Искусство античности. Общая характеристика
Стр 1 из 18Следующая ⇒ ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ Общая характеристика Искусство античного мира свое название получило в XV в. от латинского «антиквус», что означает «древний». Под этим термином принято объединять архитектуру и изобразительное искусство Древней Греции и Древнего Рима с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. Этапы художественного творчества эллинов (т. е. греков) и римлян покоятся на мощном фундаменте художественных традиций иных эпох. Для Древней Греции это искусство мастеров критского государства и ахейских племен на территории Балканского полуострова (XXX-XII вв. до н. э. ). Для Древнего Рима – искусство этрусских племен, а шире – искусство доримской Италии (III тыс. до н. э. – IV в. до н. э. ). Кроме того, искусство античности обрело уникальность не без влияния на него в разное время культур египтян, финикийцев, ассирийцев, галлов, германцев, кельтов, иберов и др. Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции. В Греции сложились первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека. Греческие племена населяли южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и узкую прибрежную кайму малоазийского побережья. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. Полис, то есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие человека — гражданина полиса.
Карта Древней Греции (V-IV вв. до н. э. )
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие периоды своего развития. 1. Гомеровская Греция (XII—VIII вв. до н. э. ) 2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (VII—VI вв. до н. э. ). 3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (V и большая часть IV вв. до н. э. ). 4. Эллинистический период (конец IV—I вв. до н. э. ) — период образования больших империй, эллинистических монархий. Памятники древнегреческого искусства доставляют огромное эстетическое наслаждение и остаются актуальными, важными и по сей день. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, — это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли до нашего времени в подлинниках. О значительной части памятников мы можем иметь представление лишь по мраморным копиям, выполненным древнеримскими мастерами. В эпоху расцвета Римской империи (I—II вв. н. э. ) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями с прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные — в большей своей части разрушены, то часто только по римским копиям, можно судить о ряде шедевров греческой скульптуры. Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют фрески позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы римских городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески, найденные в развалинах древнего Рима, в Болгарии и в ряде других мест. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах. Но греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью, удивительной как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую художественную ценность.
С конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает искусство Древнего Рима. Итак, искусство античности представляет собой важнейший этап в развитии европейского и мирового изобразительного искусства и архитектуры. Наследие древних греков и римлян во все эпохи привлекало внимание людей, оно актуально и для современных жителей нашей планеты. В Средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения.
ИСКУССТВО ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ (VIII-VII вв. до н. э. ) Время распада родовой общины и зарождения полисных отношений. Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название гомеровского (12 - 8 вв. до н. э. ). Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера. На этот период приходится появление первых памятников изобразительного искусства. 12-8 вв. до н. э. были эпохой сложения греческой мифологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|