Обустройство и система организации
ОБУСТРОЙСТВО И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ
Жилища. В конце XV в. по берегам Дона, от устья реки Хопра вниз до реки Аксая, на протяжении более 850 километров были рассеяны на различном расстоянии казачьи городки и зимовища. Несколько подобных селений находились ещё и по реке Северский Донец. Остальное пространство между этими двумя реками оставалось незаселённым. Городки и зимовища отличались между собой. Первые являлись постоянными жилищами, а вторые составляли временный и преимущественно зимний приют, где бездомовые казаки проводили зиму в шалашах и землянках, а с наступлением весны уходили на военные поиски. Городки были обнесены по кругу стеной из двойного плетня или двойного палисадника, внутри набитого землёй. Такие укрепления сооружались для защиты от неприятельских набегов. В городках жили общества казаков в избах или в землянках. Численность городков и зимовищ, равно как и число самих казаков определить не представляется возможным. Ориентировочные данные на конец XVI века приведены в приложении № 1 настоящего пособия. Разделение казаков на верховых и низовых. Донские казаки с момента их поселения на Дону разделялись на верховых и низовых. Верховые жили в верхней части Дона, а низовые расселялись, начиная от Цимлянского городка. Низовые считались более старшими и более отважными. В нижних юртах также располагались управление и столица донского казачества. Исторически известен случай, когда в грамоте царя Фёдора Иоановича (21 марта 1592 г. ) были названы сначала верховые, а затем низовые казаки. За это низовые обиделись. Они высказали свою обиду посланнику царя Нащёкину.
В образе жизни низовые и верховые казаки практически не различались. Раздоры. Это был самый нижний городок на Дону в XVI в., и находился он близ известной нашим современникам станицы Раздорской. Городок располагался на острове, образуемом рукавом Дона и рекою Дон. Он являлся главным местом, столицей казачьих владений. (Позже столицей объявлялись Монастырский, Азов и Черкасск. Последний ныне превратился в станицу Старочеркасскую). В нём пребывал войсковой атаман. Казачьи городки всегда отличались малолюдьем, потому что казаки любили военные тревоги, скучали жить дома и беспрерывно уходили искать опасностей и добычи в неприятельской земле. Верховые большей частью бродили по Волге и в ногайских улусах. Низовые собирались всегда в Раздоры, а оттуда отправлялись в походы на Азов, в плавания по Азовскому и Чёрному морям. При этом Раздоры оставались главным сборным местом всех казаков и отличались многолюдностью. Юрты. Это слово встречается в актах XVI в. в значении поселений. Под ним буквально понимались также сами жилища казаков, то есть избы, землянки, шалаши. В литературе встречаются наименования юрты нижние, юрты черкасские и т. д. Правление. Казаки соединялись в цельное общество из разноплеменной вольницы. Они решали свои общественные дела только общим советом. Предметом разговора на общих советах в основном были одни и те же вопросы: идти на войну или на поиск, разделить добычу или наказать изменника. Простые жизненные проблемы просто и решались, получая одобрение или отвержение. Эта система народного правления называлась войсковым кругом. Данному главному народному собранию принадлежала вся власть по управлению казачьим войском. Оно выступало верховной и единственной судебной инстанцией. Название, вероятно, было дано согласно внешнему виду главного народного собрания. Общественные сборы обыкновенно происходили на открытой площади, где казаки составляли из себя круг, стоя на ногах и без шапок в знак почтения места собрания и случая общего схода. Любой казак имел здесь свободный голос.
Исполнительная власть принадлежала войсковому атаману и двум войсковым есаулам. Письменные дела оформлял войсковой дьяк. Дела на суд народа обычно предлагал войсковой атаман, который для этого вместе с есаулами выходил на середину круга. Также поступал любой казак, который желал обратиться к войсковому кругу. Решение принималось большинством голосов. Обычные вопросы рассматривались и разрешались казаками, которые на данный момент находились в раздорских юртах. В самых важных случаях дожидались товарищей из походов и созывали казаков из всех городков. На войсковом круге все были равны. Даже голос атамана или есаула приравнивался к голосу любого казака. Войсковые атаманы и есаулы избирались ежегодно. Круг мог наказать атамана или есаула так же, как и рядового казака, в том числе приговорить их к смертной казни. После переизбрания бывшие войсковые начальники становились в общий строй.
В конце XVI в. в городках стало формироваться собственное правление, подобное войсковому. Появился слой станичных атаманов. Станицей тогда называлось любое сообщество казаков, проживавшее в городке или зимовище, а также образованное для какого-либо дела. Станичные атаманы избирались из числа храбрейших и благоразумнейших казаков. Они выступали в роли предводителей и советников, но особой властью при этом не располагали. В каждом городке была общая, так называемая становая изба. В неё сходились казаки на досуге вести рассказы о делах бранных, совещаться об исполнении решений войскового круга и разбирать частные дела своей станицы. Военное устройство. Казаки совершали сухопутные и водные походы. Всякий отряд, сухопутный или судовой имел своего атамана, которому присваивался титул походного атамана. Он избирался на общем круге казаков, отправлявшихся на то или иное мероприятие. Большие рати обыкновенно делились на сотни и полусотни, которыми командовали есаулы, сотники и пятидесятники. Все эти чины избирались, но после возвращения из похода слагали свои звания и полномочия. Оружие казаков состояло из малых пушек, рушниц (ручница – ручное огнестрельное оружие. Имела гладкостенный кованный железный ствол, прикреплённый к деревянному ложе. Заряжалась с дула пулями из железа или свинца. Калибр 12, 5 – 25 мм, масса до 8 кг, прицельная дальность стрельбы около 150 метров) или пищалей (это общее название ранних русских образцов огнестрельного ручного оружия. Появились в конце XIV в. Первоначальные ручные пищали (ручница, самопал, недомерок и др. ) мало отличались от пищалей-орудий (крепостных или «затинных», стрелявших из-за укрытий). Существенное отличие в конструкции ручных и артиллерийских пищалей возникло в XV в. с появлением фитильного замка. Фитильные, затем кремнёвые ручные пищали применялись до XVIII в. Пищали-орудия делились на крепостные, осадные, полевые, полковые и состояли на вооружении до XVII в. ), а также копий и сабель. Оружие приобреталось путём покупки или добычи у неприятеля. Со временем порох и свинец стали получать в качестве жалования от российского двора.
Безусловно, вышеприведённые сведения не исчерпывают вопроса об обустройстве и системе организации жизни донских казаков. Мы изложили лишь самые принципиальные моменты, характеризующие положение вещей в ранний период существования донского казачества, в XV – XVI вв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|