Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В самом общем смысле государство является суверенной организацией политической власти в обществе (т.е. государство – носитель политической власти).




Понятие государства обычно комбинируется из таких понятий, как:

1) политическая (государственная) власть;

2) территория, на которой она осуществляется;

3) население, на которое она распространяется.

Политика (от греч. -polis) – искусство управлять, в первоначальном смысле городом (полисом), а затем в любом общественным образовании. Это искусство управлять обществом, которое характеризует отношение между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом-с другой.

Власть связана с авторитетом (от лат.- власть), который обладает возможностью подчинить волю других людей и принудить их повиноваться. Эта структура «власть – подчинение», свойственная любой социальной общности. Т.о. политическая власть означает подчинение воли других людей посредством искусства управления.

Эта власть должна быть легальной, т.е. юридически обоснованной, а действия ее носителей (государственных органов) должно соответствовать существующему в государстве законодательству. Если взаимоотношения власти и государства достигли такого качественного уровня, когда общество добровольно признает ценности власти, ее право подчинять, то можно говорить о легитимности власти. Легитимность может базироваться на традиции (например, уважение института монархии), на хоризме (от греч.- священном даре) политического лидера, наконец, на демократическом устройстве и процедурах государственной власти (осознание народом того, что власть представляет и реализует его интересы).

В до государственных обществах власть носила потестарный характер, т. е. являлась властью авторитета общины, рода, старейшины, вождя и др. Только с появлением государств можно говорить о появлении политической власти (авторитете власти как института). Государственная власть всегда осуществляется государственными органами, отделенными от всего населения.

Государство эволюционировало от преимущественно орудия господствующего класса к преимущественно институту социального компромисса и достижения общего блага. Отсюда двуединая сущность государства: 1) классовая, как орудия подавления и господства; 2) общечеловеческая, как орудия компромисса. По мере развития государств второе проявление их сущности играло все большую роль.

Таким образом, государство – это политико-территориальная суверенная организация особой публичной власти, которая внешне выражена в специальном аппарате управления и придающая своим велениям обязательную силу для всего населения (т.е. это организация публичной власти на определенной территории и над всем ее населением). Эта организация политической власти содействует преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и др.). В разных государствах и на разных этапах их развития приоритет этих интересов менялся. В качестве закономерности можно отметить, что государства постепенно эволюционировали от выражения преимущественно интересов господствующих классов к преимущественному выражению интересов всего населения (общечеловеческих интересов).

Государство – явление политико-правовой сфера, персонифицированное в аппарате управления и принуждения. Оно отражает политическую организацию страны. В этой связи правильнее говорить о политической и правовой системах государства, о государственном (политическом) режиме, о правовом, демократическом государстве и др.

Более общим понятием является «страна». Это политически, национально, социально и культурно организованное сообщество с акцентом на пространственное положение, культуру, язык, уклад жизни и др. В этой связи мы говорим о европейских странах, культурно развитых странах, англоязычных странах и др. При этом возможна ситуация, когда в одной стране существует несколько государств. Например, Корея представляет собой одну страну, в которой два государства- Республика Южная Корея и Корейская народно –демократическая республика (КНДР, Северная Корея), с 1949 по 1990 гг. в одной стране Германии было два государства – Федеративная республика Германии (ФРГ) и Германская демократическая республика (ГДР). Это не исключает возможности, особенно на обыденном уровне, использовать понятия «государство» и «страна» в качестве синонимов.

 

3.2. П ризнаки государства.

Их можно разделить на две группы: 1) признаки государства, отличающие его от догосударственных образований; 2) признаки государства, отличающие его от других социальных организаций, существующих параллельно с государством.

Признаки государства, отличающие его от догосударственных образований (племен, племенных объединений и др.).

1. Разделение населения по территориальному, а не по кровно – родовому признаку. Это означает смену типа связей между людьми с личных (кровно –родовых, но территориально размытых) на публичные (территориальные, не зависящие от степени родства или личных отношений проживающих на данной территории, основанные на гражданстве (подданстве)). При этом государство имеет собственную, строго определенную территорию (сухопутное и морское пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ним, 12-мильную морскую зону, исключительные экономические интересы на континентальном шельфе и 200-мильной зоне и др.).

2. Организация публичной власти, отделенной от всего населения в лице аппарата управления (учета, исполнения, контроля и надзора в лице государственных инспекций и надзоров, прокуратуры и др.) и принуждения (суд, армия, полиция и др.);

3. Учреждение и сбор налогов (дани, податей и др.) на содержание, прежде всего, аппарата управления и принуждения. Предполагается наличие государственной козны, законно установленных сборов, бюджетов различных уровней и др.

 

Признаки государства, отличающие его от других социальных организаций (партий, общественных объединений и др.).

1. Оно представляет собой единую политико-территориальную организацию власти в масштабах всей страны и распространяющую свою власть на всех граждан, а также лиц, находящихся на ее территории. Все другие субъекты могут участвовать в осуществление государственной власти только опосредованно, через государство. Государство выступает официальным представителем всего общества, объединенного им по признаку гражданства (в монархиях - подданства).

2. Государственный суверенитет (от лат. -владычество), т. е. верховенство власти по отношению к любым лицам и организациям как внутри страны, так и зарубежом. Суверенитет включает в себя:

a) верховенство (внутренний суверенитет)– способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы общественной жизни на своей территории;

b) независимость (внешний суверенитет)– самостоятельность государства в решении внешнеполитических вопросов.

Суверенитет может быть ограничен:

a) добровольно (в случае объединения государств в Федерацию или иной союз государств);

b) принудительно, например в отношении побежденных стран-агрессоров коалицией государств победителей (Германия после Первой и Второй мировых войн и др.).

Государство не может быть не суверенным, в противном случае оно будет колонией, провинцией или доминионом другого государства.

3. Монополия на принятие нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов). Государство также признает или санкционирует иные источники права (правовые обычаи, прецеденты, нормативные договоры). При этом нормы, содержащиеся в этих источниках, обязательны для всех граждан и лиц, находящихся на территории государства. Государство тесно и органически связано с правом.

4. Организация особой публичной власти, которая предполагает наличие особого аппарата управления (системы государственных органов, укомплектованных государственными служащими) и возможность применения принудительных мер. Только государство обладает армией, органами безопасности, полицией, судами, прокуратурой и др., обеспечивающими законность и правопорядок, территориальную целостность и безопасность государства.

Вторичными (внешними) признаками государства выступают государственные символы: герб, флаг, гимн, столица. Обычно эти символы закрепляются в Конституциях или иных законах.

Типы государств.

 

Тип государства – это совокупность наиболее общих признаков, свойственных сходных по своей сущности государствам.

Существуют различные типологии государств, но ведущими являются два подхода:

1. Формационный подход.

2. Цивилизационный подход.

 

Формационный подход (лат. -образование). Изложен в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Под формацией подразумевается определенный тип общества, основанные на том или ином способе производства. Этот тип общества определяется производственными отношениями (базисом). Надстройка (в т.ч. культура, наука, религия, государство, право и др.) является вторичной, производной от базиса (каков тип экономики, таково и государство). При этом государство является важнейшей частью надстройки, но его тип всецело определяется базисом. В соответствии с общественно-экономическими формациями выделяют следующие типы государств (с учетом того, что при первобытно-общинной формации государств еще не существовало):

a) рабовладельческие государства (с древнейших времен до V в. н.э.), которые по своей классовой сущности выступали государствами класса рабовладельцев. Рабы были бесправными и выступали не субъектом, а объектом отношений собственности («говорящее орудие труда»), являлись эксплуатируемым и подавляемым государством классом;

b) феодальные государства. Феодальная собственность на землю стала основой зависимости от феодалов крепостных крестьян. Государство выступало орудием класса феодалов для подавления сопротивления и удержания в личной зависимости крестьян (V – XV вв. н.э.);

c) Капиталистическое (буржуазное) государство, тип которого является преобладающим уже около трехсот лет. Для него характерна частная собственность буржуазии на средства производства и производное от этого ее политическое господство (государство- орудие буржуазии для господства над рабочими). Лично свободные наемные рабочие, не имевшие ничего, кроме своей способности к труду, были вынуждены работать на капиталистических предприятиях на условиях, предложенных их собственниками («наемное рабство» и др.);

d) Социалистическое государство, тип которого существовал большую часть ХХ в. (на стадии коммунизма государство, как институт должно было отмереть). Это должны были быть бесклассовые общенародные государства, создаваемые в результате политической революции, свергающей власть буржуазии. Первоначальная диктатура пролетариата должна была смениться властью всего народа (с отменой частной собственности).

Таким образом, все государства, кроме социалистического, выражали волю правящего класса (соответственно, рабовладельцев, феодалов, капиталистов) и являлись «эксплуататорскими». Социалистическое государство должно было отражать волю большинства, а затем и всего народа.

Это одна из типологий, в основе которой лежит экономический признак. В этом и ее сила и ее слабость. Очевидно, что тип государства зависит от типа производственных отношений, но также очевидно, что на типологию государств оказывает влияние еще целый ряд факторов (культура, религия, национальный состав населения, геополитические и природно-климатические факторы и др.). Они находятся между собой в сложном взаимодействие, и об их преобладающем влияние можно говорить только условно с привязкой конкретному историческому периоду. К тому же само учение о формациях представляет собой прекрасную социологическую схему, но не отражает всего многообразия развития общества и государств. Достаточно сказать, что первые государства не были рабовладельческими, а рабовладельческие и феодальные государства достаточно долго существовали параллельно без явного преобладания, как затем феодальные и капиталистические. Существовали и переходные типы государств, не подходившие под рамки той или иной формации. Кроме того, тип социалистических государств оказался не жизнеспособным, а в чистом виде он остался только в Северной Корее и частично на Кубе. Швеция с ее «шведским социализмом» остается капиталистическим государством, как и все экономически развитые страны с развитой социальной сферой. Вместе с тем, для этих стран свойственен активный процесс социализации и расширенное участие государства в социально –экономической жизни. Начало этому процессу положила теория английского экономиста Д.М. Кейнса (1883-1946 гг.) и антикризисная социально-экономическая политика президента США Ф.Д. Рузвельта (1882-1945 гг., президент США в 1933-1945 гг.) в 30-х гг. ХХ в. После этого тип развитого капиталистического государства претерпел значительную эволюцию и имеет мало общего с государствами периода становления капитализма (концепция «государства всеобщего благоденствия» и др.). Такой ход событий классики марксизма, начиная с самого К. Маркса, не предвидели.

 

Цивилизационный подход (от лат. «цивилис» - гражданский). Изложен в работах российских исследователей Н.Я. Данилевского (1822-1885 гг.), П. А. Сорокина (1889-1968 гг.), немцев М. Вебера (1864-1920 гг.), О. Шпенглера (1880-1936 гг.), британца А. Тойнби (1889-1975 гг.) и др.

При этом подходе акцент делается на идеологию, духовный и культурный уровень народа, а экономика и политика играют подчиненную роль. Каждой цивилизации соответствует своя неповторимая форма государства (напр. античная цивилизация – античное государство, китайская цивилизация- китайское государство и др.). Сложность заключается в том, что нет единого подхода к определению цивилизации и, соответствен, к выделению государства.

Так, английский исследователь А. Тойнби выделил сначала 100 цивилизаций, затем 36, а потом 21 и, наконец, 13.

 

Отличие подходов.

Формационный: экономика Цивилизационный: человек

       
   
 


политика культура, мировоззрение

       
   
 


культура и т. д. экономика и политика

Цивилизационный подход рассматривает государство в полноте своего проявления, не предполагает формального, общепризнанного определения цивилизации. Отсюда размытость временных и пространственных границ цивилизаций, признаки которых, как правило, связываются с наличием языка, письменности, развитого религиозного культа (обычно единобожия), существованием городов (архитектуры), обычаев, относительно развитой материальной и духовной культуры и др. Очевидно, что это в значительной части оценочные признаки, открывающие простор для усмотрения исследователей. В самом общем смысле цивилизацию можно определить как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, локализованный во временных и пространственных пределах.

Оба вышеназванных подхода имею право на существование, хотя слабо сочетаются между собой.

 

Существует также деление государств по типу индустриализма (производства):

a) государства до индустриального общества (до начала XV в.) (не имеют массового производства, основанного на разделение труда);

b) государства индустриального общества (начало XV в. – середина XX в.), которые связаны с массовым индустриальным производством.

c) государства постиндустриального (информационного) общества (со второй половины XX в.), которые связаны с экономикой знаний, когда информационные, а не материальные ресурсы становятся высшей ценностью. Отметим, что эта классификация также связывает тип государства с типом общества, в значительной части обусловленного типом экономики.

По географическому критерию государства можно разделит по нахождению на определенном континенте, на государства Запада и Востока, Севера и Юга и др.


Тема 4. Функции государства.

4.1. Понятие и классификация функций государства.

4.2. Внутренние функции государства.

4.3. Внешние функции государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...