Особенности проведения общеразвивающих упражнений 4 страница
СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ С детьми третьего года жизни проводится еженедельно два занятия по 15—20 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака или дневного сна до полдника. По возможности заниматься лучше в зале[8], где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка. Чтобы научить малышей лучше ориентироваться в пределах комнаты, зала, где будет проводиться занятие, можно в центре постелить ковер или длинную (5—8 м) ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке) проводятся упражнения общеразвивающие и для развития основных видов движений. Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая температуру воздуха в пределах +19, 20°. Летом в хорошую погоду занятия проводятся на площадке. Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый также в спортивной одежде. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи. Для занятий целесообразно объединить детей по 10—12 (две подгруппы). Подгруппы комплектуются из вновь принятых детей и переведенных из второй группы раннего возраста. Распределяют малышей по возрасту: в первую подгруппу — до 2 лет 6 месяцев, во вторую—с 2 лет 7 месяцев и старше (в младшей подгруппе на 2—3 ребенка меньше). Однако это не всегда правильно. Исходя из конкретных условий, в подгруппы можно объединять не только по возрастному принципу, но и учитывая подготовительный и двигательный опыт каждого ребенка. Это создает благоприятные условия для воспитательной работы: малыши подражают старшим, в свою очередь старшие дети помогают младшим пройти по наклонной доске или гимнастической скамейке, найти свое место в подвижной игре и т. д.
К проведению занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д. Наиболее целесообразно строить занятие из трех частей: первой — вводной (ходьба, чередующаяся с бегом); второй — основной (3—6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются поскоками или бегом. Упражнения повторяются 4—6 раз и проводятся из разных исходных положений. Для упражнений в основных видах движений подбирается 1—2 (иногда три) вида (кроме ходьбы и бега). После основных видов упражнений обязательно проводится подвижная игра, в которой принимают активное участие все дети); третьей — заключительной (ходьба или спокойная игра). Такое распределение материала соответствует возможностям детей третьего года жизни и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу. Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес у детей к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей третьего года жизни, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, всячески поддерживая интерес детей, не изменяя характера движений. Изменение или дополнение содержания на каждом занятии дает наиболее высокие результаты как в двигательной активности детей, так и в их двигательной подготовленности, а также способствует рациональному использованию времени.
Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материала с разрывом в повторении не более 2—3 занятий. Подвижную игру следует проводить в- течение 2 занятий подряд без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил большую заинтересованность и внимание, преодолел некоторые затруднения. Хорошие результаты дает также повторение одного и того же материала без изменений (2 занятия подряд в течение недели). Воспитатель в работе может использовать готовые комплексы упражнений для занятий или составлять их сам, придерживаясь следующего: учитывать возможности детей данной возрастной группы и уровень имеющегося двигательного опыта; не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2—3 знакомых, - которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие); давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой; подбирая упражнения, учитывать нагрузку на крупные группы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног); обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц; примерно половину упражнений проводить из исходного положения сидя, на четвереньках, лежа на животе, спине, чтобы разгрузить мышцы спины и стопы ног; предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия; в основном применять поточный и фронтальный методы организации детей, иногда использовать для упражнений в основных видах движений инвентарь и пособия, с которыми дети выполняли общеразвивающие упражнения (например, упражнения с мячами закончить метанием вдаль рукой, отведенной назад- вверх, от груди или катанием мяча и т. л. ). Хорошо продуманное занятие с использованием разнообразных методов организации детей, соответствующих возможностям детей третьего года жизни, способствует правильному усвоению материала и значительно увеличивает моторную и общую плотность занятия.
На повышение плотности занятия благоприятно влияет способность этой возрастной группы двигаться более самостоятельно по сравнению с детьми второго года жизни. Моторная плотность в первой младшей группе составляет 50—80%, а общая плотность достигает 80—100% всего временл занятия. В некоторой мере за счет увеличения длительности занятия, а главным образом за счет возможности всемерного применения наиболее рациональных способов организации детей (поточного и фронтального). Двигательная активность детей третьего года жизни значительно выше, чем у детей второго года жизни, и на одном занятии в зале в среднем составляет 1300—1400 движений (по шагомеру). В групповой комнате она значительно меньше. На занятиях в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и обще- развивающие упражнения (с предметами и подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребенок третьего года жизни обучается действовать в коллективе. 4 Заказ 4873 Дети в таком возрасте стремятся быть вблизи взрослого, прислушиваются к его ласковой речи, с удовольствием выполняют посильные задания и поручения. Но они еще не способны самостоятельно занять нужное место для выполнения определенного движения, поэтому во время занятий построения и перестроения используются наиболее простые, с применением различных ориентиров. Наиболее удобно и лриемлемо для выполнения общеразвивающих упражнений и подвижных игр свободное построение. Для ориентиров могут быть использованы разнообразные пособия: веревки, обручи, гимнастическая скамейка, ковровая дорожка и т. д. Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя. Перед выполнением общеразвивающих упражнений он приучает детей вставать на коврик (так, чтобы не мешать друг другу); перед броском — вдоль веревки, скамейки и т. п., помогая малышам найти свободное место, построиться парами или в круг (кто с кем хочет). Круг можно образовать, если малыши встанут в шеренгу, держась за руки, а воспитатель, взяв за руки первого и последнего, замкнет круг; или дети становятся вокруг стула (куба) лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют круг.
В начале года на занятиях малыши ходят и бегают гурьбой, ' врассыпную за взрослыми (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно., Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом. Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом повторяет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а взрослый, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей. Следует учитывать психофизиологические особенности детей третьего года жизни: повышенную возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния, большую подвижность, быструю утомляемость от однообразных движений, неспособность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т. д. Воспитатель не оставляет без внимания малоподвижных, слабых, застенчивых детей, а также отстающих в физическом развитии, так как им больше всех требуется помощь. Малыши со слабым физическим развитием, двигательной подготовленностью, как правило, боязливы, пассивны и выполняют упражнения вяло. Однако, если задание заинтересовывает, у них появляется желание заниматься, . при этом качество движений резко меняется. В начале года новички, не уверенные в своих силах, часто отказываются выполнить действие, но, даже не принимая непосредственного участия, проявляют интерес и любознательность. Как правило, эти дети быстро переходят в активную деятельность ари повторении знакомых им упражнений, игр, особенно если взрослый постоянно обращается к ребенку, поощряя и помогая ему. Воспитатель использует все возможности, чтобы занятия приносили наибольшую пользу. Высокая эффективность физической' нагрузки достигается при правильном чередовании движений и отдыха, который может быть активным и пассивным. На занятиях по физической культуре в первой младшей группе в основном применяется поточный и фронтальный методы организации детей, т. е. поочередное и групповое выполнение задания, и только по необходимости применяется индивидуальный метод. В этом процессе необходим активный отдых, во время которого в работу включаются мышцы, не принимавшие участия в предыдущем упражнении, т. е. происходит смена мышечной нагрузки (одно движение следует за другим). Например, в основной части занятия после ходьбы по гимнастической скамейке или метания проводится подвижная игра с бегом и т. п. Активный отдых увеличивает полезное время занятия, т. е. моторную плотность, сокращая паузы между отдельными видами движений.
Если застенчивый ребенок отказывается выполнить задание, взрослый предлагает то же задание другому, более активному ребенку. Это помогает малышу преодолеть робость. Во второй половине учебного года, особенно при повторении пройденного материала, дети становятся более уверенными и самостоятельными. Движения ребенок осваивает скорее, с большим удовольствием, если умело используется крупный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Все это помогает развитию способности быстро реагировать на новые условия.
в дальнейшем продолжает совершенствоваться, наблюдаются характерные признаки, свойственные ходьбе малышей раннего возраста. Движения рук иногда отсутствуют или бывают не согласованы с движением ног. Стопы развернуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлепанье), так как нога ставится на всю ступню, тулов. ище наклонено вперед, темп неустойчивый, шаг неравномерный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. Однако отсутствие признаков, свойственных ходьбе взрослых или даже детей старшего дошкольного возраста, нельзя считать ошибкой, так как эти признаки зависят от анатомических особенностей ребенка 4* 51 и недостаточного двигательного опыта. Поэтому следует показывать, как правильно ходить, чтобы, подражая взрослому, малыши ходили, как им удобнее, особо не обращая внимание на взмахи рук и высоту подъема ноги. При этом не следует требовать от малышей большой точности, так как, стараясь выполнить указания воспитателя, дети теряют координацию движений рук и ног, короткий шаг становится еще короче, ноги они высоко поднимают в коленях, опускают голову и смотрят вниз. Воспитатель перед группой проходит широким шагом, правильно чередуя взмахи рук, и говорит: «Посмотрите, как я иду. Вот так и все пойдем». Чтобы дети во время ходьбы не опускали голову и смотрели вперед, взрослый двигается вперед (спиной) и глядит на них, держа в руке флажок или яркий предмет, ласково предлагая малышам посмотреть на игрушку, назвать ее и идти за ней. Это помогает детям выпрямиться, приподнять голову и смотреть вперед, однако часто так делать не рекомендуется, так как малыши не получают правильный зрительный образец ходьбы, что очень важно в этом возрасте, и настолько подражают, что также поворачиваются кругом и начинают идти спиной вперед. Чтобы удлинить шаг ребенка и избежать шлепанья, проводятся упражнения в ходьбе и беге за воспитателем или игровые задания «Пойдем легко, как кошечки», «Пойдем тихо, как мышки» и т. п. При этом учитываются границы всего помещения, постепенно увеличивается расстояние ходьбы и бега. Чтобы малыши не шаркали ногами, их упражняют в переступании на разном расстоянии через линии, ленты, веревки, рейки, кубики, кегли. Занятия в первой младшей группе можно проводить с музыкальным сопровождением (только ходьба и бег), что способствует развитию чувства ритма, темпа, слаженности движений во время ходьбы, бега и вполне доступно детям третьего года жизни. Вначале они идут под музыку и хлопают, чтобы лучше воспринять ритм, темп мелодии и согласовать с ней ходьбу, затем уже просто шагают под музыку или удары бубна. Ходьба — составная часть каждого занятия по физической культуре. Она необходима для развития ориентировки в пространстве, быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал. Например, детям дают задание двигаться в определенном направлении, по сигналу остановиться или изменить направление, ходить вокруг и между предметами, не задевая их, не наталкиваясь друг на друга и т. п. Обследование детей и анализ качественных признаков и количественных показателей ходьбы показывают, что на протяжении третьего года жизни ходьба претерпевает некоторые изменения. В начале третьего года жизни качественные признаки ходьбы (прямое положение корпуса, приподнятая голова, координированные движения рук и. ног, параллельная постановка стоп, выдерживание первоначального направления) имеются примерно у 26% мальчиков и 15% девочек. К концу года ходьба примерно у 50% детей отвечает этим требованиям, однако и в 3-летнем возрасте она еще отличается от ходьбы более старших детей. У большинства из них в основном или отсутствует координация движений рук и ног, или бывает лабильной, т. е. иногда дети выполняют согласованные движения рук и ног, а иногда выносят вперед одноименную руку и ногу. Совершенствование и автоматизация ходьбы продолжаются у детей более старшего возраста. На третьем году жизни увеличивается скорость. Если в 2-летнем возрасте дети проходят 10 м в среднем за 10, 5 сек, то в 3-летнем —за 7, 9 сек. Независимо от занятий малыши систематически упражняются повседневно, что влияет на качественное улучшение и увеличение скорости ходьбы. Примерные упражнения Первое полугодие. Ходьба: стайкой за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении; парами, держась за руки; по кругу, взявшись за руки; змейкой между стульчиками (кубами, кеглями); с переступанием через веревку (палку, кубики, обручи); друг за другом. Второе полугодие. Ходьба: в колонне по одному, на носках; с остановкой и сменой направления по сигналу; переходящая к бегу, и наоборот; на месте, шаг вперед, вбок, назад; на месте кружиться в одну и другую сторону; с предметом (платочек, обруч, флажок и др. ). Бег является одним из основных видов передвижения детей младшего дошкольного возраста. Дети, которые любят бегать, сложены более пропорционально, у них лучше формируется стопа, что имеет большое значение для двигательной деятельности ребенка. Во время движения активизируются мышцы, а это хорошо влияет на весь организм, так как повышенное мышечное напряжение вызывает увеличение частоты сердечных сокращений. В начале третьего года жизни при беге у детей нередко наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечетко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Все это. отрицательно влияет на скорость бега, поэтому она очень незначительна. На третьем году жизни у детей бег становится легче, появляется полетность. Визуальные (зрительные) наблюдения во время бега позволяют обнаружить только выраженный полет, однако начальная стадия полета уже имеется у детей, но обнаруживается только с помощью киносъемки. У детей 2 лет по визуальным наблюдениям фаза полета отмечается: у 33, 3% мальчиков и 28, 6% девочек, к 3 годам — у 72, 5% мальчиков и 58, 2% девочек; к 3 годам 6 месяцам — у 83, 0% мальчиков и 74, 1% девочек. Однако кинограммы показывают, что эта цифра -значительно выше. В 3 года около 92% детей имеют фазу полета. Однако возраст не является единственным фактором, обусловливающим полет в движении. Кроме индивидуальных особенностей ребенка, в развитии бега большое значение имеют постоянные упражнения и применение его в разных игровых ситуациях, особенно в подвижных играх. По нашим наблюдениям, у малышей, которые имели возможность систематически упражняться в беге на занятиях по физической культуре, полетность, как правило, наблюдалась значительно раньше, чем у детей, не имеющих таких условий. Постепенно у больщинства из них уже в начале третьего года жизни появляется полет, т. е. формируется бег. В возрасте 2—3 лет темп бега и его скорость возрастают, причем у мальчиков и девочек третьего года жизни это происходит главным образом за счет увеличения длины шага (у мальчиков на 7 см, у девочек на 9 см), а также сокращения количества шагов — на 7 шагов (при дистанции 10 м). Нарастание скорости бега у малышей третьего года жизни происходит даже в пределах небольшого возрастного периода (3—4 месяца). В возрасте от 2 до 2 лет 6 месяцев мальчики пробегают 10 м в среднем за 6, 6 сек, а девочки — за 5, 8 сек. В 3 года это же расстояние мальчики преодолевают уже за 3, 7 сек, а девочки — за 3, 8 сек. Движения рук, особенно в возрасте до 2 лет 6 месяцев, слабые, не ускоряющие бег, они как бы помогают ребенку сохранить равновесие. В дальнейшем они совершенствуются, бег значительно облегчается, увеличивается стремительность. Координация движений рук и ног при беге значительно лучше, чем во время ходьбы. Так, на занятиях около 60% детей третьего года жизни выполняют координированные движения обеих рук, примерно 35% —одной рукой и только у 4—5% руки во время бега неподвижны, однако в подвижных играх дети бегают естественно, помогая себе движением р'ук. Бег в этом возрасте может быть произвольным, важно, что-, бы взрослый бегал вместе с детьми, показывая, что надо бегать легко, правильно чередуя взмахи рук. Но не следует обращать внимание детей на качество их бега, так как он становится неестественным. Темп бега можно регулировать, замедляя, ускоряя ритм музыкального сопровождения или исходя из какого-либо образа: «автомобили едут быстро, быстро.. /а теперь все медленней... » Следует помнить, что бег развивает быстроту, выносливость, активизирует работу мышечной, сердечно-сосудистой систем, ускоряет, дыхание. На занятиях по физической культуре целесообразно организовывать бег одновременно всей подгруппе, чередуя его с ходьбой. Во избежание столкновения воспитатель указывает направление, особенно в подвижных играх, где бег связан с эмоциональными переживаниями. Примерные упражнения Первое полугодие. Бег: переход от ходьбы к бегу, и наоборот; врассыпную; стайкой, гурьбой за воспитателем, в индивидуальном темпе; в заданном направлении. Второе полугодие. Бег: друг за другом, в указанном направлении и со сменой направления; между предметами; по дорожке (ширина 40—50 см)\ в играх; с ленточкой (обручем, погремушкой), в колонне по одному. Прыжки — наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. Малыши этого возраста любят прыгать, так как прыжки дают хорошую мышечную нагрузку. Важно учить их правильно прыгать, используя упражнения в подпрыгивании, спрыгивании и перепрыгивании. На третьем году жизни у детей появляется и интенсивно формируется прыжок, наблюдаются существенные изменения качественных и количественных показателей прыжка. В соответствии с возможностями и анатомо-физиологически- ми особенностями детей третьего года жизни прыжок требует согласованной работы мышц, определенной координации движений. Обучение начинается с поскоков на месте, с продвижения вперед, прыжков в длину с места и в глубину (спрыгива- ние). Прыжок в глубину связан с большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, поэтому ребенок спрыгивает менее энергично, тяжело опускаясь на всю стуиню, почти не сгибая колен. Обучать этому виду движения нужно индивидуально, так как на начальном этапе его освоения необходима помощь. Появление и активное формирование прыжковых движений происходит почти одновременно с развитием бега. Вначале малыши (в возрасте 1 года 8 месяцев, 1 года 10 месяцев) с интересом наблюдают за выполнением прыжка взрослым, не повторяя его действия. Но постепенно они начинают ритмично приседать, сгибать и выпрямлять ноги, туловище и учатся переносить вес тела с одцой ноги на другую. Так возникают пружинящие движения. Ребенок пытается подпрыгивать вверх на месте, прыгать вперед. Величина прыжка в длину с места достигает в среднем 24 см, однако далеко не всем удается одновременно оттолкнуться обеими ногами. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед или же приземляется на одну ногу и потом приставляет другую. Как правило, после прыжка дети опускаются тяжело, на всю ступню, не сгибая колен, что сопровождается неприятными ощущениями, поэтому следует обучать малышей мягкому приземлению, не обращать особого внимания на движение рук. Поскок в начале учебного года выполняют 60% детей первой младшей группы. Примерно 10—15% вообще отказываются подскакивать и прыгать в длину с места из-за неуверенности в своих силах, застенчивости и т. п. У детей к 2 годам 6 месяцам происходят качественные изменения прыжка в длину с места. У большинства это единое, законченное движение, которое во втором полугодии совершенствуется. К середине учебного года уже 95% детей выполняют прыжок, в конце года в результате обучения и систематического упражнения все малыши умеют прыгать в длину с места примерно на расстояние 40—50 см. В прыжке ребенка обнаруживаются все характерные для этого движения фазы (подготовительное приседание, толчок, полет, приземление), которые при прыжке в длину с места в конце года имеют около 90% детей. Одновременное приземление на две ноги является наиболее трудным и требует упражнения и закрепления в последующие годы. Воспитателю необходимо систематически показывать правильные движения при прыжке — легко, на носках подпрыгивать на месте, энергично прыгать вперед, мягко приземляться. От детей не требуют умения взмахивать руками, сохранять определенное положение корпуса и головы, но, несмотря на это, на основе подражания и имеющегося опыта, а также для более энергичного полета около 50% группы во время прыжка в длину с места непринужденно взмахивают руками вперед по направлению движения, более чем у 20% малышей при полете (в начале полета) руки отведены назад. Сила взмаха у детей третьего года жизни незначительна и не оказывает существенного влияния на результат прыжка. В этом возрасте ребенок легко осваивает движение в целом, т. е. его внимание фиксируется только на основных признаках прыжка — правильной постановке стоп при отталкивании, энергичном толчке и мягком приземлении. Конкретные задания. даются в игровой формб или в виде подражательных упражнений (Прыгать через ленту, ручеек, канавку, как зайчики и т. д. ) и воспринимаются эмоционально, интересно, не вызывая затруднений у детей. Во время обучения малыши xopoilio понимают словесные указания и стараются точно подражать показу взрослого. Поскоки и прыжки целесообразно организовать всем одновременно, разрешая их выполнять каждому в удобном ему темпе. Прыжки развивают ловкость, выносливость, силу, координацию движений. После них активизируется сердцебиение, дыхание. В течение 30 сек дети третьего года жизни выполняют в среднем 44—52 поскока (по показателям шагомера) „ частота пульса увеличивается в пределах 20—60% по сравнению с исходными показателями. После прыжков она нормализуется в течение 3 мин. На занятиях в первой младшей группе поскоки (не более 15—20 сек) включаются систематически, так как они значительно увеличивают физическую нагрузку, а после них следует спокойная ходьба. Примерные упражнения Первое полугодие. Поскоки: на месте на двух ногах; на двух ногах с продвижением вперед; _ прыжки через ленту (веревку), положенную на коврик (ковровую дорожку). через параллельные линии или веревки (на расстоянии 10—20 см). Второе полугодие. Прыжки: в длину с места на двух ногах (как можно дальше); через параллельные линии (веревки на расстоянии 20—30 см)\ вверх, касаясь предмета, находящегося в 10—15 см от поднятой руки ребенка; в глубину (спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см). Ползание и лазанье. Дети третьего года жизни ползают с большим удовольствием, быстро и уверенно. Большинство выполняет движение правильно, на четвереньках, опираясь на колени и ладони, но некоторые попеременно передвигают руки и ноги или выносят одновременно обе руки и, опершись на них, подтягивают к рукам одновременно обе ноги. В таких случаях воспитатель показывает, как надо двигаться, ползая вместе с ребенком. Необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением. В первой младшей группе движение выполняется одновременно всеми или поочередно. Чтобы малыши не опускали голову, взрослый расставляет игрушки, на которые дети смотрят, и, стоя в 5—7 м, говорит: «Дети, ползите ко мне, посмотрите на меня». Надо следить при этом, чтобы они не вставали раньше времени и доползли до нужного места, не торопя малышей. Целесообразно упражнять в ползании с последующим под- ползанием и переползанием любым, удобным детям способом. Во время ползания на четвереньках по наклонной доске (гимнастической скамейке) детей предупреждают, что нужно быть внимательными и осторожными. При повторении движения они могут ползти друг за другом, воспитатель находится рядом и при необходимости поддерживает малышей. Следует напоминать детям, что, ползая по скамейке, надо смотреть вперед, для чего в конце ее на расстоянии 1—2 м на стул сажают мишку, зайку или другую игрушку, на которую они смотрят. Этой возрастной группе вполне доступна ходьба на четвереньках (опираясь на ладони и стопы), при которой малышам не нужно смотреть вперед, что очень трудно и неестественно. Идут они произвольно, в индивидуальном темпе. Упражнения в лазанье в первой младшей группе выполнять довольно сложно, так как движение требует определенной координации, согласованной работы многих групп мышц, ориентировки в пространстве и смелости. Эти качества у ребенка развиты еще очень слабо. Нередко дети, особенно впервые поступившие в детский сад, боятся подниматься по лесенке, выпустить из руки перекладину, другие при поддержке воспитателя самостоятельно влезают на 3—4-ю перекладину, а спуститься боятся. Чаще всего при этом они применяют приставной шаг: перехватывают обе руки; а затем приставляют одну ногу к другой, однако некоторые уже начинают лазать чередующимся шагом. Лазая, дети смотрят на ноги, не согласовывают движений рук и ног, отпускают одновременно обе руки, опираются о перекладины предплечьем и т. п. Скорость лазанья на третьем году очень незначительна, и каждый ребенок выполняет упражнение, в индивидуальном темпе, но при этом взрослому необходимо обеспечить хорошую страховку, своевременно подбодрить, помочь. В первой младшей группе лучше всего лазать по лесенке- стремянке, хотя дети уже способны подняться по гимнастической лестнице, не имеющей наклона. Целесообразнее развивать навыки лазанья индивидуально в самостоятельной деятельности детей, во время прогулок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|