Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Михаил Александрович Врубель (1856-1910).




Искусство Врубеля своеобразно и сложно. Многие образы, созданные художником, символичны. Биография Врубеля отличается от обычных биографий русских художников XIX века. Профессионально заниматься искусством он начал поздно - после окончания юридического факультета Петербургского университета. Произведения, созданные им до этого времени, несмотря на их талантливость, оставались дилетантскими. Искусство все более тянуло к себе молодого человека, и в 1880 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Тогда Врубелю было 24 года. Имея университетское образование, он был начитан, владел иностранными языками, неплохо разбирался в философии, увлекался Кантом, хорошо знал литературу, особенно любил Гете. Такая широта образования и представлений была редкостью для русского художника конца прошлого столетия. В Академии Врубель учится у знаменитого П. П. Чистякова и знакомится с молодыми художниками В. А. Серовым и В. Д. Дервизом. Но Академию Врубелю окончить не пришлось. Его приглашают для росписи Кирилловской церкви. В Кирилловской церкви, хранившей остатки росписей XII столетия, ему надо было не только подновить или реставрировать старое, но и расписать одно из помещений заново. Сюжетом этой росписи должно было стать " Сошествие Святого Духа". Взяв за иконографический образец одну средневековую миниатюру византийского круга, Врубель, естественно, столкнулся с традициями средневекового художественного мышления. Он проникся идеями византийского стиля и стремился соединить его с традициями академического искусства. В этом соединении был элемент неустойчивости.

Работа в Кирилловской церкви была первым опытом Врубеля в решении больших творческих проблем. Религиозные сюжеты служат ему поводом для передачи больших человеческих чувств. Врубель передавал своим героям чувства современного человека – в конечном счете свои чувства. Создавая образы апостолов в " Сошествии Святого Духа", художник имел в виду конкретные прототипы, с которых он делал зарисовки. Особенно экзальтирован и как-то по-демонически напряжен пророк Моисей, изображенный на хорах Кирилловской церкви. Здесь мы впервые сталкиваемся с типичным взглядом врубелевского героя - застывшим, словно окаменевшим, передающим отчаянную решимость или безысходность. Тот же взгляд повторен в образе Богоматери с младенцем в иконе, сделанной для иконостаса Кирилловской церкви. Писался образ с конкретного лица - Э. Л. Праховой, жены историка искусств, руководившего всеми киевскими работами. Особенно ощутима пристальность взгляда в натурном рисунке головы Праховой и в картоне для образа; в самой же иконе взгляд смягчен. Так во врубелевское творчество в середине 80-х годов вошел евангельский персонаж, наделенный чертами современного человека - страдающего, словно несущего в своей душе все трагические тяготы человечества, все его исторические и современные противоречия. После успешного завершения работ в Кирилловской церкви Врубель взялся за исполнение эскизов росписей для Владимирского собора в Киеве, построенного незадолго до этого.  Особенно удаются Врубелю " Надгробный плач" и " Воскресение" к росписям киевского Владимирского собора, которые  в репродукциях могут показаться акварельным вариантом гигантских фресок. К сожалению, они так и не были реализованы: замысел художника был обречен изначально. Непризнание врубелевских эскизов естественно: для заказчиков они были беспокойны и непривычны, ни в какие стереотипы не укладывались. За внешней классичностью проступала слишком очевидная индивидуальность художника и атмосфера смятенного сознания уходящего века. В работах создано поразительное ощущение беды, горькой опустошенности. Мертвенно неподвижна живая Мария, и живо страдание (и сострадание) в лице мертвого Христа. Все это создает эффект необыкновенный, не имеющий, пожалуй, аналогий в современном Врубелю искусстве. Единственное, что сделал Врубель во Владимирском соборе, – орнаменты, вызвавшие всеобщее восхищение. Впрочем, он еще надеялся вернуться и расписать собор. Как известно, надежды не оправдались.

 

Владимирский собор в Киеве https: //artchive. ru/publications/3991~Kak_Vladimirskij_sobor_v_Kieve_raspisyvali_znamenitosti_Vasnetsov_Nesterov_Vrubel'_Kotarbinskij

 

В конце 1889 года художник переезжает из Киева в Москву. Начинается период наивысшего подъема его творчества, длящийся немногим больше десятилетия. Излюбленным героем Врубеля становится Демон. В 1890 году он заканчивает " Демона (сидящего)". Интерес художника к Демону был инспирирован двумя факторами: любовью к Лермонтову, поэма которого " Демон" стала для Врубеля на долгое время источником собственных творческих исканий, и характерным для эпохи увлечением демонизмом. Интересно, однако, что демонизм у Врубеля оказался не похожим на тот " правоверный" его вариант, который господствовал в интеллектуальных кругах Западной Европы и был стимулирован позицией Ницше " по ту сторону добра и зла". Врубелевский Демон человечен. Его демонизм - надломленный. Известны слова самого художника о том, что его Демон - " дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный... величавый". В этом страдающем начале - отголосок мировосприятия русского человека конца XIX века. Картина " Демон (сидящий)" наглядно демонстрирует все особенности мышления и принципы живописного построения образа у зрелого Врубеля. Этот образ многозначен. Его нельзя свести к каким-то определенным категориям - к томлению или жажде красоты, к тоске или отверженности. Он не может быть исчерпан, остается открытым. Врубель показывает человека (Демона), сознающего свою исключительность и идущего от зла к обновлению, прозрению.

Вслед за картиной 1890 года появляется серия иллюстраций к лермонтовскому «Демону». Эти рисунки не были графическим комментарием поэтического текста. Многие важнейшие места поэмы Врубель оставляет без отклика. Другие, казалось бы, не столь существенные моменты он иллюстрирует. Если вдуматься в выбор, сделанный художником, поймешь, что он всячески сокращает расстояние между самыми драматическими узлами повествования, пропуская описания Кавказа, пира по случаю предстоящей свадьбы Тамары. Он стремительно ведет нас к первому столкновению Демона и Тамары, а затем остается в пределах самых острых драматических коллизий поэмы. Демон то созерцает плачущую Тамару, оставаясь незамеченным, то утешает ее, то томится у стен монастыря. Лучшими рисунками следует считать листы " Тамара в гробу" и " Несется конь быстрее лани". В первом сосредоточилась вся нежность художника, вся его любовь к человеческому существу, все его сострадание. Лицо Тамары словно оживает от прикосновения врубелевской руки. Во втором рисунке Врубель всеми средствами подчеркивает стремительный бег коня с мертвым всадником в седле. Демон Врубеля - печальный, отверженный изгнанник. В нем словно собралось все горе человечества, страдающего, лишенного радости, но протестующего, сильного в своих чувствах.

В 1897 г. в Москве, в Румянцевском музее, открылась большая выставка произведений Александра Иванова – живописца, которым Врубель восхищался постоянно. Там Врубель увидел «Библейские эскизы» – великолепные, сдержанные и торжественные акварели с удивительно личной «пластической интонацией», начисто лишенные академической выспренности и так созвучные его собственным поискам. Воздействие «Библейских эскизов» несомненно и плодотворно. Отечественная классика нашла в лице Врубеля преемника, но отнюдь не эпигона. В «Пророке» Врубеля очевиден почерк художника рубежа веков, и классика говорит в этой картине на языке модерна. К теме «Пророка» он будет возвращаться до конца дней, словно ведя спор с «Демоном», спор неразрешимый.

С конца 1890-х годов художник вновь с прежним увлечением занимается демоном, появляются новые наброски – «Демон стоящий», «Демон поверженный». А сколько набросков Врубель уничтожил, сколько просто не дошло до нас. В 1899 году он пишет «Летящего демона» – пожалуй, самый символистский (в традиционно западном понимании) вариант темы: тяжелый лёт темного духа над прекрасной Землей создает не лишенный трагизма образ.

«Демона поверженного» Врубель пишет на последнем взлете жизни. Он не подозревает, быть может лишь предчувствует, сам боясь в это поверить, что дальше его ждет цепь непрерывных страданий, нравственных и физических. Безумие давно подкрадывается к нему: странные перепады настроения от лихорадочной эйфории к глубокой подавленности, вспышки необъяснимой раздражительности, мгновенно им забываемой; душа его, всегда болезненно уязвимая, истончается до последнего предела, за которым в любой момент может последовать катастрофа. В последнем произведении, выполненном масляными красками на холсте, врубелевские художественные принципы, выработанные в 80-90-е годы, предстают перед нами твердо устоявшимися. Демон гибнет, но гибель не есть кара за гордое неприятие окружающей жизни. Она результат борьбы. Герой Врубеля сопротивлялся до конца. Образ смерти - не реквием, не надгробный плач, не осуждение злого начала, сломленного добром, а своеобразный гимн сопротивлению. В этом гимне - что-то торжественное, возвышающее, величественное.

Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он был уже безнадежно болен и практически прекратил работать, его картины начали цениться, приобрели успех. В 1906 году они были показаны на знаменитой русской выставке в Париже, организованной Дягилевым. Один из участников этой выставки, Сергей Судейкин, вспоминал: " В зале Врубеля, где никого не было, я и Ларионов неизменно встречали коренастого человека, похожего на молодого Серова, который часами простаивал перед вещами Врубеля. Это был Пикассо".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...