1.2 Теоретические подходы к исследованию региональных рынков
1. 2 Теоретические подходы к исследованию региональных рынков Понятие товарного рынка широкое, и пока ему не подобрано в наука какого-то конкретного определения. Растолковать определение этой экономической категории стремятся экономисты с различных стран мира, но на конкретном мнении пока не сходятся. Среди функций и целей товарного рынка можно выделить следующие: – получение финансовой и экономической выгоды; – удовлетворение покупательского спроса. – контакт продавца и покупателя; – обменные действия (купля- продажа); – определение действительного соотношения спроса и предложения; – создание равновесных цен; – обеспечение распределения товарной массы. ДлЯ СОДЕРЖАНИЯ МОНО ДОБАВИТЬ СЮДА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРОНОГО РЫНКА, ПЕРЕДЕЛАННОЕ. Охват товарного рынка включает взаимозаменяемые и одинаковые по характеристикам, назначению, ценам товары/услуги, оцениваемые покупателями как равнозначные. Классифицировать товары можно по следующим видам: 1. По назначению: - Товары и услуги, которые приобретаются для личных нужд (пользования), другими словами – потребительские (фрукты, овощи, сладкое, ноутбук, домашний кинотеатр, услуги шиномонтажа и т. д. ); - товары и услуги, которые необходимы для производства других товаров. Приобретаются для конечных потребителей (сырье, материалы и прочее); 2. По сроку пользования: - длительного пользования – обычно они выдерживают многократное использование, их срок службы более одного года (компьютер, телефон, телевизор); - кратковременного пользования – полностью потребляются за один или несколько циклов, их срок службы менее года (хлеб, печенье, зубная паста и т. д. );
- услуги – объект продажи предстает здесь в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей (туристические услуги, услуги юриста, парикмахера, образовательные услуги). 3. Потребительские товары делятся: - на товары повседневного спроса, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их приобретение (майонез, подсолнечное масло, яйца); - товары предварительного выбора, которые потребитель сравнивает по показателям цены, качества или внешнего оформления (несложная бытовая техника). - товары особого спроса, на поиск и приобретение которых потребитель затрачивает значительные усилия. Если потребитель очень привязан к какой-то марке, то может затратить массу усилий для приобретения продукта именно данной марки (например, часы «Ролекс», но это может быть и определенная марка одежды, сигарет и т. д. ). Речь может идти о какой-то новинке: потребитель узнал о ней из рекламы и хочет приобрести – например, новую модель телефона, именно за ней потребитель готов ехать на другой конец города. Сюда можно отнести также покупку сложных товаров, когда анализируется множество информации и потребитель проводит целое исследование, прежде чем принимает решение (например, при покупке квартиры)[3]; - товары пассивного спроса, о которых потребитель не знает (например, новая система кондиционирования) или знает, но в обычных условиях не думает об их приобретении, например, ритуальные услуги). 4. Товары промышленного назначения делятся на: - материалы и детали (сырье, полуфабрикаты и детали); - капитальное имущество (стационарные сооружения, оборудование); - вспомогательные материалы и услуги (не присутствующие в готовом изделии, но обеспечивающие процесс производства).
В практике работы российских антимонопольных органов товарный рынок рассматривается как сфера обращения товаров в пределах экономической зоны их распространения.
Ведущие отечественные ученые-маркетологи под товарным рынком понимают сферу реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера. В практике работы российских антимонопольных органов товарный рынок рассматривается как сфера обращения товаров в пределах экономической зоны их распространения.
https: //www. marketing. spb. ru/read/article/a56. htm Вот отсюда и начинается про региональный рынок. Эффективность функционирования российского товарного рынка и рыночной инфраструктуры обуславливается функционированием товарных рынков в каждом отдельном регионе РФ, формирующим единое экономическое пространство. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает региональный аспект исследования товарного рынка[4]. Региональный товарный рынок рассматривается как территориальный разрез товарного рынка, включающий материальные потоки товаров производственно-технического назначения, сырьевых ресурсов, продуктов питания, товаров народного потребления и услуг производимых, продаваемых и покупаемых любыми субъектами региона на основе развитых товарно-денежных отношений. Региональный рынок товаров и услуг, являясь частью российского товарного рынка, имеет ту же структуру, подвержен воздействию тенденций, происходящих в экономике Российской Федерации. В то же время, функционирование и развитие регионального рынка определяется спецификой того или иного территориального образования, формирующего экономическое пространство Российской Федерации. Современные региональные хозяйства характеризуются высокой степенью открытости, взаимосвязи и взаимозависимостью. Формирование товарных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и реализация конечной продукции каждого отдельного регионального хозяйства находятся в тесной связи с размещением производства и потреблением, структурой межрегиональных связей в масштабе страны, стран ближнего и дальнего зарубежья. На уровне региональных хозяйств развиваются межрегиональные торгово-посреднические, финансовые, информационные, научно-технические связи, прямые отношения по кооперационным поставкам, создаются совместные предприятия, филиалы корпораций, банков, финансово-промышленных групп, растет количество сделок по обмену товарами и услугами между регионами России и другими государствами. Участие в территориальном и международном разделении труда становится все более значимым фактором развития региональных хозяйств. В региональном хозяйстве формируется система рынков, которая предполагает согласование интересов между производителями и потребителями различных видов товаров и услуг[5].
Кругооборот материальных, трудовых, финансово-кредитных и информационных ресурсов проходит благодаря внутрирегиональным и межрегиональным связям. На территории развитых индустриальных стран формируются крупные межрегиональные торгово-экономические кластеры, которые выполняют функции торгового, финансового и информационного обслуживания регионов, входящих в рыночную зону. Перспективы формирования и развития таких кластеров обусловлены следующими объективными предпосылками: - экономико-географическое положение региона в центре пересечения крупных торгово-экономических потоков; - наличие развитой системы всех видов транспорта, позволяющей обслуживать межрегиональные торгово-экономические связи; - наличие развитого инновационного потенциала; - формирование в регионе основных элементов рыночной инфраструктуры; - обеспеченность региона квалифицированными кадрами и научнообразовательным потенциалом[6]. Интернационализация производственной, торгово-посреднической, финансово-кредитной, информационной деятельности, наблюдаемая в странах с развитой рыночной экономикой, закономерно приводит к тому, что практически все регионы вовлекаются в сферу глобальных экономических отношений, которые приобретают характер многосторонних связей между различными государствами. Эти явления сопряжены с усилением взаимозависимости регионов до такой степени, когда действия одного из них затрагивают интересы других регионов и региональных систем и становятся глобальными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|