2.2 Модель продвижения продукции местных товаропроизводителей на потребительский рынок
Сегодня отрасль торговли является одной из наиболее динамично развивающихся в экономике. Одним из стратегических направлений развития торговли является продвижение на потребительский рынок продукции местных товаропроизводителей. В целях обеспечения гарантированного и устойчивого снабжения населения безопасным и качественным продовольствием важным является вопрос поддержки региональных и местных товаропроизводителей. В условиях развития интеграционных и глобализационных процессов в более выгодном положении находятся крупные предприятия, поскольку они имеют устойчивые связи с покупателями и переработчиками продукции, более широкие возможности для привлечения банковских кредитов, более современное транспортное и технологическое оснащение. Однако и они сталкиваются с рядом проблем при реализации продукции. Так, к основным проблемам местных товаропроизводителей можно отнести: - увеличение вследствие финансово-экономического кризиса отсрочек по оплате за поставленную продукцию со стороны торговых сетей и переработчиков, которые в свою очередь сталкиваются с нехваткой кредитных ресурсов для формирования оборотного капитала; - предпочтение крупными перерабатывающими и торговыми предприятиями работать с агрохолдингами и крупными хозяйствами, обеспечивающими большие объемы, а не с мелкими фермерствами; - ограниченность и даже отсутствие на некоторых территориях современных торговых площадок для продажи сельскохозяйственной продукции мелкими частниками, что закрывает доступ населения к качественным и натуральным товарам местных производителей; - значительное количество посредников при сбыте мелкими сельхозпроизводителями продукции, ввиду невозможности для последних пробиться на продовольственные рынки и реализовать произведенную продукцию по достойной цене[14].
Необходимо отметить, наиболее остро проблема сбыта продукции обстоит у малых категорий местных товаропроизводителей - крестьянских фермерских хозяйств и прочих малых форм хозяйствования. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки. Активное развитие розничной торговли на территории города объективно сопровождается появлением и развитием крупных торговых сетевых структур. При этом четко прослеживается тенденция увеличения количества и размеров торговых центров, поскольку большие площади позволяют размещать большой ассортимент товаров и оказывать максимально широкий спектр услуг. В результате в последние годы в Кировской области наблюдается сокращение объема оборота розничной торговли, приходящегося на долю розничных рынков, в отношении, как промышленных товаров, так и сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Основные каналы продвижения продукции сельского хозяйства на территории города являются: • региональные торговые сети и супермаркеты; • международные и федеральные торговые сети; • рынки и ярмарки, где осуществляется торговля сельхозпродукцией; • система сбыта облпотребсоюза[15]. При этом нужно отметить, что в торговых сетях представлен в большей степени ассортимент продукции, прошедшей промышленную переработку, в том числе первичную (мясные полуфабрикаты, молочная продукция и пр. ). В то же время на рынке осуществляется торговля практически всеми видами продуктов питания, в том числе сельскохозяйственной продукцией местных производителей, мясом и плодоовощной продукцией, молочной продукцией и мясопродуктами ведущих перерабатывающих предприятий и области, кондитерскими изделиями, фруктами.
С целью установления устойчивых взаимоотношений местных товаропроизводителей с субъектами торговли, их поддержки и повышения конкурентоспособности необходимо использовать синергетический подход. Экономический аспект категории «синергия» - выявление эффекта как результата слияния, интеграции отдельных частей в единую систему. На практике наиболее эффективными интеграционными формами являются такие как: финансово-промышленные группы, корпорация, системы франчайзинга, корпоративные торговые сети, стратегические альянсы и другие. Взаимодействие торговых сетей с местными производителями на основе интеграции открывает перед ними достаточно широкие возможности: - планирования заранее производственного процесса, выгодно отражающегося на ценах товаров в сети; - присвоения продукции собственных частных торговых марок (private labels), обеспечивающего также определенную выгоду производителям, особенно субъектам малого предпринимательства; - увеличения продаж и выхода на новый уровень развития компании в целом; - приобретения популярности у потребителей, что обеспечивает социальную эффективность деятельности предприятия; - реализации товаров потребителям по низким ценам, что обуславливается низкими закупочными ценами и географической близостью к производителям; - повышения экономической эффективности работы за счет отсутствия посредников (напрямую с производителями)[16]. Однако на пути проникновения местных производителей в сетевые магазины перед ними возникают существенные барьеры: - строгие санкции за нарушение договоренностей и сбой поставок; - высокая плата за включение их товара в ассортиментную матрицу; - доплата за хорошие продажи; - взносы на проведение маркетинговых кампаний; - сборы за результативные показатели уходящего года;
- сборы на открытие новых магазинов; - сборы за включение новинок в продажу и др. Таким образом, стратегия региональных и местных производителей должна строиться с учетом тенденции смещения баланса рыночной силы от производителей продукции в направлении розничной торговли, ориентироваться на все большую степень адаптации, координации и интеграции с организациями торговли, использующими современные технологии работы, непосредственно взаимодействующими с конечным потребителем. Первостепенной задачей становится установление баланса интересов различных стейкхолдеров, заинтересованных в развитии отрасли торговли и оказывающих влияние на характер, содержание и направление ее функционирования. В данной ситуации особенно остро встает вопрос поддержки региональных и местных товаропроизводителей. Политика поддержки интеграционных процессов местными органами власти может включать: - порядок и условия распределения земельных участков органами исполнительной власти; - предоставление прав аренды и получения в собственность земельных участков для инвесторов; - обеспечение инфраструктурой, которая является основой оценки социально-экономического развития, связанной с демографическими и социальными особенностями населения[17]. Мерами реализации этой политики в поддержке данной интеграции могут являться: - налоговые льготы или прямая финансовая поддержка конкретных программ развития отдельных интеграционных структур; - благоприятные для интеграционной структуры и развития фирменной торговли условия предоставления находящихся в собственности города земельных участков и недвижимости; - включение интеграционных структур в качестве целевой группы в специальные программы поддержки предпринимательства, принимаемых органами власти. Торговые сети должны идти на встречу местным производителям, что позволит им сначала создавать оригинальный продукт в своей нише, затем повышать его популярность на региональном уровне и организовывать кампанию по расширению дистрибуции. Таким образом, для продвижения продукции местных товаропроизводителей, обеспечения их устойчивости и конкурентоспособности предлагается использовать модель синергетического развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|