1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
В процессе управления конкурентоспособностью предприятию следует произвести оценку конкурентоспособности организации в целом и ее товаров. Оценка конкурентоспособности товаров – это комплекс действий по выбору показателей конкурентоспособности, а также формирования объективных данных для конкурентных товаров. Оценку и анализ должны проводиться регулярно для того, чтобы своевременно учитывать изменения конкурентной среды, а также внутреннего состояния предприятия, стратегические задач повышения конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности могут служить основой для комплексного подхода по дальнейшей разработке и построению модели управления конкурентными преимуществами предприятия. Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет: · разработать меры по повышению конкурентоспособности; · выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; · привлечь инвестиции в перспективное производство; · составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта. Основой оценки конкурентоспособности является изучение необходимости продукции для покупателя. При осуществлении покупки каждый из потребителей совершает выбор желаемого ему товара среди группы подобных, которые предлагаются на рынке, и покупает тот из них, который по большой степени удовлетворяет его необходимость. Таким образом, исходя из вышесказанного, оценка конкурентоспособности товара состоит из: · исследования рынка (его специализация, объем, географическое положение); · изучения конкурентов (продукция товаров конкурентов, их оригинальность, специфика упаковки товаров, методы сбыта, рекламные действия);
· анализа потребностей покупателя (мотивы покупки данной продукции, факторы формирования покупательских предпочтений, неудовлетворение товарами); · формулировки параметров анализа товара (экономические, технические). На основании анализа рынка и спроса покупателей выделяется продукт, по которому будет осуществляться изучение, а дальше определяется список параметров, которые подлежат оценке; · систематизации факторов конкурентоспособных товаров; · определения подходов к численной оценке конкурентоспособности товаров. Методов оценки конкурентоспособности предприятий в экономической литературе предлагается множество. Причем, в соответствии с классификацией, различия предлагаемых методик носят не номинальный, а принципиальный характер. Ряд методик предполагает группировку и математическую обработку показателей, находящихся в функциональной связи между собой[6]: 1. По степени объективности или субъективности результатов оценки. 2. По подходу к оценке. Она может быть, как качественная, так и количественная. Всю совокупность традиционных методов оценки конкурентоспособности продукции можно разделить на несколько групп: · Дифференциальный метод. Является наиболее простым расчетным методом, основанным на соотношении единичных критериев конкурентоспособности и выбранной базы сравнения; · Комплексный метод. Учитывает взаимосвязь составных элементов в единой системе · Индексный метод. Является сверткой трех показателей: показателя широты потребительских свойств товара (F), показателя качества товара (К) и показателя цены и стоимости потребления товара (С) · Метод рейтинговой оценки. Определяется двумя основными показателями: полнота факторов, заложенных в основу рейтинговой оценки, и периодичность проведения такой оценки. Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий - конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. «4Р» образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке. Всем факторам конкурентоспособности присваивается балльная оценка, например, от 1 до 5 баллов.
«Многоугольник конкурентоспособности» — метод, позволяющий достаточно быстро провести анализ конкурентоспособности товара компании в сравнении с ключевыми конкурентами и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности продукции. Суть данного метода заключается в сравнительной оценке ключевых свойств товара компании и товаров конкурентов, и в последующей визуализации результатов сравнения в форме многоугольника. Каждая грань такого многоугольника представляет отдельную характеристику товара, по которой проводится сравнительная оценка. Основными этапами анализа конкурентоспособности товара по многоугольнику являются: 1) установление перечня показателей конкурентоспособности товара; 2) выбор нормативных значений по показателям конкурентоспособности товара; 3) установление весомости по показателям конкурентоспособности товара; 4) сбор и обработка исходной информации по показателям конкурентоспособности товаров; 5) построение многоугольника конкурентоспособности товара. Существуют наиболее часто используемые методы оценки конкурентоспособности. Самым известным и чаще всего применяемым методом стратегического анализа является построение SWOT-анализа. Получившей свое название из акронима слов STRENGTHS (в пер. с англ. - сильные стороны), WEAKNESSES (в пер. с англ. - недостатки), OPPORTUNITIES (в пер. с англ. - возможности), THREATS (в пер. с англ. - угрозы). То есть при использовании данного метода анализа удается установить взаимосвязь между внешними угрозами и возможностями и внутренними сильными и слабыми сторонами компании. На основании ранжировании уровня силы каждого фактора, а также выделении ключевых взаимосвязей, определяются основные направления развития, на основании которых строится стратегия развития. Введен впервые в 1963 году, профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews) на конференции по проблемам бизнес-политики.
Модель пяти конкурентных сил М. Портера рассматривает влияние основных факторов, которые определяют экономические результаты деятельности компании на рынке (рис. 1. 2). Рис. 1. 2. Модель пяти конкурентных сил М. Портера [7] 1. Угроза входа потенциальных конкурентов представляет опасность для прибыльности компании. Появление на рынке новых конкурентов зависит от двух факторов: реакции существующих конкурентов и наличия препятствий для входа в отрасль. 2. Конкуренция существующих в отрасли компаний возможна по нескольким параметрам: по цене, качеству и ассортименту. Сила конкуренции зависит от того, насколько активно участники отрасли пытаются изменить показатели. 3. Возможность покупателей оказывать давление на организацию. Уровень давления со стороны потребителей зависит от их возможности диктовать условия поставок и уровня конкурентной значимости воздействий. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях: · если покупатели делают закупки в больших количествах; · отрасль в большей своей части зависит от отдельных групп покупателей; · в тот момент, когда промежуточные покупатели получают небольшую прибыль, которая побуждает их снизить издержки, связанные с закупочной деятельностью; 4. Давление поставщиков на организацию. Они оказывают давление на участников рынка при заключении договора с помощью увеличения цены или снижения качества товаров. Уровень давления поставщика зависит от его способности оказывать влияние на потребителя при помощи изменения условий поставок, что негативно отражается на уровне продаж и функционирования предприятия в целом. Таким образом, исследование существующих методов оценки конкурентоспособности показало широкое их разнообразие, что дает руководству предприятия свободу при выборе наилучшего способа управления конкурентными преимуществами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|