Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции
Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности продукции 1. 1. Понятие конкурентоспособности предприятия Современная рыночная экономика является сложным организмом, который состоит из большого разнообразия производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне сложной системы правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием — рынок. Важным понятием, которое описывает сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Из понятия конкуренции плавно вытекает такое понятие, как конкурентоспособность предприятия. Существует множество определений понятия конкурентоспособности, ниже рассмотрим некоторые из них. Антипов Ю. В. считает, что конкурентоспособность предприятия - это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду показателей. Воронов А. А. пишет, что конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов. Р. А. Фатхутдинов считает, что конкурентоспособность — способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке[1]. Конкурентоспособности свойственны следующие характеристики: [2]
• конкурентоспособность предприятия определяет величину и эффективность использования всеми его ресурсами; • конкурентоспособность предприятия формируется во времени. Ее изменения зависят как от внешних, так и от внутренних факторов; • конкурентоспособность — относительный показатель. В качестве базы для его оценки и сравнения используются схожие показатели конкурентоспособности эталонных предприятий-лидеров или предприятий-конкурентов. Анализируя сущность конкурентоспособности, необходимо учитывать двустороннюю зависимость экономического субъекта и процесса. Так, развитие национальной экономики напрямую зависит от развития отрасли, которое в свою очередь находится в зависимости от конкурентоспособности каждого отдельно взятого предприятия. И в это же время конкурентоспособность отдельной организации зависит от развития национальной экономики (рис. 1. 1). Рис. 1. 1. Взаимосвязь организации, отрасли и государства [3]
В качестве субъекта конкурентоспособности можно рассматривать компании, отрасли, регионы и страны, которые имеют способность влиять на уровень своих конкурентоспособных преимуществ и улучшать его до нужного состояния. В качестве объекта конкурентоспособности можно рассматривать товар предприятия, который не способен самостоятельно изменяться и развиваться. Уровень конкурентоспособности продукта определяется качествами, которые были привнесены в него в ходе производства. По уровню конкурентоспособности отрасли экономики можно выделить три группы: • конкурентоспособные — отрасли, которые способны развиваться за счет самофинансирования и имеют возможность выхода на внешний рынок; • частично конкурентоспособные — отрасли, частично нуждающиеся в протекционистской политике государства; • неконкурентоспособные — отрасли, малоспособные быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но способны удовлетворить большую часть спроса на внутреннем рынке.
Виды конкурентных преимуществ можно классифицировать следующим образом: • конкурентное преимущество высокого порядка — более ценно и надежно, но требует значительных затрат на его обеспечение; • конкурентное преимущество низкого порядка — менее устойчиво, потому что его легче достичь, но работает это преимущество недолгое время, и его легко перенять. При оценке возможности обеспечения конкурентоспособности организации наибольшее значение уделяется определению основного фактора, влияющего на конкурентоспособность. Для выделения основного фактора, целесообразно разделить все области влияния на группы, учитывая их характер воздействия – внешний или внутренний. Основываясь на вышесказанном, можно сделать следующие выводы: внешней среде характерно значительное влияние на формирование конкурентоспособности предпринимательской деятельности, от которой зависит потенциал развития организации. Среди таких факторов можно выделить налоговую политику государства, инвестиции, инновации, демографическую ситуацию, качество образования и др. В это же время внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность организации – это факторы, отражающие внешнюю среду. В связи с тем, что конкурентоспособность организации зависит от большого количества факторов, рассмотрим их, разделив на группы: Внутренние факторы[4]: · конкурентоспособность продукта (качество, состав, ценовая политика, дополнительные услуги, гарантии, соответствие нормативам); · финансовое положение организации на рынке (платежеспособность, эффективность проводимой деятельности); · эффективность маркетинга и продаж (доля рынка, объем продаж); · конкурентоспособность производства (потенциал развития, эффективность производственных мощностей, инновационные технологии, человеческий капитал). Внешние факторы: · государственное регулирование: · в области экономики (налоговая, амортизационная, кредитная, инвестиционная политика); · в области административного управления (законодательство, сертификация и стандартизация производства, правовая защита потребителей);
· характеристики рынка, на котором организация осуществляет свою деятельность (тип, емкость, конкуренты); · политическая ситуация и социально-экономическое положение в государстве. В связи с тем, что существует большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность организации-производителя, нецелесообразно стремиться по возможности полностью им следовать. Слишком большое количество факторов, взятых во внимание, для оценки конкурентоспособности может привести к ситуации, когда объем информации и возможности математической обработки усложняют практическую применимость полученных результатов[5]. Несомненно, определяющим фактором конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность продукции. Следует отметить, что качество и конкурентоспособность продукции – это два тесно взаимосвязанных понятия. И то, и другое является средством оценки конечных результатов труда, в том числе и его полезности. Общими для двух понятий является и то, что они представляют собой динамические характеристики товара, которые постоянно изменяются ввиду развития технического прогресса и общественных потребностей. Но даже несмотря на это, полностью отождествлять эти понятия не стоит, так как конкурентоспособность товара все же определяется совокупность лишь тех свойств, которые являются полезными (интересными) для покупателя и обеспечивают удовлетворение всех потребностей. Остальные же характеристики изделия, которые выходят за рамки обозначенных интересов, не имеют никакого отношения к оценке конкурентоспособности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|