаемости при их формировании.
Частные принципы распространяются на организацию деятельности отдельных звеньев государственного аппарата и вытекают из общих принципов, конкретизируют их. Например, это принцип состязательности и равноправия сторон при осуществление судопроизводства и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|