О значении слова «казак» и идее казачества
Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе. Сам термин «казак» появился в глубокой древности. Первые его упоминания мы находим в древнеиндийских источниках I тысячелетия до нашей эры. Так, в тексте «Самютта-никае» есть название наёмных сельскохозяйственных работников, – «kassaka-purisa», а в «Артхашастре» тот же разряд земледельцев обозначается как «sudrakavsaka». В XVII в. он решался филологическим путём. Находя сходство в созвучии слова «козак» (именно такова была его орфография в то время) и «коза», польские исследователи Пясецкий и Коховский объясняли, что казаками назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы. Весьма вероятно также, что слово «казак» зародилось в тюркско-татарской среде, а оттуда перешло и в генуэзские колонии, и на Русь для обозначения добытчика, промышленника, человека, живущего отхожими промыслами. С течением времени оно стало прилагаться к тому разряду людей, которые в русских летописях и венгерских грамотах называются бродниками. Подобную идею высказал М. К. Любавский. (Бродниками называли население побережья Азовского моря и Нижнего Дона в XII – XIII вв., возможно славянское. Бродники участвовали в междоусобицах русских князей, русско-половецких и русско-татарских сражениях). В сборнике «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащих» (апрель 1760 г., Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук) указывается: «Некоторые писатели казацкое имя производили напрасно от козы или косы, или от турецкого слова «казак», чтобы якобы значит разбойник, или от слова «капшак». Греческий император Константин Багрянородный в книге о правлении государства на странице 113 еще в IX веке от рождества Христова упомянул о земле Касахии между Чёрным и Каспийским морями по южную сторону Кавказских гор лежащей. По российским летописям князь Мстислав Тмутараканский, сын Великого Владимира, в 1021 году завоевал народ козаги. Сии козаги, как некоторым кажется, были тем самым народом, о коем упомянул император Константин. Но какого роду были, и каким языком говорили, о том неизвестно, равно как и о самом положении города и княжества Тмутараканского. И потому трудно определить с уверенностью, что бы то ни стало.
Иные по сходству имени заключили, что козаги, Константином Багрянородным упоминаемые, были праотцами наших российских казаков. Но как можно такое мнение в истории считать довольно обоснованным на одном токмо сходстве имен? Ибо имя от одного народа на другой перенесено быть не могло. Казаки, при горах Кавказских обитавшие, уповательно были татарской природы. Они, может быть, по обычаям своим казаками прозваны, равно как киргис-казаки, или просто так называемая Казачья орда, народ татарский, за рекою Яиком обитаемый, потому что обыкновенно воюют наездами, сим именем прозваны. Ибо «казак» значит на татарском языке легко вооружённый воин, который более наездом, нежели регулярным нападением, неприятелю вред делает; значит и такого, кто у другого на войну нанимается, или кто голову у себя бреет. Все сии знаменования татарским казакам приличны, а российским токмо некоторым. Мало ли находится в российском языке слов татарских? ».
По замечанию В. Быкадорова, некоторые авторы производят казаков даже от древних амазонок (воинственных женщин) (С. 7). По его мнению, казаками назывались вольные люди в XIII – XIV вв. (С. 12).
Сенковский в статье «Казаки» в 1834 г. слово «казак» связывал со словами «каз», «гас» – дословно «гусь», «гусак». Такой подход вполне объясним с точки зрения обычаев казаков. Они любили собираться на высоком месте, чтобы взору открывалась даль степная. Любили в таких местах погулять, отметить своё какое-нибудь торжество. Вот и выражение «на горе гуси гогочут» наверняка применимо к казакам.
Фишер в своей «Сибирской истории», изданной Академией наук в 1774 г., слово «казак» относит к татарскому языку. Оно означает, по его мнению, такого человека, у которого нет семьи, или который не имеет постоянного жилища. Название это первоначально приписывалось собственно казачьей орде, то есть ордынским казакам, жившим в начале XVI в. по Нижней Волге (в начале XX в. киргиз-кайсаки), которые славились своими набегами и наездами перед другими народами. Название «казак», по мнению Фишера, от татар перешло к русским и полякам.
По мнению Сталенберга, слово «казак» означает «вольный, живущий на границе и всегда готовый служить за деньги». У киргизов есть особый род, который носит название «казак». Эти киргизы называют себя не «кайсак», как пишут многие авторы, а «кхазак». Это потомки, принявших мусульманство и смешанных с другими восточными народами, древних казаков. В языке киргиз-кхазаков встречается очень много характерных слов и выражений, свойственных говору донских казаков раннего периода их существования. Так, кублюк – кубилёк (женский наряд из шёлковой ткани ярких цветов), чекмень – кафтан, казан – котёл, тумак – шапка с верхом, шальбары – шаровары, юрт, мерин, башка, таган, чугун, серьги, чулги – чулки, куп – выкуп, чекан – оружие, тала – тальник, камыс – камыш, чушка – свинья, карга, беркут, драфа, сазан, урань – ура, карбуз – арбуз, каун – дыня, тыква, бахча, канжар – кинжал, чумичка, малахай и другие.
Сталенберг и Рубруквис отличают киргизов татарского историка Абул-Газа от киргиз-кайсаков и называют последних кергезы или черкесы – казаки, вернее черкесские казаки. Болтин в примечании к истории Леклерка, в 1788 г. писал, что в отдалённые времена на юге России жили татарские, сарматские и славянские племена. От них, по его мнению, отделились разные толпы и ушли в степи. Там они разбойничали и питались охотой. Татары называли их «казаками», то есть сбродом. Постепенно количество этих людей увеличивалось, и их стали называть «половцами». Они-то и просуществовали до монголо-татарского нашествия.
В. Д. Сухоруков в «Историческом описании земли Войска Донского» пишет, что «слово «казак» известно было в России гораздо раньше этого времени (т. е. XVI в. ): оно, по мнению некоторых, на языке монгольском означало пограничного стража и вообще военного человека; но, рассматривая наши летописи тогдашнего времени, видим, что казаками назывались и такие люди, кои не только вовсе не составляли стражи, но даже разоряли Украину. По смыслу слов, в летописях и современных актах встречающихся: «На поле ходят баловни-казаки... живут своим казачьим обычаем» и т. д.; нельзя не согласиться, что имя «казак» применялось однозначительно разбойнику, но в отношении ремесла оно не было столь поносным и преступным, как разбойник, ибо этот род жизни и поведения были в духе тогдашнего времени. Таким образом думать надобно, что слово «казак» означало отважного наездника, живущего набегами и войной, не привязанного к земле и домовитости». Барон Брамбеус (О. И. Сенковский), знаток восточных языков, писал, что слова «казак» и «вольный» у монголов были как бы равнозначными. Слово «казак» понравилось беглецам из России и Литвы, поселившимся на Днепре и на Дону. Это слово ничего общего не имеет с именем касогов. Само понятие казачества возникло давно у славян, да и у северных народов. Оно возникло как обозначение обычая. В восточно-турецких языках слово «казак» означает бесприютный, скитающийся, никому не подвластный, вольный. Бабер часто употребляет в своём джигатайском наречии слова «казаклык», «казакламак» в этом же смысле. Как производное оно происходит от «каз» – гусь и значит «гусак» – «свободный, как дикий гусь». Так говорят турки. Название черкесов, которые сами себя именуют «адыгами», происходит от персидского слова «серкеш» и тоже значит «неподвластный», «бунтующий», «вольный» (буквальный перевод – «головорез»). Как известно, казаков тоже называли черкесами или черкасами. Есть и другая версия. Новгородцы тоже славились своей вольницей. Кстати, некоторые авторы считают, что казаки – потомки новгородцев, переселившихся на Дон.
Если же взять венгеро-славянское: «гуса», «гусар» – «свободный всадник, бродяга, разбойник», происшедшее от слова «гус» (гусь), с его производными – «гусарити», то есть разбойничать на море, «гусарица» – разбойничья лодка и т. д. В общем-то, выходит одна и та же идея вольницы, свободного человека. (Кстати, гусарами назывались новосербские казаки). По мнению Н. М. Карамзина, казачество выступило на арену истории в X в. под именем торков и берендеев, а затем черкасов и просто казахов или казаков. Таким образом, выяснение этимологии слова «казак» неизбежно нас выводит на проблему происхождения казачества. Здесь тоже много самых невероятных предположений, так например, перевод слова «казак» с тюркского как «гусь белый». Эта кличка существовала у славян Юго-Восточной Европы в VII в. Иначе говоря, славяне, выжившие после многих великих потрясений, происходивших в степях, и стали впоследствии казаками. В целом, надо подчеркнуть, что казаки в ранний период своего существования представляли собой особый маргинальный слой общества. Поэтому их трудно идентифицировать с каким-то одним названием, словом, понятием. В этой связи мы хотели бы предположить, вероятно, парадоксальную авторскую трактовку. Известно, что в донском говоре фигурировало слово «капшак» (в переводе с татарского – «мешок»). Оно порою использовалось на бытовом уровне в качестве обозначения того или иного казака, поскольку казаки часто носили одежду из грубой ткани, напоминающей мешковину. Далее, в донских станицах до недавних пор звучало слово «капшук», то есть «мешок с деньгами». Отсюда следует, что «казак» – это вольный воин, носивший грубые одежды, имевший деньги для своей разгульной жизни. Однако, поиск в объяснении понятия, слова «казак» всегда увязывается авторами с другими проблемами. Очевидно, практически смешиваются три вопроса: 1) этимология слова «казак», 2) идея казачества, 3) теория происхождения казачества. Чтобы легче было разобраться, мы вначале попытались выяснить происхождение слова «казак», а теперь проанализируем содержание идеи казачества. Долгое время идея казачества преподносилась как тезис «борьбы за веру, царя и Отечество». Это, кстати и послужило одним из поводов для расправы с казачеством в годы советской власти. Однако, при внимательном историческом рассмотрении проблемы, выявляется, что только «вера» была в идее казачества изначальным элементом. Всё остальное было привнесено политическим режимом на Дон с целью укрепления своего влияния в среде казачества.
В основе действий казаков лежала высокая идея любви к ближнему, ибо казак был готов «положить душу свою за други своя». Донцы жили малыми общинами, и казаку было глубоко наплевать на дальнего московского царя. Именно ближний, товарищ, атаман – вот кто составлял его бытие, его заботу, вот перед кем он любил похваляться, вот на кого он мог понадеяться. Старинные донские пословицы: «День мой – век мой», или «Хоть жизнь собачья, так слава казачья», или «Терпи, казак – атаманом будешь» и многие другие являются яркой иллюстрацией былой казачьей жизни. Основой могла быть и вольница – идеал казачьей жизни. Какой же тут может быть царь, который никак не способствует вольнице. Получить что-то – да, но продать свою волю – ни за что. Любопытен завет праотцов-казаков о принципе Дона: «Мы живем – милостью Божнею, Государевым счастьем и казацким молодечеством». Как видим, здесь уже произошло смещение акцентов. Нет той однозначности, что была в первой формулировке. Понятие «царь» заменяется государевым счастьем. Появляется словосочетание «казацкое молодечество». Уже речь идёт о союзе людей для самоотвержения, самопожертвования за идею веры и отечественного блага. Идея казачества при её исторической реконструкции будет выглядеть примерно так: «За веру, вольницу и товарищей, за Тихий Дон» или «Свобода, вера и справедливость», Именно в эти рамки укладывается обычай, получивший название «С Дона выдачи нет! ».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|