Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема  этнического  определения




ПРОБЛЕМА  ЭТНИЧЕСКОГО  ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КАЗАКОВ

 

В современных публикациях о казачестве всё чаще ставится вопрос о том, что пора разобраться, кто же такие казаки – нация, сословие (общественный слой, имеющий определенные привилегии) или народ. Ответ на этот вопрос требует своего освещения для уточнения позиции автора.

Как известно, народность является определённой формой исторически сложившейся совокупности людей, характеризующейся общностью территории, территориальных экономических связей, единым языком (проявляющимся также в его диалектах), культурой, общими обычаями, традициями. На основе этого общность сознания своей этнической принадлежности или национального самосознания можно считать одним из признаков национальности. В данном случае учёными справедливо высказывается мнение, что элементом национального самосознания становится стремление к национальной независимости, к образованию своей национальной государственности.

По своему характеру общности людей различают от самых эфемерных, весьма кратковременных (случайные попутчики, толпа) до самых устойчивых (классы, этнические общности). По мере развития общества кровнородственный признак единения людей уступает первенство территориально-экономическим связям. Народность как исторически сложившаяся общность людей включает уже не столько этнически неоднородные элементы, сколько, прежде всего, социально стратифицированные группы.

 

Таким образом, народность (народ) представляет собой уже новую этносоциальную целостность, как правило, оформившую свою государственность.

Попадает ли донское казачество под указанные признаки? Давайте рассмотрим.

Очевидно, не может вызвать сомнение тот факт, что донские казаки – это уникальная историческая общность людей, сформировавшаяся на протяжении многих веков, обладающая своим особым («донским говором»), общей исторической территорией (Область Всевеликого Войска Донского с её десятью округами), своей национальной культурой, обычаями и традициями.

Последний из перечисленных атрибутов особенно проявляется в развитии народного творчества, самодеятельной казачьей культуры, в песенном и танцевальном фольклоре, своеобразном колорите донских казаков. Нельзя отрицать и традиционное казачье «братство по крови», которое является ещё одним весомым аргументом в пользу тезиса о том, что донское казачество – это социально-этническая общность, которую по названным признакам, вероятно, можно характеризовать как народность (народ).

Какие аргументы приводят противники этого? Во-первых, что язык казаков – это русский язык, имеющий некоторую специфику, классифицируемую как «донской говор». Но ведь суть дела, в конечном счёте, не в том, на каком языке говорит та или иная нация (народность), а в том, что они не могут существовать без общности языка. Например, на английском, или испанском говорят несколько наций, что не мешает им сохранять свою этническую специфику, национальность.

 

Во-вторых, приводится тезис о том, что казаки – это особая социальная категория, сословие. В него можно было попасть как путём приёма на казачьем круге, так и быть лишённым казачьего звания указом окружного атамана. (Впрочем, и сегодня открыт широкий путь в ряды казаков, особенно лицам славянского происхождения). Но ведь одно другому не мешает. Социальное и этническое, как считают некоторые учёные, достаточно тесно взаимосвязаны в национальном. Нация (народность) не делится на две сущности: социальную и противостоящую ей в целом этническую. Она не составляет и одну социальную сущность, а имеет в категориальном смысле две стороны: социально-экономическую и этническую. При этом народность – первая социально-этническая общность с классово-группо­вой структурой. Да и чем объяснить историческую территорию расселения донских казаков, если считать их социальной прослойкой? Социальные общности, как известно, экстерриториальны.

Кроме того, порядок приёма в казаки соответствует ныне активно разрабатываемой в науке проблеме нормативного регулирования национального самоопределения личности, праве изменения человеком своей метрической национальности на соответствующую его внутреннему самосознанию. Этот принцип лежит в основе последних Всесоюзных переписей населения. Однако, в государственно-правовой практике он пока широко не применяется. Этот весьма серьёзный аргумент в пользу специфики донского казачества, названный национальным самосознанием, ярко проявился в ноябре 1990 г. на съезде донских казаков, проживающих как на исторически донской земле, так и за её пределами. Все они единодушно высказались за воссоединение в исторических границах Области Войска Донского. Это и есть тот недостающий признак донского казачества как народности, который неоднократно ранее оформлялся как высочайшими указами русских императоров, начиная с Ивана IV (Грозного), так и нормативными актами советской власти в форме Донской республики.

Движение за возрождение и воссоединение донских казаков не только исторически неизбежно, но и социально справедливо. Оно опирается на прочную правовую базу – Закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов». Пострадав от ничем неоправданных репрессий, донское казачество имеет законное право на свободное этнокультурное и социальное развитие. Время существования этнических общностей исторически пока не прошло.

Однако, процесс возрождения казачества сегодня направлен не в этнокультурное русло. Для этнического самоопределения необходимо по крупицам собрать культурное наследие предков. До тех пор, пока этого не произойдёт, казачество будет находиться в маргинальном состоянии, вызывающем социальные неустойчивость и конфликты.

Иначе говоря, в исторически сложившихся условиях XX века казачество деградировало из положения субэтноса до корпоративно-маргиналь­ной военизированной структуры, имеющей исключительно общественно-политическую направленность. Попытки вывести казачье движение на широкую дорогу этнокультурного возрождения, попытки поиска нового содержания в существовании казачества приводят к расколу казачьего движения, делают его источником социальной напряжённости.

В этническом отношении сегодня можно говорить об этнокультурных группах казачества, распылённых в силу сложившихся исторических условий на значительной территории. Их этническая консолидация пока не произошла.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...