Скорик а. П. Возникновение донского. Казачества как этноса. Изначальные культурные традиции. Учебное пособие для студентов
Стр 1 из 10Следующая ⇒
СКОРИК А. П.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК ЭТНОСА. ИЗНАЧАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
Учебное пособие для студентов по базовому учебному курсу «История России»
Новочеркасск 1992
ББК 63. 3 (2Р37) С 44
Работа одобрена на заседании кафедры истории Новочеркасского политехнического института и рекомендована к тиражированию (протокол № 10 от 3 апреля 1992 г. ).
Научный редактор – канд. философ. наук Лукичёв П. Н.
Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент Берлявский Л. Г.; кандидат исторических наук, старший преподаватель Красова Е. Ю.
ББК 63. 3 (2Р37)
© Скорик А. П., 1992.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вашему вниманию предлагается текст лекций по истории донского казачества. Автор для его написания собрал и обобщил немало интересных материалов. При этом что-то было написано практически заново, а где-то сделана лишь литературная обработка. В подготовке настоящего пособия деятельное участие приняли: старший преподаватель кафедры социологии и политологии Новочеркасского политехнического института, кандидат философских наук ЛУКИЧЁВ П. Н., работники краеведческого отдела городской библиотеки им. А. С. Пушкина БУНИНА Н. И. и ИВАНЕНКО В. М. Автор выражает искреннюю признательность всем, кто напутствовал словом и делом в его многотрудной работе.
КОГО СЕГОДНЯ МОЖНО СЧИТАТЬ КАЗАКОМ (дискуссионные авторские дефиниции)
Казаки – это та часть населения донского края, которая может подтвердить своё кровнородственное отношение к донскому казачеству устными или письменными свидетельствами (преимущественно по отцовской линии). Казаки – это и та часть населения донского края, которая достаточно долго проживает на исторически заселённых казаками землях, причисляет себя к местному населению и поддерживает (приветствует) возрождение донского казачества. Причём, срок проживания (так называемая черта оседлости) – 8-10 лет. Казаки – это часть донских жителей, которые по социально-психологическому складу характера считают себя казаками. В их социально-психологическом генотипе заложены: склонность к военизированному образу жизни, чувство свободы и справедливости, мужское братство, стремление к освоению казачьих традиций и т. п. Казаки – это члены общественно-политической организации «Союз казаков Области Войска Донского». По мнению автора, все перечисленные понятия не могут рассматриваться отдельно. Они являются характеристиками одного и того же явления. Тем не менее, данные определения весьма спорны и потому выносятся для отдельного обсуждения.
===============================================
ВВЕДЕНИЕ (краткая аннотация пособия)
В России вновь появляются люди в казачьей форме, но казаки ли они? Они ли потомки того степного народа, который сформировался несколько столетий назад? Пока всюду возрождаются казачьи войска, а не народ, из которого вышли поколения воинов-степняков, рыцарей православия... Почему? Где истоки казачества? Каковы истинные казачьи традиции и в каком качестве следует их возрождать? Все эти и другие вопросы затрагивает пособие, а его автор стремится дать свои нетрадиционные ответы на них. При этом используются разнообразные источники: от древних манускриптов до самых современных социологических данных.
1. Новые историко-культурные подходы в объяснении происхождения казачества
Понятия «исторического центра» и «транспериферии». Зачем казакам вновь нужны шашки? Был ли Дон окраиной? Новочеркасск как символ возрождения казачества. Кто же погубил донское казачество? А казаки вновь поют «Любо, братцы, любо... » Почему? Казачья свобода как мужское братство. Казак и женщина в исторической ретроспективе. Храм в жизни казака. Нужна ли политика казачьим массам? Поиск направлений в возрождении казачества.
2. Кто же такие казаки?
Можно ли казаков называть народом? Почему так долго говорили о казачьем сословии и для чего? Казаки как этнос, как этнокультурное образование. Закон России «О реабилитации репрессированных народов» и донское казачество сегодня. 3. О значении слова «казак» и идее казачества Старая орфография слова – «козак»: не от «козы» ли? Казаки – древние разбойники? «Казак» означает «вольный, живущий на границе и всегда готовый служить за деньги». Так ли это? А если с персидского, то и вовсе получается «головорез». Стоит ли в переводах искать значение слова «казак»? Авторская интерпретация слова «казак» на основе переводов донского наречия и татарского языка. Идея казачества. «Положить душу свою за други своя». Средневековые российские рыцари?! Позднейшие наслоения.
4. Прежние исторические теории происхождения казачества
Когда впервые появились казаки. Славянские корни. Влияние кочевых и горских народов. Попадали ли казаки в зависимость от государств соседних народов? Торговые и иные попытки объяснения феномена казачества.
5. Обустройство и система организации жизни донских казаков
Жилища. Разделение казаков на верховых и низовых. Раздоры. Юрты. Правление. Круг и атаман. Военное устройство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|