Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения общеразвивающих упражнений 1 страница




 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ



С. Я. ЛАЙЗАНЕ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Пособие для воспитателя детского сада

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978


Лайзане С. Я.

Л18 Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. «Просвещение», 1978.

158 с. с ил.

В пособии раскрыты организация и методика воспитательной рабо­ты по физической культуре с детьми 1—3 лет. Упражнения и игры, раз­работанные автором, представляют собой последовательную систему физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Особое место уделено педагогическому контролю и описанию прие­мов обследования движений детей 1—3 лет. Это позволит воспитателям вести целенаправленное наблюдение за уровнем развития каждого ребенка.                             *

60402—324

103(03)—78 253^78                                                                 372

372 Л18

© Издательство «Просвещение», : 1978 г.

ОТ АВТОРА

Общее развитие и воспитание дошколь­ников требует особого внимания, так как именно в этом возрасте формируются фи­зические, умственные и нравственные сто­роны будущей личности.

Советская дошкольная педагогика исхо­дит из того, что систематические занятия и подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на общее развитие детей. У ма­лышей, с которыми регулярно проводятся упражнения, рост, вес, окружность грудной клетки и другие показатели, как правило, выше, чем у их ровесников, не занимаю­щихся физкультурой.

Настоящее пособие составлено в соот­ветствии с «Программой воспитания в дет­ском саду» на основании большой исследо­вательской работы, получившей одобрение практических работников. Цель пособия — помочь воспитателям правильно организо­вать занятия по физической культуре с детьми полутора—трех лет.

Книга состоит из двух разделов, в кото­рых раскрывается методика проведения за­нятий с детьми второй группы раннего воз­раста (1—2 года) и первой младшей груп­пы ^(2—3 года). В каждом разделе даны примерные конспекты занятий по физиче­ской культуре на весь учебный год, что поможет воспитателям в планировании ра­боты по физическому воспитанию.


ВВЕДЕНИЕ

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными по­могают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообраз­ность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная актив­ность ребенка постоянно увеличивается, упущенное в это время компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Можно проследить некоторые изменения в физическом раз­витии ребенка 2—3 лег (в среднем за год).

Примерные показатели анатомо-физиологического развития детей 2—3 лет

Возраст Рост, СМЛ Увеличение роста, см Вес, кг Прибавка в весе, кг Окружность грудной клет­ки, см Частота дыхания, мин Частота пульса, удары в мин
2 года 3 года 86—88 94-95 12—13 7-9 12—13 14-15 2, 5—3 2 50—51 51, 5—52, 5 25—30 25*-30 НО—115 105-110

 

Из таблицы видно, что в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти пока­затели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии его движений и двигательной активности.

Мышечная система у маленьких детей формируется на осно­ве развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содер­жат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2— 3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, сла­бые, мягкие суставы и связки: У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Следует исклю­чать упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п. ) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода сто­пы, так как на втором и Частично на третьем году жизни она уплощена. Очень полезно поэтому упражнять малышей в при- поднимапип, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыха­тельная мускулатура еще не вполне сформировалась. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к пере­стройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответ­ствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудо­брюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воз­духе, помня,, что упражнения, в которых ребенок вольно или не­вольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.

Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвя­зи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

В связи с этим хорошие результаты дает обучение, если ма­лыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольст­вие, удовлетворение), что активизирует его, способствует нор­мальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребен­ка, но не следует заставлять его заниматься — принуждение вызываем естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Пршшм-ая во внимание психофизиологические особенности детей 2—З-легнего возраста (быстрая утомляемость, неуравно­вешенность и непоследовательность поведения и т. д. ), взрослый во время занятий следит за правильным чередованием процес­сов возбуждения и торможения, не перегружает их однообраз­ными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после нагрузок и быстрое восстановление сил. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры в младших возраст­ных группах.

Правильно поставленная работа по развитию движений, ко­торые в возрасте от 1 года до 3 лет еше не совершенны, поло­жительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно— они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, но­вые или знакомые, все упражнения проводятся вместе со взрос­лым и п-о его показу.

Вначале, как правило, дети выполняют новые движения не­точно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспро­изводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование дви­жения, его детальная отработка и точность выполнения осущест­вляются в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способ­ность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность заня­тий являются основными условиями при обучении детей дви­жениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают ребенка и при необходимости, например, в увлекательной, интересной игре даже заставляют сдерживаться в нужный момент. Кроме того, заинтересованность положитель­но действует на двигательную активность детей, особенно ма­лоподвижных и инертных.

Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребен­ка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сиг­нальная система: совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. К полутора годам малыш произносит примерно 30—40 слов, а к двум с половиной — уже до 200—300 слов.

В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движе­ния должно всегда сопровождаться показом действия, соответ­ствующего этому слову.

Уровень развития речи у детей третьего года жизни разнооб­разен. Лишь, немногие из них с удовольствием разговаривают со взрослыми и меньше между собой. Это особенно заметно в начале учебного года у застенчивых и робких новичков, посту­пивших в группу. Большая речевая активность проявляется у них, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быст­ро справляются с заданием на занятиях по физической культу­ре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнить нужное движение. Нервно- психическое и физическое развитие ребенка зависит от возраста и двигательной подготовленности, и поэтому, чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям ребенка, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения. Движения у де­тей раннего и дошкольного возраста имеют с веж особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качествен­ным показателям.

Хорошо организованная работа помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других позд­нее, так как это зависит от индивидуальных особенностей, от условий развития малышей, от организации их деятельности и от влияния взрослых, от обучения и воспитания. Например, не­которые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие — в 2 года и даже старше.

На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т: д., спо­собны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много пол­зают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значи­тельно улучшается—развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыж­ки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды мета­ния, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и пере­строения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложны­ми правилами.

Эффективность обучения повышается, если умело заинтере­совать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению воле­вых усилий для достижения цели.

Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так как проявление внима­ния со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, свя­занных с уменьшением площади опоры и сохранением равнове­сия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по ле- сенке-стремянке и т. д. ). В таких случаях своевременная помощь воспитателя влияет не только на качество обучения и выполне­ние движений, но и оказывает большое воспитательное воздей­ствие, стимулирует положительное отношение ребенка к данно­му виду движения, желание выполнить задание.


Процеес обучения движениям очень сложен и длителен. Он складывается из научно обоснованных принципов, разработан­ных советской педагогикой на основе практики работы с детьми. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях строится на систематичности занятий, предусмотренных «Программой воспи­тания в детском саду», и их последовательности (от легкого к более трудному материалу).

Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у'него определен­ные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методич­ного повторения движений с обязательным усложнением (увели­чение физической нагрузки, варьирование, изменение содержа­ния).

Обучение движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно вы­полнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, раз­вивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слы­шать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры[1] и т. п.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-2 ГОДА)

СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИИ

«Программой воспитания в детском саду» предусмотрены еженедельно 2 занятия по физической культуре (по 10—15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. С детьми дб полутора лет лучше всего заниматься перед первым сном или между первым и вторым. С более старшими, от полу­тора лет, занятие проводится в первую половину дня, когда дети младшей подгруппы спят, или сразу после дневного сна, до полдника.

Необходимыми гигиеническими требованиями проведения занятий являются влажная уборка пола[2], чистый воздух (t° +'19, -20), привычная обстановка, облегченная, не стесняю­щая движений одежда (по сезону). Начиная с полутора лет малышей приучают надевать майку, трусы, носки или та­почки (на ковре можно заниматься босиком). Воспитатель про­водит занятия в спортивной форме.

Детей до полутора лет, и даже до 1 года 8 месяцев, объеди­няют в подгруппы по 2—4, а более старших, до 2 лет, — по 5—7. Определяя ребенка в младшую или старшую подгруппу, следу­ет учитывать не только возраст, но и общее развитие, его умение двигаться. Кроме того, малыши, впервые поступившие в детский сад, определяются сначала, как правило, в младшую подгруппу (даже если они старше полутора лет), так как здесь воспитатель сможет^уделить больше внимания новичку и постепенно приоб­щить его к занятиям группы. Все это относится также. и к „детям, долго не посещавшим детский сад.

В этой возрастной группе (второй год жизни) нецелесообраз­но деление занятия на. части, как это имеет место в более стар­ших группах. Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упраж­нениями, которые выполняются одновременно всей подгруппой

вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений.

Особое место отводится планированию, соотношению в каж­дом занятии нового и знакомого материала, закреплению осво­енного и т. д. Дети второго года жизни не способны восприни­мать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для, развития ре­бенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение 2 недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наиме­нования основных видов движений (ходьба, ползание или ла­занье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые малышам, несколько услож­нив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

Комплексы упражнений для детей второй группы раннего возраста воспитатель может составлять сам или использовать приведенные ниже. Планируя занятия, следует:

помнить, что упражнения должны соответствовать возраст­ным и функциональным возможностям ребенка;

предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), которые необходимо че­редовать;

избегать длительного статического положения, ожидания; соблюдать последовательность в нарастании трудности уп­ражнений и увеличении нагрузки в соответствии с совершенст­вованием двигательных умений малыша;

методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

умело вызывать у ребенка положительные эмоции, доставляя ему радость и удовлетворение;

иметь в виду ограниченную двигательную самостоятельность детей этого возраста;

учитывать время, отведенное на непосредственное выполне­ние движения.

Моторная плотность[3] занятий детей второго года жизни на­ходится в пределах 40—70% всего времени занятия. Общая плотность[4] занятия выше, но даже при умелой организации и педагогическом мастерстве воспитателя она не превышает 80% общего времени занятия. Это объясняется тем, что, особенно в начале учебного года, дети в возрасте до 1 года 6 месяцев вы­полняют упражнения большей частью по одному с помощью взрослого.

Учет двигательной активности показывает, что в начале года в течение 8—10-минутного занятия у детей фиксируется (с по­мощью шагомера) 50—180 движений, а к концу года — уже 300—500. Постепенное увеличение расстояния, которое должен пройти ребенок, чтобы выполнить нужное движение, повторение упражнений и активные игры положительно влияют на разви­тие его двигательной активности.

Занятия по физической культуре во второй группе раннего возраста предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосред­ственных двигательных ощущений при его выполнении.

Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением общеразвивающих упражнений или перед основными видами движений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ре­бенок, усваивая необходимые движения, мог удовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потреб­ность.

Малыши этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве, они только начинают осваивать передвижение по прямой линии и смену направления. Поэтому различные пере­строения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

Необходимо продумать, как использовать групповую комна­ту, чтобы с большей пользой провести занятие, облегчить ребен­ку ориентировку в пространстве, помочь лучше усвоить опре­деленный порядок. Например, сидеть всегда на одном и том же месте у стены.

Некоторые упражнения воспитатель может», провести по-раз­ному. Например, дает задание — ползти до бревна и перелезть через него (бревно лежит на середине ковра, на расстоянии 3—4 м от детей). Малыши выполняют-задание и возвращаются на свои места или, справившись с препятствием, садятся на стулья, заранее расставленные в противоположной стороне, а затем по сигналу воспитателя ползут обратно.

Во время подготовки пособий для следующего упражнения дети сидят на стульях (на скамейке) и слушают, что говорит воспитатель, отвечают на его вопросы^Например, воспитатель берет обруч и говорит: «Это обруч, сейчас Оля, Игорь, Юра и Наташа будут держаться за обруч и приседать. Оленька, пока­жи, где обруч? Юра, что это?.. ПравильногЭто обруч. Иди сюда, держи его. Наташенька, встань рядом с'Юрой, держи обруч» и т. д. Постепенно взрослый приучает детей называть пособия, помогать расставить и убрать их на место и т. п.

принцип индивидуального воздействия, поощрения и непос­редственной помощи остается основным в работе с детьми вто­рого года жизни.

С накоплением двигательного опыта. и развитием речи коли­чество детей в подгруппах увеличивается. Чтобы дать необхо­димую нагрузку и обеспечить двигательную активность всех детей, в занятия постепенно вводятся поточный и фрон­тальный методы организации (в начале года малыши ползают цо одному, взрослый каждому показывает движение и помогает его выполнить; постепенно они начинают ползать один за другим или все вместе способны самостоятельно и одновре­менно выполнить упражнение).

Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятель­ному выполнению движения.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ

Ходьба и равновесие. Дети начинают ходить к концу перво­го— началу второго года. Одни делают первые неуверенные ша­ги уже в 8-месячном возрасте, другие начинают самостоятельно переступать только в 13 месяцев.

Начальный период ходьбы имеет свои характерные особен­ности: чтобы удержать равновесие, малыш широко расставляет ноги, разводит в стороны руки, протягивает их вперед или под­нимает вверх, покачивается из стороны в сторону. Туловище его наклонено вперед, ноги сильно согнуты в коленях и тазобедрен­ном суставе, ступни развернуты внутрь, косолапят, так как дети неуверенно выносят ноги вперед. Шаг неравномерный, се­менящий, KOpOTKHli.

Ребенок ставит пока еще недостаточно развитую стопу пря­мо, а не с пятки на носок. Часто во время ходьбы, особенно при ускорении, малыши падают из-за того, что расположение цент­ра тяжести не обеспечивает достаточной устойчивости во время движения.

В процессе разнообразных игровых упражнений, например «Иди ко мне», «Принеси куклу», «Подойди к столу», ребенок проходит 2—3—5 м без остановки. Расстояние и продолжитель­ность ходьбы постепенно увеличиваются. Ребенка приучают изменять направление, переступать через лежащие на полу пре­пятствия (веревку, ленту, рейку и т. д. ).

На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуаль­на, каждый ребенок ходит в удобном*ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на заня­тиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку—малышам она не под силу. Заинтере­совывают, хорошо закрепляют умение ходить игровые подра­жательные упражнения «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д.

Любая двигательная деятельность при перемещении в прост­ранстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты усилия для сохранения равновесия.

Необходимы многократные упражнения в ходьбе по дорож­ке, доске, ребристой или наклонной плоскости и их повторения в новых сочетаниях и ситуациях. При первых попытках малыши осторожно выполняют такие задания, требуют помощи, смотрят под ноги, идут неуверенно, робко приставным шагом. Однако часто они не соблюдают ограничений (веревки, рейки, края до­рожки), наступают или переступают их. Воспитатель добро­желательно направляет ребенка, помогает ему идти по дорожке, держит за руку, подбадривает его и, если нужно, идет рядом.

Воспитатель приучает детей ставить поочередно сначала одну, затем другую ногу, поднимаясь на гимнастическую доску, скамейку, ящик, и также спускаться, избегая при этом спрыги- вания на пол, так как прыжок в глубину не соответствует воз­можностям детей этого возраста.

Упражнения в ходьбе хорошо развивают внимание, если они проводятся эмоционально, в игровой форме с использованием предметов и игрушек: «Иди по дорожке к кукле», «Пройди по мостику к мишке». Взрослый многократно называет предмет, а малыши повторяют название, обогащая тем самым свой ак­тивный словарь.

Постепенно в игровых упражнениях «Идите ко мне», «В гос­ти к куклам» и т. п. дети осваивают ходьбу небольшими под­группами. В дальнейшем темп ходьбы ускоряется, малыши де­лают попытку побежать, выполняя задания «Бегите ко мне», «Догоните собачку (куклу)» и т. д.

Составной частью каждого занятия во второй группе раннего возраста становятся разнообразные упражнения в ходьбе с по­мощью взрослого и самостоятельная ходьба.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Ходьба:

к дели по прямой;

по дорожке (ширина 30—25 см, длина 2—3 м)\

по дорожке из линолеума (ширина 30 см, длина 3—5 м);

по гимнастической доске (ширина 30—25 см) с помощью взрослого и без него;

через лежащую на полу ленту, веревку палку;

подняться на. ящик (высота 10—15 см) и сойти с него с помощью взрослого;

переступать через ленту (веревку, палку), лежащую на- полу. Второе полугодие. Ходьба:

между стульчиками, кубами, булавами, кеглями;

через кубы, кегли, обручи, палку (высота от пола 5, 10, 15 см)\

из обруча в обруч;

по наклонной доске вверх и вниз;

по гимнастической скамейке с воспитателем;

с предметом в руках;

с изменением, направления;

за мячом, (после катания);

подняться на ящик (высота 15—20 см), гимнастическую скамейку и сойти с нее;

подражательная (как солдат, мышка, собачка, птичка, медведь).

Ползание и лазанье. Ползать ребенок начинает с 5—6 меся­цев. При передвижении на четвереньках у ребенка уменьшается нагрузка на. позвоночник (достаточно сильная, когда малыш сидит во время приема пищи, на занятиях, играя с предметами), укрепляются мышцы спины, живота, формируется правильная осанка.

Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разно­образных упражнений в этом виде движения (ползании, под- ползании, переползании) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.

Нередко в начале второго года жизни, чередуя ходьбу с пол­занием, дети иногда нарушают координацию движений, теряют равновесие, падают, поэтому их не следует торопить.

Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают рядом за взрослым, который помо­гает им правильно двигаться. Если у ребенка не получается движение, воспитатель занимается с ним отдельно. «Олечка, сейчас поползем к мишке в гости. Он нас ждет», — обращается воспитатель к девочке.

Чтобы повторить упражнение в ползании и увеличить нагруз­ку, можно провести его одновременно для всей подгруппы: на противоположной стороне (на расстоянии 2—5 м) расставить игрушки (по числу детей) и предложить ползти к ним всем вместе.

Ползание целесообразно сочетать с переползанием через бревно, гимнастическую скамейку, а также подползанием под веревку, рейку, дугу и т. д. любым способом, удобным для ре­бенка. - *

Более сложное упражнение — ползание на четвереньках но наклонной доске или гимнастической скамейке — включается в занятия во второй половине года.

Лазанье дети второго года жизни осваивают медленнее, так как они боятся высоты: поднявшись на первую рейку лестницы, тотчас сходят на пол. Обучая каждого ребенка этому движению, воспитатель должен быть особенно внимательным и следить, чтобы малыш, пытаясь взяться за следующую рейку, не отпус­кал сразу обе руки, не опирался о перекладину предплечьем, не наклонял голову, поочередно переставлял руйи и ноги, дви­гался произвольно, в удобном ему темпе, постепенно привыкал к высоте.

В лазанье удобнее всего упражняться на лесенке-стремянке, занимаясь индивидуально.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Ползание:

на четвереньках по прямой с подлезанием под рейку, веревку, дугу, стульчик;

с переползанием через бревно;

между двумя параллельно положенными веревками (по дорожке) — и пролезание через'обруч.

Второе полугодие. Ползание: с перелезанием через гимнастическую скамейку; с подлезанием под гимнастическую скамейку; за мячом, который катится;

вверх по наклонной доске, по гимнастической скамейке; лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз, приставляя одну ногу к другой.

Бросание и катание. На втором году жизни ребенок начинает осваивать упражнения в метании, которые укрепляют мышцы рук, плечевого пояса и туловища, развивают глазомер, прост­ранственные представления, согласованность движений, мет­кость и ловкость.

Предварительно нужно упражнять малыша брать, держать и переносить предмет двумя и одной рукой. Ребенка заранее зна­комят с некоторыми свойствами предметов, показав, что, на­пример, мешочек с песком падает, мячик подскакивает и катит­ся. Так, сначала детям предлагают подержать предмет, поиграть с ним, воспитатель несколько раз повторяет название. Затем воспитатель просит показать предмет, где он находится: «Ироч­ка, покажи мне, где мяч, где мешочек с песком», — зовет детей поиграть вместе, бросает маленький мяч обеими руками вверх, вперед, катает его, ударяет об пол; мешочек с песком перебра­сывает из одной руки в другую; рассыпает вокруг себя мячи и шарики (по количеству детей) с тем, чтобы каждый мог взять мяч, принести и положить его в определенное место. При этом используются мячи разных размеров. Большие мячи дети берут и несут двумя руками, маленькие — одной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...