Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения общеразвивающих упражнений 4 страница




СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

С детьми третьего года жизни проводится еженедельно два занятия по 15—20 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака или дневного сна до полдника.

По возможности заниматься лучше в зале[8], где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая на­грузка.

Чтобы научить малышей лучше ориентироваться в пределах комнаты, зала, где будет проводиться занятие, можно в центре постелить ковер или длинную (5—8 м) ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке) проводятся упражнения общеразвивающие и для развития ос­новных видов движений.

Перед началом занятия следует произвести влажную убор­ку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая тем­пературу воздуха в пределах +19, 20°. Летом в хорошую пого­ду занятия проводятся на площадке.

Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапоч­ках. Взрослый также в спортивной одежде. В начале года вос­питатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.


Для занятий целесообразно объединить детей по 10—12 (две подгруппы). Подгруппы комплектуются из вновь принятых детей и переведенных из второй группы раннего возраста. Рас­пределяют малышей по возрасту: в первую подгруппу — до 2 лет 6 месяцев, во вторую—с 2 лет 7 месяцев и старше (в млад­шей подгруппе на 2—3 ребенка меньше). Однако это не всегда правильно. Исходя из конкретных условий, в подгруппы можно объединять не только по возрастному принципу, но и учитывая подготовительный и двигательный опыт каждого ребенка. Это создает благоприятные условия для воспитательной работы: малыши подражают старшим, в свою очередь старшие дети по­могают младшим пройти по наклонной доске или гимнастиче­ской скамейке, найти свое место в подвижной игре и т. д.

К проведению занятия следует тщательно готовиться, наме­чать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.

Наиболее целесообразно строить занятие из трех частей: первой — вводной (ходьба, чередующаяся с бегом); второй — основной (3—6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются поскоками или бегом. Упражнения повторяются 4—6 раз и проводятся из раз­ных исходных положений. Для упражнений в основных видах движений подбирается 1—2 (иногда три) вида (кроме ходьбы и бега). После основных видов упражнений обязательно прово­дится подвижная игра, в которой принимают активное участие все дети); третьей — заключительной (ходьба или спокойная игра).

Такое распределение материала соответствует возможностям детей третьего года жизни и обеспечивает нарастание физиче­ской нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

Систематическое, постепенное и доступное повышение на­грузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и спо­собствует улучшению его двигательной подготовленности. Проч­ность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз).

Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес у детей к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей третьего года жизни, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, всячески поддерживая интерес детей, не изменяя ха­рактера движений.

Изменение или дополнение содержания на каждом занятии дает наиболее высокие результаты как в двигательной актив­ности детей, так и в их двигательной подготовленности, а также способствует рациональному использованию времени.

Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материа­ла с разрывом в повторении не более 2—3 занятий. Подвижную игру следует проводить в- течение 2 занятий подряд без измене­ний, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил большую заинтересованность и внимание, преодолел некоторые затруднения. Хорошие результаты дает также повто­рение одного и того же материала без изменений (2 занятия подряд в течение недели).

Воспитатель в работе может использовать готовые комплек­сы упражнений для занятий или составлять их сам, придержи­ваясь следующего:

учитывать возможности детей данной возрастной группы и уровень имеющегося двигательного опыта;

не заменять полностью все упражнения предыдущего заня­тия, а оставить 2—3 знакомых, - которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;

подбирая упражнения, учитывать нагрузку на крупные груп­пы мышц (плечевого пояса, живота, спины, ног);

обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц;

примерно половину упражнений проводить из исходного по­ложения сидя, на четвереньках, лежа на животе, спине, чтобы разгрузить мышцы спины и стопы ног;

предусматривать постепенное нарастание нагрузки на орга­низм ребенка и снижение ее в конце занятия;

в основном применять поточный и фронтальный методы ор­ганизации детей, иногда использовать для упражнений в основ­ных видах движений инвентарь и пособия, с которыми дети вы­полняли общеразвивающие упражнения (например, упражнения с мячами закончить метанием вдаль рукой, отведенной назад- вверх, от груди или катанием мяча и т. л. ).

Хорошо продуманное занятие с использованием разнообраз­ных методов организации детей, соответствующих возможнос­тям детей третьего года жизни, способствует правильному усвоению материала и значительно увеличивает моторную и общую плотность занятия.

На повышение плотности занятия благоприятно влияет способность этой возрастной группы двигаться более самостоятельно по сравнению с детьми второго года жизни.

Моторная плотность в первой младшей группе составляет 50—80%, а общая плотность достигает 80—100% всего временл занятия. В некоторой мере за счет увеличения длительности занятия, а главным образом за счет возможности всемерного применения наиболее рациональных способов орга­низации детей (поточного и фронтального). Двигательная активность детей третьего года жизни значительно выше, чем у детей второго года жизни, и на одном занятии в зале в среднем составляет 1300—1400 движений (по шагомеру). В групповой комнате она значительно меньше.

На занятиях в первой младшей группе предусмотрены: ходь­ба, бег, ползание и лазанье, метание и катание, прыжки, сюжет­ные подвижные игры с простыми правилами, игровые и обще- развивающие упражнения (с предметами и подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребенок третьего года жизни обучается действовать в коллективе.

4 Заказ 4873

Дети в таком возрасте стремятся быть вблизи взрослого, прислушиваются к его ласковой речи, с удовольствием выпол­няют посильные задания и поручения. Но они еще не способны самостоятельно занять нужное место для выполнения опреде­ленного движения, поэтому во время занятий построения и перестроения используются наиболее простые, с применением различных ориентиров. Наиболее удобно и лриемлемо для вы­полнения общеразвивающих упражнений и подвижных игр сво­бодное построение. Для ориентиров могут быть использованы разнообразные пособия: веревки, обручи, гимнастическая ска­мейка, ковровая дорожка и т. д.

Все построения и перестроения проводятся с помощью вос­питателя. Перед выполнением общеразвивающих упражнений он приучает детей вставать на коврик (так, чтобы не мешать друг другу); перед броском — вдоль веревки, скамейки и т. п., помогая малышам найти свободное место, построиться парами или в круг (кто с кем хочет). Круг можно образовать, если ма­лыши встанут в шеренгу, держась за руки, а воспитатель, взяв за руки первого и последнего, замкнет круг; или дети становят­ся вокруг стула (куба) лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют круг.

В начале года на занятиях малыши ходят и бегают гурьбой, ' врассыпную за взрослыми (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно., Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные ма­ленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом.

Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом повторяет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а взрослый, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.

Следует учитывать психофизиологические особенности детей третьего года жизни: повышенную возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния, большую подвижность, быструю утомляемость от однообразных движений, неспособность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т. д. Воспитатель не оставляет без внимания малоподвижных, сла­бых, застенчивых детей, а также отстающих в физическом раз­витии, так как им больше всех требуется помощь.

Малыши со слабым физическим развитием, двигательной подготовленностью, как правило, боязливы, пассивны и выпол­няют упражнения вяло. Однако, если задание заинтересовы­вает, у них появляется желание заниматься, . при этом качество движений резко меняется.

В начале года новички, не уверенные в своих силах, часто отказываются выполнить действие, но, даже не принимая непос­редственного участия, проявляют интерес и любознательность. Как правило, эти дети быстро переходят в активную деятель­ность ари повторении знакомых им упражнений, игр, особенно если взрослый постоянно обращается к ребенку, поощряя и по­могая ему.

Воспитатель использует все возможности, чтобы занятия приносили наибольшую пользу. Высокая эффективность физи­ческой' нагрузки достигается при правильном чередовании дви­жений и отдыха, который может быть активным и пассивным.

На занятиях по физической культуре в первой младшей груп­пе в основном применяется поточный и фронтальный методы организации детей, т. е. поочередное и групповое выполнение задания, и только по необходимости применяется индивиду­альный метод. В этом процессе необходим активный отдых, во время которого в работу включаются мышцы, не принимавшие участия в предыдущем упражнении, т. е. происходит смена мы­шечной нагрузки (одно движение следует за другим). Напри­мер, в основной части занятия после ходьбы по гимнастической скамейке или метания проводится подвижная игра с бегом и т. п. Активный отдых увеличивает полезное время занятия, т. е. моторную плотность, сокращая паузы между отдельными видами движений.

Если застенчивый ребенок отказывается выполнить задание, взрослый предлагает то же задание другому, более активному ребенку. Это помогает малышу преодолеть робость.

Во второй половине учебного года, особенно при повторении пройденного материала, дети становятся более уверенными и самостоятельными. Движения ребенок осваивает скорее, с большим удовольствием, если умело используется крупный ин­вентарь и различные игровые приемы, основанные на подра­жании и непременном участии взрослых. Все это помогает раз­витию способности быстро реагировать на новые условия.


ОСОБЕ                                                                      )В ДВИЖЕНИЙ


Ходьба

вполне освоена и


 

в дальнейшем продолжает совершенствоваться, наблюдаются характерные признаки, свойственные ходьбе малышей раннего возраста. Движения рук иногда отсутствуют или бывают не согласованы с движением ног. Стопы развернуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлепанье), так как нога ставится на всю ступню, тулов. ище наклонено вперед, темп неустойчивый, шаг неравномерный, но­ги слегка согнуты в тазобедренном суставе. Однако отсутствие признаков, свойственных ходьбе взрослых или даже детей стар­шего дошкольного возраста, нельзя считать ошибкой, так как эти признаки зависят от анатомических особенностей ребенка


4*                                                                                                                               51 и недостаточного двигательного опыта. Поэтому следует пока­зывать, как правильно ходить, чтобы, подражая взрослому, малыши ходили, как им удобнее, особо не обращая внимание на взмахи рук и высоту подъема ноги. При этом не следует тре­бовать от малышей большой точности, так как, стараясь выпол­нить указания воспитателя, дети теряют координацию движений рук и ног, короткий шаг становится еще короче, ноги они высоко поднимают в коленях, опускают голову и смотрят вниз.

Воспитатель перед группой проходит широким шагом, пра­вильно чередуя взмахи рук, и говорит: «Посмотрите, как я иду. Вот так и все пойдем». Чтобы дети во время ходьбы не опускали голову и смотрели вперед, взрослый двигается вперед (спиной) и глядит на них, держа в руке флажок или яркий предмет, лас­ково предлагая малышам посмотреть на игрушку, назвать ее и идти за ней. Это помогает детям выпрямиться, приподнять го­лову и смотреть вперед, однако часто так делать не рекоменду­ется, так как малыши не получают правильный зрительный образец ходьбы, что очень важно в этом возрасте, и настолько подражают, что также поворачиваются кругом и начинают идти спиной вперед.

Чтобы удлинить шаг ребенка и избежать шлепанья, прово­дятся упражнения в ходьбе и беге за воспитателем или игровые задания «Пойдем легко, как кошечки», «Пойдем тихо, как мыш­ки» и т. п. При этом учитываются границы всего помещения, постепенно увеличивается расстояние ходьбы и бега. Чтобы ма­лыши не шаркали ногами, их упражняют в переступании на разном расстоянии через линии, ленты, веревки, рейки, кубики, кегли.

Занятия в первой младшей группе можно проводить с музы­кальным сопровождением (только ходьба и бег), что способ­ствует развитию чувства ритма, темпа, слаженности движений во время ходьбы, бега и вполне доступно детям третьего года жизни. Вначале они идут под музыку и хлопают, чтобы лучше воспринять ритм, темп мелодии и согласовать с ней ходьбу, затем уже просто шагают под музыку или удары бубна.

Ходьба — составная часть каждого занятия по физической культуре. Она необходима для развития ориентировки в прост­ранстве, быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал. Например, детям дают задание двигаться в определенном на­правлении, по сигналу остановиться или изменить направление, ходить вокруг и между предметами, не задевая их, не наталки­ваясь друг на друга и т. п.

Обследование детей и анализ качественных признаков и количественных показателей ходьбы показывают, что на протяжении третьего года жизни ходьба претерпевает некоторые изменения.

В начале третьего года жизни качественные признаки ходьбы (прямое положение корпуса, приподнятая голова, координированные движения рук и. ног, параллельная постановка стоп, выдерживание первоначального направ­ления) имеются примерно у 26% мальчиков и 15% девочек.

К концу года ходьба примерно у 50% детей отвечает этим требованиям, однако и в 3-летнем возрасте она еще отличается от ходьбы более старших детей. У большинства из них в основном или отсутствует координация дви­жений рук и ног, или бывает лабильной, т. е. иногда дети выполняют согла­сованные движения рук и ног, а иногда выносят вперед одноименную руку и ногу. Совершенствование и автоматизация ходьбы продолжаются у детей более старшего возраста.

На третьем году жизни увеличивается скорость. Если в 2-летнем возрас­те дети проходят 10 м в среднем за 10, 5 сек, то в 3-летнем —за 7, 9 сек.

Независимо от занятий малыши систематически упражняются повседневно, что влияет на качественное улучшение и увеличе­ние скорости ходьбы.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Ходьба:

стайкой за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении;

парами, держась за руки;

по кругу, взявшись за руки;

змейкой между стульчиками (кубами, кеглями);

с переступанием через веревку (палку, кубики, обручи); друг за другом.

Второе полугодие. Ходьба:

в колонне по одному, на носках;

с остановкой и сменой направления по сигналу;

переходящая к бегу, и наоборот;

на месте, шаг вперед, вбок, назад;

на месте кружиться в одну и другую сторону;

с предметом (платочек, обруч, флажок и др. ).

Бег является одним из основных видов передвижения детей младшего дошкольного возраста. Дети, которые любят бегать, сложены более пропорционально, у них лучше формируется стопа, что имеет большое значение для двигательной деятель­ности ребенка. Во время движения активизируются мышцы, а это хорошо влияет на весь организм, так как повышенное мы­шечное напряжение вызывает увеличение частоты сердечных сокращений.

В начале третьего года жизни при беге у детей нередко наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опус­каются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечетко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Все это. отрицательно влияет на скорость бега, поэтому она очень незначительна. На третьем году жизни у де­тей бег становится легче, появляется полетность.

Визуальные (зрительные) наблюдения во время бега позволяют обнару­жить только выраженный полет, однако начальная стадия полета уже име­ется у детей, но обнаруживается только с помощью киносъемки.

У детей 2 лет по визуальным наблюдениям фаза полета отмечается: у 33, 3% мальчиков и 28, 6% девочек, к 3 годам — у 72, 5% мальчиков и 58, 2% девочек; к 3 годам 6 месяцам — у 83, 0% мальчиков и 74, 1% девочек. Однако кинограммы показывают, что эта цифра -значительно выше. В 3 года около 92% детей имеют фазу полета.

Однако возраст не является единственным фактором, обус­ловливающим полет в движении. Кроме индивидуальных осо­бенностей ребенка, в развитии бега большое значение имеют постоянные упражнения и применение его в разных игровых ситуациях, особенно в подвижных играх.

По нашим наблюдениям, у малышей, которые имели возмож­ность систематически упражняться в беге на занятиях по физи­ческой культуре, полетность, как правило, наблюдалась значи­тельно раньше, чем у детей, не имеющих таких условий.

Постепенно у больщинства из них уже в начале третьего года жизни появляется полет, т. е. формируется бег.

В возрасте 2—3 лет темп бега и его скорость возрастают, причем у маль­чиков и девочек третьего года жизни это происходит главным образом за счет увеличения длины шага (у мальчиков на 7 см, у девочек на 9 см), а также сокращения количества шагов — на 7 шагов (при дистанции 10 м).

Нарастание скорости бега у малышей третьего года жизни происходит даже в пределах небольшого возрастного периода (3—4 месяца). В возрасте от 2 до 2 лет 6 месяцев мальчики пробегают 10 м в среднем за 6, 6 сек, а девочки — за 5, 8 сек. В 3 года это же расстояние мальчики преодолевают уже за 3, 7 сек, а девочки — за 3, 8 сек.

Движения рук, особенно в возрасте до 2 лет 6 месяцев, сла­бые, не ускоряющие бег, они как бы помогают ребенку сохра­нить равновесие. В дальнейшем они совершенствуются, бег зна­чительно облегчается, увеличивается стремительность.

Координация движений рук и ног при беге значительно луч­ше, чем во время ходьбы. Так, на занятиях около 60% детей третьего года жизни выполняют координированные движения обеих рук, примерно 35% —одной рукой и только у 4—5% руки во время бега неподвижны, однако в подвижных играх дети бе­гают естественно, помогая себе движением р'ук.

Бег в этом возрасте может быть произвольным, важно, что-, бы взрослый бегал вместе с детьми, показывая, что надо бегать легко, правильно чередуя взмахи рук. Но не следует обращать внимание детей на качество их бега, так как он становится не­естественным.

Темп бега можно регулировать, замедляя, ускоряя ритм му­зыкального сопровождения или исходя из какого-либо образа:

«автомобили едут быстро, быстро.. /а теперь все медленней... »

Следует помнить, что бег развивает быстроту, выносливость, активизирует работу мышечной, сердечно-сосудистой систем, ускоряет, дыхание.

На занятиях по физической культуре целесообразно органи­зовывать бег одновременно всей подгруппе, чередуя его с ходь­бой. Во избежание столкновения воспитатель указывает на­правление, особенно в подвижных играх, где бег связан с эмо­циональными переживаниями.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Бег:

переход от ходьбы к бегу, и наоборот;

врассыпную;

стайкой, гурьбой за воспитателем, в индивидуальном темпе; в заданном направлении. Второе полугодие. Бег:

друг за другом, в указанном направлении и со сменой направления; между предметами; по дорожке (ширина 40—50 см)\ в играх;

с ленточкой (обручем, погремушкой), в колонне по одному.

Прыжки — наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. Малыши этого возраста любят пры­гать, так как прыжки дают хорошую мышечную нагрузку. Важ­но учить их правильно прыгать, используя упражнения в под­прыгивании, спрыгивании и перепрыгивании.

На третьем году жизни у детей появляется и интенсивно формируется прыжок, наблюдаются существенные изменения качественных и количественных показателей прыжка.

В соответствии с возможностями и анатомо-физиологически- ми особенностями детей третьего года жизни прыжок требует согласованной работы мышц, определенной координации дви­жений. Обучение начинается с поскоков на месте, с продвиже­ния вперед, прыжков в длину с места и в глубину (спрыгива- ние). Прыжок в глубину связан с большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, поэтому ребенок спрыгивает ме­нее энергично, тяжело опускаясь на всю стуиню, почти не сги­бая колен. Обучать этому виду движения нужно индивидуально, так как на начальном этапе его освоения необходима помощь.

Появление и активное формирование прыжковых движений происходит почти одновременно с развитием бега.

Вначале малыши (в возрасте 1 года 8 месяцев, 1 года 10 ме­сяцев) с интересом наблюдают за выполнением прыжка взрос­лым, не повторяя его действия. Но постепенно они начинают ритмично приседать, сгибать и выпрямлять ноги, туловище и учатся переносить вес тела с одцой ноги на другую. Так возни­кают пружинящие движения. Ребенок пытается подпрыгивать вверх на месте, прыгать вперед. Величина прыжка в длину с места достигает в среднем 24 см, однако далеко не всем удается одновременно оттолкнуться обеими ногами. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед или же приземляется на одну ногу и потом приставляет другую. Как правило, после прыжка дети опускаются тяжело, на всю ступню, не сгибая колен, что сопровождается неприятными ощущениями, поэтому следует обучать малышей мягкому приземлению, не обращать особого внимания на движение рук.

Поскок в начале учебного года выполняют 60% детей пер­вой младшей группы. Примерно 10—15% вообще отказываются подскакивать и прыгать в длину с места из-за неуверенности в своих силах, застенчивости и т. п.

У детей к 2 годам 6 месяцам происходят качественные изме­нения прыжка в длину с места. У большинства это единое, за­конченное движение, которое во втором полугодии совершенст­вуется.

К середине учебного года уже 95% детей выполняют пры­жок, в конце года в результате обучения и систематического упражнения все малыши умеют прыгать в длину с места при­мерно на расстояние 40—50 см.

В прыжке ребенка обнаруживаются все характерные для этого движения фазы (подготовительное приседание, толчок, полет, приземление), которые при прыжке в длину с места в конце года имеют около 90% детей. Одновременное приземле­ние на две ноги является наиболее трудным и требует упраж­нения и закрепления в последующие годы. Воспитателю необ­ходимо систематически показывать правильные движения при прыжке — легко, на носках подпрыгивать на месте, энергично прыгать вперед, мягко приземляться.

От детей не требуют умения взмахивать руками, сохранять определенное положение корпуса и головы, но, несмотря на это, на основе подражания и имеющегося опыта, а также для более энергичного полета около 50% группы во время прыжка в длину с места непринужденно взмахивают руками вперед по направ­лению движения, более чем у 20% малышей при полете (в на­чале полета) руки отведены назад. Сила взмаха у детей третьего года жизни незначительна и не оказывает существенного влия­ния на результат прыжка. В этом возрасте ребенок легко осваи­вает движение в целом, т. е. его внимание фиксируется только на основных признаках прыжка — правильной постановке стоп при отталкивании, энергичном толчке и мягком приземлении.

Конкретные задания. даются в игровой формб или в виде подражательных упражнений (Прыгать через ленту, ручеек, канавку, как зайчики и т. д. ) и воспринимаются эмоционально, интересно, не вызывая затруднений у детей. Во время обучения малыши xopoilio понимают словесные указания и стараются точ­но подражать показу взрослого.

Поскоки и прыжки целесообразно организовать всем одно­временно, разрешая их выполнять каждому в удобном ему темпе.

Прыжки развивают ловкость, выносливость, силу, координа­цию движений. После них активизируется сердцебиение, дыха­ние.

В течение 30 сек дети третьего года жизни выполняют в среднем 44—52 поскока (по показателям шагомера) „ частота пульса увеличивается в пределах 20—60% по сравнению с исходными показателями. После прыжков она нор­мализуется в течение 3 мин.

На занятиях в первой младшей группе поскоки (не более 15—20 сек) включаются систематически, так как они значитель­но увеличивают физическую нагрузку, а после них следует спо­койная ходьба.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Поскоки:

на месте на двух ногах;

на двух ногах с продвижением вперед; _ прыжки через ленту (веревку), положенную на коврик (ковровую до­рожку).

через параллельные линии или веревки (на расстоянии 10—20 см).

Второе полугодие. Прыжки:

в длину с места на двух ногах (как можно дальше);

через параллельные линии (веревки на расстоянии 20—30 см)\

вверх, касаясь предмета, находящегося в 10—15 см от поднятой руки ребенка;

в глубину (спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см).

Ползание и лазанье. Дети третьего года жизни ползают с большим удовольствием, быстро и уверенно. Большинство вы­полняет движение правильно, на четвереньках, опираясь на ко­лени и ладони, но некоторые попеременно передвигают руки и ноги или выносят одновременно обе руки и, опершись на них, подтягивают к рукам одновременно обе ноги. В таких случаях воспитатель показывает, как надо двигаться, ползая вместе с ребенком.

Необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корри­гирующим упражнением.


В первой младшей группе движение выполняется одновре­менно всеми или поочередно. Чтобы малыши не опускали голо­ву, взрослый расставляет игрушки, на которые дети смотрят, и, стоя в 5—7 м, говорит: «Дети, ползите ко мне, посмотрите на меня». Надо следить при этом, чтобы они не вставали раньше времени и доползли до нужного места, не торопя малышей.

Целесообразно упражнять в ползании с последующим под- ползанием и переползанием любым, удобным детям способом.

Во время ползания на четвереньках по наклонной доске (гимнастической скамейке) детей предупреждают, что нужно быть внимательными и осторожными. При повторении движе­ния они могут ползти друг за другом, воспитатель находится рядом и при необходимости поддерживает малышей. Следует напоминать детям, что, ползая по скамейке, надо смотреть впе­ред, для чего в конце ее на расстоянии 1—2 м на стул сажают мишку, зайку или другую игрушку, на которую они смотрят.

Этой возрастной группе вполне доступна ходьба на четве­реньках (опираясь на ладони и стопы), при которой малышам не нужно смотреть вперед, что очень трудно и неестественно. Идут они произвольно, в индивидуальном темпе.

Упражнения в лазанье в первой младшей группе выполнять довольно сложно, так как движение требует определенной ко­ординации, согласованной работы многих групп мышц, ориенти­ровки в пространстве и смелости. Эти качества у ребенка раз­виты еще очень слабо. Нередко дети, особенно впервые посту­пившие в детский сад, боятся подниматься по лесенке, выпус­тить из руки перекладину, другие при поддержке воспитателя самостоятельно влезают на 3—4-ю перекладину, а спуститься боятся. Чаще всего при этом они применяют приставной шаг: перехватывают обе руки; а затем приставляют одну ногу к дру­гой, однако некоторые уже начинают лазать чередующимся шагом.

Лазая, дети смотрят на ноги, не согласовывают движений рук и ног, отпускают одновременно обе руки, опираются о пере­кладины предплечьем и т. п.

Скорость лазанья на третьем году очень незначительна, и каждый ребенок выполняет упражнение, в индивидуальном тем­пе, но при этом взрослому необходимо обеспечить хорошую страховку, своевременно подбодрить, помочь.

В первой младшей группе лучше всего лазать по лесенке- стремянке, хотя дети уже способны подняться по гимнастиче­ской лестнице, не имеющей наклона.

Целесообразнее развивать навыки лазанья индивидуально в самостоятельной деятельности детей, во время прогулок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...