Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скорик  а. П. Возникновение донского. Казачества как этноса. Изначальные культурные традиции. Учебное пособие для студентов




 

СКОРИК  А. П.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДОНСКОГО

КАЗАЧЕСТВА КАК ЭТНОСА.

ИЗНАЧАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

 

 

Учебное пособие для студентов

по базовому учебному курсу

«История России»

 

 

Новочеркасск 1992

 

ББК 63. 3 (2Р37)

С 44

 

Работа одобрена на заседании кафедры истории Новочеркасского политехнического института и рекомендована к тиражированию (протокол № 10 от 3 апреля 1992 г. ).

 

Научный редактор – канд. философ. наук Лукичёв П. Н.

 

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент

Берлявский Л. Г.;

кандидат исторических наук, старший преподаватель

Красова Е. Ю.

 

 

                                                                        ББК 63. 3 (2Р37)

 

                                                                     © Скорик А. П., 1992.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Вашему вниманию предлагается текст лекций по истории донского казачества. Автор для его написания собрал и обобщил немало интересных материалов. При этом что-то было написано практически заново, а где-то сделана лишь литературная обработка. В подготовке настоящего пособия деятельное участие приняли: старший преподаватель кафедры социологии и политологии Новочеркасского политехнического института, кандидат философских наук ЛУКИЧЁВ П. Н., работники краеведческого отдела городской библиотеки им. А. С. Пушкина БУНИНА Н. И. и ИВАНЕНКО В. М.

Автор выражает искреннюю признательность всем, кто напутствовал словом и делом в его многотрудной работе.

 

 

КОГО  СЕГОДНЯ   МОЖНО  СЧИТАТЬ  КАЗАКОМ

(дискуссионные  авторские  дефиниции)

 

Казаки – это та часть населения донского края, которая может подтвердить своё кровнородственное отношение к донскому казачеству устными или письменными свидетельствами (преимущественно по отцовской линии).

Казаки – это и та часть населения донского края, которая достаточно долго проживает на исторически заселённых казаками землях, причисляет себя к местному населению и поддерживает (приветствует) возрождение донского казачества. Причём, срок проживания (так называемая черта оседлости) – 8-10 лет.

Казаки – это часть донских жителей, которые по социально-психо­логическому складу характера считают себя казаками. В их социально-психологическом генотипе заложены: склонность к военизированному образу жизни, чувство свободы и справедливости, мужское братство, стремление к освоению казачьих традиций и т. п.

Казаки – это члены общественно-политической организации «Союз казаков Области Войска Донского».

По мнению автора, все перечисленные понятия не могут рассматриваться отдельно. Они являются характеристиками одного и того же явления. Тем не менее, данные определения весьма спорны и потому выносятся для отдельного обсуждения.

 

 

===============================================

 

ВВЕДЕНИЕ

(краткая  аннотация  пособия)

 

В России вновь появляются люди в казачьей форме, но казаки ли они? Они ли потомки того степного народа, который сформировался несколько столетий назад? Пока всюду возрождаются казачьи войска, а не народ, из которого вышли поколения воинов-степняков, рыцарей православия... Почему? Где истоки казачества? Каковы истинные казачьи традиции и в каком качестве следует их возрождать? Все эти и другие вопросы затрагивает пособие, а его автор стремится дать свои нетрадиционные ответы на них. При этом используются разнообразные источники: от древних манускриптов до самых современных социологических данных.

 

1. Новые историко-культурные подходы в объяснении происхождения казачества

 

Понятия «исторического центра» и «транспериферии». Зачем казакам вновь нужны шашки? Был ли Дон окраиной? Новочеркасск как символ возрождения казачества. Кто же погубил донское казачество? А казаки вновь поют «Любо, братцы, любо... » Почему? Казачья свобода как мужское братство. Казак и женщина в исторической ретроспективе. Храм в жизни казака. Нужна ли политика казачьим массам? Поиск направлений в возрождении казачества.

 

2. Кто же такие казаки?

 

Можно ли казаков называть народом? Почему так долго говорили о казачьем сословии и для чего? Казаки как этнос, как этнокультурное образование. Закон России «О реабилитации репрессированных народов» и донское казачество сегодня.


3. О  значении  слова  «казак»  и  идее  казачества

Старая орфография слова – «козак»: не от «козы» ли? Казаки – древние разбойники? «Казак» означает «вольный, живущий на границе и всегда готовый служить за деньги». Так ли это? А если с персидского, то и вовсе получается «головорез». Стоит ли в переводах искать значение слова «казак»?

Авторская интерпретация слова «казак» на основе переводов донского наречия и татарского языка.

Идея казачества. «Положить душу свою за други своя». Средневековые российские рыцари?! Позднейшие наслоения.

 

4. Прежние исторические теории происхождения казачества

 

Когда впервые появились казаки. Славянские корни. Влияние кочевых и горских народов. Попадали ли казаки в зависимость от государств соседних народов? Торговые и иные попытки объяснения феномена  казачества.

 

5. Обустройство и система организации жизни

донских казаков

 

Жилища. Разделение казаков на верховых и низовых. Раздоры. Юрты. Правление. Круг и атаман. Военное устройство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...