Меры обеспечения административного процесса 14 глава
Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области финансов
Согласно Положению о Министерстве финансов (Мин-
фине) министерство является республиканским органом го-
сударственного управления и подчиняется Совету Мини-
стров Республики Беларусь.
Основными задачами Минфина являются:
проведение государственной политики, осуществление
регулирования и управления в финансовой сфере деятель-
ности и координация деятельности в этой сфере других рес-
публиканских органов государственного управления;
обеспечение активного использования финансов в це-
лях повышения эффективности производства, роста нацио-
нального дохода, создания и развития прогрессивных ры-
ночных форм и структур;
разработка предложений по совершенствованию форм
финансовых взаимоотношений организаций и граждан с
государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
эффективное проведение бюджетно-финансовой и нало-
говой политики;
участие в организации инвестиционного сотрудничества
республики и регулирования внешней государственной за-
долженности;
контроль за соблюдением финансовых интересов госу-
дарства, в том числе в процессе интеграции Республики
Беларусь в мировое хозяйство;
государственное регулирование и контроль в сфере дея-
тельности с драгоценными металлами и драгоценными кам-
нями, создание в республике запасов драгоценных метал-
лов и драгоценных камней;
формирование и реализация единой государственной по-
литики в области разработки и производства защищенных
бумаг и специальных материалов;
проведение государственной политики в области стра-
ховой деятельности, государственный надзор за страховой
деятельностью на территории Республики Беларусь;
осуществление лицензирования и контроль за соблюде-
нием законодательства об осуществлении лицензируемых
видов деятельности, лицензионных требований и условий
юридическими лицами и индивидуальными предпринимате-
лями, получившими в установленном порядке специальные
разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
государственное регулирование бухгалтерского учета и
отчетности;
государственное регулирование аудиторской деятельности*
Структуру Министерства финансов составляют: депар-
тамент государственных знаков; главное управление бюд-
жетной политики; главное управление налоговой политики
и доходов бюджета и др. http://www.minfin.gov.by/
Str.html. В систему Минфина входит республиканское уни-
тарное предприятие «Информационно-вычислительный
центр Министерства финансов Республики Беларусь», http:/
/www.ivcmf.by)
Минфин возглавляет Министр, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь.
Министр имеет заместителей, численность которых оп-
ределяется Президентом Республики Беларусь, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности Советом Ми-
нистров Республики Беларусь по согласованию с Президен-
том Республики Беларусь.
Для коллективного обсуждения наиболее важных воп-
росов и выработки решений по ним в Минфине образуется
коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его
заместителей и руководителя главного контрольно-ревизи-
онного управления (по должности), руководителей депар-
таментов Минфина и других работников. Численность и
персональный состав коллегии утверждаются Советом Ми-
нистров Республики Беларусь.
Решения коллегии оформляются приказами Министра
либо постановлениями Минфина. В случае разногласий
между Министром и коллегией, возникших при принятии
решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докла-
дывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а
члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Ми-
нистров Республики Беларусь.
В систему управления финансами входят также: финан-
совые управления областных исполнительных комитетов и
финансовые отделы районных (городских) исполнительных
комитетов, финансовые отделы районных администраций
г. Минска.
Финансовое управление областного исполнительного
комитета является его самостоятельным структурным под-
разделением. В своей деятельности финансовое управление
подчиняется облисполкому и Министерству финансов Рес-
публики Беларусь.
Финансовое управление руководствуется в своей дея-
тельности законодательными актами Республики Беларусь,
решениями областного Совета депутатов, решениями обл-
исполкома и распоряжениями председателя облисполкома,
нормативными правовыми актами Министерства финансов
Республики Беларусь и Положением о финансовом управ-
лении областного исполнительного комитета.
Основными задачами финансового управления являются:
обеспечение активного использования финансов в це-
лях повышения эффективности производства, создания и
развития прогрессивных рыночных формой структур;
составление проекта бюджета области и представление
его на рассмотрение облисполкома, организация работы по
распределению финансовых, в том числе валютных, ресур-
сов области, проведение в пределах своей компетенции ме-
роприятии по своевременному и полному поступлению всех
доходов, предусмотренных в бюджете, экономному и целе-
вому расходованию средств, выделяемых из бюджета;
осуществление совместно с налоговыми органами конт-
роля за соблюдением физическими и юридическими лицами
законодательства Республики Беларусь в сфере бюджетно-
финансовых отношений, в том числе валютной дисципли-
ны, за выполнением ими финансовых обязательств перед
государством.
Финансовое управление возглавляет начальник управ-
ления, назначаемый председателем облисполкома по согла-
сованию с Министром финансов Республики Беларусь.
В финансовом управлении создается коллегия, состав кото-
рой утверждается облисполкомом по согласованию с Мини-
стерством финансов Республики Беларусь.
Финансовый отдел районного (городского) исполнитель-
ного комитета является его структурным подразделением.
В своей деятельности финансовый отдел подчиняется ис-
полнительному комитету и финансовому управлению обла-
стного исполнительного комитета.
Основными задачами финансового отдела являются:
обеспечение активного использования финансов в це-
лях повышения эффективности производства;
составление проекта бюджета района (города), органи-
зация работы по распределению финансовых ресурсов райо-
на (города), проведение в пределах своей компетенции ме-
роприятий по своевременному и полному поступлению всех
доходов, предусмотренных в бюджете, экономному и целе-
вому расходованию средств, выделяемых из бюджета;
осуществление совместно с налоговыми органами конт-
роля за соблюдением юридическими и физическими лицами
законодательства Республики Беларусь в сфере бюджетно-
финансовых отношений, за выполнением ими финансовых
обязательств перед государством.
Финансовый отдел возглавляет заведующий отделом,
назначаемый председателем районного (городского) испол-
нительного комитета по согласованию с финансовым уп-
равлением областного исполнительного комитета.
2. Управление в области экономики
Экономика, ее состояние и перспективы развития явля-
ются важнейшими характеристиками государства, опреде-
ляющими благосостояние и стабильность общества. Важ-
ным условием экономического благополучия является и
участие государства в вопросах регулирования экономики.
Анализ административной практики последних десятиле-
тий показывает, что управление сферой экономики в Рес-
публике Беларусь претерпело значительные изменения. До
конца 1991 г. оно осуществлялось в условиях безрыноч-
ной, административно-командной системы народного хозяй-
ства. В основе управления экономикой лежали принципы
государственной собственности на средства производства и
жесткого государственного планирования экономического и
социального развития государства.
В результате распада СССР и перехода экономики Рес-
публики Беларусь на путь рыночных преобразований сегод-
ня у нас наряду с государственным стал развиваться и не-
государственной, частнособственнический сектор эконо-
мики. Соответственно выделились и два различных уровня
участия государства в экономических процессах: первый -
государственное регулирование государственного сектора
экономики, в основе которого лежит централизованное пла-
нирование, и второй - использование налогов, гарантий,
кредитов, таможенных тарифов и пошлин и других мето-
дов экономического воздействия на негосударственный сек-
тор экономики.
Одним из основных элементов государственного управ-
ления в области экономики является законодательство.
В последние годы в Республике Беларусь принят ряд доку-
ментов, затрагивающих вопросы управления экономичес-
кой отраслью. Среди них: постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г,: № 1682
«Об утверждении комплекса мер Правительства Республи-
ки Беларусь по выполнению Программы структурной пере-
стройки и повышения конкурентоспособности экономики
Республики Беларусь», постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 31 августа 2007 г. «О мероприяти-
ях по реализации Директивы Президента Республики Бела-
русь от 14 июня 2007 г. № 3» и др.
Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области экономики
Согласно Положению о Министерстве экономики (Мин-
экономики) министерство является республиканским орга-
ном государственного управления, подчиненным Прави-
тельству Республики Беларусь, проводящим государ-
ственную политику, осуществляющим регулирование и уп-
равление в сфере разработки и реализации государственной
социально-экономической политики, координирующим де-
ятельность в этой сфере других республиканских органов
государственного управления.
Минэкономики проводит государственную политику и
осуществляет регулирование и управление государственным
имуществом и приватизацией, поддержку предприниматель-
ства, осуществляет общую координацию проведения госу-
дарственной инвестиционной политики, обеспечение про-
тиводействия монополистической деятельности и развития
конкуренции, деятельности субъектов естественных моно-
полий. http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf
В структуру министерства входят: департамент по цено-
вой политике; департамент по санации и банкротству; де-
партамент по предпринимательству и др.
Основными задачами Минэкономики являются:
разработка государственной экономической политики,
общей стратегии и главных направлений социально-эко-
номических преобразований в республике на основе комплекс-
ных научных исследований, изучения и использования ми-
рового опыта;
разработка методов и средств достижения макроэконо-
мической стабилизации, создание условий для устойчивого
экономического роста и повышения благосостояния насе-
ления на основе сочетания инструментов рыночного и госу-
дарственного регулирования;
разработка научно обоснованных концепций, государ-
ственных программ и прогнозов социально-экономического
развития Республики Беларусь на долго-, средне-, кратко-
срочную перспективу и на текущий период в целом по рес-
публике, секторам экономики, отраслям и административно-
территориальным единицам республики и изменений к ним;
проведение государственной инвестиционной политики,
формирование экономической среды, способствующей при-
влечению и повышению эффективности использования
внутренних и внешних инвестиций, и на этой основе обес-
печение устойчивого экономического развития Республики
Беларусь;
анализ и оценка социально-экономической ситуации в
Республике Беларусь, выработка в связи с этим необходи-
мых мер и предложений;
участие в государственном регулировании в бюджетно-
финансовой, налоговой, денежно-кредитной, ценовой и со-
циальной сферах как составных частях социально-эконо-
мической сфере, разработка мер, стимулирующих рациональное исполь-
зование ресурсного, производственного, научно-техническо-
го и кадрового потенциала Республики Беларусь;
прогнозирование.денежных и товарных потоков, подго-
товка платежного, торгового, финансовых и товарных ба-
лансов, баланса денежных доходов и расходов населения и
других балансов;
разработка методологии формирования издержек произ-
водства и обращения, формирования и оценки обеспеченно-
сти организаций оборотными средствами, определение ме-
тодов совершенствования расчетов в народном хозяйстве;
разработка и реализация государственной амортизаци-
онной политики, обеспечение функционирования системы
воспроизводства основных фондов и нематериальных акти-
вов, формирования и эффективного использования средств
амортизационных фондов;
разработка основных направлений развития топливно-
энергетического комплекса, определение потребностей рес-
публики в топливе, электрической и тепловой энергии;
разработка и реализация государственной политики в
области управления государственным имуществом и прива-
тизацией, защиты имущественных прав и интересов Рес-
публики Беларусь на ее территории и за рубежом, поддерж-
ки предпринимательства, малого и среднего бизнеса,
противодействия монополистической деятельности и раз-
вития конкуренции, деятельности субъектов естественных
монополий;
разработка и осуществление мер по укреплению эконо-
мического сотрудничества с государствами - участниками
СНГ, по развитию интеграционных процессов с Российской
Федерацией, а также по участию Республики Беларусь в
экономической интеграции с иными государствами.
В структуре Минэкономики действуют департамент го-
сударственных знаков и департамент по ценным бумагам.
В министерстве имеются также фонды с правами юриди-
ческого лица, главные управления, управления и отделы.
Департаменты и фонды осуществляют исполнительные,
контрольные, регулирующие и другие функции, отнесенные
к сфере ведения и компетенции Минэкономики.
В систему Минэкономики входят подчиненные ему по
вопросам реализации государственной политики террито-
риальные органы государственного управления (областные
и Минский городской территориальные фонды государствен-
ного имущества), Научно-исследовательский экономичес-
кий институт Минэкономики.
В подчинении Минэкономики находятся Республикан-
ское унитарное предприятие вычислительной техники и ин-
форматики «БелВТИ», Республиканское унитарное предпри-
ятие «Институт недвижимости и оценки».
Минэкономики возглавляет Министр, который назна-
чается на должность и освобождается от должности Прези-
дентом Республики Беларусь.
Министр экономики имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности в установ-
ленном порядке. Численность заместителей Министра эко-
номики определяется Президентом Республики Беларусь по
представлению Совета Министров Республики Беларусь.
Для коллективного обсуждения наиболее важных воп-
росов и выработки решений по ним в Минэкономики обра-
зуется коллегия в составе Министра (председатель колле-
гии), заместителей Министра, директоров департаментов и
фонда по должности. В ее состав по решению Совета Мини-
стров Республики Беларусь могут входить другие работни-
ки Минэкономики и находящихся в его подчинении орга-
низаций. Численность коллегии утверждается Советом
Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии оформляются протоколами и реали-
зуются на основании принятых на их основе приказами,
постановлениями Минэкономики. В случае разногласий
между Министром и членами коллегии, возникших при при-
нятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения,
докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь,
а члены коллегии в свою очередь могут сообщить свое мне-
ние в Совет Министров Республики Беларусь.
В целях выработки научно обоснованных решений по
социально-экономическим вопросам, а также координации
экономических исследований при Минэкономики создается
экономический совет, в состав которого включаются специ-
алисты органов управления, отраслей экономики, ведущие
ученые, руководители территориальных органов по эконо-
мике, управлению государственным имуществом, привати-
зации, предпринимательству, антимонопольной и ценовой
политике.
В систему управления экономикой входят также: коми-
теты экономики областных исполнительных комитетов,
управления (отделы) экономики городских (районных) ис-
полнительных комитетов, управления экономики район-
ных администраций г. Минска.
Комитет экономики областного исполнительного ко-
митета является его структурным подразделением осуще-
ствляющим регулирование и управление в сфере разработ-
ки и реализации социально-экономической политики
области, подчиняется облисполкому и Министерству эко-
номики Республики Беларусь.
Основными задачами комитета являются:
разработка общей стратегии и главных направлений со-
циально-экономического развития области с учетом обще-
государственных интересов, местных условий и ресурсов;
разработка научно обоснованных программ и прогнозов
социально-экономического развития области на долго-,
средне-, краткосрочную перспективу и на текущий период в
целом по области, отраслям экономики и административ-
но-территориальным единицам области;
координация на основе экономических методов руковод-
ства деятельности расположенных на территории области
организаций республиканской и коммунальной форм соб-
ственности с целью повышения эффективности хозяйство-
вания, достижения высоких конечных результатов;
проведение инвестиционной политики, формирование
экономической среды, способствующей привлечению и по-
вышению эффективности использования внутренних и внеш-
них инвестиций;
анализ и оценка социально-экономической ситуации в
области, выработка в связи с этим необходимых мер и пред-
ложений;
организация осуществления экономических реформ, про-
водимых в Республике Беларусь;
принятие мер по реализации государственной политики
по поддержке и развитию предпринимательства.
Комитет возглавляет председатель, который назнача-
ется на должность и освобождается от должности председа-
телем облисполкома по согласованию с Министром эконо-
мики Республики Беларусь.
Председатель комитета имеет заместителей, назначае-
мых на должность и освобождаемых от должности по его
представлению председателем облисполкома.
Для коллективного обсуждения наиболее важных воп-
росов и выработки решений по ним в комитете образуется
коллегия в составе председателя комитета (председатель
коллегии), заместителей председателя, а также других ру-
ководящих работников комитета, управлений, комитетов и
отделов облисполкома. Положение о коллегии, численность
и персональный состав коллегии утверждаются облиспол-
комом. Решения коллегии оформляются протоколами.
В случае разногласий между председателем коллегии и чле-
нами коллегии, возникших при принятии решений, предсе-
датель проводит в жизнь свои решения, докладывая о них
председателю облисполкома. Члены коллегии в свою очередь
могут сообщить свое мнение председателю облисполкома.
Управление (отдел) экономики городского (районного)
исполнительного комитета области является структурным
подразделением городского (районного) исполнительного
комитета, осуществляющим регулирование и управление в
сфере разработки и реализации социально-экономической
политики города (района), подчиняется городскому (район-
ному) исполнительному комитету и комитету экономики
областного исполнительного комитета.
Основными задачами управления (отдела) являются:
разработка общих направлений социально-экономичес-
кого развития города (района) с учетом общегосударствен-
ных интересов, а также местных условий и ресурсов;
разработка научно обоснованных программ и прогнозов
социально-экономического развития города (района) на
долго-, средне-, краткосрочную перспективу и на текущий
период в целом по городу (району), отраслям экономики и
организациям;
координация на основе экономических методов руковод-
ства деятельности расположенных на территории города
(района) организаций республиканской и коммунальной
форм собственности с целью повышения эффективности хо-
зяйствования, достижения высоких конечных результатов;
проведение инвестиционной политики, формирование
экономической среды, способствующей привлечению и по-
вышению эффективности использования внутренних и внеш-
них инвестиций;
анализ и оценка социально-экономической ситуации в
городе (районе), выработка в связи с этим необходимых
мер и предложений;
организация осуществления экономических реформ, про-
водимых в Республике Беларусь.
Управление (отдел) возглавляет начальник (заведую-
щий), который назначается на должность и освобождается
от должности председателем городского (районного) испол-
нительного комитета по согласованию с комитетом эконо-
мики областного исполнительного комитета.
3. Управление в области статистики
и анализа
Как показывает анализ специальной литературы, госу-
дарственная статистика представляет собой систему сбора,
обработки, обббщения, накопления, хранения, защиты,
представления, распространения и использования органами
государственной статистики и уполномоченными государ-
ственными организациями первичных статистических дан-
ных и сводных статистических данных (информации) об эко-
номическом, демографическом, социальном и экологическом
положении. Она осуществляется на основе ряда принципов.
В их числе:
научная обоснованность и объективность статистичес-
ких данных (информации);
актуальность и своевременность статистических дан-
ных (информации);
конфиденциальность первичных статистических данных;
сопоставимость статистических данных (информации);
доступность и открытость сводных статистических дан-
ных (информации);
профессионализм и независимость при осуществлении
государственной статистической деятельности.
Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области статистики и анализа
Согласно Положению о Министерстве статистики и ана-
лиза Республики Беларусь (Минстат) министерство являет-
ся республиканским органом государственного управления,
проводит государственную политику в области государ-
ственной статистики, осуществляет руководство государ-
ственной статистикой в Республике Беларусь и координи-
рует деятельность в этой области.
Минстат в своей деятельности руководствуется Консти-
туцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь
«О государственной статистике».
Минстат, территориальные органы государственной ста-
тистики входят в систему органов государственной статис-
тики. К территориальным органам государственной статис-
тики относятся областные и Минское городское управления
статистики. В структуру областных и Минского городского
управлений статистики входят отделы статистики в райо-
нах и городах (районах г. Минска).
В систему Минстата входят: государственное учрежде-
ние «Научно-исследовательский институт статистики Ми-
нистерства статистики и анализа Республики Беларусь»;
информационно-технологическое унитарное предприятие
Министерства статистики и анализа Республики Беларусь
«Главный вычислительный центр»; республиканское уни-
тарное предприятие «Вычислительный центр Брестского
областного управления статистики»; республиканское уни-
тарное предприятие «Вычислительный центр Витебского
областного управления статистики»; республиканское уни-
тарное предприятие «Вычислительный центр Гомельского
областного управления статистики»; республиканское уни-
тарное предприятие «Вычислительный центр Гродненского
областного управления статистики»; республиканское уни-
тарное предприятие «Вычислительный центр Минского об-
ластного управления статистики»; республиканское уни-
тарное предприятие «Вычислительный центр Могилевского
областного управления статистики».
Минстат возглавляет Министр, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь. Министр имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности в соответ-
ствии с законодательством.
Численность заместителей Министра определяется Пре-
зидентом Республики Беларусь по представлению Совета
Министров Республики Беларусь.
В Минстате создается коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), его заместителей по должности,
руководителей структурных подразделений аппарата мини-
стерства, а также руководителей территориальных органов
государственной статистики и подчиненных Минстату орга-
низаций.
Численность и персональный состав коллегии утверж-
даются Советом Министров Республики Беларусь по пред-
ставлению Министра.
Решения коллегии оформляются постановлениями Мин-
стата и приказами Министра.
В случае расхождения во мнениях, которое может воз-
никнуть между Министром и членами коллегии Минстата при
обсуждении вопросов и принятии решений, Министр прово-
дит свое решение в жизнь и сообщает об этом Совету Мини-
стров Республики Беларусь. Члены коллегии могут сообщить
свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.
К республиканским органам, осуществляющим свою де-
ятельность в области статистики, относится и Межведом-
ственный совет по государственной статистике. Согласно
Положению о нем Межведомственный совет по государ-
ственной статистике является консультативным органом по
координации деятельности в сфере организации государ-
ственных статистических наблюдений на основе научно
обоснованной статистической методологии.
Основными задачами Совета являются:
рассмотрение предложений по упорядочению и совер-
шенствованию форм государственной статистической отчет-
ности и подготовка соответствующих предложений по ним;
рассмотрение научно обоснованных предложений по
вопросам целесообразности проведения новых государствен-
ных статистических наблюдений на предстоящий год.
Совет состоит из председателя - заместителя Премьер-
министра Республики Беларусь, заместителя председателя,
секретаря, а также членов Совета из числа министров, за-
местителей министров, руководителей организаций, ученых,
руководителей структурных подразделений республикан-
ских органов государственного управления.
Состав Совета утверждается Советом Министров Рес-
публики Беларусь. На заседания Совета могут приглашать-
ся представители республиканских органов государствен-
ного управления, иных государственных организаций,
подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных
исполнительных и распорядительных органов, научных и
общественных организаций.
Для анализа поступающих в Совет материалов, подго-
товки заключений по ним, а также для выполнения отдель-
ных решений Совета председателем Совета могут создавать-
ся рабочие группы из числа членов Совета и привлекаемых
для этих целей специалистов.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости,
но не реже двух раз в год. Руководит работой Совета пред-
седатель, а при его отсутствии - заместитель председателя.
Заседание Совета считается правомочным, если на нем
присутствует не менее двух третей его состава. Решения
принимаются простым большинством голосов членов Сове-
та, присутствующих на заседании. При равенстве голосов
решающим считается голос председателя Совета. Решения
Совета оформляются протоколами, которые подписывают-
ся председателем, секретарем и в двухнедельный срок со
дня проведения заседания доводятся до заинтересованных.
Систему территориальных органов государственной ста-
тистики составляют областные и Минское городское управ-
ления статистики, а также входящие в них отделы статис-
тики в районах и городах (районах города Минска).
4. Управление в области налогов и сборов
Изучение истории государства показывает, что одной из
его функций является сбор налогов и иных предусмотрен-
ных законодательством платежей. Анализ специальной ли-
тературы и практики показывает, что эта работа должна
проводиться на основе ряда принципов, среди которых мож-
но назвать: стабильность и предсказуемость налоговой по-
литики; упрощение порядка исчисления налогов и др. К чис-
лу принципов налоговой системы государство необходимо
отнести также налаживание партнерских отношений с пла-
тельщиками, а также обеспечение добровольности налого-
вых выплат. Именно эти положения лежат в основе работы
системы налоговых органов Республики Беларусь. Не менее
важным является и законность деятельности этих органов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: