Меры обеспечения административного процесса 13 глава
совершивших правонарушения, —.до передачи их военным
патрулям, военному коменданту, командирам воинских ча-
стей или военным комиссарам; з) имеющих признаки выра-
женного психического расстройства и создающих своими
действиями явную опасность для себя или окружающих -
до их передачи в лечебные учреждения или по месту жи-
тельства; и) находящихся в жилище в возбужденном со-
стоянии в связи с алкогольным или наркотическим опья-
нением или другими обстоятельствами, могущих причинить
вред себе или окружающим, по письменному заявлению
проживающих там граждан, если они опасаются оставать-
ся с ними и если отсутствуют другие основания для задер-
жания, - до вытрезвления или выяснения обстоятельств;
производить досмотр лиц, задержанных на основании и в
порядке, установленных законом, находящихся при них
вещей, транспортных средств, изымать документы, предме-
ты и вещи, которые могут явиться вещественными доказа-
тельствами совершения правонарушения; осуществлять
досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских
воздушных судов, а при необходимости проводить их лич-
ный досмотр; осуществлять досмотр транспортных средств
при проведении операции по задержанию лиц, совершив-
ших преступления или побег из-под стражи, на участках
местности, где вероятно их появление, и др.
В рамках обеспечения безопасности и общественного
порядка органы милиции значительное внимание уделяют
безопасности дорожного движения. Исполнение этой зада-
чи возложено на Государственную автомобильную инспек-
цию. Деятельность инспекции регулируется Положением
о Государственной автомобильной инспекции.
Согласно ему на ГАИ возлагаются задачи по осуществ-
лению государственного контроля за соблюдением в Рес-
публике Беларусь:
нормативных правовых актов, устанавливающих права
и обязанности участников дорожного движения;
технических нормативных правовых актов при проек-
тировании, строительстве, реконструкции и ремонте дорог,
дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий
городского электрического транспорта в части обеспечения
безопасности дорожного движения;
правил содержания автомобильных дорог, дорожных
сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для
дорожного движения состоянии;
правил, нормативов и стандартов при установке и эксп-
луатации технических средств организации дорожного дви-
жения;
нормативов и стандартов, устанавливающих требования
к конструкции и техническому состоянию находящихся в
эксплуатации транспортных средств в части безопасности
дорожного движения;
нормативных правовых актов, устанавливающих тре-
бования безопасности движения при перевозках тяжело-
весных, опасных и крупногабаритных грузов;
нормативных правовых актов, устанавливающих тре-
бования к уровню подготовки участников дорожного дви-
жения;
нормативных правовых актов в части, относящейся к
обеспечению безопасности дорожного движения при пере-
оборудовании транспортных средств юридических лиц, ин-
дивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою
деятельность на территории Республики Беларусь, и граж-
дан и др.
В систему Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Республики Беларусь входят
управление ГАИ Министерства внутренних дел, управление
ГАИ главного управления внутренних дел Минского гор-
исполкома, управления ГАИ управлений внутренних дел обл-
исполкомов, отделы (отделения, группы) ГАИ городских,
районных, районных в городах управлений (отделов) внут-
ренних дел, специальные строевые подразделения дорожно-
патрульной службы ГАИ.
Управление ГАИ МВД является структурным подразде-
лением Министерства внутренних дел, возглавляет систему
ГАИ, входит в состав специальной милиции Министерства
внутренних дел.
Начальник управления ГАИ МВД по должности являет-
ся главным государственным автомобильным инспектором
Республики Беларусь, а его заместители - заместителями
главного государственного автомобильного инспектора Рес-
публики Беларусь. Начальник управления ГАИ МВД и его
заместители назначаются на должности и освобождаются от
должностей Министром внутренних дел по представлению
заместителя Министра внутренних дел - начальника мили-
ции общественной безопасности и специальной милиции.
4. Управление в области юстиции
Управление в области юстиции представляет собой дея-
тельность по организации работы судов, адвокатуры, нота-
риата и судебно-экспертных учреждений. В сферу управле-
ния юстицией можно отнести также организацию работы
органов записи актов гражданского состояния.
В основе правовой базы, регулирующей деятельность
органов юстиции, лежат такие нормативные правовые
акты, как: кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве
и статусе судей», Конституция Респубдики Беларусь, зако-
ны Республики Беларусь «Об адвокатуре», «О нотариате и
нотариальной деятельности» и др.
Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области юстиции
Систему органов управления в области юстиции воз-
главляет Министерство юстиции (http://minjust.by/), ко-
торое согласно Положению о нем является республикан-
ским органом государственного управления и подчиняется
Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным
вопросам деятельности, предусмотренным законодательны-
ми актами Республики Беларусь, - непосредственно Прези-
денту Республики Беларусь.
В структуру Министерства юстиции (Минюста) входят
также: управления юстиции областных и Минского город-
ского исполкомов; государственные нотариальные конто-
ры; Научно-исследовательский институт проблем кримино-
логии, криминалистики и судебной экспертизы; Республи-
канский трудовой арбитражу ведомственные нотариальные
архивы. http: //minj ust.by/struct/index. Htm
На Минюст возлагаются следующие основные задачи:
реализация государственной политики в сфере юстиции,
в том числе урегулирование коллективных трудовых спорой}
участие в правовом обеспечении нормотворческой дея-
тельности Президента Республики Беларусь, Национально-
го собрания Республики Беларусь и Совета Министров Рес-
публики Беларусь, обеспечение скоординированности
нормотворческой работы в Правительстве Республики Бе-
ларусь (в системе республиканских органов государствен-
ного управления, подчиненных Правительству Республики
Беларусь);
правовая экспертиза правовых актов Национального
банка, министерств и иных республиканских органов госу-
дарственного управления, областных, Минского городского
Советов депутатов, областных и Минского городского ис-
полкомов, за исключением правовых актов индивидуально-
го применения;
организация работы по развитию и совершенствованию
системы получения, хранения и распространения полной,
достоверной и своевременной правовой информации в судах
и организациях системы Минюста;
государственная регистрация политических партий, рес-
публиканских профессиональных союзов, международных
и республиканских общественных объединений, их союзов
(ассоциаций), республиканских государственно-обществен-
ных объединений, республиканских и международных фон-
дов, созданных на территории Республики Беларусь, Бело-
русской торгово-промышленной палаты, Белорусской
нотариальной палаты, организационных структур между-
народных общественных объединений, созданных на терри-
тории иностранных государств, постоянно действующих
международных арбитражных (третейских) судов, осуще-
ствление контроля за соблюдением ими учредительных до-
кументов;
организационно-методологическое обеспечение и коор-
динация государственной регистрации и ликвидации (пре-
кращения деятельности) коммерческих и некоммерческих
организаций, индивидуальных предпринимателей (за ис-
ключением регистрации и ликвидации банков, небанковс-
ких кредитно-финансовых организаций, страховых органи-
заций, включая страховые организации с иностранными
инвестициями), а также контроль за этой деятельностью;
ведение Единого государственного регистра юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей;
материально-техническое, финансовое, организационное
и кадровое обеспечение областных, Минского городского,
районных (городских) судов и организаций системы Мин-
юста, повышение квалификации кадров этих органов и орга-
низаций; организационное и кадровое обеспечение Белорус-
ского военного суда и межгарнизонных военных судов;
организация научно-исследовательской работы в облас-
ти криминологии, криминалистики и судебной экспертизы,
проведение в соответствии с законодательством Республи-
ки Беларусь экспертиз и специальных исследований, содей-
ствие развитию правовой науки, обеспечение внедрения на-
учно-методических рекомендаций в практику судов и
организаций системы Минюста;
организация и развитие системы юридических услуг;
представление в пределах своей компетенции интересов
Республики Беларусь на международном уровне.
Минюст возглавляет Министр, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь.
Министр имеет заместителей, которые назначаются на
должность и освобождаются от должности в соответствии с
законодательством Республики Беларусь.
В Минюсте образуется коллегия, в состав которой вхо-
дят Министр (председатель коллегии), его заместители (по
должности), а также другие работники системы Минюста.
Численность и персональный состав коллегии утверждают-
ся Советом Министров Республики Беларусь. Заседания
коллегии являются правомочными при участии в них более
половины членов коллегии. Коллегия в пределах своей ком-
петенции рассматривает основные вопросы деятельности
Минюста, судов и организаций системы Минюста.
Решения коллегии принимаются простым большинством
голосов ее членов, присутствующих на заседании. Решения
коллегии, касающиеся внутриотраслевой деятельности Мин-
юста, проводятся в жизнь приказами Министра, решения
коллегии по иным вопросам - постановлениями Минюста.
В случае разногласий между Министром и коллегией
при обсуждении вопросов и принятии решений Министр
проводит в жизнь свое решение и уведомляет об этом Совет
Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют
право информировать *бовет Министров Республики Бела-
русь о своей позиции.
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложе-
ний по вопросам совершенствования деятельности органи-
заций системы Минюста при нем может создаваться науч-
но-консультативный совет из ученых и высококвалифици-
рованных специалистов.
Состав научно-консультативного совета и Положение о
нем утверждаются Минюстом. Численность работников цен-
трального аппарата Минюста утверждается Советом Мини-
стров Республики Беларусь.
Территориальным органом управления юстицией явля-
ется управление юстиции областного исполнительного ко-
митета. Его деятельность регулируется соответствующим
положением. Примером такого положения может служить
Положение об управлении юстиции Гомельского областно-
го исполнительного комитета.
Согласно ему управление юстиции Гомельского област-
ного исполнительного комитета образуется Гомельским об-
ластным исполнительным комитетом (далее - облиспол-
ком), является его структурным подразделением и входит в
систему Министерства юстиции Республики Беларусь, об-
разуя с иными организациями, входящими в систему Ми-
нистерства юстиции Республики Беларусь, и Министер-
ством юстиции Республики Беларусь органы юстиции
Республики Беларусь.
Управление юстиции в своей деятельности подчиняется
облисполкому, а по вопросам реализации государственной
политики в сфере юстиции - Министерству юстиции Рес-
публики Беларусь.
Основными задачами управления юстиции являются:
материально-техническое, финансовое, организационное
и кадровое обеспечение районных судов;
организация исполнения постановлений судов и других
актов, подлежащих исполнению в соответствии с законо-
дательством Республики Беларусь;
руководство деятельностью государственных нотариаль-
ных контор и нотариусов, занимающихся частной нотари-
альной деятельностью (далее - частные нотариусы);
осуществление общего и методического руководства ад-
вокатурой;
осуществление общего руководства органами записи ак-
тов гражданского состояния;
организация работы по оказанию методической помощи
государственным организациям по совершенствованию пра-
вовой работы;
организация работы по распространению полной, досто-
верной и своевременной правовой информации в судах, го-
сударственных нотариальных конторах и среди частных
нотариусов;
государственная регистрация территориальных профес-
сиональных союзов, местных общественных объединений и
их союзов (ассоциаций), местных фондов, осуществление
контроля за соответствием деятельности этих юридических
лиц их уставам;
осуществление функций по государственной регистрации
и ликвидации юридических лиц (субъектов хозяйствования)
в пределах делегированных облисполкомом полномочий;
систематизация и хранение данных о государственной
регистрации субъектов хозяйствования и местных фондов;
осуществление контроля за деятельностью лиц, имею-
щих специальные разрешения (лицензии) на осуществле-
ние адвокатской деятельности, деятельности по оказанию
юридических услуг, деятельности по распространению пра-
вовой информации;
проведение мероприятий по предупреждению гибели и
травматизма людей при возникновении пожаров и других
чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях уп-
равления юстиции;
внедрение современных кадровых технологий формиро-
вания действенного резерва кадров, совершенствование
форм и методов подбора работников и оценка эффективнос-
ти их деятельности, координация служебного продвиже-
ния, непрерывность повышения профессионального уровня
специалистов;
формирование резерва руководящих кадров, перспектив-
ных работников с соответствующими деловыми и личност-
ными качествами.
Управление юстиции возглавляет начальник, который
назначается на должность и освобождается от должности
председателем облисполкома по согласованию с Министром
юстиции Республики Беларусь.
Начальник управления юстиции имеет заместителей,
которые по его представлению назначаются на должность и
освобождаются от должности в установленном порядке
председателем облисполкома.
В управлении юстиции может быть образована колле-
гия. Численность и персональный состав коллегии утверж-
даются облисполкомом.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами началь-
ника управления юстиции. В случае разногласий между на-
чальником управления юстиции и коллегией начальник уп-
равления проводит в жизнь свое решение, докладывая о
возникших разногласиях председателю облисполкома и Ми-
нистру юстиции Республики Беларусь, а члены коллегии в
свою очередь могут информировать облисполком и Министер-
ство юстиции Республики Беларусь о своей позиции. Струк-
тура и штаты управления юстиции, а также расходы на его
содержание утверждаются председателем облисполкома.
К системе органов юстиции можно отнести и территори-
альные отделы записи актов гражданского состояния, ко-
торые образуются местными советами депутатов. В своей
деятельности они подчиняются местным советам, их ис-
полнительно-распорядительным органам, а также Мини-
стерству юстиции в пределах его полномочий по общему
руководству органами записи актов гражданского состояния.
К основным задачам отделов записи актов гражданско-
го состояния исполнительных комитетов относятся:
обеспечение соблюдения законности в деятельности ор-
ганов записи актов гражданского состояншгасак в государ-
ственных и общественных интересах, так и в целях охра-
ны личных и имущественных прав граждан;
осуществление контроля за работой органов записи ак-
тов гражданского состояния;
совершенствование деятельности органов записи актов
гражданского состояния и повышение культуры обслужи-
вания населения;
внедрение в быт новых гражданских обрядов, связан-
ных с вступлением в брак и рождением детей, усиление
воздействия торжественной регистрации актов гражданско-
го состояния на укрепление семьи;
внедрение научной организации труда, обеспечение орга-
нов записи актов гражданского состояния квалифицирован-
ными кадрами, создание условий для наилучшего использо-
вания знаний и опыта работников и закрепления кадров.
Отдел записи актов гражданского состояния возглавля-
ет заведующий, который утверждается Советом депутатов.
Для совершения нотариальных действий в районах, го-
родах, районах в городах Республики Беларусь образуются
государственные нотариальные конторы, в том числе в горо-
де Минске и городах, являющихся областными центрами.
Одна из государственных нотариальных контор учреждается
в качестве первой государственной нотариальной конторы.
В целях улучшения нотариального обслуживания населе-
ния в указанных населенных пунктах могут открываться
филиалы государственных нотариальных контор. Организа-
ция и деятельность государственных нотариальных контор
регулируются Законом Республики Беларусь «О нотариате и
нотариальной деятельности» и соответствующими положе-
ниями о них.
Основными задачами нотариальной конторы являются:
оказание гражданам Республики Беларусь, иностранным
гражданам, лицам без гражданства, учреждениям и органи-
зациям всех форм собственности квалифицированной юри-
дической помощи по вопросам совершения нотариальных
действий;
защита прав и законных интересов граждан Республики
Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, а
также учреждений и организаций всех форм собственности;
укрепление законности и правопорядка, предупрежде-
ние правонарушений;
разъяснение законодательства среди населения;
оказание методической помощи лицам, которым в со-
ответствии с законодательными актами предоставлено пра-
во совершения нотариальных действий, а также должност-
ным лицам, которые в соответствии с законодательными
актами вправе удостоверять завещания и доверенности,
приравненные к нотариально удостоверенным.
Нотариальную контору возглавляет заведующий нота-
риальной конторой. Штат нотариальной конторы утверж-
дается Министерством юстиции Республики Беларусь.
Систему нотариата составляют также и частные нотари-
усы. Основные положения о них закреплены в Законе Рес-
публики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельнос-
ти». В нем же определены и требования, предъявляемые к
лицам, занимающимся нотариальной деятельностью. Со-
гласно статье 32 частным нотариусом в Республике Бела-
русь может быть гражданин Республики Беларусь, имею-
щий высшее юридическое образование, получивший
специальное разрешение (лицензию) на осуществление част-
ной нотариальной деятельности и отвечающий иным требо-
ваниям законодательства Республики Беларусь.
Руководство нотариатом в Республике Беларусь и госу-
дарственный контроль за нотариальной деятельностью но-
тариусов, уполномоченных должностных лиц осуществля-
ются Министерством юстиции Республики Беларусь,
управлениями юстиции, иными государственными органа-
ми в пределах их компетенции.
К органам, осуществляющим управление частными но-
тариусами, относится и Белорусская нотариальная палата,
которая согласно статье 42 указанного выше Закона явля-
ется республиканской некоммерческой организацией и пред-
ставляет собой профессиональное объединение, основанное
на обязательном членстве частных нотариусов.
5. Управление в области иностранных дел
Одной из необходимых функций государства является
организация и осуществление международных связей. Эф-
фективность ее реализации зависит от различных факто-
ров. В числе основных из них - содержание внешней поли-
тики государства.
Республика Беларусь, соблюдая международные нормы
и правила, а также строя свок> политику на базе общепри-
нятых международных актов, в качестве основных избрала
следующие основные принципы внешней политики:
адекватность этих целей фактическому вкладу в укреп-
ление международных позиций Республики Беларусь;
повышение эффективности политических, правовых,
внешнеэкономических и иных инструментов защиты госу-
дарственного суверенитета Республики Беларусь, ее нацио-
нальной экономики в условиях глобализации;
приоритет общепризнанных принципов и норм между-
народного права; развитие на их основе всестороннего со-
трудничества с иностранными государствами, международ-
ными организациями, взаимный учет й соблюдение
интересов всех членов мирового сообщества;
добровольность вхождения и участия в межгосудар-
ственных образованиях;
приверженность политике последовательной демилита-
ризации международных отношений;
отсутствие территориальных претензий к сопредельным
государствам, непризнание территориальных притязаний к
Республике Беларусь.
Основными стратегическими целями Республики Бела-
русь на международной арене являются: защита суверени-
тета государства; защита интересов граждан, общества и
государства; сохранение безъядерного статуса; приобрете-
ние нейтрального статуса. Выполнение этих и иных задач
в области международных отношений возложено сегодня
на Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области иностранных дел
Согласно Положению о Министерстве иностранных дел
(МИД) Республики Беларусь министерство является рес-
публиканским органом государственного управления, под-
чиненным Правительству Республики Беларусь, проводя-
щим государственную политику в сфере внешних связей,
осуществляющим регулирование (управление) и координа-
цию внешнеполитической деятельности, общую координа-
цию внешнеэкономической деятельности в Республике Бе-
ларусь. МИД по отдельным вопросам деятельности,
предусмотренным законодательными актами, может под-
чиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.
МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией
Республики Беларусь, иными нормативными правовыми ак-
тами, международными договорами Республики Беларусь.
Основными задачами МИД являются:
практическая реализация внешней политики Республи-
ки Беларусь;
общая координация внешнеэкономической деятельнос-
ти в Республике Беларусь;
обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в
международных отношениях;
координация деятельности республиканских органов
государственного управления по обеспечению единой поли-
тики Республики Беларусь в отношениях с иностранными
государствами, международными организациями и межго-
сударственными образованиями;
разработка предложений по вопросам внешнеполитичес-
кой и внешнеэкономической деятельности Республики Бела-
русь и реализация соответствующих решений Президента
Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь;
сбор, анализ и внесение Президенту Республики Бела-
русь, Правительству Республики Беларусь, Национальному
собранию Республики Беларусь информации по вопросам
внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;
представление Республики Беларусь в отношениях с
иностранными государствами, международными организа-
циями и межгосударственными образованиями;
защита прав и интересов физических и юридических лиц
Республики Беларусь за рубежом;
планирование внешнеполитической и внешнеэкономи-
ческой деятельности;
координация работы по присоединению Республики Бе-
ларусь ко Всемирной торговой организации;
участие в разработке и реализации программы социаль-
но-экономического развития в части внешнеэкономической
деятельности;
оказание содействия в защите внешнеэкономических прав
и интересов юридических и физических лиц Республики Бе-
ларусь, создание благоприятных условий для продвижения
белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;
координация деятельности государственных органов
Республики Беларусь по формированию и совершенствова-
нию договорно-правовой базы отношений Республики Бе-
ларусь с иностранными государствами, международными
организациями и межгосударственными образованиями;
контроль за исполнением международных договоров
Республики Беларусь государственными органами Респуб-
лики Беларусь и оказание содействия в исполнении между-
народных договоров Республики Беларусь;
руководство работой загранучреждений Республики
Беларусь;
представление информации по внешнеэкономической
деятельности государственным органам, иным юридическим
и физическим лицам Республики Беларусь и зарубежным
партнерам;
обеспечение развития инфраструктуры внешнеполити-
ческой деятельности Республики Беларусь и оказание со-
действия в развитии инфрастуктуры внешнеэкономической
деятельности республики, организация подготовки и пере-
подготовки соответствующих кадров;
разработка предложений по таможенно-тарифной полити-
ке Республики Беларусь, участие в составлении прогнозов
внешнеторгового и платежного балансов, координация дея-
тельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного
регулирования внешней торговли, участие в разработке пред-
ложений по налогообложению, относящемуся к государствен-
ному регулированию внешнеэкономической деятельности;
содействие в привлечении иностранных инвестиций в
экономику Республики Беларусь;
участие в работе по распределению государственных цен-
трализованных валютных ресурсов Республики Беларусь, а
также средств внешнего финансирования, привлекаемых
под гарантию Правительства Республики Беларусь;
участие в контроле за реализацией и возвратом иностран-
ных кредитов, предоставляемых под гарантию Правительства
Республики Беларусь, и в управлении внешним долгом страны;
содействие общественным объединениям Республики Бе-
ларусь в осуществлении связей с зарубежными партнерами и
развитии сотрудничества с соотечественниками за рубежом.
МИД возглавляет Министр, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности Президентом Республики
Беларусь. Министр по должности является членом Прези-
диума Совета Министров Республики Беларусь, имеет заме-
стителей, в том числе первого, численность которых опре-
деляется Президентом Республики Беларусь. Заместители
Министра назначаются на должность и освобождаются от
должности Советом Министров Республики Беларусь по со-
гласованию с Президентом Республики Беларусь в установ-
ленном порядке.
В МИД образуется коллегия в составе Министра (предсе-
датель коллегии) и его заместителей по должности. В ее
состав по решению Совета Министров Республики Беларусь
могут входить другие руководящие работники центрального
аппарата министерства, а также загранучреждений Респуб-
лики Беларусь. Численность коллегии утверждается Сове-
том Министров Республики Беларусь. Коллегия на своих
заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности
МИД. Решения коллегии оформляются приказами Мини-
стра. В случае разногласий между Министром и коллегией,
возникших при принятии решений, Министр реализует свои
решения, докладывая о них Совету Министров Республики
Беларусь, а члены коллегии в свою очередь могут сообщить
свое мнение Совету Министров Республики Беларусь.
Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СФЕРЕ
1. Управление в области финансов
В условиях развития рыночных отношений, когда вы-
живание, нормальное функционирование предприятия, уч-
реждения, организации, во многом зависят от финансового
положения, умения правильно использовать имеющиеся
ресурсы, особое место отводится вопросам управления. На-
личие научно обоснованной системы управления финансо-
вой отраслью, ориентированной на комплексное решение
задач учета, контроля и планирования доходов и затрат,
позволяет эффективно использовать собственные финансо-
вые средства и привлеченные инвестиции, повысить в це-
лом управляемость бизнеса, его рентабельность и конку-
рентоспособность.
Именно поэтому в Республике Беларусь большое внима-
ние уделяется вопросам формирования соответствующих уп-
равленческих систем и обеспечивающей ее работу правовой
базы. Основным правовым документом, регулирующим воп-
росы финансов, является принимаемый парламентом Респуб-
лики Беларусь закон, о бюджете Республики Беларусь.
В нем устанавливаются ежегодные основные плановые фи-
нансовые показатели доходов и расходов нашего государ-
ства. К числу правовых актов, обеспечивающих необходи-
мое государственное управление в области финансов, можно
отнести также законы Республики Беларусь «Об экономи-
ческой несостоятельности (банкротстве)», «О комитете госу-
дарственного контроля», Указ Президента Республики Бе-
ларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах
по регулированию экономических отношений», Положение
о государственном реестре финансового состояния крупных
и средних государственных предприятий и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: