Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые упражнения, подвижные игры и их особенности




В работе с детьми третьего года жизни широко используются игровые упражнения, не имеющие правил. Особенно нужны они в начале года, когда вновь принятые малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индиви­дуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содер­жат почти все виды основных движений.

Вначале на занятиях полезно повторить и использовать иг­ровые задания, предусмотренные для детей второго года жизни: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д., а потом можно предложить новые. Их дают нескольким малышам или всей под­группе (10—12 детей) в повседневной самостоятельной деятель­ности и во время прогулок, а также включают в занятия. Игро­вые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно. Например, «Пройди по тро­пинке» (ширина 25 см): они вдут друг за другом; задание «Пе­решагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой; причем переступая несколько палок; «Целься вернее» — каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). При такой организации создаются благоприятные условия для мно-

5 Заказ 4873

гократного повторения движения, ребенок действует при этом в соответствии со своими возможностями и умениями, в удоб­ном темпе.

В сочетании, чередовании и дополнении к игровым упражне­ниям в занятия первой младшей группы включаются сюжетные подвижные игры.

На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей груп­пой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал.

■ Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, за­стенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать дей­ствия по сигналу; постепенно • зарождается чувство коллекти­визма, товарищества, это очень важно.

Игры благоприятно влияют на весь организм ребенка в це­лом, так как при активном выполнении движений работают раз­личные группы' мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.

Дети 2—3-летние отзывчивы, они могут по-своему пережи­вать, способны различать выражение лица и оттенки голоса, поэтому непринужденность и доброжелательность в отношениях взрослого и ребенка, а также склонность к подражанию явля­ются основой для привлечения малышей к двигательной дея­тельности в играх.

Положительные эмоции, возникающие у них в это время, имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Именно подвижная игра дает возможность регулировать психическую и физическую нагруз­ку, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е. А. Ар- кин указывает: «.. tnrpa, как никакая другая деятельность, спо­собна организовать все силы ребенка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и за­глушать зарождающееся чувство усталости и доводить до выс­шей степени работоспособность организма»[9].

Радость и удовлетворение сопровождают интересную, актив­ную и доступную для ребенка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое состоя­ние и умственное развитие.

Объем знаний у детей третьего года жизни незначителен', внимание непроизвольное, неустойчивое, поэтому сюжет под­вижных игр должен быть простым, понятия хорошо знакомы: машины, птички, солнышко, самолет и т. д.

и Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движени­ях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал, например, в играх ««Воробышки и автомобиль» — подпрыгива­ние и бег; «Мой веселый звонкий мяч» — поско. ки и бег; «Зайка серый умывается» — разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п. ) в разных условиях, малыш совершенствует, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях, более свободно, непринужденно и естественно. Например, семенящий шаг, полусогнутые ноги, несогласованность движений рук и ног более всего заметны при специально организованном беге и го­раздо меньше в подвижных играх, когда ребенок основное вни­мание уделяет сюжету и правилам.

У детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому правила в играх предусматривают смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.

Понятный сюжет, интересное сочетание ходьбы, бега, полза­ния, поскоков создают бодрое, жизнерадостное настроение, ув­лекают малышей, движения их становятся ловкими.

Характерной особенностью подвижных игр для этого возра­ста является то, что все дети находятся в одинаковых условиях. Если есть дополнительная роль, например, в играх «Кошка и мыши» — кошка, «Воробышки и автомобиль» — машина, «Куры в огороде» — сторож и др., то эту роль вначале выполняет сам -воспитатель и только после освоения игры передает ребенку.

Взрослый, играя с детьми, подсказывает ход игры, показы­вает движения. Например, в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, — «воробышки ле­тают», присаживается, стучит по коленям пальцами — «воро­бышки клюют зернышки» и т. д., а потом подсказывает детям, что воробышки должны убегать, когда едет машина, и изобра­жает езду на машине.

Перед началом игры взрослый выразительно объясняет пра­вила, специально обращая внимание малышей на сигналы (зри­тельные— цвет флажка, ленточки; слуховые — слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, музыкальное сопровождение и т. д. ), по которым им следует менять или прекращать свои действия. Дети, запоминая новые слова и их значение, тренируют память, их речевое общение с воспитателем во время подвижных игр усиливается. На занятиях они сами часто просят поиграть в знакомые подвижные игры.

6*


Многолетние педагогические наблюдения показывают, что не все дети третьего года жизни включаются в занятие, не сразу проявляется у них активность и интерес к движениям, особенно когда малыши поступают в дошкольное учреждение из дома. Воспитатели, не учитывая особенности и специфику данного возраста, прибегают к натаскиванию ребенка. От этого страда­
ет не только его двигательная активность, но и вырабатывается отрицательное отношение к занятиям.

Некоторые дети на предложение воспитателя выполнять уп­ражнение отвечают отказом, а во время игр проявляют опреде­ленную заинтересованность и желание участвовать в них. Вна­чале они переживают ход игры, с интересом наблюдают за ней, выполняя отдельные движения, например в игре «Птички в гнездышках» они не летают, т. е не бегают, а, сидя на своем месте, взмахивают руками. На следующем занятии такие дети, если даже не делают общеразвивающие упражнения и основные виды движений, то, как правило, включаются в подвижную игру.

Игра — исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движе­ний у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в других упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР

В начале года с небольшими усложнениями даются некото­рые игровые упражнения, предусмотренные для детей второго года жизни: «Бегите ко-мне», «Догоните меня», «К куклам в гос­ти» и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...