Особенности проведения общеразвивающих упражнений 5 страница
Примерные упражнения Первое полугодие. Ползание: на четвереньках по прямой; с подлезанием под ленту (веревку, рейку, дугу, гимнастическую скамейку); по дорожке между линиями (веревками); с последующим переползанием через гимнастическую скамейку. Второе полугодие. Ползание: на четвереньках по лежащей на полу и наклонной доске; по гимнастической скамейке; ходить на четвереньках; лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз приставным и переменным шагом. Бросание, ловля, катание. Метание детьми третьего года жизни еще освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них больша'я. Упражнения в метании ценны для общего развития ребенка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласованность движений, глазомер. Наиболее легким видом движения по сравнению с другими является метание вдаль. Малыши, посещавшие детские учреждения, на третьем году жизни не испытывают особых затруднений при метании, а новичков необходимо упражнять: брать, держать, переносить мяч двумя и одной рукой, катать его, просто бросать снизу вверх и вперед. В начале года элементы движения, характеризующие метание (ноги слегка расставлены, замах от плеча, энергичный бросок), выполняют около 30% детей. Неточность броска, как правило, объясняется анатомо-физиологическими особенностями и малым двигательным опытом ребенка. В конце года более 70% детей правильно выполняет движение. Правильный навык метания вырабатывается, если упражнять обе руки, и, хотя дети предпочитают бросать более сильной рукой, по просьбе воспитателя они выполняют бросок как правой, так и левой рукой. Однако из-за преимущественного упражнения правой руки малыши метают ею лучше, чем левой. Например, правой рукой мальчики бросают вдаль мешочек с песком (вес 150 г) в среднем на 159 см, левой — на 128 см\ девочки правой рукой — на 147 см, левой — на 111 см. В конце года это расстояние увеличивается, причем правой рукой мальчики бросают на 291 см, левой — на 226 см, а девочки соответственно на 245 и 204 см.
При метании двумя руками дети поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Задание воспитателя — «Бросить мяч как можно дальше» и его показ побуждают малышей выполнить движение более энергично, чтобы мяч пролетел выше и дальше, причем их мало интересует результат броска, а увлекает само движение, возможность его многократно повторить вместе с воспитателем, услышать похвалу. Систематические упражнения и чередование метания вдаль одной и двумя руками, разнообразные задания (например, бро- сигь до линии, флажков,: перебросить через гимнастическую скамейку, сетку, ленту, натянутую на уровне груди ребенка) создают условия повторения в разнообразных вариантах и являются основой для усвоения разных способов метания. Метание одной или двумя руками целесообразно проводить одновременно со всей подгруппой, так как это повышает моторную плотность занятия, значительно увеличивает двигательную активность каждого ребенка. С упражнениями в метании вдаль очень удобно сочетать другие движения, например дополнительную нагрузку дети получают, если после броска бегут за своим мешочком, берут его и быстро возвращаются на свое место или катят мяч и проползают за ним под'дугу, веревку. Часто на занятиях и в повседневных играх даются задания прокатить, перекатить мяч, но сначала воспитатель рассаживает детей на полу полукругом и катит мяч каждому по очереди, показывая и объясняя, что его надо отталкивать от себя ладонями и пальцами, чтобы он не подскакивал.
При прокатывании мяча под дугу, веревку, стулья ребенок, держа его одной или двумя руками, становится лицом к пособию. По сигналу взрослого он наклоняется вперед, немного сгибает ноги в коленях, кладет мяч на пол и отталкивает его от себя кистями рук, затем бежит, догоняет и берет мяч. Выполнить упражнение можно одновременно с несколькими детьми, чтобы не заставлять их долго ждать своей очереди, если достаточно широко натянуть ленту или поставить сразу 2—3 ворот. Обучение бросанию и ловле мяча проводится индивидуально. Чтобы выполнить эти движения, надо рассчитать направление броска, его силу, занять определенную позу, учесть скорость летящего предмета, его объем, вес, суметь удержать предмет. Поэтому ловля какого-либо предмета после бросания его маленьким ребенком не под силу детям данного возраста. -Малыш третьего года жизни может поймать мяч только после точного броска взрослого (с расстояния 0, 5—1 м), когда предмет сам падает ему в руки. Упражнения в метании в цель гораздо труднее по способу выполнения. На начальном этапе обучения дети, как правило, стараются приблизиться к цели и положить в нее предмет. Дети не умеют прицелиться, определить направление броска, соразмерить его силу и дальность, поэтому попадания в цель редки (даже на расстоянии 100—125 см), чго снижает интерес к данному виду движения. Необходимо многократно повторять такие упражнения, при этом выполнять их должны сразу несколько малышей (3—4), а если возможно, все дети подгруппы. Место метания воспитатель отмечает линией, веревкой или раскладывает обручи, в которых стоят дети при выполнении броска. Ребенку объясняют, что легче попасть в цель, если хорошо прицелиться, не торопиться, быть внимательным, направлять руку в сторону цели. Основное место на занятиях в первой младшей группе отводится упражнениям в метании вдаль, а метание в цель и особенно ловля мяча включаются редко, так как целесообразнее их перенести в самостоятельную деятельность детей. Освоение метания в этом возрасте происходит постепенно, малышам трудно сохранять определенную позу, а занять точное исходное положение им просто не по силам. Главная цель упражнений в метании — дать ребенку общее представление о выполняемом движении и многократно повторить его в разнообразных ситуациях, обращая при этом внимание не на технику выполнения, а на результат: бросить как можно дальше, добросить мешочек с песком до черты, перебросить мяч через ленту или сетку, попасть в горизонтальную цель — ящик, поставленный на пол, и т. п.
Для успешного выполнения движений целесообразно чередовать способы метания. Формирование навыков происходит более продуктивно, если упражнения повторяются на одном занятии не менее 4—6 раз. Примерные упражнения Первое полугодие. Катание и бросание: прокатывать мячи воспитателю двумя руками стоя и сидя (на расстоянии 0, 5—1, 5 м)\ бросать мяч от груди и из-за головы двумя руками; бросать мяч двумя руками снизу;. бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки, шарики) вдаль правой и левой рукой; катать мяч вперед и под дугу (стульчик, веревку). Второе полугодие. Катание, бросание, ловля: катать мяч с продвижением вперед; друг другу стоя и сидя (расстояние 0, 5—1 м). бросать мяч через ленту, через сетку, в сетку (верхняя часть сетки на уровне глаз ребенка на расстоянии 1—1, 5 м)\ бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребенка) горизонтальную цель (корзину, ящик с расстояния 100—125 см) двумя руками, правой и левой рукой; ловить мяч, брошенный воспитателем. Упражнения в равновесии. Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. В повседневной жизни малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением равновесия, — залезают на стул, диван, табурет, встают на куб, доску, бревно и т. п. Упражнения, развивающие равновесие, необходимы в раннем и дошкольном возрасте, так как они способствуют развитию внимания, координации движений, ловкости, смелости, самостоятельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного ана^ лизаторов. На третьем году жизни применяются самые простые упражнения в равновесии. Дети свободно, в индивидуальном темпе, ходят по прямой и извилистой дорожке (линии, доске, наклонной доске, гимнастической скамейке), переступают через кубики, перешагивают из обруча в обруч.
В начале года при выполнении заданий, связанных с сохранением равновесия, наблюдаются неуверенная ходьба, приставной шаг, скованность в движениях. Например, во время ходьбы по гимнастической скамейке дети сильно сгибают ноги в тазобедренном суставе, робко идут по дорожке, начерченной на полу, смотрят под ноги. Иногда ребенок, впервые идущий по гимнастической скамейке, ставит ногу не на пособие, падает и потом долго боится подойти к нему. При первых попытках следует разрешать детям идти приставным шагом (приставляя одну ногу к другой), вовремя поддержать за руку, подбодрить. Если, перешагивая через кубики или кегли, малыш пытается обойти их (одной ногой перешагивает через препятствие, а вторую обносит кругом), необходимо расставить предметы шире на расстоянии 40—50 см. Некоторые трудности, особенно в начале года, вызывают у ребенка подъем на пособие и спуск с него, поэтому воспитатель должен подать ему руку, помочь. Важно так настроить детей, чтобы они не боялись, смело поднимались на пособие и старались выполнить задание самостоятельно. Не следует разрешать спрыгивать без специального задания, так как для этого нужен коврик, мат, а также страховка. Малыши сходят с пособия шагом, опуская сначала одну, а затем другую ногу на пол. В течение года дети в основном осваивают все предусмотренные упражнения в равновесии, значительно улучшаются качество движения и скорость его выполнения. Так, в начале года при ходьбе по гимнастической скамейке прямое положение корпуса, переменный шаг, самостоятельность в выполнении задания наблюдаются у 15% мальчиков и 54% девочек, в результате систематического упражнения почти все малыши уверенно и спокойно выполняют упражнение. Значительно увеличивается и скорость движения: в начале года расстояние 2 м по гимнастической скамейке мальчики в среднем проходят за 4, 9 сек, девочки — за 5, 8 сек, в конце года с этим заданием мальчики справляются в среднем за 2, 8 сек, девочки — за 2, 9 сек. Упражнения в равновесии в первой младшей группе просты, но в какой-то мере однообразны, они требуют напряжения, внимания и сосредоточенности. Однако дети их выполняют с удовольствием, если занятия проводятся интересно в игровой форме, например, один раз малыши идут по дорожке, другой — по мостику, потом к мишке (зайке, кукле), шагают по кружочкам, из одного обруча в другой, по пенькам, нарисованным мет лом, или резиновым кружочкам и т. п. Это не утомляет детей, совершенствует движения.
Примерные упражнения Первое полугодие. Ходьба: по прямой и извилистой дорожке, намеченной мелом, выложенной шнурами на полу (ширина 20—30 см); по доске; по наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20 см); по гимнастической скамейке; с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10—15 см). Второе полугодие. Ходьба: по извилистой линии, шнуру (2—3 м)\ бег между линиями; на четвереньках по гимнастической скамейке; с перешагиванием из обруча в обруч, с ящика на ящик; с кружением на месте. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В первой младшей группе значительное место занимают общеразвивающие упражнения, так как в этом возрасте увеличивается самостоятельность выполнения заданий, -что позволяет разнообразить несложные движения. У детей третьего года жизни отсутствует способность расчленять движения на отдельные части, поэтому выбираются главным образом упражнения, требующие активного участия крупных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и общефизиологического воздействия, активизирующие функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Слабая координация движений, неспособность управлять движениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызывают определенные затруднения при выполнении общеразвивающих упражнений. У детей появляются некоторая скованность и лишние движения. Ребенок не всегда сразу может повторить показ взрослого, поэтому от детей не требуют большой четкости, особенно в первой половине учебного года, разрешая им действовать так, как они могут. Воспитатель не только дает правильный образец движения, но и подчеркивает его основные стороны. Дети, поднимая руки с платочком вверх, должны стремиться вытянуть их как можно выше; наклоняясь вперед из положения сидя ноги врозь, стараться не сгибать ноги в коленях и т. д. Все это не является обязательным, онл выполняют упражнения в общих чертах. Общеразвивающие упражнения проводятся из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. д. ). Учи- тьгвая, что часть из них начинается из положения сидя на стуле, взрослый следит за правильной посадкой и соответствием размера стула росту ребенка (сидеть нужно прямо, смотреть вперед, ноги касаются пола и находятся под прямым углом). Одновременно с выполненным упражнением это вырабатывает навык правильной посадки. Необходимо включать упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развивающие мышцы стопы. Применение разных исходных положений позволяет разгрузить позвоночник ребенка (особенно при положении лежа), разнообразить упражнения, чередовать работу определенных групп мышц. При подборе движений следует руководствоваться правилом— не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколькими упражнениями подряд, что вызывает утомляемость, а распределить нагрузку и таким путем упражнять все мышцы. Общеразвивающие упражнения с мелкими предметами и игрушками составляют большую часть движений на занятиях в первой младшей группе. Они хороши тем, что требуют значительного мышечного напряжения, точнее выполняются, не надоедая детям, так как при повторении их можно разнообразить: один раз малыши поднимают руки вперед с платочком, другой раз держат мяч и ля показывают воспитателю шишки, кубики, поднимают обруч и т. д. Прежде чем дать детям какой-либо предмет, следует их познакомить с ним, например: «Это — мяч, он красный (синий), держать его надо крепко, если он упадет, то покатится, а если мяч ударить об пол, он отскочет», «Это флажки, они синего, желтого и зеленого цветов. (Красные флажки не дают на физкультурных занятиях. ) Флажком можно помахать». При появлении на занятиях незнакомого предмета малыши отвлекаются, начинают рассматривать его, играть. Общеразвивающие упражнения выполняются с. разноцветными платочками, погремушками, кубиками, шишками, листьями, флажками и т. п., при этом игрушек должно хватать всем, включая взрослого, так как он показывает движение и делает его с детьми одновременно. В этом возрасте малышей следует приучать к определенному порядку, поэтому при подготовке к занятию важно заинтересовать их. Например, воспитатель показывает детям закрытый ящик и, встряхивая его, спрашивает: «Что в ящике? Послушайте и скажите». Потом (независимо от ответов) открывает его и говорит: «Это погремушки, возьмите по одной, мы с ними будем заниматься». Малыши берут игрушки сами, но если ребенок робеет, то игрушку дает ему взрослый. Или перед занятием привозит кубики, шишки в машине с мишкой. Воспитатель обращается ко всем: «Дети, давайте посмотрим, что нам привез мишка», подзывая при этом новеньких и застенчивых. Все смот* Постепенно дети привыкают (по указанию воспитателя) самостоятельно брать мелкие пособия, предварительно разложенные на стульях, гимнастических скамейках, низких подоконниках, аккуратно класть их на прежнее место. При этом следует помнить, что каждый раз используется только один, нужный в данный момент предмет. Иногда целесообразно заранее расставить стулья, положить на полу маленькие обручи и т. д., чтобы малыши по сигналу встали около них, повернулись лицом к воспитателю и выполнили упражнения, а затем сами убрали пособие в указанное место. Детям первой младшей группы вполне доступны имитационные движения, которые используются как общеразвивающие упражнений. Подражательные упражнения заинтересовывают, радуют ребенка, помогают ему лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у него желание повторить движение в самостоятельной деятельности. Занятия начинаются с упражнений для рук и плечевого пояса, затем следуют движения для ног и туловища, а заканчиваются они, как правило, поскоками или бегом с последующей спокойной ходьбой. В этой возрастной группе общеразвивающие упражнения повторяются 3—6 раз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|