Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942).
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Родился 31 мая 1862 г. в Уфе в семье купца. Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии. В 1874 г. уехал в Москву, чтобы продолжить образование в реальном училище. В 1876–1881 гг. занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в натурном классе Академии художеств в Петербурге у таких известных художников, как В. Г. Перов и И. Н. Крамской. Представитель московской школы, в творчестве он знал несколько периодов, существенно отличавшихся друг от друга. Ранние жанровые произведения, созданные под влиянием учителей - В. Перова и В. Маковского, сменились работами историко-бытового характера. Затем появились такие картины, как " Пустынник" и " Видение отроку Варфоломею". Вслед за ними - росписи соборов и картины философско-религиозного содержания. 1920-е годы были годами молчания, а 1930-е - временем последнего расцвета, когда старый художник создал целую серию великолепных портретов. Периоды " Пустынника" и портретов 1930-х годов могут быть признаны высшими точками нестеровского развития, хотя они и разделены длительным промежутком времени. Нестеров отрывался от старших передвижников медленно, но последовательно. Этот отрыв еще не был заметен тогда, когда молодой живописец в середине 1880-х годов создал несколько исторических картин (лучшая из них - " До государя челобитчики" ). Затем он написал картины " Христова невеста" (1887) и " За приворотным зельем" (1889), жанр которых определить весьма трудно. Его нельзя назвать бытовым; не является он и историческим. Последнее произведение художник сам называл " оперой-картиной". В этих двух работах Нестеров обращается к старым легендам и разного рода литературным источникам, в которых вырисовывается идеал молодой женщины, трагическая судьба которой делает еще более выразительной ее красоту. Ранние полотна непосредственно подвели Нестерова к тем двум его произведениям, которые оказались в центре всего дореволюционного творчества художника. " Пустынник" (1889) знаменовал начало зрелости мастера. Вместе с тем это была картина, которая отразила многие новые тенденции в развитии русского искусства, в частности московской живописи. Нестеров выступил здесь представителем " опоэтизированного реализма», как он сам называл направление своего искусства. Изобразив старика пустынника наедине с природой - недалеко от озера, берега которого одеты в осенний скромный наряд, Нестеров воспел отшельничество, тихую монашескую жизнь, которая течет вдали от мирской суеты, противоречий городского бытия, в постоянном общении с родной землей. Идеал иночества был в то время популярен в народе и в среде интеллигенции, которая в традиционном монашестве искала спасительные черты русского национального своеобразия. Кроме этой нравственной идеи, которая нашла отклик в русском образованном обществе, Нестеров как бы предложил прекрасный пример непосредственного восприятия русской природы, с которой слито бытие человека.
Нестеров распространяет на пейзаж те чувства, которыми живут его герои. В " Видении отроку Варфоломею" в основу сюжета положен эпизод из жития святого Сергия - основателя Троице-Сергиевой лавры. Молодой Варфоломей (будущий Сергий) в поисках лошадей, которых он пас, попал в уединенное место. Здесь он встретил старца, который передал ему просфору, а вместе с ней тягу к учению и просветлению. Этот момент и запечатлен в картине. Поэтому Нестеров искал возможность передать в своем пейзаже состояние просветленности, созерцательность, тишину, умиротворенность.
" Пустынник" и " Видение отроку Варфоломею" положили начало двум линиям, которые прошли через все творчество художника 1890 -1900-х годов. Одна была связана с безымянными героями – пустынниками, монахами и монашками, изображенными в окружении поэтической русской природы и в единении с ней. " Под благовест" (1895), " Великий постриг" (1898), " Молчание" (1903) - наиболее значительные произведения этого круга. Другую линию составляют картины на сюжеты из жизни русских святых, прежде всего Сергия Радонежского: " Юность преподобного Сергия" (1892 - 1897), триптих " Труды Сергия Радонежского" (1896, 1897), " Преподобный Сергий Радонежский" (1899). Этот полуиконный-полуисторический жанр приносит свои плоды до тех пор, пока оба его компонента находятся в гармонии. Но затем, когда появляется стремление к " новому изданию" русской иконописи (" Дмитрий, царевич убиенный", 1899; " Святая Русь", 1905), в работах проступают черты слащавого сентиментализма, надуманной символичности; органическая целостность, присущая ранним произведениям, разрушается. Это заметно и в росписях храмов, которыми художник много занимался в начале нашего века и которые свидетельствуют о трудности соединения канонического иконного мышления с новейшими средствами и способами психологической и пластической выразительности. Некоторые работы Нестерова 1900-1910-х годов, такие как " Святая Русь" или " На Руси" (1916), содержали в себе сложные философско-религиозные программы, близкие проблематике, волновавшей тогда русских религиозных философов. Однако программные работы художника были слишком иллюстративными; они наглядно демонстрировали идею, но утрачивали ту непосредственность восприятия мира, которая была присуща ранним работам художника. Этими своими картинами, равно как и церковными росписями, Нестеров значительно отделялся от главных тенденций московской школы. Она до начала XX века предпочитала непосредственно-живописные формы освоения мира и была далека от сложной философской проблематики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|