Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения общеразвивающих упражнений 5 страница




Примерные упражнения

Первое полугодие. Ползание:

на четвереньках по прямой;

с подлезанием под ленту (веревку, рейку, дугу, гимнастическую ска­мейку);

по дорожке между линиями (веревками);

с последующим переползанием через гимнастическую скамейку.

Второе полугодие. Ползание:

на четвереньках по лежащей на полу и наклонной доске;

по гимнастической скамейке;

ходить на четвереньках;

лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз при­ставным и переменным шагом.

Бросание, ловля, катание. Метание детьми третьего года жизни еще освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них больша'я.

Упражнения в метании ценны для общего развития ребенка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласован­ность движений, глазомер. Наиболее легким видом движения по сравнению с другими является метание вдаль.

Малыши, посещавшие детские учреждения, на третьем году жизни не испытывают особых затруднений при метании, а но­вичков необходимо упражнять: брать, держать, переносить мяч двумя и одной рукой, катать его, просто бросать снизу вверх и вперед.

В начале года элементы движения, характеризующие мета­ние (ноги слегка расставлены, замах от плеча, энергичный бро­сок), выполняют около 30% детей. Неточность броска, как пра­вило, объясняется анатомо-физиологическими особенностями и малым двигательным опытом ребенка. В конце года более 70% детей правильно выполняет движение.

Правильный навык метания вырабатывается, если упражнять обе руки, и, хотя дети предпочитают бросать более сильной рукой, по просьбе воспи­тателя они выполняют бросок как правой, так и левой рукой. Однако из-за преимущественного упражнения правой руки малыши метают ею лучше, чем левой. Например, правой рукой мальчики бросают вдаль мешочек с песком (вес 150 г) в среднем на 159 см, левой — на 128 см\ девочки правой рукой — на 147 см, левой — на 111 см. В конце года это расстояние увеличивается, причем правой рукой мальчики бросают на 291 см, левой — на 226 см, а девочки соответственно на 245 и 204 см.

При метании двумя руками дети поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Задание воспитателя — «Бросить мяч как можно дальше» и его показ побуждают малышей выполнить движение более энергично, чтобы мяч пролетел выше и дальше, причем их мало интересует результат броска, а увлекает само движение, воз­можность его многократно повторить вместе с воспитателем, услышать похвалу.

Систематические упражнения и чередование метания вдаль одной и двумя руками, разнообразные задания (например, бро- сигь до линии, флажков,: перебросить через гимнастическую скамейку, сетку, ленту, натянутую на уровне груди ребенка) создают условия повторения в разнообразных вариантах и яв­ляются основой для усвоения разных способов метания.

Метание одной или двумя руками целесообразно проводить одновременно со всей подгруппой, так как это повышает мотор­ную плотность занятия, значительно увеличивает двигательную активность каждого ребенка. С упражнениями в метании вдаль очень удобно сочетать другие движения, например дополнитель­ную нагрузку дети получают, если после броска бегут за своим мешочком, берут его и быстро возвращаются на свое место или катят мяч и проползают за ним под'дугу, веревку.

Часто на занятиях и в повседневных играх даются задания прокатить, перекатить мяч, но сначала воспитатель рассажива­ет детей на полу полукругом и катит мяч каждому по очереди, показывая и объясняя, что его надо отталкивать от себя ладо­нями и пальцами, чтобы он не подскакивал.

При прокатывании мяча под дугу, веревку, стулья ребенок, держа его одной или двумя руками, становится лицом к посо­бию. По сигналу взрослого он наклоняется вперед, немного сги­бает ноги в коленях, кладет мяч на пол и отталкивает его от себя кистями рук, затем бежит, догоняет и берет мяч. Выпол­нить упражнение можно одновременно с несколькими детьми, чтобы не заставлять их долго ждать своей очереди, если доста­точно широко натянуть ленту или поставить сразу 2—3 ворот.

Обучение бросанию и ловле мяча проводится индивидуально. Чтобы выполнить эти движения, надо рассчитать направление броска, его силу, занять определенную позу, учесть скорость ле­тящего предмета, его объем, вес, суметь удержать предмет. По­этому ловля какого-либо предмета после бросания его малень­ким ребенком не под силу детям данного возраста. -Малыш третьего года жизни может поймать мяч только после точного броска взрослого (с расстояния 0, 5—1 м), когда предмет сам падает ему в руки.

Упражнения в метании в цель гораздо труднее по способу выполнения. На начальном этапе обучения дети, как правило, стараются приблизиться к цели и положить в нее предмет. Дети не умеют прицелиться, определить направление броска, со­размерить его силу и дальность, поэтому попадания в цель ред­ки (даже на расстоянии 100—125 см), чго снижает интерес к данному виду движения. Необходимо многократно повторять такие упражнения, при этом выполнять их должны сразу не­сколько малышей (3—4), а если возможно, все дети подгруппы.

Место метания воспитатель отмечает линией, веревкой или раскладывает обручи, в которых стоят дети при выполнении броска. Ребенку объясняют, что легче попасть в цель, если хо­рошо прицелиться, не торопиться, быть внимательным, направ­лять руку в сторону цели.


Основное место на занятиях в первой младшей группе отво­дится упражнениям в метании вдаль, а метание в цель и осо­бенно ловля мяча включаются редко, так как целесообразнее их перенести в самостоятельную деятельность детей.

Освоение метания в этом возрасте происходит постепенно, малышам трудно сохранять определенную позу, а занять точное исходное положение им просто не по силам.

Главная цель упражнений в метании — дать ребенку общее представление о выполняемом движении и многократно повто­рить его в разнообразных ситуациях, обращая при этом внима­ние не на технику выполнения, а на результат: бросить как мож­но дальше, добросить мешочек с песком до черты, перебросить мяч через ленту или сетку, попасть в горизонтальную цель — ящик, поставленный на пол, и т. п.

Для успешного выполнения движений целесообразно чере­довать способы метания. Формирование навыков происходит более продуктивно, если упражнения повторяются на одном за­нятии не менее 4—6 раз.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Катание и бросание:

прокатывать мячи воспитателю двумя руками стоя и сидя (на расстоя­нии 0, 5—1, 5 м)\

бросать мяч от груди и из-за головы двумя руками; бросать мяч двумя руками снизу;.

бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки, шарики) вдаль правой и левой рукой;

катать мяч вперед и под дугу (стульчик, веревку). Второе полугодие. Катание, бросание, ловля: катать мяч с продвижением вперед; друг другу стоя и сидя (расстояние 0, 5—1 м).

бросать мяч через ленту, через сетку, в сетку (верхняя часть сетки на уровне глаз ребенка на расстоянии 1—1, 5 м)\

бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребенка) гори­зонтальную цель (корзину, ящик с расстояния 100—125 см) двумя руками, правой и левой рукой;

ловить мяч, брошенный воспитателем.

Упражнения в равновесии. Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. В повсе­дневной жизни малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением равновесия, — залезают на стул, диван, табурет, встают на куб, доску, бревно и т. п.


Упражнения, развивающие равновесие, необходимы в ран­нем и дошкольном возрасте, так как они способствуют развитию внимания, координации движений, ловкости, смелости, самостоя­тельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного ана^ лизаторов.

На третьем году жизни применяются самые простые упраж­нения в равновесии. Дети свободно, в индивидуальном темпе, ходят по прямой и извилистой дорожке (линии, доске, наклон­ной доске, гимнастической скамейке), переступают через куби­ки, перешагивают из обруча в обруч.

В начале года при выполнении заданий, связанных с сохра­нением равновесия, наблюдаются неуверенная ходьба, пристав­ной шаг, скованность в движениях. Например, во время ходьбы по гимнастической скамейке дети сильно сгибают ноги в тазо­бедренном суставе, робко идут по дорожке, начерченной на по­лу, смотрят под ноги. Иногда ребенок, впервые идущий по гим­настической скамейке, ставит ногу не на пособие, падает и потом долго боится подойти к нему.

При первых попытках следует разрешать детям идти при­ставным шагом (приставляя одну ногу к другой), вовремя под­держать за руку, подбодрить.

Если, перешагивая через кубики или кегли, малыш пытается обойти их (одной ногой перешагивает через препятствие, а вто­рую обносит кругом), необходимо расставить предметы шире на расстоянии 40—50 см.

Некоторые трудности, особенно в начале года, вызывают у ребенка подъем на пособие и спуск с него, поэтому воспитатель должен подать ему руку, помочь. Важно так настроить детей, чтобы они не боялись, смело поднимались на пособие и стара­лись выполнить задание самостоятельно. Не следует разрешать спрыгивать без специального задания, так как для этого нужен коврик, мат, а также страховка. Малыши сходят с пособия ша­гом, опуская сначала одну, а затем другую ногу на пол.

В течение года дети в основном осваивают все предусмотренные упраж­нения в равновесии, значительно улучшаются качество движения и скорость его выполнения. Так, в начале года при ходьбе по гимнастической скамейке прямое положение корпуса, переменный шаг, самостоятельность в выполнении задания наблюдаются у 15% мальчиков и 54% девочек, в результате систе­матического упражнения почти все малыши уверенно и спокойно выполняют упражнение. Значительно увеличивается и скорость движения: в начале года расстояние 2 м по гимнастической скамейке мальчики в среднем проходят за 4, 9 сек, девочки — за 5, 8 сек, в конце года с этим заданием мальчики справ­ляются в среднем за 2, 8 сек, девочки — за 2, 9 сек.

Упражнения в равновесии в первой младшей группе просты, но в какой-то мере однообразны, они требуют напряжения, внимания и сосредоточенности. Однако дети их выполняют с удовольствием, если занятия проводятся интересно в игровой форме, например, один раз малыши идут по дорожке, другой — по мостику, потом к мишке (зайке, кукле), шагают по кружоч­кам, из одного обруча в другой, по пенькам, нарисованным мет лом, или резиновым кружочкам и т. п. Это не утомляет детей, совершенствует движения.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Ходьба:

по прямой и извилистой дорожке, намеченной мелом, выложенной шну­рами на полу (ширина 20—30 см); по доске;

по наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20 см); по гимнастической скамейке;

с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10—15 см). Второе полугодие. Ходьба: по извилистой линии, шнуру (2—3 м)\ бег между линиями;

на четвереньках по гимнастической скамейке; с перешагиванием из обруча в обруч, с ящика на ящик; с кружением на месте.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

В первой младшей группе значительное место занимают об­щеразвивающие упражнения, так как в этом возрасте увеличи­вается самостоятельность выполнения заданий, -что позволяет разнообразить несложные движения.

У детей третьего года жизни отсутствует способность расчле­нять движения на отдельные части, поэтому выбираются глав­ным образом упражнения, требующие активного участия круп­ных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и общефизиологического воздействия, активизирующие функ­ции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Слабая координация движений, неспособность управлять движениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызы­вают определенные затруднения при выполнении общеразви­вающих упражнений. У детей появляются некоторая скован­ность и лишние движения. Ребенок не всегда сразу может по­вторить показ взрослого, поэтому от детей не требуют большой четкости, особенно в первой половине учебного года, разрешая им действовать так, как они могут. Воспитатель не только дает правильный образец движения, но и подчеркивает его основные стороны. Дети, поднимая руки с платочком вверх, должны стре­миться вытянуть их как можно выше; наклоняясь вперед из по­ложения сидя ноги врозь, стараться не сгибать ноги в коленях и т. д. Все это не является обязательным, онл выполняют уп­ражнения в общих чертах.


Общеразвивающие упражнения проводятся из разных исход­ных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. д. ). Учи- тьгвая, что часть из них начинается из положения сидя на стуле, взрослый следит за правильной посадкой и соответствием раз­мера стула росту ребенка (сидеть нужно прямо, смотреть впе­ред, ноги касаются пола и находятся под прямым углом). Одно­временно с выполненным упражнением это вырабатывает навык правильной посадки.

Необходимо включать упражнения, способствующие форми­рованию правильной осанки и развивающие мышцы стопы. При­менение разных исходных положений позволяет разгрузить по­звоночник ребенка (особенно при положении лежа), разнообра­зить упражнения, чередовать работу определенных групп мышц.

При подборе движений следует руководствоваться прави­лом— не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколь­кими упражнениями подряд, что вызывает утомляемость, а рас­пределить нагрузку и таким путем упражнять все мышцы.

Общеразвивающие упражнения с мелкими предметами и иг­рушками составляют большую часть движений на занятиях в первой младшей группе. Они хороши тем, что требуют значи­тельного мышечного напряжения, точнее выполняются, не на­доедая детям, так как при повторении их можно разнообразить: один раз малыши поднимают руки вперед с платочком, другой раз держат мяч и ля показывают воспитателю шишки, кубики, поднимают обруч и т. д.

Прежде чем дать детям какой-либо предмет, следует их по­знакомить с ним, например: «Это — мяч, он красный (синий), держать его надо крепко, если он упадет, то покатится, а если мяч ударить об пол, он отскочет», «Это флажки, они синего, желтого и зеленого цветов. (Красные флажки не дают на физ­культурных занятиях. ) Флажком можно помахать». При появ­лении на занятиях незнакомого предмета малыши отвлекаются, начинают рассматривать его, играть.

Общеразвивающие упражнения выполняются с. разноцветны­ми платочками, погремушками, кубиками, шишками, листьями, флажками и т. п., при этом игрушек должно хватать всем, вклю­чая взрослого, так как он показывает движение и делает его с детьми одновременно.

В этом возрасте малышей следует приучать к определенному порядку, поэтому при подготовке к занятию важно заинтересо­вать их. Например, воспитатель показывает детям закрытый ящик и, встряхивая его, спрашивает: «Что в ящике? Послушай­те и скажите». Потом (независимо от ответов) открывает его и говорит: «Это погремушки, возьмите по одной, мы с ними бу­дем заниматься». Малыши берут игрушки сами, но если ребенок робеет, то игрушку дает ему взрослый. Или перед занятием при­возит кубики, шишки в машине с мишкой. Воспитатель обра­щается ко всем: «Дети, давайте посмотрим, что нам привез мишка», подзывая при этом новеньких и застенчивых. Все смот*
рят, а затем воспитатель предлагает взять кубик (шишку) и стать лицом к нему для выполнения упражнений.

Постепенно дети привыкают (по указанию воспитателя) са­мостоятельно брать мелкие пособия, предварительно разложен­ные на стульях, гимнастических скамейках, низких подоконни­ках, аккуратно класть их на прежнее место. При этом следует помнить, что каждый раз используется только один, нужный в данный момент предмет.

Иногда целесообразно заранее расставить стулья, положить на полу маленькие обручи и т. д., чтобы малыши по сигналу встали около них, повернулись лицом к воспитателю и выпол­нили упражнения, а затем сами убрали пособие в указанное место.

Детям первой младшей группы вполне доступны имитаци­онные движения, которые используются как общеразвивающие упражнений. Подражательные упражнения заинтересовывают, радуют ребенка, помогают ему лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у него желание повторить движе­ние в самостоятельной деятельности.

Занятия начинаются с упражнений для рук и плечевого поя­са, затем следуют движения для ног и туловища, а заканчива­ются они, как правило, поскоками или бегом с последующей спокойной ходьбой. В этой возрастной группе общеразвивающие упражнения повторяются 3—6 раз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...