Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).




Виктор Михайлович Васнецов - основоположник особого «русского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции отечественного изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.

Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопиял Вятской губернии. Его отец был потомственным священником. Отец Михаил, будучи широко образованным человеком, стремился дать своим детям разностороннее воспитание. Он не только учил их грамоте и арифметике, но и пытался развить в них наблюдательность, пытливость. Васнецовы любили читать научные журналы, рисовать акварелью и заниматься резьбой по дереву. По сложившейся традиции мальчики Васнецовы должны были пойти по стопам предков и стать священниками, поэтому образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии, где помимо Священного Писания изучал также иконопись. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки церковной живописи у гимназического учителя Н. А. Чернышева. Виктор много времени проводил со своим учителем, посещал городской музей, делал наброски с картин и скульптур. Позже в доме Чернышева он познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, который стал мальчику другом и наставником. Под его руководством Васнецов создал свои первые картины, а также был его официальным помощником, когда Андриолли пригласили расписывать строившийся в Вятке православный храм. Мастер рассказал Виктору о Петербургской Академии художеств, в которой обучались все знаменитые русские живописцы. Васнецов, мечтавший стать художником, решил попробовать попытать счастья на вступительных экзаменах в это творческое учебное заведение. Но средств на поездку в столицу у него не было, и тогда Андриолли при посредничестве своего земляка, профессора Красинского, устроил в Вятке лотерею для богатых горожан, на которой были проданы две любительские картины молодого дарования. Получив, таким образом, денег, юноша оставил предпоследний курс обучения в семинарии и с благословения ректора и Михаила Васильевича уехал в Петербург. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца. Учился живописи в Петербурге – сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867–1868), затем – в Академии художеств (1868–1875). Получал серебряные медали ИАХ: две малые (1869) и большую (1870).

Васнецову было свойственно создавать масштабные и монументальные произведения; может быть, поэтому спустя некоторое время он написал письмо Прахову, в котором предложил свои услуги по росписи киевского храма Святого князя Владимира. Но, прежде чем приступить к работе, в мае 1885 живописец отправился через Варшаву и Вену в Италию, дабы воочию увидеть фрески знаменитых мастеров эпохи Возрождения. К концу лета того же года он вернулся в Киев и приступил к созданию предварительных эскизов для украшения храма. Ему предстояло оформить центральный неф с запрестольной апсидой, куполом и другими стенными фрагментами общей площадью почти три тысячи квадратных метров. Позднее к Виктору Михайловичу присоединились М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. С. Мамонтов, братья Сведомские и другие художники. Но именно стиль Васнецова стал определяющим в росписях собора.

Кроме «Богоматери с младенцем», выполненной в апсиде над алтарем, и композиции «Страшный суд», расположенной над входом на хоры храма, живописец изготовил также главные тематические фрески – «Крещение Руси» (1885–1896, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Крещение князя Владимира» (1885–1896, Государственный музей русского искусства, Киев). Для их создания мастер несколько раз перечитывал «Повесть временных лет» и изучал особенности корсунских храмов.

Князь Владимир был крещен в покорившемся ему крымском городе Корсуни после того, как его неожиданно поразила слепота. В соответствующей фреске художник с помощью психологических характеристик героев сумел показать чудо исцеления князя, в молитвенном экстазе восклицающего: «Теперь я узрел Бога истинного!

В куполе живописец поместил поясное изображение «Христа Вседержителя» (1885–1896, Государственная Третьяковская галерея, Москва) с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословения правой со скрещенными пальцами. Позади спокойного и божественного лика Иисуса – темное звездное небо, подернутое дымкой облаков. Нужно отметить, что различным храмовым росписям кисти Васнецова присуща некоторая плоскостность выполнения фонов. Такой прием был необходим для гармонизации объемных фигур и плоскости стен. Вообще же, все росписи храма, как уже отмечалось, были написаны разными художниками и в разное время. Для создания его завершенного и целостного образа каждая фреска обрамлена разработанной Васнецовым орнаментальной оправой, которая представляет собой очень продуманное и фантастичное по экспрессии декоративное украшение. Ведь даже по стилю у самого Васнецова сюжеты, имеющие канонические изображения, выполнены в строгой академической манере, а образы русских святых близки по духу к народному творчеству.

В эскизе «Единородный сын Слово Божие» (1885–1896, Государственная Третьяковская галерея, Москва) В крылатых небесных силах и мистической фигуре Господа проявились черты стиля модерн. На всю эту грандиозную работу по росписи храма Святого князя Владимира у Виктора Михайловича ушло около десяти лет. Большую часть времени он жил в Киеве один, без семьи и друзей, хотя иногда ему помогал брат Аполлинарий. Художник привлекал к живописной работе многих своих друзей – Поленова, Сурикова, Серова.

Успех храмовых росписей Васнецова был огромен. Пресса конца ХХ века посвятила им многочисленные исследования и статьи. Сюжеты и образы икон и фресок Владимирского собора приобрели необыкновенную популярность и в дальнейшем повторялись во многих строящихся церквях России. Но в начале ХХ века, когда появились открытия и исследования, посвященные древнерусской иконе, в отношении христианских сюжетов Васнецова все чаще стали звучать негативные отзывы. Тем не менее, создание большого художественного ансамбля, воплощенного в цельности удивительного впечатления, производимого убранством Владимирского храма, до сих пор имеет огромное значение для русского искусства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...