Наименование темы (раздела)
| Содержание
| Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
|
Занятия лекционного типа
| Лабораторно-практические занятия
| Практические занятия
| Самостоятельная работа обучающихся
|
Раздел 1.
Методология практической педагогической деятельности
|
Тема 1.1.
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности.
| 1. Предмет, задачи и основные понятия курса. Сущность педагогической деятельности как деятельности по решению профессионально-педагогических задач. Структура педагогической деятельности. Особенности профессионального мышления педагога как мышления в условиях реальной практической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
Сущность педагогически целесообразного взаимодействия учителя с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
Конфликты в педагогической деятельности, их особенности и причины возникновения.
|
|
|
|
|
2. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.
Общая характеристика педагогических технологий.Многообразие различных подходов к пониманию сущности педагогической технологии. Понятие о педагогической технике, педагогическом мастерстве.
|
Раздел 2.
Технология решения педагогических задач, оценка выбора их решения
|
Тема 2.1.
Педагогическая ситуация и профессиональная педагогическая задача в структуре деятельности учителя.
| 1. Педагогические ситуации и педагогические задачи в деятельности педагога. Виды и типы профессиональных задач: стратегические, тактические, оперативные задачи, их специфические особенности, характеристика. Другие основания для вычленения видов и типов педагогических задач.
Алгоритм анализа ситуации и технология решения профессиональной задачи. Оценка выбора решения педагогических задач. Различные контексты (социальный, культурный, национальный и др.), которые необходимо учитывать педагогу при решении профессиональных задач.
|
|
|
|
|
2. Анализ собственной профессиональной деятельности. Проектирование ситуаций с заданной педагогической целью. Решение психолого-педагогических задач, конструирование разных форм психолого-педагогической деятельности. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.
|
Раздел 3.
Педагогическое проектирование
|
Тема 3.1.
Технология диагностической деятельности педагога.
| 1. Понятие о педагогической диагностике, ее специфике. Взаимосвязь педагогической, психологической, социологической, медицинской и др. диагностик.
|
|
|
|
|
2. Оперативная и долговременная диагностика в образовательном процессе. Современные методы диагностирования достижений обучающихся. Использование методов педагогической и психологической диагностики для решения профессиональных задач.
Инструментарий педагогической диагностики (методики, тесты). Условия эффективности педагогического диагностического исследования.
|
3. Интерпретация результатов педагогической диагностики как средство постановки педагогических целей и задач.
|
Тема 3.2.
Технология проектировочной деятельности педагога.
| 1. Сущность, структура, основные этапы проектной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.
|
|
|
|
|
2. Способы постановки целей, типичные ошибки в процессе целеполагания. Понятие таксономии целей.
|
3. Особенности проектной деятельности учителя-предметника. Планирование как педагогическая задача. Сущность, научные основы планирования образовательного процесса. Многообразие видов планов работы учителя.
|
4. Особенности проектной деятельности классного руководителя. Формы планирования, виды планов классного руководителя, их характеристика. Структура плана, его логика.
Проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей.
Проблема проектирования воспитательной среды класса. Проектирование профессионального самообразования педагога.
|
Тема 3.3.
Технология организаторской, контрольно-корректировоч-ной, оценочной деятельности педагога.
| 1. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Особенности и этапы организаторской деятельности педагога.
Организация сотрудничества обучающихся и воспитанников. Внутригрупповое и межгрупповое общение детей.
Организация педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения.
|
|
|
|
|
2. Контрольно-корректировочная и оценочная деятельность педагога. Технология педагогического регулирования, коррекции и контроля.
|
3. Технология тестирования, мониторинга, экспертного оценивания хода и результатов педагогической деятельности. ЕГЭ. Возрастосообразные технологии оценки достижений детей.
|
Раздел 4.
Виды педагогических технологий
|
Тема 4.1.
Информацион-но-технологическое сопровождение образовательно-го процесса.
| 1. Позиция педагога в инновационных процессах. Понятие об инновационных технологиях. Коммуникативно-информационные, диалоговые, игровые, проблемные и др. технологии. Компьютерные и информационно-коммуникативные технологии, возможности их использования в деятельности учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования.
|
|
|
|
|
2. Информационно – технологическое сопровождение образовательного процесса. Использование различных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон и др.).
|
3. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Совместная работа учителя с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников.
Технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса.
|
Тема 4.2.
Коммуникативная деятельность педагога.
Формы и технологии взаимодействия субъектов педагогического процесса.
| 1. Сущность педагогического общения, его специфика, функции. Структура педобщения: моделирование педагогом предстоящего общения (этап «прогноз»), организация непосредственного общения (этап «коммуникативная атака»), управление общением, коррекция замысла, стимулирование участия в общении; анализ состоявшегося общения; модель на предстоящую деятельность.
|
|
|
|
|
2. Стили педагогического общения, условия их выбора и реализации. Использование техники вербального и невербального общения в профессиональной деятельности учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования.
|
3. Педагогическая этика и педагогический такт как ценностно-смысловые основы самоопределения педагога в профессиональной деятельности.
Способы поведения педагога в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами.
|
Контроль самостоятельной работы
|
|
Всего: 108 часов
|
|
|
|
|