Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карл Павлович Брюллов (1799-1852).




Мятущийся XIX век в российской духовной и творческой жизни можно считать началом философского пробуждения. Свойственные XVIII веку поклонение и подражание Западу вызвало к жизни естественный и мощный анти-импульс, выразившийся в подъеме национального самосознания, в стремлении осмыслить особый путь России. Начало столетия знаменуется пересмотром исторических событий прошлого, развитием философской критической мысли, рождением различных социальных теорий. Увлечение идеями западных философов — Шеллинга, Гегеля и других не было буквальным. Эти идеи скорее явились неким катализатором, ускоряющим процесс рождения русской философской мысли.

На протяжении XIX века происходит мучительный поиск самоидентификации русской культуры, поиск духовных путей выхода России из общественного и культурного кризиса. Рождаются разные понимания этих путей, ведутся споры «западников» и «славянофилов», появляются разного рода движения и объединения философского и социально-политического характера.

Споры о русской судьбе, месте народа в истории нашли отражение в религиозной и исторической живописи XIX века.

В первой трети XIX в. молодое русское искусство влилось в общеевропейское направление, получившее название «романтизм». Романтики жаждали решения глобальных проблем, таких, как Судьба, Рок, предназначение человека, гражданский подвиг.

Русское искусство в XIX веке обретало новую роль. «Чистое, непорочное, прекрасное как невеста» – вот определение искусства, данное Гоголем в рассказе «Портрет». «Скромно, божественно и просто как гений возносилось оно надо всем», продолжает он.

 

Карл Павлович Брюллов (1799-1852).

Карл Павлович Брюллов - выдающийся русский живописец, вошедший в историю отечественной культуры как блистательный представитель «золотого века». Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. Настоящий гений компромисса между идеалами классической школы и нововведениями романтизма в русском искусстве. Блестящий рисовальщик, акварелист, портретист, исторический живописец, мастер картинных концепций, обладающий впечатляющим размахом декоративной фантазии, Брюллов еще учеником петербургской Академии снискал всеобщую славу. Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства незадолго до того организованного Общества поощрения художеств. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.

Главное его произведение - написанная в Италии картина «Последний день Помпеи» ( 1830-1833 ) - совершенный образец того симбиоза «антизма с романтизмом», идея которого была выдвинута в 1830-е годы.

В 1830 Карл Брюллов после посещения раскопок Помпеи и Геркуланума приступил к созданию большого исторического полотна «Последний день Помпеи» (1830–1833, Государственный Русский музей‚ Санкт-Петербург). Тема картины взята из истории Римской империи. Помпеи – древний портовый город, располагавшийся у подножия Везувия. В результате сильнейшего извержения вулкана, вместе с соседним городом Геркуланумом он был засыпан пеплом и камнями, а также залит лавой. Из двадцати тысяч жителей Помпеи более двух тысяч погибли на его улицах во время панического бегства.

Стремясь как можно более полно передать трагедию, Брюллов тщательно изучил многочисленные литературные и археологические источники, повествующие об этой катастрофе. Из письма, которое художник отправил своему брату Федору, известно, что драматичные события разворачивались на улице Гробниц, близ усыпальницы Скавра и сына жрицы Цецеры. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, без чего похоже ли было бы на пожар? » – писал Брюллов.

Главной темой этого масштабного многофигурного полотна является всепоглощающая любовь к ближнему, которая способна возвысить душу человека над трагедией. Картина содержала ряд тезисов романтического происхождения: сюжет, относящийся к событию времен заката античного мира, - излюбленной эпохи романтиков; вместо характерного для классицизма предпочтения событий, управляемых разумной волей, - всевластие рока. Брюллов впервые вывел на сцену толпу, массу людей - в картине нет протагонистов. Каждый из них предстает перед зрителем как идеал физической и нравственной красоты. В образах Брюллов воплощает традиционную для классицизма героическую идеализацию и присущую новому романтическому направлению склонность к изображению натур исключительных в исключительной ситуации. По этому поводу Н. В. Гоголь писал: «... фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой... ».

Черный пепел темной пеленой навис над гибнущим городом. Кроваво-красное зарево окрасило небосвод у самого горизонта. Острые молнии разрывают небо. В левой части картины на ступенях гробницы изображена группа молодых людей, на лицах которых нет страха, а только удивление и встревоженное ожидание. Их образы были навеяны античными памятниками, но при этом Брюллов привнес в них заметный оттенок реализма. В правой части группы мастер показал художника (автопортрет), спасающего самое ценное, что у него есть в жизни, –краски и кисти.

На первом плане холста – несколько групп людей: сыновья, несущие на плечах старика-отца; юноша, поддерживающий лишившуюся чувств возлюбленную. Центральным композиционным звеном произведения является образ разбившейся при падении с колесницы молодой женщины, рядом с безжизненным телом которой как символ возрождения Брюллов написал прекрасного младенца. Ближе к зрителю – семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей. Рядом с ней – христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

Работа Брюллова стала новацией для русской живописи. Впервые объектом внимания художника стала не выдающаяся историческая личность, а целый народ, гибнущий не от «кары господней», но из-за разгула стихии.

Все человеческие добродетели представлены тут. Перед лицом смерти предстают достойно и сыновняя любовь, и материнская самоотверженность, и горе влюбленного, потерявшего невесту. Тут и сам автор, спасающий самое дорогое – орудия своего труда и зачарованно созерцающий грандиозную катастрофу. Здесь есть и христианский священник, воспринимающий событие как кару Божью, и языческий жрец. Яркая вспышка молнии и багровый отсвет разливающейся лавы, скрещиваясь, на миг освещают мир, которому суждено навеки кануть в небытие. Самое интересное, что все люди необыкновенно достойно принимают эти события. Умирают достойно.

Полотно «Последний день Помпеи» стало сенсацией в Европе и принесло невиданный успех его автору. В мае 1834 работа получила первую премию на парижском Салоне. Созданное по заказу богатейшего наследника, уральского промышленника А. Н. Демидова, произведение было подарено Николаю I, который преподнес его музею Императорской Академии художеств.

Толпы посетителей приходили любоваться картиной, многие специально ради этого приезжали из далеких провинций страны. «И был «Последний день Помпеи» Для русской кисти первым днем» (Е. А. Баратынский)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...