Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Анализ управления товарным рынком в регионе




Глава 2. Анализ управления товарным рынком в регионе

 

2. 1. Условия и факторы функционирования и развития товарного рынка в регионе

 

Известно, что характер распространения рыночных отношений, а также территориальная организация рынков и рыночной инфраструктуры в регионах России имеют свою специфику, проявляющуюся в разных условиях обеспечения этих регионов энергоресурсами, машинами и оборудованием, потребительскими товарами, различными видами услуг и т. д.

Поскольку формирование региональных рынков существенно различается по регионам, при диагностике процессов их развития необходимо выделить проблемы, характерные для сложившихся рынков экономически развитых регионов (преимущественно индустриальной или аграрной ориентации), развивающихся регионов с формирующейся структурой хозяйства, а также приграничных регионов. Кроме того, следует принимать во внимание региональные особенности каждого территориально-административного образования при анализе региональных рынков краев и областей России, а также рынков в городской и сельской местности и т. д. [7]

Институциональная структура рыночной системы региона представлена определенными хозяйствующими субъектами, инфраструктурными элементами, каналами товародвижения, денежного обращения и совокупностью экономических связей. Состав субъектов региональных рынков и их функции различаются в зависимости от типа рынка. Связи между различными типами рынков внутри системы могут быть двухсторонними и многосторонними, при этом особое значение имеют связи с внешней средой.

Региональные рынки выделяются, обособляются в окружающей среде благодаря специфическим отношениям с этой средой.

Институциональная структура рыночной системы региона включает в себя фирмы, осуществляющие производственную, торговую, посредническую деятельность, логистические операции, реализацию товаров, страхование, кредитование и др., а также систему прямых, обратных и комбинированных связей, обеспечивающих потоки товарных, финансовых, информационных ресурсов, контракты, заказы и платежи, регистрацию отношений собственности – владения и распоряжения экономическими ресурсами.

В последние годы состав рыночной системы региона пополнило новыми экономико-правовыми, а организационно-управленческими и общественными институтами, а также соответствующими связями, обеспечивающими взаимодействие между этими институтами в рамках общей структуры рынка.

Современная структура рыночной системы региона характеризуется не только численностью и распределением хозяйствующих субъектов производителей, потребителей и посредников, но также уровнем дифференциации конкурирующих продуктов, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм на рынок, уровнем и структурой затрат, уровнем вертикальной интегрированности фирм (от производства сырья до розничной торговли) и степенью диверсификации производства.

Структура рыночной системы региона включает в себя определенную организацию производственно-экономических, финансово-кредитных и организационно-управленческих связей, реализуемую в различных формах: региональных кластеров, финансово-промышленных групп, холдингов, консорциумов, оптово-розничных торговых сетей и др. [8]

Анализ структуры рыночной системы региона предусматриваем оценку положения на рынке ведущих фирм, степени их контроля над производством и реализацией товаров, оценку степени диверсификации и специализации производства, изменений в межфирменных и межрегиональных связях, а также учет происходящих слияний, поглощений и банкротств.

Структурная перестройка экономики регионов вносит коррективы в показатели концентрации и специализации производства на региональных рынках.

Специфика регионального монополизма современного периода состоит не только в высокой концентрации производства товаров и услуг и большем размере предприятий относительно емкости региональных рынков, но и в узкой специализации многих производств, инфраструктурных, коммунальных услуг – технологических монополий. В числе мер позволяющих решать задачи преодоления монополизма на региональных рынках, следует отметить диверсификацию производства, создание параллельных конкурирующих предприятий, формирование сбалансированных программ стимулирования экспорта.

Практика разделения предприятие в целях демонополизации показала, что такой подход можно использовать лишь в исключительных случаях, и именно потому, что технологически монополии практически неразделимы. Кроме того, стимулирование диверсификации производства позволяет укрепить экономическое положение предприятий и способствуют развитию их конкурентоспособности как на региональных, так и на внешних рынках[9].

К основным условиям, определяющим функционирование и развитие российского товарного рынка и формирующих его региональных рынков целесообразно отнести:

– формирование и развитие товарных рынков различных территориальных систем (край, область, автономная республика и т. д. ) должно быть ориентировано на удовлетворение платежеспособного спроса потребителей всех форм собственности не только своего региона, но и потребителей других регионов, интегрированных в единый товарный рынок. Тем самым через региональный воспроизводственный процесс обеспечивается развитие общественного воспроизводственного процесса;

– развитие товарных рынков требует наличия единого и относительно равномерного экономического пространства. Это значит, что регионы, функционирующие в едином экономическом поле, должны по возможности иметь примерно одинаковый уровень производительности общественного труда и, следовательно, технологичности, организации производства, развития инфраструктуры рынка, квалификации рабочей силы.

При большой разнице этих показателей разность экономических потенциалов регионов будет выше критической, и единое экономическое поле будет подвергаться негативным воздействиям с опасностью обособления региональных рынков.

Формирование и развитие товарного рынка в регионах РФ в период коренных преобразований экономики осуществляется под воздействием факторов, которые могут быть объединены в следующие группы: общеэкономические, региональные и отраслевые.

Общеэкономические факторы обусловлены политическими и экономическими процессами, происходящими как в стране, так и мировом экономическом пространстве. К основным из них целесообразно отнести:

- изменение геополитического положения России,

- установление новых хозяйственных связей, определяемых надежностью и платежеспособностью потребителей;

- увеличение разрыва в экономическом и социальном состоянии между регионами РФ[10].

На 6 регионов из 83 приходится половина экономических результатов. Тюменская область и Москва дают почти треть ВВП, хотя там живет 10 % населения. В Москве на одного жителя приходится ВРП 66 303 тыс. дол., в Ингушетии – 253 дол. Около половины всего объема производства продукции промышленности приходится на 12 субъектов РФ из 83, при этом наблюдается большая корреляция между темпами промышленного роста и вкладом региона в общероссийский объем промышленного производства. В числе лидеров по темпам роста – регионы с высокой ролью сырьевых отраслей, чаще всего топливной промышленности (Республика Башкортостан, Тюменская область, Нижегородская область); концентрация капитала в руках 22 крупных собственников (почти 80 %), не действуют антимонопольные законы;

- продолжение роста дифференциации населения по уровню получаемых доходов, это объясняется опережающими темпами роста благосостояния высокодоходных групп(15 %) всего населения и получают они 57 % всех доходов страны. Остальным 85 % остается 43 % доходов. Несмотря на рост ВВП на душу населения, большей части населения эти тысячи не видны;

- несовершенство налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой политики государства;

- высокая инфляция и финансовая нестабильность;

- зависимость от политических и экономических процессов, происходящих на мировом рынке;

- спад и структурные изменения промышленного и сельскохозяйственного производства и, как следствие, сокращение емкости российского товарного рынка, совокупных объемов спроса и предложения[11].

Региональные факторы обусловлены ориентацией региона в хозяйственном комплексе страны, наличием и использованием ресурсного потенциала, уровнем развития внутрирегиональных, межрегиональных и внешнеэкономических хозяйственных связей, географическим положением региона, численностью и социальной направленностью населения. Региональные факторы оказывают влияние на емкость и товарную структуру рынка, на схемы товародвижения, на экономические соотношения сегментов рынка, на уровень развития рыночной инфраструктуры.

 К региональным факторам относятся: климатические, природно-ресурсные, демографические, структурные, транспортные, расселенческие и градообразующие.

Наличие природных ресурсов и их структура определяют и формирование межрегионального рынка, обеспечивая внутрирегиональное производство и производство в других регионах, участвуя тем самым в территориальном разделении труда.

Ресурсный потенциал региона, объем и структура производимой и потребляемой продукции обусловливают развитие внутрирегиональных, межрегиональных и внешнеэкономических хозяйственных связей. Из всех регионов РФ Иркутская область взаимодействует почти с 50 регионами и 80 странами ближнего и дальнего зарубежья, куда поставляется продукция почти 150 наименований. На развитые страны приходится 62 % товарооборота, на развивающиеся – 19 %.

Происходящие преобразования в экономике отразились на географии и объемах продукции, поставляемой на внутрирегиональный, межрегиональный и внешний рынки. На примере Иркутской области видно, что происходит дальнейшее сокращение реализации продукции российским потребителям и потребителям ближнего зарубежья. В первую очередь, это касается продукции рынка леса и лесопродукции. Поставки сократились почти в 2-3 раза по сравнению с 1993 г. В то же время наблюдается рост поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна, что обусловлено, прежде всего, платежеспособным спросом потребителей[12].

Из вышесказанного следует, что влияние природно-ресурсного фактора на функционирование и развитие регионального рынка товаров заключается в следующем:

– определяет место и роль региона в территориальном разделении труда и его ориентацию в хозяйственном комплексе страны;

– обусловливает структуру производства, объем производимой, потребляемой, ввозимой и вывозимой продукции;

– формирует внутрирегиональный, межрегиональный и внешний рынки, хозяйственные связи и товародвижение по ним;

– обеспечивает насыщенность товарных рынков, сбалансированность производства и потребления, удовлетворение спроса в соответствии с платежеспособностью;

– способствует развитию системы региональных рынков, региональной рыночной инфраструктуры;

Переход к рыночной экономике предполагает усиление роли потребительского рынка, что должно способствовать развитию производства товаров народного потребления и соответственно развитию производства средств производства для отраслей легкой и пищевой промышленности. Однако на сегодняшний момент этого не происходит ни на региональном, ни на федеральном уровнях.

Наоборот, идет дальнейший спад производства в этих отраслях, а насыщение потребительского рынка осуществляется на 50% импортными товарами, а по некоторым позициям – на 100 %. Причем не всегда хорошего качества.

Влияние транспортного фактора на функционирование и развитие товарного рынка очень существенно. Особенно это характерно для сибирских регионов, находящихся почти посередине России, и товарные рынки которых ориентированы на вывоз продукции производственно-технического назначения и ввоз продуктов питания и промышленных товаров народного потребления.

На сегодняшний момент это один из самых важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность целых регионов.

Так доля транспортных расходов в суммарных издержках при поставке на экспорт автомобильного бензина составляет 36 %, топочного мазута – 52%, деловой древесины – 32 %, пиломатериалов – 23 %, минеральных удобрений – 36 %. Цена на потребительские товары возрастает в 1, 5-2 раза[13].

Высокие транспортные затраты замедляют оборачиваемость товаров, способствуют увеличению товарных запасов, использование которых в материальном производстве принесло бы дополнительный эффект.

Влияние транспортного фактора существенно даже в пределах одного региона. Так, например, товары, поставляемые в северные районы области, дорожают почти в два раза, что в условиях неплатежеспособности населения делает невыгодным развитие рынков в этих регионах, приводит к сужению как объемов, так и ассортимента регионального товарного рынка.

Расселенческий и градообразующий фактор оказывает влияние, прежде всего, на потребительский рынок. Учет данного фактора важен при формировании спроса на отдельные товары, разработке схемы товародвижения, размещения объектов рыночной инфраструктуры.

Особое значение на функционирование и развитие рынка товаров и услуг имеют административные факторы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...